Чем японская чайная церемония отличается от китайской
Чем отличаются японская и китайская чайные церемонии
Короткий ответ: ничем.
Длинный ответ:
В японской чайной церемонии чаще всего используется порошковый чай, в то время как в китайской чаще всего листовой. При этом порошковый чай в свое время попал в Японию именно из Китая и по сей день в Китае есть ценители именно порошкового чая. Так же в Японии есть и листовой чай. Чаще всего японцы при изготовлении листового чая обдают его горячим паром, в то время, как китайцы обжаривают свой чай. Но снова-таки, исключения есть в обоих случаях. Так что можно утверждать, что и японцы и китайцы пьют порошковые, листовые обжаренные и листовые пропаренные чаи.
В подобных статьях часто говорится, что в Японии пьют только матча, сенча и гьёкуро, в то время как в Китае есть и красный чай, и улун, и пуэр. Давайте сразу развеем этот миф: в Японии тоже пьют улуны, красные чаи и выдержанные чаи, похожие на пуэры и черные чаи. Более того, Япония так же производит эти чаи, просто они не так популярны. Такая же история с китайским матча. Многие уверены, что в Китае полностью отказались от порошкового чая или используют его только для морженного и кексиков, но я напоминаю, что в Китае все еще огромное количество буддийских монастырей, во многих из которых сохранились старые традиции приготовления чая. Ну а благодаря маркетингу, все больше китайцев пьет дома порошковый чай, наряду с белым – для укрепления здоровья, хотя по всем научным исследованиям, обычный зеленый чай полезен для человека ровно на столько же.
В Китае, Японии, Корее, Вьетнаме и других странах всегда велся спор: что в чае наиболее важно? Есть мастера, которые настаивали, что в чае в первую очередь важен чай, есть мастера, которые настаивали на важности утвари и предметах, другие делали акцент на человеке, пока другие превозносили само действо приготовление чая, как главную ценность. Все эти ответы одинаково верны и одинаково важны. И если какой-то из элементов вам показался сейчас не самым важным, вам скорее всего еще не повезло увидеть его важность. Чаще всего в Японии все же акцентирую внимание на действе, на самой церемонии. В Китае же чаще предпочитают говорить именно о чае.
Сама церемония в Японии более формализирована. Случилось это благодаря тому, что в Японии есть более структурированные школы чая, в каждой из которых ученик изучает чайное действо под строгим надзором учителя и старших учеников. В тоже время в Китае чай считается достоянием человечества, а не только монахов или последователей той или иной школы. Так или иначе, дорастая до уровня мастера, в какой бы из школ или монастырей вы ни были, в Китае или Японии – вы вольны готовить чай так, как это видите вы, а изучение – это всего-лишь путь к пониманию.
В центре чайного действа стоит цель – развитие хозяина и гостя. Эта цель может быть выражена по-разному: свести двух врагов в одной комнате в благоприятной обстановке, поделиться новым знанием, намекнуть на что-то путем свитка или другого предмета, погрузить людей в благоприятное состояние для поиска вопросов и ответов, а так же многое другое. Каким способом вы этого достигнете, какую утварь будете использовать и какой чай заварите – не так важно. Это будет лично ваш выбор, как мастера. Единственным критерием будет – достигли ли вы поставленной цели.
Чем отличается японская чайная церемония от китайской?
Как в Японии, так и в Китае к чайным церемониям до сих пор относятся с глубоким почтением. И там и там по-прежнему большое значение придается сорту чая, посуде, воде, на которой он заваривается. Разница в том, что чайная церемония Китая – это больше средство общения, дружеская беседа, где очень много внимания уделяется искусству заваривать чай. Чайная церемонии Японии – это философский, медитативный ритуал, подчиненный строжайшим требованиям и к убранству чайной комнаты, и к одежде участников церемонии, и к состоянию их души.
Действительно, в Китае чайная церемония – это беседа, компания, там могут быть даже элементы шоу, а в Японии это ритуал для успокоения и восстановления гармонии, поначалу её практиковали монахи как форму медитации.
Это основное отличие. Другие заключаются в ходе церемонии и в атрибутике.
В Китае церемония выглядит так. На специальном столике “чабань” расставлена посуда.
Мастер церемонии насыпает чай из чайницы в лоток “ча хэ” и даёт гостям этот лоток, чтобы они, согрев его в ладонях, могли вдохнуть аромат чайного листа.
Горячая вода льётся в “гайвань” (чашку с крышкой; вместо гайвани может использоваться глиняный чайник), гайвань закрывается, покачивается в руке, после чего вода сливается в “ча хай” (чашу справедливости), оттуда по пиалам (маленькие, 25-35 мл, сантиметров 6 диаметром), а из пиал выплёскивается на чабань. Пиалы мастер берёт бамбуковым пинцетом. В нагретую гайвань засыпается чай, гайвань закрывается и несколько раз встряхивается. Чай заливается водой и тут же сливается в ча хай.
Оттуда – по пиалам, а из них выливается на чабань. Эта заварка была нужна, чтоб смыть крошки листьев, изломавшиеся во время хранения и транспортировки, намочить и прогреть листья, тем подготовить их к отдаче аромата. Чай снова заливается водой и спустя несколько секунд выливается в ча хай. Это уже можно пить. Разлив чай по пиалам, мастер предлагает его гостям – каждому отдельную пиалу. Себе мастер наливает в последнюю очередь. И следит, чтобы пиалы не были пустыми.
Если гость больше не хочет пить, он поставит пиалу на чабань, перевернув её кверху донышком: каждый может прекратить в любой момент. Очерёдности питья нет. Если чай остыл либо на дне пиалы частички листьев, это можно выплеснуть на чабань. Когда настой в ча хай заканчивается, мастер ещё раз заваривает ту же порцию листьев, и так несколько раз, пока настой имеет вкус, цвет и аромат. Потом можно выбросить испитые листья и заварить другой чай.
На чабани может находиться статуэтка – “денежная жаба”, Будда, фигурка символа восточного гороскопа. Перед нею могут поставить полную пиалу, также фигурки поливают чаем (вместо того, чтобы лить прямо на чабань).
Мастер может использовать металлический чайник с длинным (чуть ли не целый метр!) иглообразным носиком, наливая чай из всевозможных положений – через шею, из-за спины и т.п. Это и есть то шоу, что я упоминал. Недавно вошло в практику использование двух пиалок – обычной (чабэй) и высокой (вэнсянбэй). Чай наливают в высокую, накрывают её обычной, получившуюся конструкцию переворачивают. Аккуратно приподнимают высокую, чай выливается в обычную, а в высокой оказывается ароматный пар. Его вдыхают, чтобы насладиться ароматом чая. Повторю, это не древняя традиция, а нововведение, появившееся в угоду искателям экзотики.
В Японии чайная церемония тя-но-ю проводится в специальном домике “тясицу”, расположенном в глубине имитирующего естественный природный уголок сада “тянива”, куда ведёт дорожка “родзи”, выглядящая как тропинка в горах, которую никто специально не мостил. Сам домик аскетичный, там нет деталей, которые могли бы привлечь внимание. Вход узкий и низкий, войти можно лишь поклонившись. К назначенному времени в павильоне у входа в сад собираются гости, одетые просто, без выпендрёжа. Там они могут поприветствовать друг друга и определиться с иерархией и порядком мест. Гости проходят к чайному домику, где их встречает мастер, который пришёл заранее и провёл в домике уборку. С помощью ковша омывают руки из источника или колодца, разуваются и заходят. Там в нише “токонома” они видят композицию, подготовленную мастером. Это висящий на стене свиток “какэмоно” с каллиграфической надписью – специально выбранным для данной церемонии изречением, цветы и курильница с благовонием. Дав гостям время проникнуться настроением и освоиться, в домик входит мастер и садится напротив гостей. У мастера есть чаша “тяван” (порядка 10 см диаметром и 7 в высоту), бамбуковый венчик “тясен” на подставке, бамбуковая ложечка “тясяку”, подставка для крышки чайника “футаоки” из бамбука или керамики, маленькая коробочка для чая “нацумэ”. Причём чай – это “маття”, растёртый в порошок зелёный чай. Тогда как в китайской церемонии могут использоваться различные виды чая, не только зелёный. Также имеется очаг (в центре чайного домика), угли, которыми этот очаг топится, металлические палочки “хибаси”, которыми угли подкладываются и поправляются, лопаточка “хаисадзи” для золы, ведёрко для воды, ковшик на длинной ручке и чугунный либо медный чайник. Все предметы простого и скромного вида вплоть до грубоватого изготовления, никакой показной роскоши, со следами времени, однако безупречно чистые.
В начале церемонии подают еду. Сперва “кайсэки” – лёгкие закуски, чтобы притупить голод, который мог бы вызвать дискомфорт, а потом, дабы смягчить горечь маття, сладости “вагаси”, не очень-то сладкие на вкус привыкшего к сахару европейца. После еды гости ненадолго выходят, тем временем мастер убирает посуду и меняет содержимое токонома.
Вода из ведра ковшиком наливается в чайник, чайник греется. Когда чайник открывается, его крышка кладётся на подставку. Мастер протирает тряпицей чашу и высыпает в неё несколько ложечек чая.
Наливает туда воду, берёт венчик и взбивает чай, пока на поверхности не образуется пена. Это койтя – “густой” чай.
Убирает инструменты и, повернув чашу рисунком к первому гостю, предлагает ему чай. Тот принимает чашу, объявляет “я пью чай” (японская традиция – говорить, что человек делает), поворачивается к следующему гостю, слегка кланяется и говорит “прошу прощения, что пью раньше вас”, в знак скромности поворачивает чашу рисунком от себя, отпивает пару глотков, поворачивает чашу рисунком к себе, обтирает край, любуется и, наконец, передаёт чашу следующему, повернув к нему рисунком. Тот принимает, говорит “я тоже пью чай”, извиняется перед следующим и далее по той же схеме. Слышатся только ритуальные фразы (либо эта часть церемонии проводится вообще в полном молчании), бульканье воды и потрескивание огня. Как только круг замкнётся, мастер передаёт уже пустую чашу, чтобы гости могли вновь ею полюбоваться. Далее готовят усутя – “слабый” чай, уже в индивидуальных пиалах. Теперь можно беседовать. Но не о повседневном, не о делах. Темы беседы определены ещё в 16-м веке легендарным мастером Сэн-но Рикю. Можно обсуждать смысл свитка в токонома, цветы, используемую утварь. Когда беседа завершится, мастер извиняется и покидает гостей, тем самым показывая, что церемония окончена. Гости могут вновь осмотреть атрибутику и помещение, после чего уходят, мастер же стоит у входа и молча кланяется. Наконец, он рефлексирует, собирает утварь и протирает татами, восстанавливая исходную пустоту тясицу.
Так всё выглядит в самом первом приближении, без углубления в смыслы и нюансы.
Японская церемония направлена на внутреннее состояние и потому при внешней простоте предъявляет высокие требования к месту и ритуалу. Китайская церемония – социальное действо – более неформальная и утилитарная.
InterFactes
Суббота, 08.02.2020, 12:41
В настоящее время чай – один из самых известных напитков во всем мире. Во многих странах он уже стал напитком номер один. К этим странам относится, например, Китай и Индия, где и произрастает 90% чая в мире. Чай полюбился и в России, с тех пор как его завезли в 1638 году.
Но, несомненно, главные потребители чая – это Англия и Япония. В этих странах даже образовались своеобразные чайные церемонии.
Английская чайная церемония имеет долгую историю. Проводят ее обычно в 17 часов вечера (five o’clock). Что же она из себя представляет?
Стол накрывается белой (предпочтительнее) или синей скатертью. Для каждого участника церемонии предоставляется ложка и вилка, а также закуски к чаю, которые берут с помощью ножа и вилки. На стол ставится ваза с цветами, лучше живыми и белого цвета, салфетки – в тон со скатертью, небольшой чайник с чаем, кувшинчик с кипятком, молочник с молоком или сливками, tea-cosy – чехольчик для чайника, сахарница с белым и коричневым (нерафинированным) сахаром-рафинадом, чайные ложки, а также ситечко и подставка под ситечко.
Вначале гостям предлагают выбрать один из 5-10 разных сортов чая, или смесь нескольких сортов. В Англии очень престижно предлагать смесь, которую составила лично хозяйка дома.
Обязательно на стол подается молочник с молоком. Но англичане никогда не льют молоко в чай. Только наоборот. Истинные английские гурманы считают, что только таким образом можно получить своеобразный мягкий вкус чая.
Также подаются к чаю разные закуски: имбирные торты, джемы, вафли, кремы, даже соленое масло! Но главное, чтобы они не заглушали вкус чая, а наоборот – подчеркивали его.
После заваривания и разбавления чая кипятком чайник накрывают tea-cosy – чтобы он не остывал.
Японскую чайную церемонию придумали монахи. Проводится она в специальной обстановке. Что же она из себя представляет?
Вначале гостям подается чашечка с кипятком. Затем гости идут через сад к чайному домику по специально выстланной дорожке. Потом к ним выходит хозяин, и все гости проходят процедуру омовения, при этом вода подается из небольшого колодца.
Чайный домик имеет довольно-таки низкий вход. Это заставляет всех гостей поклониться, что символизирует равенство всех гостей, участвующих в церемонии.
В чайном домике есть специальная ниша, куда ставится букет цветов, свиток с изречением и курильница. Перед чаепитием раздается простая, но изысканная еда, которая не насытит, но снимет голод. Затем подносится десерт к чаю.
Основная часть церемонии – питье густого зеленого чая из общей посуды. Вначале хозяин передает старшему из гостей чашу с чаем, гость отпивает глоток чая, и передает следующему гостю, и так по порядку.
Затем хозяин готовит легкий чай для каждого участника церемонии в отдельных маленьких чашечках. После этого ведется беседа, тема которой задается надписью на свитке. По окончанию чаепития гости выходят из домика, а мастер убирает посуду, убирает цветы и свиток, покидает чайный домик.
Источники:
https://tealao.com/ru/blog/the-difference-between-chinese-and-japanese-tea-ceremonies
https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3716-chem-otlichaetsja-japonskaja-chajnaja-ceremonija-ot-kitajskoj.html
https://interfactes.ucoz.net/publ/countries/anglijskaja_i_japonskaja_chajnaja_ceremonija_v_chem_otlichija/16-1-0-19