Какие системы здравоохранения существуют
Системы здравоохранения в РФ: типы и виды
Виды:
Государственная система здравоохранения.
К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения Российской Федерации, министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики Российской Федерации, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. Главный источник финансирования-налогообложение. Финансируется не конкретная услуга, а мед организация, являющаяся некоммерческой. Размер заработной платы регламентируется государством .
Частная система здравоохранения: К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. Особенности: цена на мед услуги устанавливаются самими мед организациями. Главный источник финансирования-личные средства граждан и юридических лиц, высокие доходы мед персонала.
Система здравоохранения, основанная на обязательном страховании. Признаки: наличие нескольких источников финансирования( средства бюджетов страховых компаний, граждан и юрид лиц), оценка качества работ осуществляется как страховыми компаниями, так и гос контролирующими органами. Параллельно существуют ка гос некомм. Так и частные организации.
Пациенты имеют право выбирать врачей и мед организацию.
Типы:
Система единого плательщика. Все мед услуги оказываемые населению финансируются государством, оно же руководит за качеством и оказанием мед помощи. Мед работники могут иметь статус гос служащих
Медицинское страхование по месту работу. Работодатели обеспечивают своих работников страховкой или формируют больничные кассы. Мед учреждения-независимые, а размер их вознаграждения устанавливается либо государством, либо путем соглашения с фондами, аккумулирующими страховые взносы.
Управляемая конкуренция. Мед услуги оказываются частными мед компаниями , но сам рынок под контролем государства. Граждане как правило сами оплачивают мед страховку.
3.4. Системы здравоохранения в Российской Федерации
В настоящее время в России законодательно закреплены, функционируют, взаимно дополняя друг друга, три системы здравоохранения: государственная, муниципальная и частная. Ранее, в советский период, действовала одна система здравоохранения – государственная.
Развитию, наряду с государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения способствовало закрепление в 1993 г. соответствующих правовых норм в Основах законодательства.
К государственной системе здравоохранения относится уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (министерство), на который возложены функции разработки и реализации государственной политики в области охраны здоровья граждан. Кроме того, к этой системе относятся другие органы управления здравоохранением: министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органы управления данной сферой автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, иными словами – всех субъектов РФ, а также РАМН.
Все перечисленные органы управления и РАМН в пределах своей компетенции осуществляют меры по реализации государственной политики, выполнению программ в области развития здравоохранения и медицинской науки.
К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники, иные предприятия, учреждения, организации.
В государственную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями и организациями РФ помимо Минздравсоцразвития России, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан (например, лечебно-профилактические учреждения Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранса России), Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России), Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации (МЧС России)).
Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также федерального и региональных органов управления здравоохранением.
Основными задачами учреждений и организаций, входящих в состав государственной системы здравоохранения, являются управление данной отраслью, организация и проведение научно-исследовательской деятельности, организация и мониторинг санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также оказание гражданам специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи.
К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, федерального и региональных органов управления здравоохранением, а также органов местного самоуправления.
Главные задачи учреждений и организаций данной системы здравоохранения – организация работы и управление деятельностью учреждений на муниципальном уровне, оказание населению преимущественно первичной медико-санитарной, а также отдельных видов специализированной медицинской помощи.
Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие своей системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет бюджетов всех уровней, целевых фондов и иных источников, не запрещенных законодательством.
К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
В эту систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские и образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.
Деятельность учреждений частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, федерального и региональных органов управления здравоохранением и органов местного самоуправления.
Следует отметить, что функционирование в стране трех систем здравоохранения в настоящее время оправданно, поскольку способствует повышению качества и расширению рынка медицинских услуг, предоставляемых населению в условиях развития и совершенствования системы обязательного и добровольного медицинского страхования.
Система организации здравоохранения в РФ
Согласно Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса, охрана здоровья граждан и укрепление общественного здоровья лежит в основе социальной и экономической политики государства. Выполнение этой важной социальной политики призвана осуществлять государственная система здравоохранения.
Всю профилактическую работу по сохранению и поддержанию санитарно-противоэпидемического состояния в городах, поселках и сельских районах призваны осуществлять подразделения санитарно-эпидемического контроля Минздрава Российской Федерации. Указанная служба осуществляет контроль за качеством питьевой воды, продуктов питания, санитарным состоянием городов, соблюдением гигиенических норм труда, жилища, объектов питания и др. В задачи санитарно-эпидемиологической службы входит приведение профилактических прививок как плановых, так и по эпидемиологическим показаниям при опасности распространения гриппа, кори, полиомиелита, скарлатины и других инфекционных заболеваний.
Под здравоохранением как общественной функциональной системой понимается весь комплекс государственных, коллективно-групповых и личных мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья каждого человека и всего населения. В таком широком плане здравоохранение включает все элементы окружающей природной и социальной среды, в т.ч. и системы непосредственного жизнеобеспечения, а также образ и условия жизни населения, уровень его образования и культуры – все то, что способствует защите жизни и здоровья, максимальному продлению активной творческой жизни человека.
В более узком плане системой здравоохранения называют ту совокупность служб, органов и учреждений, которые непосредственно заняты медико-санитарным делом, изучением здоровья и его нарушений, профилактикой, распознаванием и лечением болезней.
Современная концепция здравоохранения рассматривает его не как социальную сферу, которая финансируется по остаточному принципу, а как сферу жизнеобеспечения и безопасности..
Как система сохранения и укрепления здоровья человека в РФ, здравоохранение включает следующие формы:
– государственная система здравоохранения – обеспечивает возможности обязательного применения медицинскими учреждениями единых наиболее эффективных методов работы, проведения плановых оздоровительных и санитарно-гигиенических мероприятий, а также принципа общедоступности;
– система страховой медицины;
– частная медицина (клиники, кабинеты).
Система здравоохранения имеет два направления:
1. Профилактическое, основной задачей которого является предупреждение ослабления здоровья и развития заболевания.
Включает следующие виды деятельности:
– диспансерный метод, имеющий следующие особенности:
1) активное выявление больных с ранними стадиями заболевания и постоянное наблюдение за ними.
2) активное наблюдение за больными и их систематическое лечение.
3) патронаж – составная часть диспансерного метода – активное систематическое наблюдение за больными в домашней обстановке, изучение социально-бытовых и гигиенических условий их жизни.
Проводится в следующих учреждениях:
а) поликлиники (до 90% больных). Нуждающиеся в лечении после обращения направляются в больницы на госпитализацию.
б) диспансеры: специализированные или кабинеты при поликлиниках (туберкулезные, онкологические, психоневрологические)
Диспансеры являются лечебно-профилактическими учреждениями.
II. Лечебное – выполняют различные клиники, основная задача которых – оказание лечебной помощи с использованием медикаментозных методов лечения, физических методов, оперативного метода в хирургических отделениях.
Особую категорию занимает родильный дом, где оказывают лечебную и профилактическую помощь.
Лечебно-профилактические учреждения здравоохранения:
а) амбулатория – лечебные учреждения, мед. помощь осуществляется в самом учреждении и на дому. От поликлиники отличается меньшим числом специалистов и объемом диагностических исследований.
б) поликлиника – самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, или входит в состав объединения больницы, имеет лаборатории, диагностические кабинеты, процедурный кабинет, прием проводят врачи всех специальностей.
в) здравпункт – на промышленных предприятиях и ФАП в сельских местностях, оказывают первую квалифицированную медицинскую помощь, проводят профилактические осмотры, следят за санитарным состоянием предприятия и соблюдением техники безопасности.
г) диспансер – лечебно-профилактическое учреждение, где находятся под наблюдением больные с определенным заболеванием (туберкулезом, кожно-венерологическим, психоневрологическим, онкологическим заболеваниями). Проводят лечение, профилактику, патронаж больных.
д) женская консультация – лечебно-профилактическое учреждение, где осуществляется лечение и профилактика гинекологических заболеваний, наблюдение за беременными, обучают уходу за новорожденными и личной гигиене.
е) станции скорой помощи – обеспечивают население мед. помощью в острых случаях.
а) больницы – лечебные учреждения для больных, нуждающихся в постоянном лечении и уходе. Строительство больниц осуществляется и расчета 100 коек на 10000 жителей. В зависимости от величины и подчинения различают больницы: республиканские, областные, краевые, городские, районные, сельские; по профилю: общего профиля и специализированные (туберкулезные, инфекционные., психиатрические).
б) госпитали – больница для лечения военнослужащих или инвалидов.
в) клиники – больничные учреждения, где осуществляется стационарное лечение больных и обучение студентов и выполнение НИР.
Главным направлением совершенствования организации здравоохранения становится обеспечение его целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации. При этом положительное влияние должна оказать система обязательного медицинского страхования как основа финансирования медицинской помощи в рамках государственных гарантий. На федеральном уровне утверждаются методики расчета нормативов обеспечения учреждений здравоохранения материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Программы здравоохранения субъектов Российской Федерации включат в себя программы государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью.
Развитие и совершенствование государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации являются важнейшим условием улучшения охраны здоровья населения страны. В основе законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закреплен приоритет профилактических мер в укреплении и охране здоровья населения. Министерством здравоохранения Российской Федерации разработан и осуществлен ряд организационных мероприятий, направленных на совершенствование и дальнейшее развитие этой важной сферы деятельности органов и учреждений здравоохранения.
77.243.189.99 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источники:
https://mydocx.ru/11-94717.html
https://m.studme.org/1580011927501/meditsina/sistemy_zdravoohraneniya_rossiyskoy_federatsii
https://studopedia.ru/3_66906_sistema-organizatsii-zdravoohraneniya-v-rf.html