Маяковский или Есенин
Поэтическая дуэль Маяковского и Есенина: краткое содержание, отношения, сравнение
В окололитературных кругах уже много лет одним из волнующих умы вопросов остается вопрос о взаимоотношениях двух великих русских поэтов — Владимира Маяковского и Сергея Есенина. Людей будоражат дошедшие до наших времен слухи и сплетни о соперничестве между литераторами. Говорят даже, между ними случилась дуэль — правда, поэтического свойства, настолько они хотели доказать друг другу, что один лучше второго. Сегодня почитатели спорят о том, была ли в действительности эта дуэль? Попробуем разобраться в этом и мы.
Есенин и Маяковский: отношения
И Сергей Александрович, и Владимир Владимирович жили и творили в одно и то же время. А еще они похоже ушли из жизни — покончив с собой, с разницей в пять лет. Однако творчество их было абсолютно разным. Есенин — “свой парень”, деревенский “озорной гуляка”, много писавший про вольницу. Маяковский — футурист, мечтавший изменить литературу. Один — с простым, легким и всем понятным слогом, другой — новатор, изобретавший свои слова, так что не всем и не всегда сразу удавалось сообразить, что же именно поэт имеет в виду. Они были совсем разными, и поклонники у них были разные. Так было ли что делить двум поэтам? Могла ли в действительности случиться поэтическая дуэль Есенина и Маяковского? Была ли она? Прежде чем ответить на эти вопросы, коснемся реальных фактов о взаимоотношениях литераторов, а также о некоторых свойствах их характеров.
Сергей Есенин
Владимир Маяковский в своей статье о том, как писать стихи, называл коллегу “самовлюбленным”. Вполне вероятно, что основания к этому у Сергея Александровича имелись: его стихи нравились людям, нравился он сам, его воспринимали, как уже было сказано выше, за “своего” — а потому было от чего загордиться и задрать нос.
Именно возле Есенина стали кучковаться имажинисты (поэты, считавшие, что цель поэзии — создать образ; они много использовали метафоры и другие средства выразительности), выбравшие его своим центром, своим лидером. Это еще одна причина, по которой Есенин мог позволить себе быть “самовлюбленным”. А еще поэт был вспыльчивым, не терпел шуток и превосходства над собой, в последние годы много пил — а выпив, непременно раздражался и стремился “выяснить отношения”. Все знавшие Сергея Александровича характеризовали его как сложного человека. Мог ли этот сложный характер стать причиной неприязненных отношений с Маяковским и привести к поединку Есенина и Маяковского? Пожалуй, что мог. Но поговорим о самом Маяковском.
Владимир Маяковский
В той же самой статье о стихах (кстати, весьма занятной и необходимой к прочтению всеми, кто интересуется поэтом) Владимир Владимирович самокритично замечает, что у него “врожденная бестактность”. Это значит, что литератор имел язык резкий и мог сначала сказать, а потом подумать. Подобные резкие высказывания задевают за живое многих чувствительных людей. А что Есенин был чувствительным к своей персоне, сомневаться не приходится.
А еще Маяковский не терпел быть вторым: полное, безоговорочное первенство — вот что ему было нужно. Однажды он даже боролся за титул короля поэтов, но проиграл Игорю Северянину, с чем смириться не смог. Знакомые отзывались о нем как о задире и нахале, вмешивавшемся в любые скандалы и склоки, человеке насмешливом и грубом. Однако интересен тот факт, что все черты эти были приобретенными: с их помощью великий поэт боролся с природной робостью и застенчивостью, мешавшими ему писать и общаться с людьми. Таким образом, и особенности характера Владимира Владимировича тоже легко могли стать причиной разногласий со своим коллегой и вызвать ту самую дуэль Есенина и Маяковского. Два гения, две взрывоопасные фигуры. Однако полно: случилась ли на самом деле поэтическая дуэль Есенина и Маяковского? Откуда вообще взялось это утверждение?
Откуда ноги растут?
Не так давно на телеэкраны нашей страны вышел сериал о кудрявом поэте, певце русской деревни. В этом фильме о поэтической дуэли Есенина и Маяковского и упомянуто. А поскольку кино — биографическое, то есть основано на реальных фактах из жизни Сергея Александровича, да если присовокупить к этому то, что известно о характерах поэтов, неудивительно, что многие сделали вывод: дуэль существовала на самом деле.
Тем не менее нужно понимать: любое кино имеет элемент условности. И даже если оно основано на реальных событиях, это вовсе не означает, что все то, о чем говорится в ленте, имело место и в жизни. Это значит лишь то, что картина опирается на какие-то действительные факты, украшая их при этом долей литературного вымысла. И прежде чем кидаться искать текст дуэли Есенина и Маяковского, стоит лучше выяснить еще пару деталей: каковы были взаимоотношения имажинистов и футуристов — раз, а два — какой дух царил в литературных кругах начала двадцатого века?
Имажинисты и футуристы
Консерваторы и либералы — вот как можно охарактеризовать отношения двух литературных группировок. Консерваторами были, конечно, имажинисты, ратовавшие за мелодику и ясность, простоту и доступность, за романтику, в конце концов. Либералами являлись футуристы (от английского future — будущее, поэты, стремившиеся обновить литературу, в том числе и ее язык), приветствовавшие революцию как новое будущее — то есть то, к чему стремились они сами. Об установках, верованиях и надеждах футуристов неплохо сказано в уже не раз упоминавшейся здесь статье Владимира Маяковского.
Ожидаемо и неудивительно, что две разножанровые группировки вступали в полемику. Ведь они, по сути, ратовали за полярно разное: одни — за сохранение давнишних литературных устоев и традиций, вторые — за новаторство и осовременивание. Имажинисты и футуристы обвиняли друг друга в убийстве поэзии. А поскольку Есенин и Маяковский были лидерами, неудивительно, что они участвовали в подобных столкновениях, и стычки между группировками не добавляли приязни личным отношениям. Сохранились сведения об одной из таких баталий, когда Маяковский в присущем ему стиле сравнил имажинистов и поэзию с детьми и матерью, заявив, что дети убили мать. Надо полагать, подобные словесные дуэли происходили постоянно. Кстати сказать, на них читали и стихи. Правда, исключительно имажинисты.
Атмосфера эпохи
В то время в воздухе витал дух соперничества. Соревновались все и вся: и представители разных жанров, и “согруппники”. Нередки были случаи, когда, встретившись в каком-то кругу, в гостях, поэты садились за общий стол и поочередно читали стихи.
Это были своего рода поэтические дуэли, однако целью их являлось не победить оппонента, а продемонстрировать все неисчерпаемые возможности литературы. Такого рода могла быть и поэтическая дуэль Есенина и Маяковского.
Так была ли она?
Точно сказать, имела ли место поэтическая дуэль Есенина и Маяковского, невозможно. Вполне вероятно, что она могла произойти на таких встречах, как описанные выше. Однако надо полагать, чтое если бы подобное случилось, Маяковский непременно оставил бы воспоминание об этом — как уже неоднократно говорилось, в своей статье он довольно много места уделяет Сергею Есенину и встречам с ним, рассказывая, при каких обстоятельствах и как они общались.
О столкновениях с Есениным как футуриста с имажинистом он упоминает. О поэтических дуэлях — нет. Будем верить фактам и останемся при мнении, что поэтическая дуэль Есенина и Маяковского — литературный вымысел.
«Бездарность!»: почему конфликтовали Маяковский и Есенин?
В творчестве Маяковский и Есенин – настоящие антиподы, поэтому убеждение, что поэты ненавидели друг друга, легко и прочно укоренилось в обществе. Но на самом деле все не так просто, как кажется на первый взгляд.
Каждый день в утренних статьях мы разыгрываем сертификат на 1000 рублей на покупки в Book24. Для участия нужно просто прокомментировать эту статью и поставить лайк. Больше комментариев – больше шансов выиграть! Подробности в конце статьи)
По разные стороны поэзии
Есенин и Маяковский как будто существовали в разных мирах, и в то же время – в одном, который никак не могли поделить. Лиричный Есенин со своей любовью к деревне и бравый революционный поэт Маяковский различались буквально во всем. Когда они по очереди читали свои стихи со сцены, это запомнилось слушателям как настоящая поэтическая битва.
Их первая встреча не предвещала ничего хорошего. Маяковский встретил Есенина в Петрограде, в хорошо обставленной квартире. Есенин в вышиванке и лаптях в такой обстановке смотрелся нелепо. Маяковский оценил его вид как наигранный, бутафорский. Да и стихи, полные деревенской лирики, вызывали у поэта-футуриста исключительно враждебные эмоции. Ну и, иногда, ироническую ухмылку. Есенин, в свою очередь, считал произведения Маяковского бездарными, искажающими саму суть поэзии.
Неутомимые спорщики
Поэты поневоле часто встречались и ожесточенно спорили. Играли роль не только разные взгляды и вкусы на поэзию, но и характеры. Непрошибаемый и ироничный Маяковский часто говорил снисходительно. Вспыльчивого Есенина это откровенно бесило. Один поэт вспоминал, как он кричал Маяковскому, что Россия принадлежит ему. Он, Есенин, – русский, а Маяковский – американец. «Россия моя!» На это Маяковский сказал взять ее на здоровье и есть с хлебом. Достойного ответа у Есенина не нашлось.
В печати все было еще хуже: поэты сыпали едкими выпадами. Маяковский писал: «Ну Есенин, мужиковствующих свора. Смех! Коровою в перчатках лаечных. … Балалаечник!» А в одном стихе он ярко сравнил: «Шумит, как Есенин в участке» . Есенин, в отличие от живых разговоров, вел себя более сдержанно, но тоже не отставал, называя Маяковского бездарностью и бревном, об которое споткнутся многие несчастные.
А что в действительности?
Красочные описания конфликтов Маяковского и Есенина мешают внимательно рассмотреть их отношения. А ведь у них бывали встречи совсем без ссор, совершенно спокойные. Иногда поэты даже хвалили друг друга. Маяковский не раз уважительно отзывался о творчестве Есенина. Да, стихи не по нем, но – талантлив малый, спору нет! Правда, в таких случаях Маяковский просил не передавать свои слова самому Есенину.
Что касается Есенина, он признавал: с Маяковским не согласен, но писать тот умеет. В какой-то момент они даже были близки к сотрудничеству. Ни тот, ни другой ничего против не имели, но, к сожалению, не сложилось… В этом свете обоюдная критика выглядит дружеской перепалкой. Кажется, что не стань Есенина, Маяковский бы заскучал – и наоборот… Гибель Есенина, кстати, Маяковский воспринял с печалью и посвятил красивое, горькое стихотворение этой трагедии.
Ненавидели ли они друг друга? Едва ли. Просто творческие пути у них были совершенно разными, и оба любили погорячиться.
Творчество Есенина или Маяковского нравится вам больше? Пишите в комментариях!
Почему Есенин и Маяковский терпеть не могли друг друга
Что могло объединять последнего лирика деревни и первого поэта революции? Ничего, кроме общего рода занятий. Но литературные направления их творчества тоже категорически не совпадали.
Имажинисты, к которым себя относил Есенин, использовали новые литературные приемы и создавали образы, меняя традиционные значения слов. «Пускай ты выпита другим»… «Твоих волос стеклянный дым»…
Впрочем, это были цветочки по сравнению с экспериментами авангардистов и футуристов, в рядах которых состоял Маяковский.
Он и его единомышленники перевернули с ног на голову и язык, и стихотворную форму. Их, так называемое, словотворчество не просто эпатировало, а призывало сбросить с парохода современности Пушкина, Достоевского, Толстого и других классиков со всеми их лингвистическими «древностями».
Разумеется, два писателя-антагониста отрицали друг друга во всем — от внешности до творческих убеждений.
При первой встрече есенинский облик показался Маяковскому бутафорским. Тот был в лаптях и вышитой рубахе, что в городской квартире смотрелось очень неестественно и комично. Если говорить дословно — опереточно.
Даже голос Есенина показался ему таким, каким, возможно, могло бы говорить лампадочное масло. Маяковский сыпал «комплиментами» вроде «корова в перчатках лаечных», «балалаечник», «звонкий забулдыга подмастерье» и другими.
Есенин тоже не любил Маяковского. Но уж как-то очень нарочито. Так ненавидят, когда в душе испытывают к объекту симпатию.
Сергей Александрович рвал книги Владимира Владимировича, но, тем не менее, читал их, чтобы при случае заявить, насколько же бездарны у оппонента стихи. «Разве это поэзия? Никакого порядку нет». Есенин считал себя поэтом, а у его визави, как он говорил, «непонятная профессия».
Расхождения между двумя поэтами были, в том числе, идеологическими. А как иначе — революция уже перепахала сознание и того, и другого. Маяковский — воплощение исторического материализма. Голос пролетариев. Рупор страны Советов. Апологет революционной борьбы и классовости. Он готов был «к штыку приравнять перо».
И Есенин. Деревенщина. Соломенная Русь. Идеалист. По-русски широкий, с душой нараспашку, с пьяными загулами и хулиганством в «истории болезни». Он не собирался менять страну, которая пахнет яблоком и медом, и где «у низеньких околиц звонно чахнут тополя», на какой-то там рай. «Не надо рая, дайте Родину мою».
Современники с удовольствием наблюдали за словесным пинг-понгом двух талантов.
Есенин: «Сколько бы ни куражился Маяковский, близок час гибели его газетных стихов. Таков поэтический закон судьбы агитез!».
Маяковский: «А каков закон судьбы ваших “кобылез”?»
Есенин: «Моя кобыла рязанская, русская. А у вас облако в штанах».
Комплименты для оппонентов
Однако, несмотря на внешнюю неприязнь, как два по-настоящему одаренных человека, Есенин и Маяковский понимали, что они равные, достойные друг друга соперники.
Поэт-футурист писал, что он с удовольствием наблюдал за эволюцией Есенина, и отмечал, что у поэта-имажениста стали попадаться стихи, которые не могли не нравиться, а также признавал, что он «чертовски талантлив».
Более того, в Риге в разговоре с журналистами Маяковский заявил, что из всех соратников Есенина по литературному течению, останется только он.
Один из современников двух поэтов рассказывал об отношении Есенина к Маяковскому так: «С Сергеем я не раз говорил о Маяковском и должен сказать, что он прекрасно понимал силу его таланта». Но «поэт-деревенщина» выражался проще: «Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие об него споткнутся».
Когда Маяковский узнал о самоубийстве Есенина, он посвятил ему стихотворение, предупредив читателей, что оно не является очередной насмешкой и продолжением их прижизненного спора.
Маяковский делился со своим окружением, что ожидал такого конца Есенина, потому что накануне встретил его, опухшего от пьянства, в окружении, как ему показалось, черных людей, и совершенно потерянного.
Тем не менее, по-человечески Маяковский был огорчен, понимая, что русская литература потеряла одного из лучших своих представителей. Но поэт и подумать не мог, что спустя почти пять лет он повторит судьбу своего «заклятого врага».
Впрочем, кто знает, может быть там, на небесах, им удалось, наконец, стать лучшими друзьями…
Источники:
https://fb.ru/article/445212/poeticheskaya-duel-mayakovskogo-i-esenina-kratkoe-soderjanie-otnosheniya-sravnenie
https://zen.yandex.ru/media/id/5a64be621aa80cf4383e14f5/5df27db0e6cb9b00b109cc8d
https://hystory.mediasole.ru/pochemu_esenin_i_mayakovskiy_terpet_ne_mogli_drug_druga