По какому произведению снят фильм бег
Бег (фильм, 1970)
«Бег» — двухсерийный кинофильм по мотивам произведений Михаила Булгакова «Бег», «Белая гвардия» и «Чёрное море».
Содержание
Сюжет
1920 год. Гражданская война в России близится к завершению. После вторжения Красной Армии в Крым начинается исход всех, кто искал спасения от «окаянных дней» (по словам Ивана Бунина) революции.
В этом страшном течении оказываются рядом самые разные люди — беззащитная Серафима Корзухина и полковая дама Люська, приват-доцент Голубков и генерал Хлудов. Выброшенные в «тараканьи бега» стамбульской эмиграционной жизни, русские интеллигенты теряют почву под ногами. Последним шансом спасти Серафиму становится поездка Голубкова и генерала Чарноты в Париж — на розыски ее сбежавшего мужа. Поездка приводит к поразительным результатам…
В ролях
В главных ролях
- Людмила Савельева — Серафима Владимировна Корзухина, жена товарища министра торговли
- Алексей Баталов — Сергей Павлович Голубков, приват-доцентСанкт-Петербургского университета
- Михаил Ульянов — Григорий Лукьянович Чарнота, генерал
- Татьяна Ткач — Люська Корсакова (прототип — Нина Нечволодова («юнкер Нечволодов»), гражданская жена генерала Слащёва)
- Владислав Дворжецкий — Роман Валерьянович Хлудов, генерал
- Евгений Евстигнеев — Парамон Ильич Корзухин, товарищ министра торговли Крыма
В ролях
- Роман Хомятов — Михаил Васильевич Фрунзе, красный командарм
- Владимир Заманский — Баев, командир красного полка
- Николай Олялин — Крапилин, вестовой
- Бруно Фрейндлих — белый главнокомандующий (прототип — барон Пётр Николаевич Врангель)
- Владимир Осенев — Тихий, белый контрразведчик
- Александр Январёв — Голован, есаул (адъютант Хлудова)
- Владимир Басов — Артур Артурович, «Тараканий царь»
- Тамара Логинова — Марья Константиновна, «личико» в кассе
- Олег Ефремов — белогвардейский полковник
- Алёша Наумов — Петька Щеглов
- Павел Шпрингфельд — Скунский, белый контрразведчик
- Николай Сергеев — гробовщик
В эпизодах
- Наталья Варлей — девочка с козой
- Павел Винник — белый контрразведчик
- Константин Воинов — генерал Кравченко
- Михаил Глузский — белый штабс-капитан
- Николай Горлов — Африкан
- Микаэла Дроздовская — модистка
- Валерий Золотухин — эстрадный певец
- Альфред Зиновьев — Паисий
- Наум Коржавин — шпрехшталмейстер стамбульского цирка
- Николай Кутузов — игумен Кирилловского монастыря под Бериславом
- Дмитрий Орловский — телеграфист
- Юрий Потёмкин — мужик из похоронной команды
- Владимир Протасенко — комбриг
- Готлиб Ронинсон — грек-сладострастник
- Георгий Светлани — профессор с контрабасом
- Сергей Торкачевский — кадет
- Станислав Хитров — Антуан Грищенко, слуга Корзухина
- Николай Юдин — монах
- Анатолий Яббаров — солдат с гробами
Съёмочная группа
- Авторы сценария:
- Александр Алов
- Владимир Наумов
- Режиссёры-постановщики:
- Александр Алов
- Владимир Наумов
- Главный оператор: Леван Пааташвили
- Главный художник: Алексей Пархоменко
- Художники:
- Наталья Пархоменко
- К. Степанов
- Композитор: Николай Каретников
- Костюмы: Лидия Нови
- Монтаж: Тамара Зуброва
- Звук: Роланд Казарян
- Литературный консультант: Елена Булгакова
- Военные консультанты:
- генерал армии Иван Павловский
- генерал-лейтенант Николай Осликовский
- генерал-майор Н. Молотков
- Директор картины: Михаил Амираджиби
Интересные факты
- Фамилия персонажа Алексея Баталова, Сергея Павловича Голубкова, является почти анаграммой фамилии «Булгаков»
- Для съёмочной группы фильма был устроен закрытый просмотр запрещенного в СССР фильма «Доктор Живаго» (1965 год, реж. Дэвид Лин) [1]
- Консультантом фильма была Елена Булгакова (третья жена и муза Михаила Булгакова), которую Наумов называл прекрасной мистической женщиной и говорил: «Я не понимаю, наши отношения сон или явь. » [1] . По его же словам Елена Сергеевна являлась звеном между съёмочной группой фильма и Михаилом Афанасьевичем
- Елена Булгакова внесла в фильм сцену, когда гробовщик проводит пальцем по щеке одного из белых офицеров и говорит: «Надобно побриться! А то мёртвого будет не сподручно брить!»
- Для съёмок снов Хлудова предполагалось солёное озеро Баскунчак около Волгограда. Оператор Леван Пааташвили вспоминает:
Это бесконечная гладь ослепительно белой соли, похожей на ледяной покров. Когда летнее солнце опускалось к горизонту, на белой поверхности от фигур и предметов появлялись длинные километровые тени, и это выглядело как сновидение. Натура подходила нам идеально, но, к сожалению, в этой «пустыне» не было воинских частей, необходимых для массовых сцен. Наконец, после долгих поисков я неожиданно нашел натуру с необычно интересной фактурой. Это были люберецкие карьеры, где добывают песок для стройки, — масштабные нагромождения странных конфигураций уходящих в глубину песчаных насыпей. Нам удалось на материале этой натуры создать гармонию цвета, света и формы, выделяя лишь отдельные драматургические моменты. Здесь мы отсняли все сны Хлудова и основные боевые сцены с Красной Армией. [1]
- Зимние сцены в монастыре и в лесу (в начале и в конце фильма) снимались в Саввино-Сторожевском монастыре и его округе, рядом с Звенигородом под Москвой
- Сцену, когда всадник на скаку поднимает с земли упавшее красное знамя сняли с одного дубля (съёмки проходили в Закарпатье, где только закончились съемки фильма «Ватерлоо» режиссёра Сергея Бондарчука, и лошади были настолько измотаны, что отказывались сниматься) [1]
- Сцены форсирования Сиваша снимали под Севастополем[1]
- Общие планы Константинополя без актеров снимали в Стамбуле «подпольно» из-за отсутствия разрешения религиозных организаций. Съёмка шла на ручную камеру, чтобы не считаться профессиональной. Из-за разряженного аккумулятора получилось снять не 24 кадра в секунду, а всего 10…12 [1]
- Городские декорации «Константинополя» снимали в болгарском городе Пловдиве, частично — в декорациях на «Мосфильме» [1]
- Сцену, где герой Михаила Ульянова в подштанниках идет по городским улицам снимали в Париже. При этом актёр в исподнем мало кого удивил [1]
- По окончанию съемок в Париже необходимо было подписать окончательный акт о расходах съемочной группы у юриста, который поставил на документах свою подпись: «Честью своей подтверждаю, что все расходы произведены правильно». Пришлось объяснять, что в Союзе о «всемирно известной юридической компании» не знают, и для бухгалтера необходим только штамп. Француз-юрист оскорбился, но всё же удалось поставить необходимый штамп [2]
- Режиссёр Владимир Наумов в документальном фильме (реж. Наталья Наумова) вспоминает как делалась сцена карточной игры с участием Евгения Евстигнеева и Михаил Ульянова:
Евстигнеев — человек экспромта и быстро загорающийся и тут же быстро устающий от однообразия, а Ульянов, наоборот, с каждой новой репетицией всё сильнее и сильнее расцветает, так сказать, распробует и наслаждается. Получалось, каждый из них шёл в своем направлении, один угасал, второй разгорался». Чтобы решить проблему и согласовать игру актеров, Наумову и Алову пришлось отвлечь Евстигнеева красивой актрисой и чаем, а самим имитировать его (Евстигнеева), разогревая Ульянова. В нужный момент Евстигнеева выпустили и получилась замечательная сцена
- Евгений Евстигнеев во время съемок использовал любую возможность чтобы вздремнуть. Если объявляли перерыв на четыре минуты, три из них он спал [2]
- Председатель Госкино после просмотра фильма заявил, что Алов с Наумовым сотворили белогвардейский роман: «Да вы что, спятили! Белые у вас страдают! А Чарнота вообще положительный герой! Вызывает к себе любовь, когда должен ненависть!». Премьеру «Бега», назначенную в «России», отменили [2]
- По легенде, от попадания на «полку» фильм спасла игра в домино. Владимир Наумов и Михаил Ульянов летели на самолете из Чехословакии в Москву, где были приглашены в первый салон для игр в домино с членами Политбюро, которым не хватало двух партнеров для игры. Играли на интерес: победители имели право просить что хотят. Творческая интеллигенция будучи совершенными профанами в этой игре, все же выиграли две из трёх партий, после чего «Бег» был разрешён [2]
- Одной из самых сложных сцен оказались тараканьи бега, к организации которых безуспешно привлекались и «дрессировщики», и «кибернетики», пока не вспомнили о домашних тараканах, которые всегда убегают в темноту при включении света. Для съёмок на бильярдном столе организовали небольшие ящички с заслонками, оклеенные внутри черным бархатом. Конструкция работала исключительно точно [1]
- Валерий Золотухин в фильме играет роль эстрадного певца, исполняющего песню «Это было у моря» на стихи Игоря Северянина в манере Александра Вертинского
По какому произведению снят фильм бег
- Жанры : Мелодрамы
- Год создания : 1970
- Страна : СССР
- Студия : Мосфильм
- Продолжительность : 196 мин.
Актёры и команда 17
Фото 12
Видео 5
Советская двухсерийная военно-историческая драма, поставленная Александром Аловым и Владимиром Наумовым по мотивам произведений Михаила Булгакова, с Людмилой Савельевой, Алексеем Баталовым, Владиславом Дворжецким, Михаилом Ульяновым и Евгением Евстигнеевым в главных ролях.
Сюжет фильма Бег
В России полыхает пламя Гражданской войны. Белогвардейские части под натиском Красной армии отступают в Крым, откуда пароходами отправляются дальше — в Турцию и Европу. Вместе с военными отходят к черноморскому побережью и те, кому новая власть пришлась не по душе, и те, кто волей случая стал изгоем в родной стране.
В людской водоворот оказались вовлечены жена чиновника крымского правительства Серафима Корзухина (Людмила Савельева) и влюбленный в нее приват-доцент Санкт-Петербургского университета Сергей Голубков (Алексей Баталов), генералы Григорий Чарнота (Михаил Ульянов) и Роман Хлудов (Владислав Дворжецкий). Для каждого из них исход из России стал глубоко переживаемой личной трагедией.
История создания фильма Бег
В основу сценария фильма «Бег» были положены написанная в 1928 году одноименная пьеса Михаила Булгакова, а также фрагменты его романа «Белая гвардия» и либретто оперы «Черное море».
Булгаков написал «Бег» специально для постановки во МХАТе, однако пьеса, названная цензурой с подачи Сталина антисоветской, была запрещена и при жизни автора так и не была поставлена. Впервые спектакль «Бег» был показан лишь в 1957 году на сцене Сталинградского драматического театра.
Через двенадцать лет после премьеры пьесы за ее экранизацию взялись давние соавторы, режиссеры и сценаристы Александр Алов и Владимир Наумов.
В качестве консультанта к работе над «Бегом» была привлечена Елена Булгакова — третья жена Михаила Булгакова, которая, по словам Владимира Наумова, стала связующим звеном между съемочной группой картины и писателем. Елена Сергеевна активно участвовала в процессе создания фильма, многие ее замечания и предложения были воплощены на экране. Так, например, эпизод, когда гробовщик проводит рукой по щеке капитана-белогвардейца — одного из трех офицеров, собравшихся покончить жизнь самоубийством, и произносит: «Надобно побриться! А то мертвого будет несподручно брить!», был включен в ленту по ее предложению.
Для воплощения на экране булгаковского произведения Алов и Наумов не только тщательно продумали драматургию каждой сцены, ее графическое и пластическое решение, но и сумели собрать великолепный актерский ансамбль, в который вошли Алексей Баталов, Михаил Ульянов, Евгений Евстигнеев, Олег Ефремов, Михаил Глузский, Николай Олялин, Татьяна Ткач, Владимир Басов и другие замечательные советские актеры.
«Бег» стал кинодебютом никому тогда не известного актера из Омска Владислава Дворжецкого.
Съемки фильма проходили в самых разных местах, как в Советском Союзе, так и за рубежом. Константинопольские эпизоды были поставлены в болгарском Пловдиве и в мосфильмовских декорациях, а общие планы города снимали в Стамбуле — полуподпольно, на ручную камеру, так как не удалось достать разрешения на съемку. Кроме того, из-за разрядившегося аккумулятора камеры получилось снять не 24, а 10-12 кадра в секунду. Форсирование красными Сиваша снимали под Севастополем и в Закарпатье, сцены в монастыре и в лесу — в окрестностях подмосковного Звенигорода, в Саввино-Сторожевском монастыре, визит Чарноты и Голубкова в парижскую резиденцию Корзухина — во французской столице.
Много времени заняли поиски натуры для съемок снов Хлудова. Вначале для постановки этих эпизодов было выбрано озеро Баскунчак неподалеку от Волгограда, но из-за организационных проблем пришлось отказаться от этой идеи.
В 1971 году фильм«Бег» участвовал в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля и стал одним из претендентов на «Золотую пальмовую ветвь».
Интересные факты о фильме Бег
В небольшой роли шпрехшталмейстера стамбульского цирка снялся поэт Наум Коржавин.
Батальная сцена, в ходе которой один из красных конников на всём скаку поднимает с земли упавшее знамя, была снята с одного дубля. Лошади, участвовавшие в эпизоде, только что отработали на съемках фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука и были так утомлены, что снимались из последних сил. Положение спасло мастерство каскадера, с первого раза выполнившего сложный трюк.
Во время съемок во Франции Михаил Ульянов в роли генерала Чарноты расхаживал по парижским улицам в подштанниках. Для самого актера и остальных членов группы было удивительным, что на человека в кальсонах мало кто обратил внимание.
Самым сложным в съемках фильма стал эпизод с тараканьими бегами. Усатые «спортсмены» никак не хотели следовать по прямой от старта к финишу. Бессильными оказались специально нанятые дрессировщики, потратившие много сил и времени на тренировки тараканов. Идея создания искусственных насекомых тоже потерпела крах: в те времена создание мини-роботов влетело бы съемочной группе в копеечку. Выручили обычные — не механические и не прошедшие курса подготовки — кухонные тараканы. Вспомнив, что тараканы боятся света, декораторы в конце беговых дорожек установили ящички, обитые изнутри черным бархатом. Видя перед собой темные щели, бегуны, испуганные ярким светом софитов, устремлялись к ним, никуда не сворачивая с дистанции.
Съемочная группа фильма Бег
Режиссеры фильма «Бег»: Александр Алов, Владимир Наумов
Авторы сценария фильма «Бег»: Александр Алов, Владимир Наумов, Михаил Булгаков (пьеса)
В ролях: Людмила Савельева, Алексей Баталов, Владислав Дворжецкий, Михаил Ульянов, Евгений Евстигнеев, Татьяна Ткач, Владимир Заманский, Олег Ефремов, Михаил Глузский, Николай Олялин и другие
Оператор: Леван Пааташвили
Композитор: Николай Каретников
Дата премьеры фильма «Бег»: 14 января 1971 года
Лучшие экранизации произведений Михаила Булгакова. Часть 1. “Бег”
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) – один из самых моих любимых русских писателей. За свою не очень долгую жизнь (всего 48 лет) он создал множество ярких литературных произведений, ставших классикой русской литературы.
Советская власть играла с ним “в кошки – мышки”, то разрешая публикации и постановки его пьес и романов, то устраивая публичную травлю писателя, с обысками ОГПУ, изъятием черновиков и полным запретом на издание произведений. Многое из творчества писателя было опубликовано спустя долгие годы после смерти Булгакова.
Считается, что произведения Михаила Афанасьевича сложно экранизировать, и это, по-видимому, так, потому что по-настоящему хороших фильмов получилось немного и их можно пересчитать по пальцам одной руки.
Начнем с первой экранизации, снятой в 1970 году, через 30 лет после смерти писателя.
“Бег”, 1970 год, режиссеры – Александр Алов и Владимир Наумов.
Фильм снят по мотивам пьес Булгакова “Бег” и “Белая гвардия”. Консультант и соавтор фильма – Елена Сергеевна Булгакова, вдова писателя.
Гражданская война подходит к концу, последним оплотом белой гвардии остается Крым, куда от ужасов революции и войны бегут через всю страну люди в надежде найти там свое спасение. Но вот уже войска красноармейцев переходят вброд “гнилое море” – залив Сиваш и входят в Севастополь. Именно там встречаются главные герои фильма – белогвардейские офицеры и русские интеллигенты, продолжающие совместный исход из родной страны, ставшей вдруг чужой и враждебной для них.
Удивительно, как в 1970 году режиссерам удалось снять фильм, в котором центральное место занимают не героические батальные сцены, а судьбы людей, причем далеко не советских, каждая из которых по-своему изломана революцией.
Хлудов Роман Валерьянович, белогвардейский генерал, командующий армией.
Фигура генерала Хлудова в исполнении Владислава Дворжецкого – одна из самых неоднозначных и трагичных в фильме. Русский офицер, считающий своим долгом спасти Отечество от “красной заразы”. Вот только методы спасения порой чудовищны – армия под его руководством проходит, оставляя за собой шеренги “фонарей с мешками” (виселиц с повешенными гражданскими – за сочувствие и помощь большевикам). И никогда уже не оставят его эти “фонари”, и будут приходить к нему во снах в образе осмелившегося сказать правду и пострадавшего за это солдата Крапилина (Николай Олялин).
Признаться, я часто размышляла, как так получилось, что белая гвардия проиграла гражданскую войну, ведь у них были кадровые офицеры, подготовка, оружие, в конце концов. А вот потому и проиграла, из-за предательства высших чинов, разрозненности армий, и, в том числе, благодаря таким методам, как у Хлудова.
Чарнота Григорий Лукьянович, белогвардейский генерал-майор, командующий казачьим дивизионом.
Пожалуй, самый яркий и харизматичный персонаж в фильме – генерал Чарнота в блистательном исполнении Михаила Ульянова.
“Храбр, хитер, умен” – выдержки из его характеристики, составленной внутренней военной разведкой. Отчаянный казачий генерал, проигравший войну, вынужден бежать в Константинополь, где ему приходится влачить жалкое существование. Но все может потерять Чарнота, включая проданные последние штаны, но только не чувство собственного достоинства, позволяющее ему пройти, если нужно, в кальсонах по Парижу с гордо поднятой головой.
Выиграв в карточной игре двадцать тысяч долларов – огромную по тем временам сумму и купив, наконец-то, штаны, он идет первым делом на набережную к французским клошарам в сопровождении официанта с корзиной шампанского, чтобы разделить с ними свою победу – такой вот широкий жест русской души. И произносит там пронзительный монолог, достойный настоящего патриота: “При желании можно выклянчить все: деньги, славу, власть, но только не Родину, господа! Особенно такую, как моя. Россия не вмещается, не вмещается в шляпу, господа нищие!”
Голубков Сергей Павлович, приват-доцент Санкт-Петербургского университета.
Потомственный интеллигент до мозга костей, приват-доцент Голубков бежит от революции в Киев, а затем в Крым, где находит любовь всей своей жизни – Серафиму Корзухину (Людмила Савельева), муж которой (министр торговли Крыма Парамон Корзухин в гениальном исполнении Евгения Евстигнеева) подло отказался от нее в такое смутное и страшное время.
Не очень умеющий постоять за себя, но преисполненный благородством души, Голубков самоотверженно следует за любимой сначала в Константинополь, а затем в Париж, чтобы попросить взаймы денег у Корзухина и не дать умереть с голоду или пойти на панель своей ненаглядной Серафиме. По возвращении в Константинополь чувство тоски по Родине и неприкаянность на чужбине заставляют его принять решение вернуться в Россию.
В финальных кадрах фильма мы видим идеальную картину возвращения на Родину, которую представляют себе Голубков и Серафима. Как будто они, такие счастливые, скачут на конях по снежной русской равнине, и все невзгоды и страдания остались позади.
Но только нет уже на самом деле той России, о которой они мечтают, и ждет их совсем другая страна. И среди этой идиллии мне явно представились черные титры, которые обязательно появились бы на экране, если бы речь шла о реальных людях: “Осужден по статье 58.2 УК РСФСР на 10 лет без права переписки, расстрелян в 1937 году; осуждена по ст. 58.3 УК РСФСР, приговорена к 15 годам, умерла в Колымлаге в 1940 году; оба посмертно реабилитированы в 1956 году”.
Фильм “Бег” по мотивам произведений Булгакова заслуженно вошел в золотой фонд советского кинематографа. И в наши дни, когда многие всерьез задумываются о смене места жительства на более спокойное и безопасное, не перестает удивлять его вечная жизненность и актуальность.
Продолжение о других достойных экранизациях прозы М.А. Булгакова следует.
Источники:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/89384
https://www.vokrug.tv/product/show/beg/
https://zen.yandex.ru/media/id/5d716365bf50d500aef64f9d/5da2434cd4f07a00adc9116f