Почему бензин дорожает когда нефть дешевеет
Почему у нас много нефти, а бензин дорогой даже когда нефть дешевеет?
По новостям говорят, что нефть понижается, но россияне не замечают уменьшения цены на топливо на заправках. Невольно задумываешься, что нас обманывают, и правительство наживается на своих гражданах. В далекой Венесуэле, «сидящей на нефти», бензин стоит по цене воды. Но живет ли страна хорошо благодаря этому?
В Венесуэле литр бензина стоит 2 цента, и это после подорожания. До него литр топлива стоил 1 цент. Эта латиноамериканская страна так же, как и Россия, не испытывает недостатка в собственной нефти. Но стоимость бензина в Венесуэле превратилась в оплот воображаемой стабильности. Мол, раз мы «сидим на нефти», то каждый венесуэлец может залить бак под завязку и ехать с семьей кататься по стране на своей машине.
Именно такая предвыборная программа помогла в 2012 году избраться на четвертый срок Уго Чавесу. У нас в России Путин избрался и без обещаний низкой цены на топливо. Бензин у нас не очень дешевый, если сравнивать с Венесуэлой, цена примерно 75 центов за литр.
Зато в России жизнь намного спокойнее, чем в Венесуэле. Мы не так сильно зависим от цены на нефть на мировом рынке, как жители этой латиноамериканской страны. Причины в следующем:
1)Такая высокая цена на бензин — следствие больших налогов, которыми обложен каждый литр топлива. Около 60-70% в цене на топливо — это налог. Его государство пускает на социальные проекты, выплату пенсий, зарплаты бюджетникам. Поэтому при падении цены на нефть в мире бюджет получает доход от продажи топлива на внутреннем рынке. Цинично, но это помогает избежать инфляции за счет кошельков автолюбителей.
2)Меньше контрабанды топлива — около 80 тысяч венесуэльских семей живут за счет перепродажи ультра дешевого топлива в соседние Бразилию и Колумбию. Где контрабанда, там и преступность. Поэтому обоснованная рыночная цена на топливо — это гарантия нашего спокойствия, как ни странно это звучит.
3)Государство не тратит деньги на дотирование заправок — если в России сделать бензин по 1 рублю, то нужно будет дотировать нефтеперерабатывающую промышленность. Также потребуется платить зарплату работникам заправок из бюджета. В Венесуэле стоимость литра бензина в 30 раз меньше затрат на его производство. Деньги, предназначенные на выплату пенсий и социальную сферу идут на выполнение популистского обещания: сделать бензин доступным для каждого.
Вот и получается, что в магазине очередь за хлебом, зато каждый студент может залить полный бак бензина по цене чашки кофе. Деньги, необходимые на дотирование производства социальных продуктов, направляются на поддержку нефтеперерабатывающей промышленности. Все для того, чтобы президент подольше удержался в своем кресле. Ведь если забрать у людей последнюю радость — дешевый бензин, то восстания и революции не избежать.
Почему россияне живут хуже при падении цены на нефть?
Пока нефть растет, то у нас все хорошо: в страну заходят доллары от продажи нефти, государство продает их Центробанку за рубли. Больше долларов, больше рублей. Государство поднимает пенсии и зарплаты, цены при этом удерживаются на примерно одном и том же уровне. Центробанк печатает все больше и больше рублей, но они обеспечены поступающими в страну долларами. Как только цена на нефть падает, то долларов поступает меньше.
Но зарплаты и пенсии в рублях уже подняли. Понижать их — это крайне непопулярный шаг. Люди не поймут, ведь многие уже понабирали ипотек, автокредитов, потребительских кредитов и мгновенных займов.
Государство вынуждено брать займы у Центробанка, что простыми словами означает печатание необеспеченных денег. Рублей становится больше, но они годятся только для расчетов на внутреннем рынке. Импорт нужно покупать за доллары. А их мало. Поэтому импортных товаров, всех наших путевок в Турции-Египты и китайского ширпотреба, становится меньше на рынке. Дефицит порождает рост цены. Кольцо замкнулось, россияне живут хуже.
Рост просрочек по займам
Дешевая нефть приводит к проблемам с погашением кредитов. Цены на товары первой необходимости растут, люди вынуждены платить больше за памперсы, лекарства, хорошую заграничную еду и многие другие товары, к которым так привыкли. Зарплаты и пенсии заморожены, так как в стране «временный кризис». Поэтому некоторые семьи уже не могут погашать кредиты.
Банки испытывают трудности и просят рефинансирования у государства, то есть стоят с протянутой рукой перед Центробанком. Центробанк может помочь только свеженапечатанным рублем. Опять инфляция и обесценивание денег.
Почему бензин дорожает, а нефть дешевеет?
Содержание статьи
- Почему бензин дорожает, а нефть дешевеет?
- Почему бензин в России дорожает каждую неделю
- Сечин объяснил рост цен на бензин
Так, в декабре 2014 года президент потребовал от ФАС выяснить причину, по которой цена бензина в России увеличилась на 10%, тогда как мировые цены на нефть упали на 35%.
На самом деле стоимость цен на нефть на мировых рынках абсолютно не влияет на цены на внутреннем рынке. Дело в том, что Россия не закупает нефть для ее переработки, а использует только собственную. При этом внутренние оптовые цены топлива в последние годы не только не снижались, но и росли (за 2014 год в среднем до 30%).
Причин, по которым в России дорожает бензин, несколько. В качестве основополагающих можно назвать монополизацию рынка; дисбаланс спроса и предложения; попытку нефтедобывающих компаний компенсировать упущенные доходы от продаж на внешних рынках за счет российских потребителей; а также налоговую политику в России.
Монополизация рынка
Уровень конкуренции на российском оптовом и розничном рынке продаж нефтепродуктов крайне низкий. А где монополизация рынка, там не работают механизмы конкуренции и цены во многом подконтрольны ведущим ВИНК. И никаких позитивных изменений в этой области в последние годы не происходит, напротив, рынок продолжает консолидироваться.
Нефтедобывающим компаниям невыгодно продавать нефть на российский рынок
Еще одна причина, которая объясняет, почему растут цены на бензин, это менее выгодные условия для продажи нефти на территории РФ, чем ее экспорт на мировые рынки.
Стоит отметить, что весомый вклад в такое положение дел внесла государственная политика. Государство также заинтересовано в продаже как можно большего количества энергоносителей на мировых рынках, так как от этого во многом зависит наполняемость бюджета. Поэтому создает дополнительные стимулы для роста экспорта.
Приоритет экспорта над внутренним рынком нашел свое закрепление в принятом налоговом маневре. Согласно ему, ставка НДПИ будет поступательно расти на фоне снижения экспортных пошлин. Так, в 2014 году ставка НДПИ увеличилась почти на 5% до 493 р./тонна, в 2015 году она возрастет до 530 р., в 2016 году – до 559 р. При этом экспортная пошлина сократилась до 59% в 2014 году и снизится до 57% – в 2015 году, 55% – в 2016 году.
Печально, конечно, что в конечном итоге за рост бюджетных поступлений в конечном итоге должны заплатить рядовые россияне. Оплачивая высокую стоимость бензина они компенсируют издержки нефтяников на рост НДПИ. При этом сами нефтедобывающие компании не так сильно пострадали от падения цен на нефть, так как из-за девальвации рубля их выручка в национальной валюте растет.
Дисбаланс спроса и предложения
Дисбаланс спроса и предложения – классическая причина роста цен на товары. Казалось бы, откуда в стране, которая сама добывает нефть может возникать дефицит?
Дело в том, что в условиях, когда экспорт становится экономически более выгодным, внутренний рынок испытывает дефицит. Так, по официальным оценкам предложение бензина на внутреннем рынке в последнее время уменьшилось на 2%, что подстегнуло вверх оптовые цены. Слухи о недостаточности предложения создавали почву для повышенного спроса, результатом чего стал дисбаланс.
Ряд аналитиков полагает, что такой ажиотаж искусственно создают сами ВИНК, тем самым подстегивая оптовые цены на топливо. В свое время ФАС даже возбуждало уголовное дело против ряда нефтедобывающих компаний за нарушение конкуренции.
Налоговая политика в России
По оценкам специалистов, цена нефти в структуре себестоимости бензина не превышает 6-10%. Поэтому на его стоимости практически не сказываются ценовые колебания на нефтяном рынке. А на что тогда приходится большая часть стоимости бензина? В России – на налоги (НДПИ, НДС, акцизы и пр.)
Помимо поступательного роста НДПИ, упомянутого выше, причина роста цен в последние годы – увеличение акцизов на бензин. В 2014 году на тонну «евро-4» они возросли до 9,4 тыс. р. (по сравнению с 8,6 тыс. руб. в 2013 году), на «евро-5» – до 5,7 тыс. р. (с 5,1 тыс. руб. в 2013 году). В 2015 году также предполагается увеличить акцизы на бензин пятого класса на рубль за литр, что увеличит цены на бензин в 2015 году еще на 10-15%.
Какие прогнозы цен на бензин в России на 2015 год?
Прогнозы цен на бензин на 2015 год также не предполагают снижения цен на топливо. Так, прогнозы ФАС предполагают, что рост цен на бензин в 2015 году будет находится на уровне инфляции, т.е. около 7%.
В Правительстве ожидают как минимум 10%-ный рост в связи с налоговым маневром. А аналитики полагают, что вскоре цены на бензин в России должны и вовсе сравняться с европейским уровнем в 1,1-1,5 евро/литр.
Почему в России очень дорогой бензин? Разбираем причины
Всем привет, уважаемые читатели Дзена и моего канала. В данной статье мы разберем причины, по которым бензин в России стоит дорого, в то время как цены на нефть упали.
Если тебе небезразлично повышение цен на бензин – подпишись на канал и поставь лайк – помоги выдвинуть данную статью в топ
Вряд ли есть люди, кому безразлично повышение стоимости топлива. Сейчас в 2019 году вроде как цены немного стабилизировались и не растут, но в период с 2014 по 2018 рост был внушительным!
Все знают, что в Казахстане наш бензин стоит чуть дешевле 30 рублей за литр, а мы тот же бензин покупаем по 43-48 рублей. Где же справедливость?! Водители постепенно перестают пользоваться личными автомобилями и переходят на общественный транспорт, и он тоже дорожает! У меня в г. Балашиха Московской области проезд в маршрутке по городу вырос с 28 рублей (2014 год) до 45 рублей (2019).
Странно то, что мы являемся нефтедобывающей страной и топливо должно быть дешевым, но оно таким не является. Ощущение, что его везут из другой страны. Разбираемся в причинах.
1-ая Причина – Нефтяные компании в сговоре и монополизация рынка.
Согласитесь. Каждый хочет получать не просто прибыль, а сверхприбыль. Особенно в том случае, когда есть возможность взвысить цены до небес. Ведь в любом случае все нефтяники будут в шоколаде – автомобили есть почти в каждой семье, общественный транспорт – для работы всего этого необходимо топливо, которое делается из нефти. Куда же смотрит Федеральная Антимонопольная служба? Тут уже сложнее – государственное участие в компаниях, связанных с нефтью составляет до 60%, из-за чего не получается “подавить” монополию.
2-ая Причина высокой цены на топливо — большой налог (на добычу ископаемых, акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль).
Составляют примерно 60% от конечной стоимости топлива. Только пошлины если и высокие, то всё с того же соизволения правительства Российской Федерации. Такой подход по изъятию львиной доли прибыли со слов того же премьер-министра Д.А. Медведева является стремлением изъять «сверхдоходы» у нефтяных компаний с целью формирования бюджетных резервов страны. Только изъятие в итоге происходит не из кошельков владельцев нефтяных компаний, а из кошельков граждан через счета нефтяных компаний, ведь конечный потребитель — автолюбитель, и ему никуда не деться – бензин везде продается по примерно одинаковой цене и дешевле его купить нигде не получится, разве что в другой стране.
3-ая Причина. Регулирование количества выезжающих на дорогу автомобилей.
Эта причина вам покажется абсолютно бредовой, но она реальная. Например, все мы знаем, что в Москве в часы с 7 до 10 и с 17 до 20 лютые пробки. И чтобы как-то снизить количество автомобилей на дорогах, повышают. нет, не качество дорог и не строят развязки, расширяют дороги, нет – это невыгодно. Всё проще – повышают стоимость топлива, чтобы люди пересаживались на общественный транспорт и таким образом разгружаются дороги. Например мне, чтобы съездить в Москву куда-нибудь на машине (примерно 40 километров туда и 40 обратно), мне надо будет затратить 8 литров 95-го бензина = 350 рублей. За одну поездку! В то время как на метро и электричке мне это выйдет рублей в 130-160.
Источники:
https://pikabu.ru/story/pochemu_u_nas_mnogo_nefti_a_benzin_dorogoy_dazhe_kogda_neft_desheveet_6362665
https://www.kakprosto.ru/kak-909770-pochemu-benzin-dorozhaet-a-neft-desheveet
https://zen.yandex.ru/media/id/5d70df05028d6800acd3c7cd/5da5e048fe289100ac671bd3