Почему разрушали храмы после революции
Сколько храмов было разрушено в период с 1917 по 1987 г.?
На самом деле в эти года было разрушено очень много храмов и монастырей. Количество уничтоженных храмов довольно несложно подсчитать. На 1914 год всего насчитывалось 54 174 храмов, 25 593 часовни, 1025 монастырей. Получается всего было священных сооружений 80792. В 1987 году осталось всего 6893 храмов и 15 монастырей. В общей сложности осталось 6908 священных объектов. Значит уничтожено было 73884 объекта. Но большинство священных объектов было переделано под другие сооружения ( дома культуры, музеи, квартиры).
Двадцатый век для Православной церкви стал периодом чудовищных испытаний, несчастий и бед, которые обрушились на верующих и духовенство. Здесь представлена подробная информация о разрушенных или приспособленных для других целей монастырях и храмах по областям и городам при советской власти. С 1917 по 1987 годы проводилась ужасная кампания по уничтожению объектов религиозного культа — церквей. А сколько именно уничтожено (взорвано или разобрано) церквей в эти годы установить очень не просто.
За семьдесят лет Советской власти было уничтожено и разрушено очень большое количество священных сооружений. Об этом говорят официальные источники. В одна тысяча девятьсот четырнадцатом году Российская империя официально насчитывала пятьдесят четыре тысячи сто семьдесят четыре православных храма, двадцать пять тысяч пятьсот девяносто три часовни, одна тысяча двадцать пять монастырей.
В одна тысяча девятьсот восемьдесят седьмом году осталось только шесть тысяч восемьсот девяносто три православных храма и пятнадцать монастырей. Стоит только вдуматься в эти цифры. Более сорока семи тысяч православных храмов было уничтожено.
Большевики считали религию опиумом для народа, хотя все воспитывались(детство) в традициях православия. Начиная с 1917 года и до 1987 года было уничтожено около 50 000 церквей и храмов. Уничтожение шло по всей стране. Православные храмы, костелы, мечети и синагоги все взрывали и разрушали.
Как мы помним, в период 1917-1987 года были гонения на церковь, а потому множеств храмов было разорено, взорвано или закрыто. Советская власть не щадила ни храмы, ни священников. Так, в 1931 году был взорван знаменитый московский храм Христа Спасителя. Итак, сухие факты:
Сколько священных сооружений было разрушено в период с 1917 по 1987 г.?
Нетрудно сосчитать, что 47281 храм уничтожили и 1010 монастырей, были и такие храмы, которые переделали в планетарии, музеи, дома атеизма и т.д. Список храмов можно найти здесь.
На Урале, к слову, где жили мои родные, ни одной церкви не осталось. Правда не надо думать, что сто лет назад все были поголовно верующими. Моя бабушка рассказывала, что ее отец особо не верил в бога, в церковь ходил лишь по большим праздникам и то потому что так было принято. Ни один 11 из детей не знал молитв. А они были отнюдь не бедные. А дети зажиточного quot;кулакаquot;, позже раскулаченного. Хоть и не верил он в quot;опиум для народаquot;. Но это так маленькое отступление. Не помню я церкви и в других областях где проживала позднее. Но кое-где храмы все же сохранились, особенно монастыри, которые представляют особую историческую ценность.
Сохранили все же некоторые храмы в Москве.
Но самый известный храм разрушили, построив бассейн на этом месте.
И вот сейчас стала доступна статистика. По ней разрушено более 73 тысяч объекта. Подробности тут.
За тот период сносу подверглось около 50 000 различных монастырей, часовен и храмов. Ниже представил разрушения известных священных зданий города Баку:
В 1936 году была снесена Мечеть Биби-Эйбат, построенная в 1281 году.
В 1930-х годах была разрушена церковь Митрополита Московского и Святого Алексия. Дата построения 1870 год.
В 1936 году был уничтожен Собор Александра Невского, созданный в 1898 г.
В 1929 году была стерта с лица земли Церковь Святого пророка Ильи, установленная в 1906 г.
В 1933 году снесли церквушку Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, возведенную в 1912 г.
В период становления и дальнейшего существования советской власти священные сооружения на территории страны уничтожались повсеместно. Масштабы разрушений храмов и церквей были колоссальными — такое ощущение, что варвары-большевики вымещали на религиозных строениях всю злость и ненависть, которая накопилась в их невежественных и безбожных сердцах за вс время существования ненавидимого ими строя. Вот статистическая информация, которую удалось обнаружить:
Вот тут можно ознакомиться с перечнем уничтоженных храмов и других объектов религиозного значения.
Как можно заметить, приведенный список весьма и весьма обширен…
Сколько священных сооружений было разрушено в период с 1917 по 1987 г.?
Если почитать историю, то можно узнать, что до Великой Октябрьской революции в России было 54 174( пятьдесят четыре тысячи сто семьдесят четыре) священных сооружений, это были монастырские, домовые и кладбищенские храмы и другие церковные сооружения.
По статистике 1987 года, когда мы еще все вместе жили в Советском Союзе их уже осталось 6908 ( шесть тысяч девятьсот восемь), это количество работающих православных храмов и монастырей.
Если посчитать разницу, то получается, 47266 сооружений.
Но это не так. В статистике не учтено точное количество именно разрушенных православных храмов, так как многие их них переделывали в дома культуры или планетарии.
Но если смотреть в суть вопроса, то конечно коммунисты такими переделками все таки разрушали храмы.
Из литературных источников, по рассказам бабушек мы знаем, как было православие под запретом. Моя мать рассказывала, что когда была ребенком в церковь они ходили, но если в школе узнавали, то вызывали родителей. А потом она ушла работать в монастырь, который в общем-то существовал. За годы Советской власти разрушено было огромное количество храмов и церквушек, очень много расстрелянных священнослужителей как врагов народа.
Вот выписка из Википедии, сколько осталось на 1987 год
В Смоленске находится один из красивейших соборов в мире, уничтожено было не так и много. Одна из уничтоженных церквей, которой уже не существует, но вроде бы еще остались разрушающиеся стены находится в деревне Торбеево церковь Вознесения Господня 1793, ее взорвали 1953 году.
Почему разрушали храмы после революции
О кровавых репрессиях против духовенства говорят уже очень давно. Особой популярностью в среде попов пользуются рассказы о взорванных храмах. Мол, абсолютное зло, проклятые большевики посягнули на «самое святое».
Однако как дела обстояли на самом деле? Нужно помнить, что с петровских времен церковь была чем-то вроде чиновнического министерства, т. е. работала в интересах государства.
Попы считались особым сословием, им полагалась большая пенсия и приличная по тем временам зарплата. «Духовность» обеспечивали российские законы вроде:
Статья 190. Отвлечение от веры: ненасильственное — ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное — ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Статья 191. Отступление от веры — лишения прав на время отступления от веры.
Статья 192. Если один из родителей не христианской веры воспитывает детей не в Православной вере — расторжение брака, ссылка в Сибирь.
Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание — ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 196. Вероотступничество — запрет на контакты с детьми, до возвращение в веру.
В общем, доходное было дело, и спорить даже ни с кем не нужно было. Если кто-то сомневался в «истинности» православия, то применялись репрессии. И так было почти весь период от крещения Руси до революции 1917 года.
Что же ужасное случались в 1918 году для церкви? Был принят декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Полный текст:
1. Провозглашение светского характера советского государства — церковь отделяется от государства.
2. Запрет любого ограничения свободы совести, или установления каких бы то ни было преимуществ или привилегий на основании вероисповедной принадлежности граждан.
3. Право каждого исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
4. Запрет указания религиозной принадлежности граждан в официальных документах.
5. Запрет религиозных обрядов и церемоний при совершении государственных или иных публично-правовых общественных действий.
6. Акты гражданского состояния должны вестись исключительно гражданской властью, отделами записи браков и рождений.
7. Школа как государственное образовательное учреждение отделяется от церкви — запрет преподавания религии. Граждане должны обучать и обучаться религии только частным образом.
8. Запрет принудительных взысканий, сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, а также запрет мер принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами.
9. Запрет права собственности у церковных и религиозных обществ. Недопущение для них прав юридического лица.
10. Все имущества, существующих в России, церковных и религиозных обществ объявлены народным достоянием.
Последствия должны быть очевидны для всех. До декрета попам не приходилось задумываться о том, что за торговую точку нужно платить, что церковным работникам (певчие, сторожа) нужно платить. Все покрывало государство.
У попов были и бонусы. Ведь они не только получали большую зарплату, но собирали деньги с населения, а также иногда в регионе мог проживать меценат, который отдавал церкви значительную долю дохода.
Всего этого они в одночасье были лишены. Примечательно здесь то, что попы долгое время жаловались СНК (совет народных комиссаров) на свое ужасное положение. В частности, обещали служить советской власти в том случае, если декрет об отделении отменят. Но это не работало.
В итоге попы разделились. Одни ушли к белым, другие стали поддерживать власть, третьи же просто отказались от «служения богу». И больше всего было тех, кто покончил с отправлением культа.
На что же жили оставшиеся рясоносцы? Во-первых, это накопления в прошлом, во-вторых, отделение церкви от государства проходило не так гладко, как может показаться на первый взгляд, тут было очень много проблем.
В отдельных района Советской России, даже в том случае, если они не были заняты белогвардейцами, очень часто попы сохраняли старое положение, т. е. и выступали в школах, и собирали с населения деньги. Причем собирали особенно активно, ибо государство больше их не обеспечивало.
Бывали и курьезы, когда члены Российской коммунистической партии (большевиков) в отдаленных регионах страны сами публично отправляли культ, всячески поддерживали духовенство и вместо того, чтобы строить школы и больницы, делились частью дохода с церковью. О подобном писал Емельян Ярославский в статье «Дань предрассудкам».
А поповская верхушка утверждала, что принятие декрета:
«злостное покушение на весь строй жизни православной церкви и акт открытого против нее гонения».
Т. е. равноправие с прочими культами – это гонения.
В общем, положение такое: если есть поп и 20 верующих, то они получают здание в безвозмездную аренду. Но они должны сами содержать всех работников, а также платить за ремонт этого здания. Чем воспользовались представители различных культов.
Где же брали деньги оставшиеся попы? Тут все очень просто: в отдельных местах было в любом случае достаточно верующих, чтобы содержать незначительную часть духовенства. Допустим, если даже 1% городского населения будет регулярно посещать несколько храмов, то там уже будут доходы.
Поэтому попы отказались от очень дорогих храмов, и перешли к средним. Но обязательное условие – наличие значительной части прихожан. За эти места сражались, а когда некоторые деятели победить не могли, то они просто раскалывали. Именно так появились всякие «живые» и обновленческие церкви.
Все зависело от положения попа. Верхушка заняла самые доходные места, а остальным попам пришлось туго, ибо отсутствовал источник дохода. Поэтому они в основном покинули церкви добровольно.
Незадолго до революции в стране было около 55 тыс. действующих храмов. Они были повсюду, в том числе в сельской местности, где денег-то особо не водилось никогда, и где попы работали именно по той причине, что платило государство.
Без всяческой поддержки никакого смысла находиться в этих храмах (особенно сельских) просто не было. Так что храмы забросили. Иногда их переделывали под склады, но чаще всего просто не трогали.
Со временем храмы становились аварийными и их в итоге сносили. В чем же здесь преступление? Храм принадлежал правительству, его могли в любой момент передать церкви, но церковь не забирала, поскольку храм не приносил доход, что является главным мотивом деятельность религиозных организаций.
Несмотря ни на что, многие храмы сохранились, даже были посещаемыми. Там «служили» именно главы церкви, и имели приличный источник доходов, т. к. помимо всего прочего еще облагали «данью» остальных попов в стране, которые были им обязаны своим местом. Это было реальное влияние РПЦ. И если в Российской империи было 55 тыс. храмов, то в 80-е годы прошлого века их осталось около 7 тысяч.
Наука
История
«Портят облик города»: зачем большевики сносили храмы
Почему после революций во Франции и СССР сносили церкви
Великую французскую и Октябрьскую социалистическую революции роднило неприятие христианской религии, ненависть к священнослужителям и церквям. И там, и там церковное имущество экспроприировали в пользу государства, а в храмах оборудовали мастерские и тюрьмы. Впрочем, если во Франции Наполеон своим соглашением с Папой Римским завершил эпоху гонений на религию, то в Советской России следствием развязанной большевиками антицерковной кампании явились сносы храмов и расстрелы священников.
Антиклерикальные законы принимались во Франции на протяжении всей революционной десятилетки. Уже в августе 1789 года новая власть отменила право церкви на сбор налогов. Было объявлено, что все церковное имущество принадлежит народу. Конфискованная утварь распродавалась на публичных аукционах. 29 декабря того же года по предложению парижских округов заведование имуществом духовенства было передано муниципалитетам, которые должны были пустить их в продажу. С этого момента духовенство, за исключением нескольких деревенских священников – «друзей народа» — относилось к революции с непримиримой ненавистью.
Освобождение монахов и монахинь от их монашеских обетов еще более разожгло среди священнослужителей неприятие революции.
По всей Франции духовенство стало тогда душой заговоров с целью возвращения старого порядка и феодализма, отмечал в своем труде «Великая французская революция 1789-1793» знаменитый русский теоретик анархизма Петр Кропоткин.
«Наезд» революционеров на христианскую церковь был спровоцирован, помимо идеологических разногласий, угрозой банкротства государства. С целью спасти казну от окончательного разорения была узаконена экспроприация церковного имущества.
«Средство, на котором остановилось Собрание в конце 1789 года, заключалось в том, чтобы конфисковать церковные имущества и пустить их в продажу, а духовенству платить взамен этого постоянное жалованье. Церковные доходы оценивались в 1789 году в 120 млн ливров, получаемых от «десятины», 80 млн доходов от разных имуществ и около 30 млн пособия, платимого ежегодно государством. В общем это составляло до 230 млн в год. Доходы эти, конечно, распределялись между членами духовенства самым несправедливым образом.
Епископы жили в утонченной роскоши и соперничали в расточительности с богачами-аристократами и принцами, тогда как городские и сельские священники бедствовали.
Продажа церковных имуществ — земель и домов в городах — давала возможность покрыть дефицит, уничтожить остатки соляного акциза и не рассчитывать больше на продажу должностей, офицерских и чиновничьих, покупавшихся у государства», — констатировал Кропоткин.
Взамен христианства начал активно распространяться Культ Разума, имевший конечной целью упразднение христианской религии. Церемонии сопровождались проведением карнавалов, парадов, принуждением священников отрекаться от сана, разграблением церквей, уничтожением или оскорблением христианских священных предметов — икон, статуй, крестов и т. д.
Даже легендарный Собор Парижской Богоматери оказался под угрозой уничтожения как «твердыня мракобесия». Впрочем, согласно декрету Максимилиана Робеспьера, сооружению гарантировалась сохранность в обмен на выкуп, который должны были заплатить верующие парижане «на нужды революций». Нотр-Дам устоял, хотя многие монархические символы все-таки были уничтожены. Так, Робеспьер лично распорядился обезглавить каменные изваяния французских королей.
Шпиль снесли, колокола переплавили на пушки, большинство скульптур разрушили.
Некоторые из утраченных, как казалось, творений были заново обретены двести лет спустя – в 1970-е годы их обнаружили под одним из парижских домов, чей хозяин выкупил реликвии у разбушевавшихся революционеров и спрятал «до лучших времен».
С началом войны Первой коалиции в 1792 году церковное имущество было направлено для снаряжения армии, для тех же нужд оборудовались соборы. Парижская коммуна распорядилась плавить стоявшие в церквях свинцовые гробы на пули и употребить бронзу церковной утвари и колоколов на пушки.
«Герцог Брауншвейгский, стоявший во главе армии из 70 тыс. пруссаков и 68 тыс. австрийцев, гессенцев и эмигрантов, двинулся из Кобленца, издав предварительно манифест, возбудивший негодование по всей Франции. Он грозил сжечь те города, которые осмелятся сопротивляться, а жителей их обещал истребить как мятежников, — писал Кропоткин. — Мы видели, какой энтузиазм сумела вызвать в Париже Коммуна при получении известия об этих успехах неприятеля и как она ответила на них, распорядившись перетопить свинцовые гробы богачей на пули, а колокола и бронзовые церковные принадлежности—на пушки;
самые же церкви были превращены в обширные мастерские, где тысячи людей работали над изготовлением обмундировки для волонтеров под пение «Са ira!» и могучего гимна Руже де Лиля — «Марсельезы».
Антиклерикальные мероприятия продолжались во Франции до 1801 года, когда первый консул республики Наполеон заключил с Папой Римским Пием VII соглашение, согласно которому католицизм объявлялся религией большинства французов.
В России после Октябрьской революции от призывов к борьбе с «религиозными предрассудками» до непосредственно действий переходили постепенно. По состоянию на предреволюционный 1916 год в стране насчитывалось 77 727 церквей, часовен и домовых храмов, 478 мужских и 547 женских монастырей, 56 семинарий и четыре духовные академии. К 1937 году их количество сократилось на 58%. К 1987-му – перестроечному – году в СССР сохранилось 6893 храма и 15 монастырей.
В своих антицерковных кампаниях противники религии ориентировались на советское правительство, председатель которого Владимир Ленин изначально занимал достаточно гибкую позицию. Так, несмотря на национализацию монастырских и церковных угодий по условиям Декрета о земле «со всеми их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями», он вместе с тем периодически давал указания против оскорбления чувств верующих. Известны случаи, когда Ленин распоряжался отпускать из чекистских застенков церковных иерархов, за которых заступались их близкие или общественные деятели.
Еще при Ленине началась атеистическая кампания по уничтожению мощей православных святых.
Однако террор против священнослужителей и сносы храмов приобрели действительно массовый размах только тогда, когда Ленин практически отошел от дел из-за тяжелой болезни. А на следующий год после его смерти, в 1925-м, в Советском Союзе был создан Союз воинствующих безбожников, считавший своей целью идейную борьбу с религией во всех ее проявлениях. Во главе организации встал известный противник религии Емельян Ярославский.
Повсеместный голод и прочие тяготы периода Гражданской войны были использованы большевиками для наступления на духовенство и оправдания этого наступления в глазах крестьян. Под предлогом борьбы с голодом специальные комиссии изымали у церкви ценности и другое имущество, на что верующие часто отвечали сопротивлением. Подобная реакция трактовалась советской пропагандой как нежелание делить тяготы с народом и «антинародная сущность» религии.
В Москве заместитель Наркомата юстиции, один из организаторов атеистического воспитания в СССР Петр Красиков аргументировал необходимость сноса церквей тем, что они «оскорбляют революционное чувство», «портят облик города», придавая ему «религиозно-самодержавный вид» и «не представляют из себя никакой исторической или художественной ценности».
Несмотря на декларируемую официальную политику сохранения и защиты исторических памятников, организации, призванные ее защищать, имели гораздо меньше власти и полномочий, чем учреждения, желающие их снести, констатировал Владимир Муравьев в своей книге «Московские легенды. По заветной дороге российской истории». Так, например, 23 мая 1923 года член коллегии Наркомата иностранных дел Семен Аралов направил в Моссовет письмо с просьбой решить судьбу Введенской церкви, располагавшейся на Лубянке по соседству со зданием дипломатического ведомства.
Свое предложение снести церковь большевик объяснял ее «совершенно ветхим состоянием» и необходимостью переноса на ее место памятника Вацлаву Воровскому.
В июле – сентябре следующего года храм разобрали, продав полученный кирпич ремонтной организации. При этом монумент в честь погибшего от руки белогвардейца советского дипломата остался там, где и был установлен. Примеров сноса храмов в столице по подобным причинам были сотни.
В 1930 году московские власти санкционировали, а в следующем – довели до завершения процесс разрушения древней церкви Воскресения Словущего на Таганке, несмотря на категорические протесты реставраторов, указывавших на уникальность сооружения XVII века.
Изначально принятое решение объяснялось целесообразностью возведения на месте церкви телефонной станции, однако она там так и не появилась.
Между Марксистской и Таганской улицами долгое время зиял пустырь, на котором в 1990-е построили торговый центр.
Всего в 1920-е в Москве и на территории прилегающих районов были полностью уничтожены 150 храмов. 300 оставшихся переоборудовали в заводские цеха, клубы, общежития, тюрьмы, изоляторы и колонии для подростков и беспризорников.
Источники:
https://teleskop-by.org/2018/11/16/skolko-hramov-bylo-razrusheno-v-period-s-1917-po-1987-g/
https://kritix.ru/religion-and-atheism/2011-pochemu-vz
https://www.gazeta.ru/science/2019/08/26_a_12602875.shtml