Сколько раз пушкин был на дону
Пушкин в Ростове-на-Дону
1820-й год. Сосланный царем за стихи и за них же боготворимый обществом, Александр Сергеевич Пушкин в компании своего друга и героя Отечественной войны генерала Раевского едет на Кавказ через наши бедовые края. Проветриться и подлечиться. Что память нам о том? Конечно, чудесные строки: «У Лукоморья дуб зеленый….»
Лукоморье – это где-то здесь, в Морском Чулеке.
Так это место изобразил художник Юрий Волкович.
По-моему, сходство ландшафта на фото и на рисунке стопроцентное.
Еще есть в картинной галерее города Сальска картина художника А.Д. Романычева «Печаль моя светла…». И хотя к полотну нет пояснений о точном месте, где художник вообразил поэта, несомненно, это в наших краях.
И, конечно, надо вспомнить картину неизвестного художника из музея «Почтовая станция» в Аксае. Смеющийся Пушкин.
И все? Так мало о таком легендарном путешествии?
Когда-то прочитал у одного пушкиноведа осторожное предположение о том, что посещение Димитриевской крепости, в то время уже «пониженной в разряде» и переведенной в категорию внутренних крепостей, дало Пушкину вдохновение на описание Белогорской крепости в романе «Капитанская дочка».
Вот отрывок из повести:
«Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и
вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С
одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом; с
другой скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. – Где
же крепость? – спросил я с удивлением. – “Да вот она” – отвечал ямщик
указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали. У ворот увидел я
старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию
покрыты соломою. Я велел ехать к коменданту и через минуту кибитка
остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ
деревянной же церкви.»
Очень захотелось представить, какой предстала перед поэтом Димитриевская крепость, давшая начало нашему городу. Очевидно, что поэт и генерал въезжали в крепость через западные, Архангельские ворота.
На месте ворот теперь известная средняя школа на пр. Чехова.
А дорога к воротам вела через нынешнюю площадь Советов.
Пофантазировал и попросил Александра Овчинникова изобразить мои фантазии. Вот что получилось.
Еще раз напомню, как выглядит это место в наше время.
Очень надеюсь, что найдутся и другие художники, которые попробуют «экранизировать» это историческое событие. А для придания им вдохновения помещу ниже отрывок из биографии Пушкина пера В.П. Гнутова. Отрывок где-то лубочный и даже детский. Но какое-то особое настроение автору удалось передать.
«За вольнолюбивые стихи император Александр Первый выслал Пушкина из Петербурга в захолустный Екатеринослав, где он заболел и где его, больного, в бреду, поздним вечером 26 мая 1820 года нашли в бедной хижине приехавшие из Киева Раевские. Герою Отечественной войны 1812 года, корпусному генералу Раевскому-отцу, ничего не стоило склонить мягкого генерала Инзова, начальника Пушкина, к согласию. Так опальный поэт очутился в одной карете с генералом, его сыном Николаем и военным врачом Рудьковским, сопровождавшим генерала на Кавказские Воды.
Началась степь, и ее воздух, настоянный на шафране и белом доннике, неувядающих запахах чабреца и полыни, словно целебный бальзам, вернул Пушкину телесную силу и бодрость духа. Глядя на бескрайнюю равнину с высоким, сочным разнотравьем и купами золотого весеннего горицвета на склонах пересекаемых балок, Пушкин думал, что отсюда шли на Киев печенеги, которых так славно поразил его Руслан. Поэт снова был весел, шутил и непринужденно вел
беседы с прославленным генералом. Началось Лукоморье. В Таганрог приехали рано, остановились у градоначальника. На следующий день путешественники выехали в Ростов. Омытое дождем, голубело небо, светило солнце, Пушкин был весел и с интересом смотрел на Лукоморье. Где-то на обрывистом берегу моря, уже в виду зеленых островов донского гирла, увидели избушку, покосившуюся, без окон, или они были на той стороне, обращенной к морю. Да и дверей не приметили. Обшарпанная, давно не беленая, крытая соломой, она являла жалкий вид и казалась нежилой. И вдруг, словно из-под земли, появилась возле избушки старуха, черная от загара, простоволосая, с заткнутым за пояс черным передником. Приложив ко лбу ладонь, старуха глядела на проезжающие экипажи.
Вот на! – закричал Пушкин. – Ни дать ни взять – баба-яга у своей избушки на курьих ножках!
Все согласились с ним, что очень похоже. А над морской гладью стояло марево и зеленели низкие острова донского устья. Ближе к Ростову Дон заслонили урочища и дубравы.
Крепость Дмитрия Ростовского была хорошо известна генералу Раевскому. Еще двенадцатилетним мальчиком он около года жил в этой крепости с матерью, когда его отчим ходил на Кубань вместе с Суворовым. В одной версте на восток от крепости стоял армянский город Нахичевань. Армяне сюда были переселены из Крыма в 1779 году. Проезжая по Нахичевани, задержались на базаре. Многоязычная пестрая толпа поразила воображение поэта. Из Нахичевани путь держали в казачью станицу Аксайскую. Ехали не нагорьем, кратчайшим путем, ближе к Дону, через очень глубокую Кизетериновскую балку. По ногайски кизи-теринга означает пропавшая девушка. По легенде она сбежала с атаманом казаков Сары Азманом. Кобякову балку проезжали уже в сумерках. Услышав от проводника название балки, Пушкин встрепенулся: не здесь ли томился в плену князь Игорь Святославович. Но казак-проводник молчал. Поднявшись на гору, увидели белые домики Аксайской станицы, ступенчато спускавшиеся к Дону. Неровными улочками окраины проехали в центр и остановились во дворе коннопочтовой станции.
Войсковым наказным атаманом на Дону в тот год был казачий генерал Андриан Карпович Денисов, боевой друг Раевского. Николай Николаевич решил побывать у старого товарища, о чем послал ему записку с конно-нарочным казаком в Новочеркасск. Утром две коляски поднялись со двора почтовой станции в гору до площади и, минуя низкую церковь с одним куполом и колокольней, выехали на широкую, уходящую вверх улицу. За станицей экипажи покатили до большого тракта Ростов – Новочеркасск.
Тракт проходил через рощу и остатки сада дачи атаманов Ефремовых. Слева от дороги увидели огромный раскидистый дуб. Судя по толщине его ствола у основания, дуб был очень стар. «Какое могучее дерево и какая сила жизни», – думал Пушкин, любуясь великаном. И вдруг он приметил: полускрытая листвой, на ветке дуба сидела девушка в длинном ярком платье, охваченном у талии цветным пояском.
– Смотри, Николай, русалка на ветвях сидит!
Раевский рассмеялся;
На дубе сидит простая девушка-казачка, но ты не был бы Пушкиным, если бы не увидел в ней русалку.
Оба расхохотались.
Через восемь лет, в 1868 году, во втором издании поэмы «Руслан и Людмила» впервые был напечатан пролог «У лукоморья дуб зеленый». В нем есть такие строчки:
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Другого лукоморья, кроме азовского, Пушкин не видел, не знал. И когда писал свой чудесный пролог, видел перед собой азовского лукоморье, а невдалеке от него старый дуб.»
Александр Пушкин — Дон: Стих
Блеща средь полей широких,
Вон он льется. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.
Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.
Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.
Анализ стихотворения «Дон» Пушкина
На донской земле осталась память о посещениях Александром Сергеевичем Пушкиным этих мест.
Стихотворение написано в 1829 году. Его автору в эту пору исполнилось 30 лет, и он уже не впервые видит берега «тихого Дона». Прошло 9 лет, как он переправлялся через реку, держа путь на Кавказ. Теперь он словно повторяет тот же путь, только в пределах русско-турецкой границы идет столкновение с турками. Собственно, третий раз он прошел этой дорогой уже покидая Арзрум. Поэт оказался своеобразным вестником победы. Однако причины, по которым поэт отправился в действующую армию, были довольно мучительными для его сердца. К этому времени относится его знакомство с Н. Гончаровой. Его матримониальные намерения были отвергнуты близкими девушки. Разочарованный, упавший духом, он просится в армию И. Паскевича. Впрочем, не желая подвергать его жизнь опасности, И. Паскевич советует поэту ехать в Тифлис. Кстати говоря, возращение не прояснило ситуацию с женитьбой. А. Пушкин даже намеревался ехать теперь уже за границу, в чем ему было отказано. По жанру – пейзажная лирика с патриотическим подтекстом, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – сам автор. Произведение написано по действительным впечатлениям путешествия, глазами очевидца. В первой же строфе поэт не может удержаться от восторженного приветствия: здравствуй, Дон! Река в его стихах одушевлена. Интонация непосредственная, чуть торжественная, восхищенная. «Вон он льется!» Герой кланяется реке как другу, родне от имени «далеких сынов». Во второй строфе поэт описывает все содружество могучих рек, для которых Дон будто брат. Казачьи «донские кони», дождавшись, наконец, мирной передышки, «пьют Арпачайскую струю». Этот поток – приграничный, настоящий водораздел между Родиной и вражеской территорией. В заключительной строфе герой просит «Дон заветный» вскормить виноградники этих солнечных, плодородных земель, чтобы поить кипучим, хмельным соком «наездников лихих». Удалые воины, победители, возвращаются домой, в свои дома и семьи. Герою кажется, что вся природа приветствует их. Эпифора и умышленный повтор рифмы: Дон-поклон. Собственно, 1 и 2 строфы завершаются также рефреном. Эпитеты: злой, искрометный, тихий, прославленного. Инверсия: пьют кони.
Произведение «Дон» А. Пушкина — своеобразный гимн природе и воинам, победившим турок на рубежах империи.
Урок “Пушкин на Дону”
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
историю создания стихотворения «Дон»;
историю родного края;
частично делать лингвистический анализ текста;
выразительно читать художественные произведения;
правильно строить предложения.
1. Слово учителя:
При воспоминании имени А.С. Пушкин нам приходит мысль о А.С.Пушкине как национальном поэте. Пушкин побывал на Дону дважды: первый раз, когда ехал на службу 1820г. на Кавказ и в 1829г., когда возвращался из Арзрума. Важное место в его творчестве занимает стихотворение Дон, написано в 1829 году после посещение казачьих станиц.
2. Выступление детей о жизни Пушкина на Дону.
– Впервые Пушкин побывал на Дону после того, как Александр первый, разъяренный колкими политическими эпиграммами и свободолюбивыми стихами решил выслать поэта в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Но благодаря заступничеству друзей, Пушкин был сослан на юг России. Это было в 1820 году.
– По дороге к месту назначения Пушкин заболел. Семья Раевских, дружески относившаяся к Пушкину, разыскала поэта на окраине города Екатеринослава в бедной хате, больного в лихорадочном бреду. Через неделю Пушкин был здоров.
– Путешествие А.С.Пушкин продолжил с семьей Раевских. Недалеко от Таганрога путники остановились, завидев море. Мария Николаевна Раевская, дочь прославленного генерала, участника Великой Отечественной войны 1812 года, бегала за волной или убегала от нее. Наблюдая эту детскую игру, Пушкин написал:
. как я завидовал волнам,
бегущим буйной чередою,
с любовью лечь к ее ногам!
– В 1829 году, возвращаясь в столицу, поэт посетил Таганрог, Азов, Начихевань, столицу Донского казачества, Старочеркасск. В Старочеркасске Пушкин остановился у вдовы донского писателя А.А. Леонова, которая держала «въезжую квартиру». За чаепитием зашёл разговор об обычаях казаков. Собеседнику хозяйка показала, достав из сундука, головной убор казачки: шёлковый, с яркими цветками колпак. Пушкину он так понравился, что Александр Сергеевич надел его на голову, заразительно смеясь, вышел на балкон, не стесняясь удивлённых взглядов прохожих.
– Осматривая Старочеркасск, гуляя по улицам, Пушкин «наткнулся» на книжную лавку казака Жидкова. Зашел и долго «перекапывал разный старый хлам», купил старую, старую греческую книгу за несколько копеек. А потом спросил у хозяина лавочки, есть ли у него «Евгений Онегин». После утвердительного ответа пожелал узнать о цене. Хозяин запросил чудовищно дорого.
– Помилуйте, за что же так дорого? – спросил Пушкин.
– Сделайте одолжение. За эти сладкие стихи следует брать ещё дороже, – ответил торговец.
В словах книготорговца звучала высшая похвала творчеству А.С.Пушкина.
Чтение стихотворения «Дон» учителем
– Какие чувства вы испытали?
– Что вы узнали из стихотворения о жизни казаков?
– Какие слова не понятны?
Арпачай – река – граница, разделяющая Турцию и Россию.
4. Анализ стихотворения
– Прочтение стихотворения про себя
– Из скольких частей состоит стихотворение (4 самостоятельные части)
Первая строфа – приветствие, исполненное блеска и радости
Вторая строфа – передает автор поклон от далёких, «заброшенных» сынов, утомлённых борьбой с врагом.
Третья строфа – автор дополняет мысль о том, что подходит к концу война
Четвёртая строфа – преклонение перед удалью, бесстрашием казаков, естественное стремление вознаградить казаков по возвращении с войны.
– Какие ассоциации вызывает данное выражение? (гордость, признание бранных подвигов казаков, выполнивших свой воинский долг)
– Кони пьют воду из реки, которая служит русско-турецкой границей
5. Слово учителя: Казачьи мотивы прослеживаются и в других произведениях: «История Пугачёва», «Казаки», «Был и я среди донцов» По дороге домой из ссылки Пушкин, сопровождаемый казаками, встретил небольшой казачий отряд, сопровождающий дипломата. Они возвращались из Персии Казаки, завидев друг друга бросились обниматься, интересоваться жизнью каждого, будто они давние друзья или бывшие однополчане, расспрашивать о судьбе знакомых Радушие этой встречи тронуло поэта. Этот случай из жизни нашел отражение в творчестве А.С.Пушкина.
6. Определение роли художественных тропов
– Каковароль повтора? (Передать фольклорный мотив, подчеркнуть главную мысль)
– Какой приём использует автор в первой, восьмой строке? (Олицетворение – усиление восприятия, создание образа)
– Какие слова «рисуют» Дон? (Тихий Дон – мирный, заветный Дон – прославленный подвигами казаков – эпитеты)
– Чем привлекает Дон Пушкина? (Мечта о свободе)
– Сравните первую и последнюю строфу. В чём их сходство? (Обращение-призыв)
– Какова композиция стихотворения? (Кольцевая )
7. Работа в тетрадях
– Записать эпитеты и раскрыть их значение
– Определить значение слова «злая по г оня»
– Прочитайте про себя стихотворение выберите ключевые слова, на которые падает логическое ударение, продумайте тональность, темп, интонацию.
– Выразительное чтение стихотворения вслух двух – трёх человек.
– Анализ и оценка чтения учениками – одноклассниками
9. Знакомство со стихами земляков
Иван Федоров родился 27 января 1917 года в Днепропетровске. Но все основные события его жизни прошли на Дону. Здесь он вырос, учился, работал, растил детей. И если ему пришлось однажды покинуть родную землю на долгие годы, так это было тогда, когда Родина позвала его на грозные солдатские дороги.В Ростове Иван вместе с родителями и братьями жил в большом доме на левом берегу Дона. Отсюда он отправлялся на занятия в пединститут, где учился на факультете русского языка и литературы. В годы Великой Отечественной войны И. Ф. Федоров прошел путь от солдата до офицера. Он закончил Пензенское минометное училище, сражался на Московском, Ленинградском и 1-м Украинском фронтах. Был награжден орденом Красной Звезды и медалями. Но и в суровые годы войны Иван Федоров продолжал писать стихи. Мир поэзии Ивана Федорова – это мир вековечной любви к родной земле, ее истории и красоте. Сыновья любовь поэта к тихому Дону, сердечное тепло к людям, живущим на этой древней, богатой земле, – все это щедро разлито в его стихах, плещет через край. Стихотворение «Родина» – одно из лучших произведений И. Ф. Федорова.
Я в час короткого привала,
когда гремел орудий шквал
и степь огнями бушевала,
волну донскую целовал.
Минуя вербы и селенья,
кресты прадедовских могил,
к родному Дону по теченью
мой поцелуй на волнах плыл.
Его в ведре в станице дальней
несла казачка через гать
так осторожно, чтоб случайно
мою любовь не расплескать.
В этих словах выражено поэтическое кредо поэта, главное утверждение его творческого пути, пронизанного неизменной любовью к истокам – донской земле. Искренняя Муза поэта прошла испытание временем.
В родной степи шумят моря и реки,
цветут сады, колышутся поля,
очаровала ты меня навеки,
Моя Донщина, родина моя…
… Я отведу беду рукою сына,
а если смерть настигнет, не щадя,
я верным сердцем припаду, Донщина,
к твоей груди, как капелька дождя .
– Каким увидели Дон в данных стихах?
– Какое настроение передано авторами?
– Какие новые эпитеты, сравнения встретились в стихотворениях, как вы их понимаете?
– Что объединяет все стихи, прослушанные на уроке?
III. Посткоммуникативный момент
– Какими вы видите казаков в стихотворениях? (Сильные, непокорные, свободолюбивые , справедливые, добрые, щедрые как земля донская).
– Какая черта характера на ваш взгляд является главной?
– Что же было так близко Пушкину в казаках? (дух свободолюбия)
Вывод: русские люди добрые сильные свободолюбивые. Это и есть национальные черты характера русского человека
Домашнее задание: сочинить стихотворение о Доне, Донском крае, используя те же средства языка, что и А.С. Пушки или выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Дон»
Источники:
https://meotyda.ru/node/616
https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-don/
https://infourok.ru/urok-pushkin-na-donu-1837551.html