Как сдать обществознание
Как сдать ЕГЭ по обществознанию? Результат учителя обществознания – 90 баллов
Задания ЕГЭ по обществознанию: плюсы и минусы. Подготовка к ЕГЭ
ЕГЭ по обществознанию — самый популярный экзамен по выбору и при этом один из самых сложных предметов на ЕГЭ. Какие плюсы и минусы экзамена ждут тех, кто решил сдавать ЕГЭ по обществознанию? В чем должна заключаться подготовка к ЕГЭ по обществознанию? Учитель обществознания гимназии № 1576 Александр Гулин участвовал в акции «ЕГЭ для учителей», в ходе которой педагоги добровольно сдавали экзамен в обстановке, максимально приближенной к экзаменационной. Вот его впечатления, изложенные на портале “Мел”.
Как школьника ЕГЭ застал меня опосредованно. В далёком 2002 году в качестве эксперимента в школе нам предложили сдать ЕГЭ по географии после 10-го класса, что я благополучно сделал с результатом 63 из 64 баллов.
Когда я пришёл работать в школу в 2009 году, мне сразу дали выпускной класс, который нужно было готовить по истории и по обществознанию. С тех самых пор каждый год у меня был выпускной класс, а также работа с абитуриентами в вузе.
С момента введения обязательного ЕГЭ в 2008 году как сам экзамен, так и процедура его проведения существенно изменились. По статистике, обществознание выбирают две трети всех выпускников — это самый распространённый экзамен по выбору. Осенью 2016 года мне самому довелось сдать экзамен по своему предмету, приняв участие в акции «ЕГЭ для учителей».
Задания ЕГЭ по обществознанию
Экзамен состоит из двух частей и включает 29 заданий по пяти модулям обществознания: человек и общество, включая познание и духовную культуру, экономика, социальные отношения, политика, право. Двадцать заданий с кратким ответом и девять с развёрнутым. Всего можно набрать 62 первичных балла. Продолжительность экзамена 3 часа 55 минут.
Интересный факт: если бы он длился 4 часа, то в ППЭ (пункте проведения экзамена) пришлось бы организовывать приём пищи для участников.
Минусы ЕГЭ по обществознанию
- Разный уровень сложности вариантов. Если у первой части есть чётко закреплённые задания за различными модулями, то во второй части одному может попасться текст про семью (из социальных отношений), а другому про познание (теория из философии). За задания к тексту можно получить 12 первичных баллов, что может критически сказаться на итоге одного из сдающих.
- Субъективность проверки второй части. Задания первой части проверяются компьютером, а вторую часть проверяют эксперты. (Там сложный алгоритм проверки: сначала проверяют два эксперта, если их результаты сильно расходятся, то подключается третий, и так далее.) Экспертами работают обычные учителя, которым ставятся жёсткие сроки сдачи результатов. Сами критерии часто размытые: «могут быть приведены иные, близкие по значению примеры» — цитата из критериев. На моей памяти на апелляции ученику удалось отстоять 12 (!) баллов (правда, это было не в Москве).
- Алгоритм апелляции. Несколько лет назад предметные комиссии были просто завалены заявлениями на апелляцию. Учеников можно понять: от одного балла может зависеть дальнейшая судьба. Это могло полностью парализовать работу комиссии.
Чтобы улучшить ситуацию, были приняты чёткие правила проведения апелляции. На неё допускаются только дети и родители без учителей (самое интересное, когда приходит родитель-учитель). По нынешнему алгоритму комиссия может пересмотреть баллы как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения результата — поток апелляций сократился.
Справедливости ради нужно отметить постоянное повышение качества проверки. Последние лет пять расхождения редко составляют 1-2 балла. Когда ученики присылают мне сканы своих работ, я сразу вижу, где и за что им сняли баллы, прозрачность возросла.
- Отсутствие нормального учебника. Как было сказано выше, предмет состоит из пяти модулей, и ни по одному нынешнему учебнику подготовиться на высокий результат невозможно. Судьба самого предмета в школе сейчас очень туманна, некоторые школы вводят отдельные предметы или спецкурсы (теория познания, право, экономика, политология, социология) для подготовки к экзамену.
- Запредельная сложность некоторых модулей. Пример первый: в задании по праву в теме «Юридические лица» иногда приходится залезать в Гражданский кодекс РФ, который изучают гуманитарии на 2-3-м курсе. 92% юридических лиц — это ООО (общества с ограниченной ответственностью), но на экзамене, конечно, именно вам попадётся задание про коммандитные товарищества (товарищество на вере), которые в реальной жизни составляют сотые доли процента.
Пример второй: в экзамен включили обязательное задание на знание Конституции, теперь ребятам нужно заучить наизусть 1-2 главы (а ещё лучше все 137 статей). В приложении к спецификации перечисляется 11 нормативно-правовых актов, которые необходимо знать, но ни одним источником на экзамене пользоваться нельзя.
Плюсы ЕГЭ по обществознанию
- Создаёт равные условия при поступлении. Когда противники ЕГЭ пытаются вернуть старые процедуры, я вспоминаю свою подготовку к поступлению. В 10-м классе я ходил на курсы при МГУ, потому что все знали: без занятий с преподавателями, которые будут принимать экзамен, поступить невозможно. В 11-м классе я ходил на курсы в педагогический и там мне действительно дали материал для поступления.
Сейчас приличные вузы могут позволить по результатам ЕГЭ выбирать себе абитуриентов без оглядки на «протекцию» своих же сотрудников. У студентов из регионов открылся реальный шанс поступить в столичные университеты.
- Это не «угадайка». Хоть первая часть и состоит из тестовых заданий, выполнить их наобум невозможно. Их называют «задания с кратким ответом»: задания на выбор нескольких правильных ответов, задания с таблицами, задания на установление соответствия, задание на определение терминов и понятий. В большинстве заданий второй части можно раскрыть свои творческие способности, приводя интересные аргументы. Это особенно важно при написании эссе по обществознанию.
- Даёт полезные в жизни навыки. Навык смыслового чтения и анализа информации очень помогает в реальности. Бывшие ученики понимают, зачем читать кредитные договоры, как отстаивать свои права, как планировать бюджет. Некоторые студенты-технари отмечают, что изучаемый в 10-11-м классе материал позволил им легко справляться с непрофильными предметами в вузе.
- Повышает мотивацию. Ко всем участникам образовательного процесса (школа, ученики и родители) постепенно приходит осознание, что хорошо сдать обществознание, просто начав учиться или наняв репетитора за год до сдачи, уже не получится. Поэтому школы меняют подход к этому предмету: ученики уже в 7-8 классах задумываются о том, что им нужно сделать, чтобы подготовиться. Родители, записывая ребёнка в первый класс, ориентируются на качество подготовки к ЕГЭ в школе. В итоге качество образования повышается.
Как готовиться к ЕГЭ по обществознанию
Единого алгоритма, конечно, нет. Но общие рекомендации такие:
- хорошо учиться в средней школе: в 5-9-х классах даётся материал, который закладывает базу для ЕГЭ;
- выбирать в качестве экзамена в 9-м классе (ОГЭ) обществознание, это станет хорошей тренировкой перед ЕГЭ;
- участвовать в олимпиадах, особенно во Всероссийской и Московской олимпиадах школьников;
- посещать развивающие кружки и дополнительные занятия в школе;
- обязательно начинать свой день с прочтения новостей в интернете или газет, это необходимое условие для успешного выполнения заданий второй части;
- посещение курсов подготовки или репетитора — крайняя и очень неоднозначная вещь, оставим её на совести родителей.
Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по обществознанию
За несколько недель до ЕГЭ школьники вспоминают, что пора готовиться. Те же, кто посещает курсы по подготовке к ЕГЭ, усиленно занимаются почти год. При выборе предметов для сдачи экзаменов учащиеся отмечают обществознание, считая его легким предметом, но подготовка к ЕГЭ по обществознанию требует хорошей ориентации по 6 или 7 смежным предметам, о чем никто не задумывается.
Как правильно подготовиться к обществознанию
Для подготовки к аттестации по предметам, нужно ежедневно учиться. При этом специалисты рекомендуют разработать систему подготовки как минимум за год, чтобы на майские праздники, когда родители отдыхают, а ребенок неожиданно вспоминает, что скоро экзамены, а в голове «сквозняк», неприятная ситуация не возникла. Хватаясь за все предметы сразу, нужного результата добиться за короткий срок невозможно, даже если учиться придется по 20 часов в сутки.
В обществознание входят такие предметы, как:
- культурология;
- политология;
- правоведение;
- социология;
- философия;
- экономика.
Каждый из перечисленных предметов изучался школьником в разные года обучения, поэтому бывает, что сразу материал вспомнить тяжело. Подготовка к ЕГЭ должна проходить сознательно и сосредоточенно. Чтобы упростить задачу и запомнить весь багаж требуемых знаний, рекомендуется разделить количество страниц в полном справочнике по подготовке к аттестации на число дней, которые остались до экзамена.
Например, в книге 500 страниц, а до ЕГЭ осталось 250 дней. Простое математическое вычисление показывает, что в день ученик должен штудировать по 2 страницы печатного подготовительного материала.
Чтобы не заучивать все 7 предметов, нужно начинать подготовку постепенно и повторять вначале сложное, например, экономику. После этой дисциплины специалисты рекомендуют приступать к праву, потому что предмет написан сухим языком и требует от школьника большой концентрации внимания для запоминания терминов и формулировок. Изучение Конституции Российской Федерации и нормативно-правовых актов по ФИПИ облегчат процесс сдачи ЕГЭ.
Заканчивать подготовку можно оставшимися предметами из списка. Например, философия или социология весной запоминаются легко и быстро. К тому же эти дисциплины не требуют сильной концентрации и копания в терминах.
Специалисты рекомендуют завести тетрадь или блокнот, куда ученик будет записывать все формулировки, выражения и понятия. Туда же можно параллельно заносить и вопросы, которые при случае зададутся учителю или репетитору. Не нужно бояться спрашивать, потому что вопросы – это нормальная реакция человека на изучение чего-то нового или в облегчении понимания предмета.
Если при прочтении параграфа покажется, что материал понятен почти, то тут лучше остановиться и повторить прочитанное несколько раз. Специалисты считают, что недопонимание темы повлечет за собой возможный провал на ЕГЭ.
Те, кто не считает нужным ознакомиться с материалом, выложенным на сайте ФИПИ, совершают ошибку. Организация в большинстве случаев составляет тесты по материалам прошлого года. Кроме этого, стоит ознакомиться с видеоматериалами образца и порешать их.
Облегчит подготовку и закрепление знаний участие в школьных олимпиадах. Несмотря на неуверенность в собственных силах, навыки, полученные в таких видах мозговых соревнований, окажут положительный эффект при написании ЕГЭ.
Выбор эссе должен основываться на знаниях и предпочтениях ученика. Подбирая термин древнегреческого философа, нужно понимать, что вряд ли он имел в виду современное значение слова. К дате аттестации у ученика должно быть проработано 20-25 вариантов эссе.
Готовясь, нужно выполнять все тесты последовательно, не перескакивая. Так материал лучше усвоится, и сработает психологический фактор, когда, получив билет, кандидат не начнет волноваться, а будет спокоен и рассудителен.
Специалисты отмечают, что поход к репетитору для подготовки тем обществознания, посещение курсов в обучающих организациях или поход на дополнительные занятия к школьному преподавателю, облегчат подготовку к ответственному моменту. Кроме этого, нужно внимательно прочитать требования и инструкцию по проведению и сдаче экзамена.
Какие темы охватывают задания?
Темы по ЕГЭ предмета «Обществознание» включают в себя вопросы по 6 или 7 школьным дисциплинам, изучаемым в классах средней и старшей школы. При прохождении экзамена нужно уметь анализировать, рассуждать, выбирать, пояснять и высказывать в письменной форме собственное мнение. Кроме этого, кандидат должен обладать понятным слогом и литературно изъясняться.
Тесты по предмету включают в себя 2 части. В первой есть 20 заданий, максимальный балл за правильное и своевременное выполнение которых составляет 35. Второй раздел состоит из 9 тестов, где можно набрать 30 баллов.
Ответы на первую часть считаются базовым уровнем знаний. Они включают в себя вопросы по культуре, истории, социологии, праву или философии. Кроме этого, есть задание по экономике, где учащийся должен проанализировать график по таким темам, как:
- закон спроса и предложения;
- издержки производства;
- экономические циклы.
Могут присутствовать диаграммы со статистическими показателями. В таких тестах тоже нужно проанализировать вопрос и выбрать ответ.
Задания с 21 по 29 составляют тесты второй части. Тут школьнику придется отвечать на вопросы, давать определения терминам и составлять с ними предложения, приводить примеры функций или критериев. В задании № 28 ученику придется составлять план, тезисы которого не должны иметь фактических ошибок и полностью раскрывать тему. Последней и самой волнующей частью проверки знаний по обществознанию является эссе, которое записывают в задание № 29.
Какие разделы обществознания самые сложные и вызывают наибольшее затруднение?
Специалисты отмечают, что за годы проверок аттестационных работ пришли к выводу, что кандидаты в большинстве своем плохо ориентируются в правовой и экономической части. Половина ошибок приходится на темы:
- «органы государственной власти»;
- «издержки производства»;
- «юридическая ответственность».
Во второй части тестов вызывает сложность эссе по обществознанию, которое ЕГЭ включает в себя всегда. Происходит это потому, что учащиеся предпочитают заучивать уже готовые варианты, массово предлагаемые в интернете. Такой подход не указывает на то, что кандидат понял тему, о которой пишет. Кроме этого, проверяющие умеют отличать собственные мысли школьника от заученных и отточенных.
Анализ выполнения заданий части 2
Тренируясь выполнять экзаменационные тесты, нужно обратить внимание на ряд рекомендаций, которые дают специалисты при рассмотрении работ. Ошибки допускаются в:
- структурировании;
- выражении мыслей;
- актуальности данных;
- языке написания;
- оформлении.
При составлении планов или написании эссе нужно излагать мысли структурированно и последовательно. Пункты плана не должны «скакать» в понятиях. Писать о том, что спрашивают, нужно собственными словами и терминами, которые запомнились при подготовке, а не пользоваться бездумной зубрежкой.
Ошибки допускаются в актуальности данных, если ученик не заглядывал в новые буклеты по подготовке и не заходил на сайт ФИПИ. Чем меньше в задании заумных выражений и формулировок, тем больше вероятность одобрения работы комиссией и получения высокого балла за всю работу.
Правильное оформление 2 части ЕГЭ по обществознанию
Вторая часть тестов по обществознанию считается заданиями повышенной сложности. Тут нужно постараться не допускать ошибки и правильно оформить работу. Все 9 пунктов требуют от ученика ответов в развернутом виде.
Например, в задании № 21 выделяют явную информацию, а № 22 – применяют текст в заданном критерии.
В задании № 23 нужно характеризовать, объяснить или конкретизировать понятие, № 24 ЕГЭ «Обществознание» 2 часть – аргументировать или формулировать суждения по тексту.
Задание № 25 потребует разбираться в теме и давать определения, а № 26 – приводить примеры. № 27 – это решение задач одной из социальных проблем, а № 28 – требует составить план. Чтобы правильно оформить эссе в последнем задании, нужно связать воедино смысл, теорию, рассуждения и выводы.
Подготовка на курсах или с репетитором поможет учащемуся пройти испытание ЕГЭ. Чем раньше школьник начнет готовиться, тем выше вероятность набора 65 баллов по предмету.
Обществознание – самый сложный экзамен. Как сдавать? Что готовить? Что учить?
Всем привет. В этой статье немного порассуждаю про экзамен по обществознанию.
Я не сдаю обществознание. И хоть я и не верю в бога, но всё равно СЛАВА БОГУ, что я передумал сдавать этот предмет. Тем, у кого завтра экзамен по этому общаге, я не завидую, ведь он реально сложный.
Почему я передумал? На самом деле передумал не я, а мой батя 🙂 Как он говорит – “Сегодня ты гуманитарий, а завтра моешь планетарий”. Поэтому он сказал, чтобы вместо английского и общества я сдавал информатику и физику. Но в итоге я сдаю английский и физику.
Но у меня есть несколько знакомых, которые уже сдали ОГЭ по обществу и даже ЕГЭ. Один мой хороший товарищ в прошлом году сдал общагу на 5, да, он умный, очень. Вот поэтому я немного шарю как сдавать общагу. Тем более, что я почти полгода готовился к ней.
Во – первых , экзамен по обществознанию – это в некотором смысле лотерея. Потому что в качестве основной темы может попасться одна из четырёх возможных тем – политика, экономика, религия, социология. И тут вы не угадаете ничего. Может попасться всё что угодно, поэтому нужно быть готовым ко всему.
Именно поэтому я вам советую равномерно обучаться, а не делать упор на одну из тем. Нарешивайте разные тесты, а не только на политическую тему, например.
Смотрите разборы тех тем, которые вам непонятны. Сейчас всё есть в открытом доступе. Не упускайте темы, они вам могут с лёгкостью выпасть на экзамене.
У меня есть знакомый(да, у меня их много 🙂 ), который знал почти всё идеально, но ему попалась на экзамене духовная жизнь общества, которую он не особо учил. В итоге получил 3. А это для него плохо.
Также я могу посоветовать посмотреть на ютубе разборы второй части. Потому что её нужно именно уметь решать, чуть ли не по шаблону. Составление плана, поиск правильного ответа в тексте, всё это можно выучить на ютубе.
Поэтому я рекомендую не забивать на вторую часть, потому что там можно не особо напрягаясь набирать свои 6 – 10 баллов. Не забывайте про вторую часть!
Решайте как можно больше тестов! Это чуть ли не приказ) Потому что все вопросы очень похожи и однотипны. Поэтому чем больше вы прогоните вариантов, тем с большей вероятностью правильно ответите в тесте на реальном экзамене. Лучше всего решайте на сайте ФИПИ.
Забейте на те задачи, которые вы никак не можете решить. Отрабатывайте только то, что у вас получается хорошо, чтобы на экзамене точно это сделать. А то, что у вас не получается, так и будет получаться фигово, скорее всего. И на экзамене вы допустите 2 ошибки, вместо одной.
Забейте на нерешабельные для вас задачи.
Ну и пишите шпоры. Лучше всего на бумажечках сжатые определения записать, потому что определений, как вы знаете, на обществе много. Пишите как можно больше тех штук, которые у вас западают. Только не спалитесь – это главное.
А теперь моя теория о том, почему обществознание такой сложный предмет:
Сейчас же очень много в стране экономистов, юристов и тд? Много, правильно, поэтому государству нужны другие специалисты. Из – за этого обществознание сделали в разы сложнее, чем оно было раньше. Но почему – то много не очень то и умных учеников выбирают общество.
Вот вы вдумайтесь, в моей школе ОГЭ по обществознанию сдаёт 115 человек из 216 сдающих в общем(да, у меня восемь девятых классов). Это ОЧЕНЬ много, каждый второй выбрал обществознание. Ну, мне кажется, что много кто пожалеет.
Что вы думаете? Согласны или нет? Мне интересно почитать ваше мнение.
Ну а пока что я желаю вам удачи вам на экзамене!
Источники:
https://www.7ya.ru/article/Kak-sdat-EGJe-po-obwestvoznaniyu-Rezultat-uchitelya-obwestvoznaniya-90-ballov/
https://unikum.rudn.ru/blog/kak-podgotovitsya-k-sdache-ege-po-obshchestvoznaniyu
https://zen.yandex.ru/media/id/5cbb614cae4f3800b29a2200/5cee50a910dc9200b00d0dca