Что значит капитан 1 ранга
Звание капитана 1 ранга: история, заслуги и погоны
В детстве каждый ребенок мечтал стать военным. Это доблестная и мужественная профессия, подкрепленная всеобщим почетом и уважением среди всех людей. В военном деле много званий – от младшего состава до генеральского, однако сегодня речь пойдет именно о капитане 1 ранга.
Все, что нужно знать
Что такое капитан 1-го ранга? Давайте попробуем ответить на этот вопрос. Морской капитан 1 ранга (сокращенно капраз, или коперанг) – корабельное воинское звание, используемое на Военно-Морском Флоте (ВМФ) Российской Федерации и странах СНГ. Относится к старшим офицерским званиям. По своей значимости капитан 1 ранга – полковник соответственно сухопутному званию в Вооруженных Силах России.
Немного истории
Звание капитана 1 ранга было введено в 1713 году в Российской империи основателем русского военного флота Петром I. В 1731 году деление на ранги было отменено вплоть до сентября 1751-го.
Чему соответствует звание?
Капитан 1 ранга соответствует высшему званию среди всех званий, причисляемых к так называемому старшему офицерскому составу ВМФ. Туда входят также капитан 3 ранга (относительно низший по старшинству) и капитан 2 ранга. Выше капитана 1-го ранга идут только адмиральские звания, такие как контр-адмирал, вице-адмирал и адмирал. Предельный возраст капитана 1-го ранга не должен превышать 55 лет.
Каковы полномочия?
Капитан 1-го ранга по своему статусу может командовать соответствующими кораблями. К ним относятся самые крупные судна в ВМФ, такие как авианосцы, большие ракетные крейсеры и атомные подводные лодки. Судно первого ранга и, соответственно, его капитан имеет старшинство над судами рангом ниже. В России на данный момент к кораблям первого ранга относятся такие суда, как «Адмирал Кузнецов», «Адмирал Нахимов» (атомный ракетный крейсер) и так далее.
Иногда на флоте можно встретить для инженерно-плавающего состава звание инженер-капитан 1-го ранга. Оно было введено уже в Советском Союзе в Рабоче-Крестьянском Красном Флоте в 1971 году, а затем перешло в ВМС СССР и стало относиться к старшему инженерно-техническому составу.
Отличия погон
Погоны капитана 1 ранга практически соответствуют погонам полковника в сухопутных силах и авиации за исключением цвета. Они черные с золотыми линиями и звездами в парадном варианте, имеют золотой (желтый) цвет с черными линиями. В каждой доблестной профессии есть свои герои. Именно о выдающихся капитанах 1-го ранга и пойдет речь в дальнейшем.
Герой посмертно
Капитан 1-го ранга Лячин Геннадий Петрович – герой России, который был рожден в 1955 году в Волгоградской области. Командовал печально известной затонувшей подлодкой «Курск» проекта К-141.После окончания школы он решил поступать в Ленинградское высшее военно-морское училище Ленинского комсомола. За все время существования этого училища более сотни его выпускников получили звание адмирала, а 16 стали Героями советского Союза и Российской Федерации. В 1998 году, в связи с реформами в ВМФ, училище соединили с Высшим военно-морским училищем имени М. В. Фрунзе. Учебное заведение сменило название на Санкт-Петербургский военно-морской институт.
10 августа во время планового патрулирования субмарина « Курск» пропала с радаров, никто из экипажа не выходил на связь больше двух суток. Для спасения моряков были направлены отечественные и иностранные специалисты. К сожалению, хороших новостей для родственников не приходило. В результате стало известно, что 12 августа 2000 года Лячин и весь личный состав подлодки погибли. Эта катастрофа АПК стала одной из самых трагичных в новейшей истории современной России. Капитана Геннадия Лячина представили к Герою России посмертно. Его похоронили на Аллее героев Серафимского кладбища вместе с членами своего экипажа. В честь него названа школа г. Волгограда, где он учился.
Капитан 1-го ранга Алексей Димитров
Другим выдающимся офицером и героем РФ является Алексей Димитров – командир атомной подводной лодки. Отец Алексея тоже капитан 1-го ранга, командовал известной всем подводной лодкой К-19. После окончания школы в 1990 году перед Алексеем не вставал вопрос о дальнейшей судьбе. Он поступил в военно-морское училище. После обучения начинал военную службу на многоцелевой подводной лодке «Тигр».
После получения звания капитана 1-го ранга проходил службу на таких подводных лодках: «Волк», «Леопард», «Вепрь», «Гепард» и «Пантера». Сейчас он командует экипажем подводной лодки «Тигр». Во время учений Северного и Тихоокеанского флотов его экипаж получил высокую оценку от адмирала Владимира Высоцкого. В 2006 и 2009 годах подлодки под командованием капитана Дмитрова были признаны лучшими в морском флоте страны.
От фрегата до величественного судна
Следующий капитан, о котором хочется рассказать, – Сергей Захарович Балк. Родился он в 1866 году в семье отставного военного. В 1887-м окончил военно-морское училище. После этого проходил службу на фрегате «Генерал-Адмирал», а с 1890 по 1892 год служил на крейсере «Минин».
Капитан В. Ф. Руднев отзывался о Балке так: «При выполнении наиболее серьезных должностных обязанностей не испытывает никаких проблем, делает все четко, уверенно, качественно и с большим энтузиазмом. В морском деле разбирается хорошо, нередко к нему обращаются за советом. Исполнительный, умеет подчиняться, однако в строевом отношении ему требуется больше усердия. Человек он прямой, честный и справедливый. Отличный товарищ и подчиненный».
Капитан «Ермака» Д. Ф. Юрьев, который относился к Балку с презрением, отмечает, что он испытывает особую тягу к опасностям, вызываемым бурями, войной, стихийными бедствиями, к опасным для жизни походам, в бой всегда рвется первым, так как мечтает о героических поступках. Эти обстоятельства разжигают в нем страсть и энтузиазм. Именно в таких опасных обстоятельствах он может принести наибольшую пользу Российской империи.
За отвагу и мужество во время чрезвычайных происшествий Сергей Захарович был награждён орденом за спасение погибавших в 1890 году. Благодаря своим личностным качествам Балк произвел хорошее впечатление на командование и был назначен капитаном буксирного судна «Силач». К началу русско-японской войны Балк за свой несгибаемый характер приобрёл большую известность на русском флоте. Ему поручали самые сложные и трудновыполнимые задания. Он пользовался большим уважением у матросов. Звездным часом для Балка стала оборона Порт-Артура, где он и его команда на своем буксире «Силач» оказывали неоценимую помощь подбитым в боях кораблям.
Несмотря на большое желание вступить в бой, он понимал всю ответственность своей работы. Балк вспоминает своё участие в спасении подбитого броненосца «Ретвизан» так: «Бывало, я чувствовал печаль и угрызения совести, что находился здесь, на буксирном корабле, а не на миноносце, чтобы на нем броситься в самое пекло боя. Но когда видишь, что именно наш «Силач» спасает один из лучших кораблей России, то чувствуешь свою важность и значимость, и сразу становится легче». Даже в это непростое время, осенью 1904-го, Балк выглядел всегда уверенно и много шутил. Один из его сослуживцев вспоминает, как они вместе обивали пороги чиновников для получения нужных материалов. Для большего успеха выжидали обстрела со стороны японцев и после последнего (во время которого японский снаряд упал в нескольких метрах от конторы), войдя в контору, Балк громко пробасил: «Эх, здорово бахнул! Ух, проклятый, разорвался прямо у наших дверей. Неплохо косоглазые пристрелялись!»
После русско-японской войны, 6 декабря 1910 года он получил капитана 1-го ранга. После этого командовал сторожевым кораблем «ПОГРАНИЧНИК», а в январе 1913 года его перевели на транспортный корабль «Рига». Там он начал много пить, и в его голову все чаще приходили мысли о самоубийстве, но все относились к его словам, как к пьяной шутке. 27 февраля 1914 года он застрелился в своей каюте. Балк был погребен на кладбище Гельсингфорса.
В заключение
Не все знают, но родной дядя главы Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Шеломов Иван Иванович (1904-1973), ветеран ВМФ СССР, тоже был капитаном 1 ранга. Военную службу он начинал курсантом (1924-1926) с военно-морского училища. С 1926 по 1930 год обучался в Военно-морском училище имени М. В. Фрунзе. После этого проходил службу в штабе Балтийского флота, неоднократно поощрялся за отвагу, доблесть и хорошую службу.
Капитан 1 ранга Денис Шарыпов: «Постоянная готовность выйти в море – это нормальное состояние каждого подводника»
«Наш экипаж выполнял своё дело так, как умеет. И лодка после заводского ремонта не подвела»
– Денис Александрович, По итогам 2019 года лодка «Омск» недавно вышла из планового ремонта и практически сразу стала лучшей на Тихоокеанском флоте, получив два переходящих приза Главнокомандующего ВМФ. Как это стало возможным? Из завода – и сразу в бой. Даже обычный автомобиль после ремонта нужно сначала немного обкатать, а водителю восстановить свой навык. У вас же экипаж численностью более ста человек, сложнейшая техника и целый ряд непростых задач…
– Есть у подводников в этом отношении своя специфика. Почти как у космонавтов, работающих на пилотируемой Международной космической станции, когда один экипаж возвращается на землю, а другой заменяет его на орбите. И всё при этом продолжает работать в штатном режиме. У нас примерна такая же картина. Вообще я командую экипажем подводного крейсера «Томск». А поскольку «Омск» и «Томск» – лодки одного проекта, у нас практикуется, когда возникает необходимость, что один экипаж заменяет другой и выходит в море не на своем борту. На надводных кораблях, к примеру, подобное невозможно в принципе.
Справка
Подводные лодки проекта 949А «Антей» («Омск», «Томск» и ещё шесть корпусов) предназначены для уничтожения авианосных ударных соединений. Скорость хода в подводном положении более 30 узлов, предельная глубина погружения – 500 метров. АПЛ с экипажем из 130 человек может 120 суток находиться в автономном плавании. Главное вооружение – ракетный комплекс П-700 «Гранит». По плану модификации предусмотрена замена ракет на более современные П-800 «Оникс» или ракеты из семейства «Калибр».
В июне 2019 года после завершения среднего заводского ремонта и модернизации «Омска» мне с экипажем «Томска» был поставлена задача принять лодку и перегнать её из Приморского края к месту постоянного базирования в посёлок Рыбачий. И после выполнения обязательного ряда тестовых задач в акватории Японского моря, участия в Военно-морском параде во Владивостоке по случаю Дня ВМФ мы погрузились на заданную глубину и в подводном положении осуществили межбазовый переход на Камчатку.
И корабль почти сразу же включился в реализацию плана боевой подготовки, согласно которому предстояло принять участие во флотских учениях и выполнить несколько учебных упражнений в море. Поскольку экипаж «Томска» к тому времени оказался подготовленным лучше, чем отстоявший четыре года в ремонте заводской экипаж «Омска», на нас эта задача и была возложена. Сначала мы успешно «отстрелялись» крылатой ракетой по судну-мишени, поразив цель, имитировавшую надводный корабль условного противника на удалении свыше 350 километров. А спустя всего несколько дней с таким же успехом торпедировали и «вражескую» субмарину. Причём вторая задача оказалась сложнее.
«Омску» предстояло скрытно перейти в район учений, обнаружить там супостата, роль которого исполнял атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Александр Невский» (проект 955), и уничтожить его. Всё было проделано безукоризненно, мы выбрали выгодную для атаки позицию и, находясь в подводном положении, произвели стрельбу по цели практической торпедой. Экипаж «Невского», в свою очередь, принял необходимые меры для ухода от поражения торпедой с использованием гидроакустических помех. А спустя два месяца уже «Омск» стал лодкой условного противника и точно также же маневрировал, уходя от торпедной атаки, которую провел экипаж АПЛ «Кузбасс» (проект 971 «Щука-Б»).
Затем при подведении итогов командованием Подводными силами Тихоокеанского флота выяснилось, что именно атомный крейсер «Омск» по результатам выполненных упражнений оказался впереди остальных. Почему подобное стало возможным, не готов ответить. Просто наш экипаж выполнял своё дело так, как умеет. Как приучился делать это всё последнее время. И лодка, прошедшая заводской ремонт, не подвела. Все бортовые механизмы и системы прошли проверку в «боевых» условиях без единого сбоя. Хочу добавить, что за три прошедших года экипаж АПРКР «Томск» удостоен пяти призов Главкома ВМФ. Помимо двух нынешних, два приза мы заработали в прошлом году и один – в 2017-м. А по итогам боевой подготовки 2018 учебного года наш экипаж объявлен лучшим в Военно-Морском флоте.
– А как чувствовала себя ваша родная лодка, пока вы «воевали» на «Омске»? Она ведь мирно стояла на пирсе?
– Нормально. У нас, как и на каждой лодке, существует второй экипаж. И пока первый морячил, второй всё время поддерживал корабль в нужной степени боевой готовности. Могу вас заверить: «Томск» вышел бы в назначенный район по команде без всяких проблем, если бы такая необходимость возникла. Постоянная готовность выйти в море – это нормальное состояние каждого подводника.
«Срочников по призыву, служащих всего один год, на подлодки, равно как и на надводные корабли, не направляют»
– Что значит для корабля носить имя города: насколько это помогает, или наоборот? К чему это обязывает экипаж и есть ли в его составе призывники из Омска и Томска?
– Безусловно, моряки гордятся тем, что имеют честь носить имена великих городов Сибири. А мы в свою очередь знаем, что всякий раз, когда где-то одной строкой или словом говорится про атомный подводный крейсер, успешно выполнивший ракетную стрельбу, или какую-то другую задачу, обязательно есть горожане, которые ощущают гордость и за свой родной город, и за людей, живущих в нём.
Мы, конечно же, взаимодействуем с военными комиссариатами Томской и Омской областей и всегда с особым радушием приветствуем парней, которые призываются на военную службу на наши корабли из этих регионов. Особенно актуально это было в прошлые годы, когда срочники служили сначала три, а потом два года. Призывников целенаправленно направляли на именные корабли.
С переходом же на 12-месячный срок службы акцент стал делаться не на территориальность, а на профессионализм. Да и учитывая сложность современной аппаратуры, которую приходиться обслуживать, срочников по призыву, служащих всего один год, на подлодки, равно как и на надводные корабли, не направляют.
Поэтому всем сибирякам, мечтающим о службе на море, придётся заключить контракт с Минобороны и вникать в профессию более тщательно. А мы – командиры различных степеней и рангов – всегда готовы им в этом помочь.
«Высокий профессионализм и любовь к своему делу офицеров, мичманов, старшин и матросов позволит обоим экипажам сохранить за собой звание лучших на флоте»
– Известно, что командир «Омска» капитан 1 ранга Александр Астапов стал Героем России, когда перегонял лодку с Северного флота на Тихоокеанский. А достиг ли кто-то подобных вершин из последующих командиров?
– Высшее звание страны нужно заслужить, причём с риском для жизни и далеко не каждому такое выпадает. Все командиры, командовавшие лодками в различные периоды времени, уходя из экипажа всегда оставляли в нём кусочек своей души. Многие из них и сегодня продолжают как военную, так и гражданскую службу на высших командных и управленческих должностях. В их числе – начальник штаба Северного флота вице-адмирал Владимир Гришечкин, командир 7-й дивизии подводных лодок Подводных сил Северного флота капитан 1 ранга Александр Заренков, начальник штаба 10-й дивизии подводных лодок Подводных сил Тихоокеанского флота капитан 1 ранга Иван Губин. А капитаны 1 ранга запаса Вячеслав Черноус и Александр Цымбалюк работают в администрации Томской области, где передают свой опыт молодому поколению будущих защитников Отечества. И в какой-то степени отвечают на вопрос в отношении взаимодействия с администрациями городов, чьё имя носят наши корабли.
– Ну коль скоро вы сегодня держите ответ за две лодки, расскажите каковы их планы в новом учебном году?
– Перед обеими стоят ответственные учебно-боевые задачи. Спланированы ракетные и торпедные стрельбы, целый ряд мероприятий по поддержанию оперативного режима и демонстрации флагов России и ВМФ в различных районах Мирового океана. Не сомневаюсь, что высокий профессионализм и любовь к своему делу офицеров, мичманов, старшин и матросов станет той самой основой, которая позволит обоим экипажам сохранить за собой звание лучших на флоте. А простые люди, которые далеки от всех наших забот, могут быть абсолютно уверенными, что атомный подводный флот, если понадобится, обеспечит мир над их головами.
Капитан 1-го ранга
В ВМФ СССР для инженерного плавающего состава (плавсостава) военно-морского флота присваивалось звание капитан 1-го ранга-инженер. Остальным военнослужащим ВМФ (берегового состава: медицинской службы, химической службы, политических работников, морской пехоты, морской авиации) присваивалось звание полковник.
В военно-морских флотах многих стран мира эквивалентные звания обычно называются «капитан» (англ. Captain ). Для отличия от звания «капитан» звание часто переводится «кэптен». В германском флоте эквивалентное звание звучит как нем. Kapitän zur See (капитан моря), в испаноязычных исп. Capitán de navío . Возможны и другие варианты.
Иногда применяется сокращённое название «каперанг» и жаргонное «капраз».
См. также
- Перед знаком «/» указаны войсковые воинские звания, а после — корабельные.
- Совпадающие войсковые и корабельные воинские звания указаны без знака «/».
- Курсивом помечены вышедшие из употребления звания.
- Перед знаком «/» обозначаются сухопутные звания, а после — морские.
- Маршалы родов войск в своё время приравнивались к генералам армии и адмиралам флота.
- Звания, рядом с которыми нет знака «/» называются одинаково, как в сухопутных войсках, так и на флоте.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое “Капитан 1-го ранга” в других словарях:
КАПИТАН 1-ГО РАНГА — 1. Военное звание в РКВМФ. 2. Второй штаб офицерский чин в старом флоте. По действовавшим в то время законам капитаны 1 го ранга могли быть назначаемы на должности командиров судов 1 го ранга. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.:… … Морской словарь
КАПИТАН 2-ГО РАНГА — 1. Военное звание в РКВМФ. 2. Первый штаб офицерский чин в старом флоте. Капитаны 2 го ранга могли быть назначаемы на должности командиров судов 2 го ранга. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ… … Морской словарь
КАПИТАН 3-ГО РАНГА — военное звание в РКВМФ. Существовало в русском флоте в петровские времена в 1720 1724 г. г. и в 20 х 30 х гг. XIX в. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
КАПИТАН 1-ГО РАНГА — Чин во флоте, равный полковнику. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
КАПИТАН 2-ГО РАНГА — Чин во флоте, равный подполковнику в армии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
Капитан 2-го ранга — У этого термина существуют и другие значения, см. Капитан … Википедия
Капитан 3-го ранга — У этого термина существуют и другие значения, см. Капитан. Повседневный погон капитана 3 го ранга Капитан 3 го ранга в ВМФ России воинское звание, соответствующее званию майора в сухопутных войсках и авиации. Перед воинским званием… … Википедия
капитан 1 первого ранга – инженер — капит ан 1 (п ервого) р анга инжен ер, капит ана 1 (п ервого) р анга инжен ера … Русский орфографический словарь
Шмидт, Владимир Петрович (капитан 1-го ранга) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шмидт. Владимир Петрович Шмидт (Шмитт) (1 марта 1883 … Википедия
Смирнов, Владимир Васильевич (капитан 1-го ранга) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Смирнов, Владимир Васильевич. Владимир Васильевич Смирнов (8 декабря 1856(18561208)) русский морской офицер, капитан 1 го ранга, участник Цусимского сражения. Биография Сын надворного… … Википедия
Источники:
https://fb.ru/article/324762/zvanie-kapitana-ranga-istoriya-zaslugi-i-pogonyi
https://zvezdaweekly.ru/news/t/20201151053-9wL1t.html
https://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/30372