Разрушенные храмы волховского района в 1941 году
Святыни, разрушенные войной
Любая война несет с собой горе и страдание для народа, разрушаются города, гибнет культура. Но никогда мировая история не знала таких потерь и чудовищных разрушений, какие были совершены немецко-фашистскими захватчиками на территории нашего Отечества в 1941-1945 гг. Впервые в истории разрушения проводились преднамеренно, планомерно, по прямому предписанию Гитлера, объявившему, что «памятники истории на Восточном фронте не имеют значения и подлежат разрушению». [1] Был прямой гитлеровский приказ «сравнять Ленинград (Санкт Петербург) с землей», не только этот город, но и Москву, и все центральные города страны.
Молниеносный захват русских территорий в первые месяцы войны, тотальное уничтожение всего на своем пути превратили в груды битого кирпича многие православные святыни. Сильно пострадал древнейший центр православия – Киев. В городе наряду с гражданскими сооружениями были разрушены многие церкви. Почти полностью был разрушен Успенский храм (XI в.) Киево-Печерской Лавры. От этого храма осталось лишь незначительная часть. [2] Экзарх Украины митрополит Николай (Ярушевич) писал: «Нельзя без пронизывающей все внутреннее существо скорби смотреть на груды развалин, высящихся на месте взорванной немцами Великой Лаврской церкви, или Успенского собора, созданного гением бессмертных строителей… Перед взрывом собора немцы вывезли ценности в крытых грузовиках.. Так называемая «Верхняя Лавра» разрушена немцами полностью. Кроме Успенского собора их руками ограблены и разбиты церкви: Больничная Никольская, Трапезная и все 33 монастырские корпуса». [3] Разрушению и осквернению подверглись и другие святыни этого древнего города.
В Чернигове разрушен древнейший храм св. Параскевы (конец XII в.) Пятницкого монастыря. 23 августа 1941 г. храм полностью выгорел от зажигательной бомбы, а 26 сентября 1943 г. стены храма разрушены во время воздушной бомбардировки отступающих войск неприятеля. [4]
В Смоленске, Полоцке были уничтожены многие храмы. Из музейного фонда государственного музея в Полоцке были украдены многие ценнейшие памятники прикладного искусства. Среди них бесследно исчез уникальный напрестольный крест прп. Ефросинии Полоцкой.
Особо жестоко разрушались памятники церковного зодчества в Новгороде. Эти земли исторически избежали многих страшных разрушительных нашествий, но их не миновали события последней войны. Осада Новгорода продолжалась 29 месяцев и была снята только 20 января 1944 г.
Сильно пострадала св. София Новгородская (XI в.). Храм получил многочисленные серьезные повреждения, разрушен центральный купол. Погибла уникальная фреска Пантократора. Бесследно исчезла часть богатейшей ризницы, не вывезенная советскими властями. Среди утрат: иконы XVI в., иконостасы, резные позолоченные царское и митрополичье место, уникальное паникадило, вложенное в собор царем Борисом Годуновым. При отступлении немецкие солдаты сняли с куполов всю позолоченную медную обшивку. [5]
Значительно пострадал древнейший собор Юрьева монастыря (XII в). Храм остался без кровли, золоченые медные листы с куполов были украдены. В башне собора (где находятся фрески XII в.) захватчики устроили наблюдательный пункт. В Никольском соборе на дрова разобрали нижний ярус иконостаса XVIII в. Росписи XII в. во многих местах прострелены. Храм Спаса на Нередице (XII в.) был уничтожен полностью прицельным огнем. Погибли почти все фрески XII-XIII вв. Превращен в руины храм свт. Николая на Липне (XII в.), погибли уникальные фрески. [6] Полностью уничтожен храм Успения Богородицы на Волотовом поле (XIV в.), погибли уникальные фрески и иконостас (XV в.). Погибли храмы: Спаса на Ковалеве, [7] Благовещения на Городище, св. Андрея на Ситке, свв. Флора и Лавра, Архангела Михаила в Сковородском монастыре. [8] Сильно пострадали фрески Феофана Грека в храме Спаса Преображения (1374 г.) и св. Феодора Стратилата (1361 г.). Полностью разрушен Хутынский монастырь.
Псков был одним из красивейших русских городов. Его красота производила сильное впечатление, даже на врагов подступавших к его стенам. [9] «Пскова больше нет, и никогда не будет!» – заявило фашистское командование, покидая город. После ухода вражеских войск, в Пскове сохранились нетронутыми только 4 храма (причем 2 из них XV в., 2 – XVI в.). Разрушена Гдовская церковь и церковь свт. Никиты близ Пскова. Взорван храм Савинновой пустыни (XV в.) с древним иконостасом. Сильно пострадал Снетогорский монастырь, пострадали фрески 1313 г. Была взорвана колокольня-храм (XVII в.), от которой не осталось даже фундаментов. Разрушен уникальный Никольский храм (XV в.) в слободе близ Пскова. [10]
Разрушениям подверглись многие святыни на захваченных территориях около Москвы. В Ново-Иерусалимском монастыре почти полностью разрушен уникальный собор Воскресения Христова (XVII-XVIII вв.). Уничтожено все внутреннее убранство (проект Ф.-Б. Растрелли, И.И. Бланк), погибла уникальная часовня-иконостас (проект А.Л. Витберга). Уничтожено или украдено много предметов церковной старины из фондов не эвакуированного музея.
Много памятников XVIII-XIX вв. пострадало в окрестностях Ленинграда. Погиб храм в Царском селе работы архитектора М.Ф. Казакова и многое другое. Было вывезено много произведений искусства из захваченных музейных фондов. В числе вывезенных немцами бесценных произведений оказались многие православные святыни. Посещая после освобождения окрестности Ленинграда, митрополит Алексий (Симанский) писал: «Прекрасный Петергофский собор стоит с разобранными куполами, с которых немцы содрали золотые листы, с разбитыми стенами, зияющими окнами. Говорят, они простреливали из пистолетов иконы в Петергофском соборе. Другие церкви представляют еще более удручающее зрелище. Разбита церковь Серафимо-Дивеевского подвория, совершенно разрушена кладбищенская церковь в Старом Петергофе. Там собрались спасаться от бомбежки верующие… Теперь как памятник позорного фашистского злодейства лежит на земле огромная груда красных кирпичей, напоенных кровию русских жертв германского зверства (в храме погибло более 2 тыс. человек)». [11]
Захватчики понесли заслуженную кару, но многие святыни утрачены безвозвратно. Что-то из разрушенного было восстановлено, но некоторые храмы доныне лежат в руинах, оставаясь живым напоминанием о той страшной войне [12] .
13 разрушенных православных храмов из разных уголков России
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В 1914 году на территориях Российской империи, по официальным данным, насчитывалось 54 174 православных храма (включая монастырские, домовые, кладбищенские, недействующие и приписные, но без учета военных церквей), 25 593 часовни, 1025 монастырей. В 1987 году в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей. Эти данные относятся к сохранившимся на 1987 год действующим храмам и монастырям. Так как огромное количество культовых сооружений было приспособлено под музеи, склады, дома культуры (и даже квартиры), то точное количество именно уничтоженных (то есть взорванных или разобранных) храмов установить крайне трудно.
1. Церковь Антипия Пергамского
Построена в конце XVIII – начале XIX веков при помощи купцов Рыбниковых вместо деревянной кладбищенской. В 1930 году церковь закрыли и начали использовалась под склад. Храм был возвращен верующим в 1999 году, но активные ремонтные работы пока не начались.
2. Церковь Архангела Михаила
3. Введенская церковь
Церковь была построена в 1910 году, а перестала действовать в 1930.
4. Храм Димитрия Солунского
Храм Димитрия Солунского в деревне Шимоново Деревня Шимоново находится в Можайском районе на самом краю Московской области. Кирпичная ротондальная церковь в стиле классицизма, повторяющая московский храм Космы и Дамиана на Маросейке, была возведена здесь в 1801-1805 годах. О судьбе самого села, равно как и о Храме в советское время практически ничего неизвестно. После событий 1917 года храм закрыт, колокольня – разобрана.
В постперестроечные годы село практически полностью обезлюдело. Храм находится в аварийном состоянии: алтарь (главный, Дмитриевский престол) разобран, утрачено внутреннее убранство, крыша трапезной обрушилась. Однако, если вглядеться, то в очертаниях руин действительно угадывается сходство с Московским Храмом на Маросейке.
5. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
6. Церковь Рождества Божией Матери
Церковь Рождества Божией Матери в селе Верховляны – каменная церковь в стиле эклектики с использованием мотивов древнерусского зодчества была построена здесь в конце XIX — начале XX вв. Невдалеке от нее, в южной стороне села, располагались усадьба (от которой осталась часть парка) и деревянная церковь XVIII в. В 1930-е гг. церковь закрыли, в ней устроили помещение по ремонту тракторов, позднее разрушили южную и северную стены. И по сей день она находится в разрушенном состоянии.
7. Никольская церковь
Никольская церковь в Лыткарино – древнейшая церковь в округе, возведенная в 1680-х годах. В настоящее время находится на территории усадьбы Петровское – также пустующей. За годы советской власти храм очень сильно пострадал. Были утрачены внутренние интерьеры храма и разрушен шатер. В 1970-х годах началась его реставрация, которую доверили В.В. Кавельмахеру.
За прошедшие годы был восстановлен шатер, возобновлены наличники окон, а над входом возвели трехпролетную звонницу. Сама усадьба Петровское находится на высоком берегу Москва-реки. Сейчас от нее остались только цокольный и первый белокаменные этажи, над которыми надстроен в 1959 году второй кирпичный этаж, остатки парка и цепь прудов.
8. Заброшенный храм казанской иконы божией матери
Необычный величественный храм, строительство которого началось в 1780 году напротив усадебных ворот имения графа Чернышева. Каменный храм строился более 50 лет и был красивейшим образцом классицизма в архитектуре. Сегодняшнее состояние постройки – результат закрытия храма в 1962 году и использования его как подсобного помещения. Попасть сюда можно свободно, пока он окончательно не превратился в романтические руины
9. Церковь Рождества Христова
Бывшее село Илколдино находилось в очень живописном месте, в пяти верстах от места впадения реки Поли в Клязьму. Через село проходил старинный Владимирский тракт, в своё время весьма оживлённый. Каменный храм в селе возвели в середине 19 века. Кирпичная с белокаменными деталями, побелённая церковь была выдержана в стиле позднего классицизма.
Закрыта церковь была в 1930х годах, в 1953 опустело и окружающее ее село: в связи с отводом земель под Костерёвский военный полигон всех его жителей вынудили переселиться в другие места. Сейчас месторасположение бывшего села угадывается лишь по наличию «культурных» деревьев – тополям, черёмухе и кустам сирени, а церковь медленно, но неумолимо, продолжает разрушаться.
10. Церковь Покрова Божией Матери
Белокаменная одноглавая церковь с богатым декоративным убранством, построенная в 1762 году в стиле барокко. В конце 19 века к ней были пристроены кирпичная трапезная, придел и колокольня. В советское время храм закрыли. Священник Михаил Алексеевич Успенский был арестован и расстрелян – многие годы спустя, в 2000 году за ним было закреплено звание священномученика. Церковь была возвращена верующим в 1993 году, однако активный ее ремонт так и не был начат.
11. Никольская церковь в Лыткарино
12. Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова на Белом озере в деревне Крохино.
13. Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в бывшем селе Сергино (села уже нет). Храм был построен в 1897 году, роспись иконостаса выполнил художник Шишкин. В советское время храм закрыт и разграблен.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
И разрушенные церкви пленяют красотой
Накануне дня рождения Ленинградской области, отмечаемого 1 августа, корреспондент «ВП» еще раз погрузился в самобытность региона-соседа
В Ленинградской области есть небольшая речка Вруда. В самом бурном и полноводном ее течении переброшен полуразрушенный бетонный мост. Это бывшая сельская гидроэлектростанция. Я сидел на одной из опор и сверху любовался пейзажем. И мысленно подводил итоги двухдневного путешествия по Ленинградской области.
На самом деле мы с Сергеем, моим коллегой по фотожурналистике, собирались на две недели в Лаос. Я уже прошерстил сайты всех лоукостерских авиакомпаний в поисках дешевых билетов. И вот, когда уже нашел то, что надо, вдруг звонит мой попутчик и бесцеремонно заявляет: Лаос отменяется, есть более интересный маршрут — по Ленинградской области на машине. Кому-то такое заявление может показаться бредом, но не тем, кто знает, что под ногами, рядом, можно найти более уникальные вещи, чем в тридевятом государстве. Я с легкостью согласился. И уже на следующий день мы отправились в путь.
Ропша
Несколько десятков километров по КАД, километров пять после съезда — и мы уже на первой контрольной точке. Ропша.
Здесь нас встретил танк на пьедестале, которых на просторах России столько, сколько участвовало в крупном танковом сражении. Но этот танк все-таки особенный. Потому что он участвовал в боях, которые привели к полному снятию блокады. Именно здесь произошло историческое событие, которое позволило вздохнуть обескровленному городу полной грудью.
Героический танк как бы выезжает из парка с тенистыми аллеями. Ропшинский парк неухожен. Он больше похож на лес. В нем можно увидеть огромные лиственницы. Они под стать тем, что были посажены по указу Петра I в Линдуловской роще. В глубине парка — полуразрушенный царский дворец. Именно здесь покорно ждал своей участи сверженный с престола Петр III. Он надеялся на милость своей жены Екатерины II, но был удушен приспешниками графа Григория Орлова.
Владимир Витольдович старожил Ропши.
Примерно такая же участь постигла роскошный царский дворец. После Октябрьской революции он стал приходить в запустение. В годы войны в нем был немецкий госпиталь. Потом здесь разместили батальон химической защиты. Когда военные ушли, дворец решили передать птицефабрике, которая планировала устроить во дворце санаторий. Об этом нам рассказал старожил Владимир Витольдович (на фото). На его памяти в годы перестройки здесь начались реставрационные работы. Но привели они к не возрождению былого величия, а к серии пожаров. Дворец превратился в руины. Владимир Витольдович доказывал нам, что все мы, русские, — Иваны, не помнящие своего родства. Называют дворец памятником культуры мирового значения. Но что делают — дают дворцу разрушаться.
Лесные фонтаны
Добраться в «долину гейзеров» в районе Мариенбурга можно разве что на тракторе или танке. Поэтому мы оставили машину на опушке леса и отправились по разбитой дороге к лесным фонтанам. Их называют чудом природы. Струи выше человеческого роста бьют прямо из стволов деревьев. Вот такое уникальное явление природы. Мой друг был здесь прошлой зимой, когда вода замерзает и образует причудливые ледяные скульптуры. Но и летом мы наслаждались чудом не меньше. Говорят, если обнаженным встать под струи, то весь год будешь энергичным и бодрым. Поэтому тот, кто побывал у фонтанов один раз, обязательно возвращается к ним снова.
Ходят легенды, что лет тридцать назад геологи изучали глубины Ижорской возвышенности. Пробурили три отверстия для изыскательских работ. Провели свои исследования и запаяли трубы, которые были вбиты в землю. Через какое-то время то ли трубы проржавели, то ли кто-то их распаял, и вода устремилась вверх. Мы попробовали эту воду. Оказалась очень вкусной. И чай на ней, даже на плохой заварке, — ароматный и с красивым цветом.
Церковь в деревне Хотнежа
Хотнежа и Пятая гора
Есть в Волосовском районе области церкви, которые можно восстановить. Как, к примеру, собор в деревне Хотнежа (на фото слева и справа). У подворья храма нас встретил казак. Он сказал, что его соратники начали кровельные работы, пытаются защитить храм хотя бы от дождя. На другое не хватает сил и средств.
Церковь в деревне Хотнежа
А вот церковь святой Троицы в деревне Пятая гора (на фото снизу) разрушается, и ничего с этим не поделать. Фундамент оказался из некачественного материала. Строили ее по заказу вдовы владельца усадьбы этой деревни в первой половине XIX века. Сергей нашел источники, которые свидетельствуют о том, что помещица прославилась в округе своей необычайной жестокостью. Что это смерть супруга превратила ее из доброй жены в деспотичную салтычиху.
Разрушенная церковь и деревня Пятая гора
Новый Учхоз
Заправившись ключевой водой, мы отправляемся в поселок Новый Учхоз к памятному месту, где в августе 1941 года экипаж танка КВ-1 под командой Зиновия Колобанова в одном бою уничтожил 22 немецких танка. Здесь, на местности, с помощью карты боя можно понять, как проходила та уникальная дуэль.
Танк КВ-1 Подвиг Колобанова
В 1941 году броня КВ-1 была еще не по зубам обычным немецким танкам. Это уже потом у фашистов появились «Тигры». И все-таки когда начинаешь вникать в тонкости боя, то ясно становится, что главную роль сыграл профессионализм опытного танкиста, героизм экипажа. Впечатляет не только сам бой, но и то, как он был отмечен командованием и правительством. После того боя в сентябре Колобанов был тяжело ранен. Командование танковой роты решило отметить подвиг старшего лейтенанта, составили наградной лист. Остается загадкой, почему настоящий герой не стал Героем Советского Союза. Видимо, потому, что шли первые месяцы колоссальных поражений на всех фронтах и награды раздавали скупо. Но ведь Колобанов прошел всю войну, и этот подвиг был не единственным в его послужном списке. С такими грустными мыслями мы отправились дальше. В поселок Елизаветино, где, по словам моего напарника, в красивейшем парке отреставрирован необыкновенный дворец.
Храм по проекту Саввы Чевакинского в Елизаветино
Елизаветино
Но вместо дворца и парка мы натолкнулись на сплошную бетонную стену, заковавшую парк со всеми постройками. Есть только одни ворота. На них надпись, что это — частная территория и охраняется она собаками. Оно и понятно — когда дворец отдан арендаторам, то куда надежнее охранять его собаками, чем государству охранять свои памятники культуры табличками с надписями об охране. Мы долго бродили по периметру парка, вернее, вокруг бетонного забора, и искали щелку, в которую сунуть нос, чтобы вдохнуть запах возрожденного величия. Удалось заметить только фрагмент восстановленного дворца. И то радость — могли бы и щелки не найти.
А вот разрушенная церковь была по нашу сторону баррикад. Кстати, построил ее знаменитый зодчий Савва Чевакинский. В Петербурге много строений архитектора. Среди самых известных — колокольня Никольского собора.
Завод по производству извести в деревне Извара
Извара
Разрушенные церкви, да простят меня верующие, имеют свое очарование. Может, не будь они в таком состоянии, не было бы такого притяжения. То же самое можно сказать и о промышленных постройках прошлого и позапрошлого веков. К примеру, башни по производству извести в деревне Извара. Мы поехали посмотреть именно на них, хотя туристов больше привлекает музей Николая Рериха. Здесь он прожил много лет. Влюбился в этот край. И Сергей два дня убеждал меня в том, что, не будь в жизни Рериха этой деревни, не было бы художника Рериха. Возможно, он и прав. Хотя, мне кажется, если бы Рериха вдохновили эти три зловещие башни известкового завода, скорее всего он стал бы Сальвадором Дали.
Путевые заметки я начал с берегов быстрой речки Вруды. Всматривался в буруны, а потом взгляд перевел вдаль — в верх течения речки. И не поверите — берега речки стали сходиться. Деревья — гнуться, а плантации камышей по берегам пришли в такое движение, словно поднялся ураган. Краски стали до того яркими, что глаз резало. Через минуту берега снова разошлись и река вошла в обычное русло. Мужчина, видимо местный житель, подошел ко мне и сказал с улыбкой: не сидите на этом месте долго, здесь вход в параллельный мир.
Мысль про параллели мне понравилась. Ведь вся наша поездка — это поездка в параллельный мир.
Источники:
https://pravoslavie.ru/5212.html
https://kulturologia.ru/blogs/261015/26893/
https://www.vppress.ru/stories/I-razrushennye-tcerkvi-plenyayut-krasotoi-18716