Схема предоставления пожарной декларации в МЧС
ФОРМА И ПОРЯДОК ПОДАЧИ ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Декларацию пожарной безопасности на многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения разрабатывает орган управления таким многоквартирным домом, на общественное или административное здание, принадлежащее нескольким собственникам, — орган управления соответствующим зданием.
Подавая в орган государственного пожарного надзора декларацию пожарной безопасности, собственник (владелец) объекта защиты принимает на себя ответственность за обеспечение пожарной безопасности последнего
Собственникам (владельцам) объектов защиты следует учитывать два принципиально важных момента:
- декларирование пожарной безопасности носит обязательный характер;
- подача декларации пожарной безопасности не является основанием для отмены надзорных мероприятий на соответствующем объекте защиты.
Подавая декларацию пожарной безопасности в уведомительном порядке, собственник (владелец) объекта защиты, минуя какие-либо согласования с государственными органами, самостоятельно определяет требования, которые ему необходимо выполнить на подведомственном объекте защиты для обеспечения его пожарной безопасности, т. е., иными словами, готовит своего рода инструкцию о мерах пожарной безопасности в отношении конкретной организации.
Декларации пожарной безопасности посвящена ст. 64 Закона № 123-ФЗ, согласно которой она составляется в отношении следующих объектов защиты:
- здания (части зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1:
– дошкольные образовательные организации;
– специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные);
– больницы;
– спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций; - здания, сооружения, в т. ч. производственные объекты, для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3 (многоквартирные жилые дома), Ф1.4 (одноквартирные жилые дома, в т. ч. блокированные)).
При этом необходимо напомнить, что ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) предусматривает проведение государственной экспертизы проектной документации в отношении любых объектов капитального строительства ( т. е. зданий, строений, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и т. п.), кроме нескольких особых категорий таких объектов, включая:
- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 м² и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности (за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами);
- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 м², которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, где расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон (за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами).
Собственникам (владельцам) таких объектов защиты заполнять декларацию пожарной безопасности нет необходимости.
Декларация пожарной безопасности может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности
На практике также часто возникает вопрос о необходимости представления декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, встроенно-пристроенных к многоквартирным жилым домам.
В свое время Департамент надзорной деятельности МЧС России рассмотрел соответствующее обращение, касавшееся аптек, встроенно-пристроенных к многоквартирным жилым домам, и пришел к выводу о том, что в соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона № 123-ФЗ декларация пожарной безопасности на подобные объекты защиты не составляется.
В отношении сроков представления декларации пожарной безопасности необходимо отметить следующее.
Для объектов защиты, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Закона № 123-ФЗ, декларация пожарной безопасности представляется в течение одного года со дня их ввода в эксплуатацию.
В отношении объектов защиты, уже находившихся в эксплуатации на дату вступления в силу Закона № 123-ФЗ, декларация пожарной безопасности должна быть представлена не позднее одного года после дня его вступления в силу.
Декларация пожарной безопасности составляется на объект защиты только один раз, однако в случае изменения содержащихся в ней сведений или требований пожарной безопасности декларация пожарной безопасности уточняется (путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации пожарной безопасности и регистрируются в порядке, установленном для ее регистрации) или разрабатывается вновь.
При этом на практике нередко возникает вопрос о том, при какого рода изменениях, произошедших с объектом защиты, его собственник (владелец) обязан разработать новую декларацию пожарной безопасности, а в каких случаях достаточно внести уточнения в действующую.
Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности установлены приказом МЧС России от 24.02.2009 № 91 (далее — Приказ № 91), в соответствии с которым она разрабатывается и представляется в орган государственного пожарного надзора собственником (владельцем) объекта защиты.
Декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации. При этом в последнем случае она должна быть подана до момента ввода соответствующего объекта защиты в эксплуатацию.
Приказ № 91 предусматривает несколько способов подачи декларации пожарной безопасности, учитывающих в т. ч. современные технические возможности, предоставляемые Интернетом.
В частности, декларацию пожарной безопасности можно подать через раздел «Подача декларации пожарной безопасности» официального сайта МЧС России.
Процесс состоит из восьми шагов, включающих, помимо прочего, последовательный выбор типа объекта защиты для подачи декларации пожарной безопасности, субъекта РФ, на территории которого тот расположен, принадлежности объекта защиты (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) и указание индивидуальных сведений об объекте защиты и его собственнике (владельце).
- организационно-правовую форму;
- основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;
- фирменное наименование объекта защиты;
- полное наименование объекта защиты;
- сокращенное наименование объекта защиты (при наличии);
- идентификационный номер налогоплательщика;
- функциональное назначение объекта защиты;
- контактные данные (электронный адрес, телефон, факс);
- сведения о лице, которому принадлежит объект защиты (адрес местонахождения);
- сведения о разработчике декларации пожарной безопасности (фамилия, инициалы и должность, а также дата разработки декларации пожарной безопасности).
При этом возможность представления декларации пожарной безопасности традиционным способом — на бумажном носителе (в этом случае необходимо оформление двух экземпляров) посредством ее передачи из рук в руки либо направления по почте также сохраняется.
Составление и регистрация в МЧС России “Декларация пожарной безопасности”
Декларация пожарной безопасности является формой оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.
Декларация пожарной безопасности разрабатывается в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” и статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и составляется в отношении:
1.1. Объектов капитального строительства, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы, за исключением:
- отдельно стоящих жилых домов высотой не более трех этажей, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
- жилых домов высотой не более трех этажей, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
- многоквартирных домов высотой не более трех этажей, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
- отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
- отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
1.2. Зданий детских дошкольных образовательных учреждений.
1.3. Специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирные).
1.5. Спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.
2. Пожарная декларация может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.
3. Декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании (далее – декларант).
4. Декларация на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.
5. Для проектируемых объектов защиты декларация представляется до ввода их в эксплуатацию.
6. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” (далее – Технический регламент), декларация предоставляется не позднее одного года после вступления в силу Технического регламента.
7. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.
8. Декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации.
9. Декларант, разработавший декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Пожарная декларация составляется согласно установленной форме в двух экземплярах, подписывается декларантом и направляется в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее – орган МЧС России), непосредственно либо по почте.
11. Орган МЧС России ведет перечень деклараций пожарной безопасности в электронном виде и на бумажном носителе и вносит в него необходимые сведения о декларации в течение одного рабочего дня с момента присвоения ей регистрационного номера.
12. Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.
13. При несоответствии заполнения декларации установленным к ней требованиям должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.
14. В течение трех рабочих дней с момента присвоения декларации регистрационного номера один ее экземпляр направляется органом МЧС России в адрес декларанта, а второй экземпляр хранится в органе МЧС России.
15. Для регистрации в перечне деклараций пожарной безопасности органом МЧС России декларации присваивается регистрационный номер. Структура регистрационного номера декларации состоит из трех частей.
Первая часть номера декларации состоит из кода населенного пункта и кода субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен объект декларирования, согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95 на момент регистрации.
Вторая часть номера декларации является порядковым номером.
Третья часть номера декларации является номером контрольно-наблюдательного дела, в котором она хранится.
Код населенного пункта и код субъекта Российской Федерации согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95 состоит из восьми цифр. Между второй и третьей, пятой и шестой цифрами кода населенного пункта ставятся пробелы.
16. Решение об отмене регистрации декларации принимается органом МЧС России в случае:
- представления декларантом недостоверной информации;
- изменения собственника объекта или лица, владеющего объектом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании;
- изменения характеристик объекта защиты, влияющих на сведения, содержащиеся в декларации, и не предоставления информации об этом по месту регистрации декларации.
17. В перечне деклараций пожарной безопасности регистрируются следующие сведения:
- регистрационный номер декларации и дата его присвоения;
- полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта), проектной организации (для проектируемых объектов защиты), собственника или другого лица, владеющего объектом защиты на законных основаниях;
- функциональное назначение объекта защиты;
- фамилия, инициалы и должность разработчика декларации;
- полный почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического лица и объекта защиты;
- наличие дополнений к декларации;
- информация о состоянии декларации (действует/отменена регистрация).
МЧС России информирует
В “Российскую газету”, на “горячую линию” МЧС России ежедневно поступают десятки вопросов, связанных с реализацией положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”. Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы, касающиеся формы и порядка заполнения декларации пожарной безопасности. Ответы на вопросы подготовлены специалистами Департамента надзорной деятельности МЧС России.
Требуется ли разработка декларации пожарной безопасности для объектов защиты, запроектированных и построенных до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” (далее – Технический регламент)?
– В соответствии с частью 7 статьи 64 Технического регламента для объектов защиты, эксплуатирующихся на момент вступления в силу Технического регламента, также должна быть разработана декларация пожарной безопасности. Данное требование распространяется не только на объекты капитального строительства, но и на остальные объекты защиты, для которых на момент проектирования предусматривалось проведение государственной экспертизы проектной документации.
Кто имеет право разрабатывать декларацию пожарной безопасности, а также проводить расчеты пожарного риска?
– В соответствии со статьей 64 Технического регламента разработка декларации пожарной безопасности на проектируемый объект защиты, в том числе и проведение расчетов по оценке пожарного риска, производится застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации; а на существующий объект – собственником, или лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором.
Когда должна быть разработана декларация пожарной безопасности для строящихся объектов?
– Декларация пожарной безопасности для строящихся объектов должна быть составлена и направлена в органы государственного пожарного надзора МЧС России непосредственно перед сдачей объекта защиты в эксплуатацию.
Когда должна быть разработана декларация пожарной безопасности для эксплуатирующихся объектов защиты?
– Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Технического регламента, декларация пожарной безопасности должна быть представлена в органы государственного пожарного надзора до 1 мая 2010 года.
Может ли быть разработана декларация пожарной безопасности на отдельную часть здания (помещение)?
– В соответствии с пунктом 2 Порядка регистрации декларации пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 24.02.2009 № 91 и зарегистрированного в Минюсте России от 23 марта 2009 г. регистрационный № 13577, декларация пожарной безопасности может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.
Каким образом заполняется III раздел декларации пожарной безопасности?
– Данный раздел должен содержать перечень пунктов требований нормативных документов по пожарной безопасности для конкретного объекта защиты.
Требуется ли согласование декларации пожарной безопасности в органах государственного пожарного надзора МЧС России, иными надзорными или экспертными органами?
– Декларация пожарной безопасности направляется в органы государственного пожарного надзора МЧС России в уведомительном порядке. Каких-либо согласований данной декларации не требуется.
Требуется ли проведение расчета пожарного риска для объектов защиты, выполненных в полном соответствии с требованиями нормативных документов?
– В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Технического регламента при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
Требуется ли корректировка декларации пожарной безопасности при изменении функционального назначения объекта защиты?
– В соответствии с положениями пункта 6 статьи 64 Технического регламента декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности, в том числе при изменении функционального назначения объекта защиты.
Кто несет ответственность за полноту декларации пожарной безопасности и достоверность содержащихся в ней сведений?
– Положениями статьи 64 Технического регламента установлено, что собственник объекта защиты, или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кем и когда проводится проверка правильности заполнения декларации пожарной безопасности, а также достоверности содержащихся в ней сведений?
– Проверка наличия декларации пожарной безопасности, а также ее соответствия установленным требованиям может осуществляться только сотрудниками органов государственного пожарного надзора МЧС России, исключительно при проведении на объекте мероприятия по надзору.
Является ли отсутствие декларации пожарной безопасности для объектов завершенного строительства основанием для их не принятия в эксплуатацию?
– Декларация подаётся собственником объекта (застройщиком; лицом, осуществляющим подготовку проектной документации и т.п.) в органы государственного пожарного надзора в уведомительном порядке, до ввода в эксплуатацию объекта защиты.
Учитывая это обстоятельство и руководствуясь статьей 55 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ “Градостроительный кодекс Российской Федерации”, сообщается, что отсутствие названной декларации не является основанием для отказа введения объекта в эксплуатацию.
По каким методикам проводится расчет пожарного риска в рамках разработки декларации пожарной безопасности?
– На настоящий момент существует две методики определения расчетных величин пожарного риска:
для зданий, сооружений и строений различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382 и зарегистрированной в Минюсте России от 06.08.2009г., регистрационный № 14486;
для производственных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404 и зарегистрированной в Минюсте России от 17.08.2009г., регистрационный № 14541.
Источники:
https://primtrud.ru/content/forma-i-poryadok-podachi-deklaratsii-pozharnoy-bezopasnosti.html
https://www.centrbezopasnosti.ru/services/razrabotka-dokumentatsii-na-obektakh/deklaratsiya-pozharnoy-bezopasnosti/
https://rg.ru/2009/11/26/pozhar-deklaracia-site.html