Как Моцарт относится к жизни и миропорядку
III. Изучение нового материала.
Работа с терминологией.
– Давайте вспомним, что такое трагедия и к какому литературному роду она
Трагедия – драматическое произведение, в основе которого лежит особенно острый непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. (Определение записать в тетрадь). (5 учащихся в это время выполняют индивидуальные тестовые задания по теме «Основные мотивы лирики А.С.Пушкина»).
История создания и особенности цикла «Маленькие трагедии». Один из учащихся заранее приготовил сообщение по данной теме.
[Из истории создания «Маленьких трагедий».
В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». В письме П.А. Плетневу Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».
Пьесы стали называть «Маленькими трагедиями». Они действительно не велики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей. «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматические изучения» – такие названия хотел дать своим пьесам А.С.Пушкин, подчеркивая их отличие от традиционных.
Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.
В «Маленьких трагедиях» воссоздана жизнь других народов в разные исторические эпохи. В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека. В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти (действие происходит в XVIII веке). В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие – все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями.
«Пир во время чумы» – философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти.
Все это свидетельствует о том, что «Маленькие трагедии» являются реалистическими произведениями. «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах – вот что требует наш ум от драматического писателя», – утверждал Пушкин.]
III. Изучение нового материала.
– Произведения цикла «Маленькие трагедии» объединяет драматизм тревожных переживаний, стремление к художественно-философскому их анализу предопределили центральную тему “маленьких трагедий” – тему трагической судьбы Личности. – Эти трагедии объединяет общая идея – страсть –жажда самоутверждения в жизни. Разрываются родственные, любовные, дружеские и шире – общечеловеческие связи. Для достижения своей цели герои не останавливаются ни перед чем, используют любые средства. Поэтому главная объединяющая мысль болдинских пьес – это мысль о духовных ценностях человечества, о подлинном достоинстве человека.
Учащиеся записывают художественные особенности цикла «Маленькие трагедии»:
1) Небольшой объем, малое количество сцен и персонажей.
2) Быстрое развитие действия, острый драматический конфликт.
3) Глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью.
4) Воссоздание жизни других народов в разные исторические эпохи.
– В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки. Какие это пороки?
[Запись в тетради:
- гордость, презирающая всех;
- жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;
- зависть, доводящая до злодеяния;
- чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям;
- гнев, вызывающий страшные разрушительные действия.
В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека. В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие — все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями. «Пир во время чумы» — философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти.]
– Итак, какая же тема раскрывается в трагедии «Моцарт и Сальери»?
(В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти.)
– Тема – художественное творчество и зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству. Сохранилось первоначальное название трагедии «Зависть», во многом определяющее ее тему.
– Послушаем второго докладчика, который расскажет о некоторых фактах из жизни Моцарта и Сальери.
[Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери
Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825).
Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор. Моцарт сочинял музыку с пяти лет. В четырнадцать – стал придворным музыкантом в Зальцбурге. Затем жил и работал в Вене. Бывал в Италии, был избран членом Филармонической академии в Болонье. В 1787 году состоялось первое представление в Праге его оперы «Дон-Жуан». В следующем году она была поставлена в Вене, здесь присутствовал Сальери.
Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Критики писали, что его музыка «полна света, мира и душевной ясности, как будто земные страдания пробуждали только одни Божественные стороны этого человека, а если по временам и проносится тень скорби, то в ней виден душевный мир, проистекающий из полной покорности Провидению». Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др.
«Реквием» – произведение, над которым Моцарт работал перед смертью, так и осталось незавершенным.
С преждевременной, ранней смертью Моцарта связана легенда о его отравлении Сальери, который с 1766 года жил и работал в Вене, являлся придворным камерным дирижером и композитором итальянской оперы в Вене. Затем уехал в Париж, где сблизился с композитором Глюком, стал его учеником и последователем. Вернувшись в Вену, занял должность придворного дирижера. Учениками Сальери были Л. ван Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шуберт. Сальери написал 39 опер: «Та-рар», «Фальстаф» (комическая опера) и др.
Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта.]
– Теперь посмотрим, совпадают ли художественные образы с историческими личностями.
Образы главных героев.
(Рассмотрение вопросов из домашнего задания)
· Как Моцарт относится к жизни, к миропорядку?
· Как Сальери относится к жизни и к миропорядку?
- Что свидетельствует о славе Моцарта?
- Что говорит Сальери о своем творчестве, каков его путь к славе? Как Сальери оценивает свою славу?
- Как Сальери отзывается о Моцарте — человеке и композиторе? Как Моцарт относится к своему творчеству, что говорит о служителях искусства?
- Почему Сальери завидует Моцарту?
- Как Моцарт отвечает на вопрос: может ли гений совершить злодейство?
- Как Сальери пытается «оправдать» свое преступление, почему нельзя принять его доводы?
- Что доказал Сальери злодейством, к какому выводу он приходит?
В ходе обсуждения учащиеся заполняют таблицу со сравнительными характеристиками героев.
Источники:
https://megalektsii.ru/s49399t7.html