почему эпоха возрождения началась в италии
Почему родиной Возрождения стала именно Италия?
Во-первых, Италия ко времени Возрождения оказалась одной из самых раздробленных стран Европы; здесь так и не сложилось единого политического и национального центра. Образованию единого государства препятствовала происходившая в течение всего Средневековья борьба между папами и императорами за свое господство. Поэтому экономическое и политическое развитие разных районов Италии было неравномерным. Области центральной и северной частей полуострова входили в папские владения; на юге располагалось Неаполитанское королевство; средняя Италия (Тоскана), включавшая такие города, как Флоренция, Пиза, Сиена, и отдельные города севера (Генуя, Милан, Венеция) представляли собой независимые и богатые центры страны. Фактически Италия была конгломератом разобщенных, постоянно соперничавших и враждовавших между собой территорий.
Во-вторых, именно в Италии сложились поистине уникальные условия для поддержания ростков новой культуры. Отсутствие централизованной власти, а также выгодное географическое положение на путях европейской торговли с Востоком способствовало дальнейшему развитию самостоятельных городов, развитию в них капиталистического и нового политического уклада. В передовых городах Тосканы и Ломбардии уже в XII – XIII вв. произошли коммунальные революции и сложился республиканский строй, внутри которого постоянно велась ожесточенная партийная борьба. Основными политическими силами здесь выступали финансисты, разбогатевшие торговцы и ремесленники.
В этих условиях весьма высокой оказывалась общественная активность граждан, которые стремились поддерживать политиков, содействующих обогащению и процветанию города. Так, общественная поддержка в разных городских республиках способствовала выдвижению и укреплению власти нескольких богатых семейств: Висконти и Сфорца – в Милане и всей Ломбардии, банкиров Медичи – во Флоренции и всей Тоскане, Большого Совета дожей – в Венеции. И хотя постепенно республики превращались в тирании с явными чертами монархии, они по-прежнему держались в большой степени на популярности и авторитете. Поэтому новые итальянские правители стремились заручаться согласием общественного мнения и всячески демонстрировали свою приверженность набирающему силу общественному движению – гуманизму. Они привлекали к себе самых выдающихся людей времени – ученых, писателей, художников, – сами старались развивать у себя образованность и вкус.
В-третьих, в условиях появления и роста национального самосознания именно итальянцы ощутили себя прямыми потомками великого античного Рима. Интерес к античному прошлому, который не угасал на протяжении всего Средневековья, теперь означал одновременно и интерес к своему национальному прошлому, точнее – прошлому своего народа, традициям родной старины. Ни в какой другой стране Европы не осталось столько следов великой античной цивилизации, как в Италии. И хотя это были чаще всего лишь развалины (например, Колизей в течение почти всего Средневековья использовался как каменоломня), теперь именно они производили впечатление величия и славы. Таким образом, античная древность была осмыслена как великое национальное прошлое родной страны.
Культурное содержание эпохи Возрождения
Возвращаясь к проблеме границ ренессансной культуры, следует отметить первостепенную важность рамок содержательных, семантических.
Сущностными признаками культуры Возрождения, как правило, считаются
· во-первых, возвращение к жизни античной древности как первоочередная культурная программа гуманистов (откуда и проистекает самоназвание эпохи);
· во-вторых, изменение всей культурной картины мира, что обозначило конец средневековья как типа цивилизации и культуры.
studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .
Период Возрождения в Италии (Ренессанс)
Здравствуйте, уважаемые читатели, публикую небольшую статью о выдающихся художниках Эпохи Возрождения в Италии. Приятного просмотра и прочтения.
Итак,Возрождение делят на 5 этапов:
- Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
- Раннее Возрождение (1410/1425 года XV века — конец XV века)
- Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
- Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
- Северное Возрождение — XVI век
Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения.Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.
Проторенессанс
Джотто .Оплакивание. Ок. 1305—1308
Джотто.Бегство в Египет.1304-1306
Джотто. Воскрешение лазаря.1304-1306.
Раннее Возрождение
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности.В искусстве Италии связано прежде всего с Флоренцией, где Медичи покровительствовали гуманистам и всем искусствам.
Мазаччо .”Чудо со статиром”, около 1427-1428 года.
Фра Филиппо Липпи. Мадонна дель Росси (прибл.1465)
Фра Анжелико . Ангелы подают пищу монахам.Работал во Флоренции с 1417 — Рим, 1455
Учелло. Портрет молодого человека. 1450 г.
Сандро Ботичелли. Рождение Венеры.1482-1486.
Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением» . Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527год.Строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.
Микеланджело Буаноротти .Кумская Сивилла.1508-1512
Микеланджело Буаноротти.Сотворение Адама.
Леонардо да Винчи. Джоконда (Мона Лиза)1514 – 1515
Леонардо да Винчи. Автопортрет.После 1515
Леонардо да Винчи.Фрагмент полотна “Благовещение”, 1497
Леонардо да Винчи.Портрет Джиневры де Бенчи. 1474.
Леонардо да Винчи.Дама с горностаем. 1483-1490
Фрагмент полотна Леонардо да Винчи “Дама с горностаем”.
Леонардо да Винчи.Рисунки.Голова женщины.1500?
Леонардо да Винчи.Мадонна Литта.1490-1491
Эскиз драпировки для сидящей фигуры
Рисунок Леонардо да Винчи
Из рисунков Леонардо да Винчи
Механизмы Леонардо да Винчи
Рафаэль Санти . Сикстинская мадонна. 1512-1515.
Рафаэль Санти.Дама с покрывалом.1516г
Рафаэль Санти.Портрет кардинала. 1510-1512
Рафаэль Санти. Автопортрет.Фрагмент.
Рафаэль Санти. Мадонна в кресле.1514год
Тициан.Динарий кесаря.1516год
Тициан.Юноша с перчаткой.1520год.
Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности.
Паоло Веронезе . Муза лирой.1560-1561
Паоло Веронезе.Марс и Венера с купидоном и лошадью.1570-е гг.
Паоло Веронезе.Сатурн(время) и История.1560-1561
Бронзино. Элеонора Толедская с сыном.Ок.1545
Бронзино.Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I, 1542
Бронзино.Элеонора Толедская. ок. 1545.
Северное Возрождение
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.
Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть “Северное Возрождение”.
Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.
Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший,Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.
Причины и сущность раннего Возрождения в Италии
Развитие городов, наиболее интенсивно происходившее в средневековой Италии, породило сложение особого городского сословия – бюргеров, в Италии –пополанов. Эти ремесленники, купцы, лавочники, ростовщики жили в ощущении неуверенности за свою собственность. Они сформировали свою особую, городскую культуру. В XIV – XV вв. эта культура, в условиях бурного развития и политической независимости итальянских городов, вылилась там в форму Возрождения (Ренессанс)
Чтобы оценить происшедшие перемены вспомним, что кругозор средневекового человека был крайне ограничен. Крестьянин почти ничего не знал об окружающем мире и не испытывал к нему интереса. Его сеньор был часто почти столь же невежественным. Мировоззрение обоих формировалось местным, обычно полуграмотным священником, опиравшимся на упрощенные канонические картины мира, в которых преобладали представления о бренности всего земного.
Но в условиях городской жизни психология и интересы средневекового человека постепенно менялись. Все меньше у него оставалось времени и желания предаваться мыслям о небесном. Все больше расширялись его представления о земном мире. Сама жизнь потребовала новых знаний об окружавшей действительности: для ведения денежных расчетов нужна была арифметика, для заморской торговли – прочные корабли и навигационные знания, ремесленное производство требовало знаний о свойствах сырья и накапливало технологические навыки. Все это поворачивало горожанина лицом к реальной жизни. К тому же горожане общались с иноземцами, сами ездили (купцы, подмастерья). Они видоизменили первобытное, да и средневековое понятие крошечного сельского мира (в один день пути) до понятия весь мир. Вертикальный взгляд (небо – преисподняя) сменился горизонтальным (земля в многообразии и красе).
Но произошло это пока только там, где города развивались самостоятельно, где они не только вышли из под гнета феодалов, но и стали над ними, где возникли города-коммуны, города-государства, то есть в Северной Италии. Здесь сумели перерасти средневековую религиозность. Умонастроения горожан отразили короткие рассказы – новеллы, в которых высмеивались пороки дворян и духовенства и, наоборот, всячески восхвалялись достоинства горожан. Суровые отрешенные образы христианских святых и мучеников в произведениях живописцев и скульпторов становятся мягче, человечнее. Так шаг за шагом в сознании средневекового человека и, прежде всего, горожанина, подготавливался тот переворот, который был назван «открытием мира и человека» и который означал наступление новой эпохи – Возрождения. И оказалось, что земля прекрасна и принадлежит человеку. Человек увидел красоту земной, реальной жизни, почувствовал себя не «рабом божьим», а творцом своей судьбы. Человек проникается осознанием высокого назначения своей личности. Он верит в силу своего, а не высшего разума, наслаждается богатством своих чувств. Он перестает воспринимать радость как грех.
В Италии, где, пожалуй, все вокруг напоминало о былом величии, интерес к миру породил возрождение интереса к собственному прошлому, к богатой и главное, светской, земной культуре античности. Отсюда -и название нового этапа в развитии культуры – Возрождение.
Итальянские торговцы. Разъехавшиеся по всей Европе, приобрели широту кругозора, вышли за пределы провинциальной замкнутости, ощутили принадлежность не только к своему родному городу, но и ко всей Италии. Однако Возрождение возникло не столько как результат хозяйственного подъема в Северной и Средней Италии XII-XIII вв., а, в первую очередь, в ходе перестройки городской экономики XIV-XV вв. В это время ухудшились условия для ведения активной восточной торговли (османская агрессия в Восточном Средиземноморье и на Балканах, усиление централизации в Западной Европе). В результате у североитальянского купечества оказалось много свободных денег. Широкий кругозор и довольно высокий уровень образованности способствовали вкладыванию этих денег в культуру.
Что касается периодизации, то XIII и XIV вв. обычно относят к Проторенессансу, то есть к эпохе формирования новой культуры. Собственно Возрождение в Италии – XV – XVI вв., но в XVI в. уже отмечен его упадок.
Источники:
https://studopedia.org/10-22941.html
https://www.livemaster.ru/topic/118877-period-vozrozhdeniya-v-italii-renessans
https://studopedia.ru/8_37465_prichini-i-sushchnost-rannego-vozrozhdeniya-v-italii.html