109 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

По какому произведению снят фильм бег

Бег (фильм, 1970)

«Бег» — двухсерийный кинофильм по мотивам произведений Михаила Булгакова «Бег», «Белая гвардия» и «Чёрное море».

Содержание

Сюжет

1920 год. Гражданская война в России близится к завершению. После вторжения Красной Армии в Крым начинается исход всех, кто искал спасения от «окаянных дней» (по словам Ивана Бунина) революции.

В этом страшном течении оказываются рядом самые разные люди — беззащитная Серафима Корзухина и полковая дама Люська, приват-доцент Голубков и генерал Хлудов. Выброшенные в «тараканьи бега» стамбульской эмиграционной жизни, русские интеллигенты теряют почву под ногами. Последним шансом спасти Серафиму становится поездка Голубкова и генерала Чарноты в Париж — на розыски ее сбежавшего мужа. Поездка приводит к поразительным результатам…

В ролях

В главных ролях

  • Людмила Савельева — Серафима Владимировна Корзухина, жена товарища министра торговли
  • Алексей Баталов — Сергей Павлович Голубков, приват-доцентСанкт-Петербургского университета
  • Михаил Ульянов — Григорий Лукьянович Чарнота, генерал
  • Татьяна Ткач — Люська Корсакова (прототип — Нина Нечволодова («юнкер Нечволодов»), гражданская жена генерала Слащёва)
  • Владислав Дворжецкий — Роман Валерьянович Хлудов, генерал
  • Евгений Евстигнеев — Парамон Ильич Корзухин, товарищ министра торговли Крыма

В ролях

  • Роман Хомятов — Михаил Васильевич Фрунзе, красный командарм
  • Владимир Заманский — Баев, командир красного полка
  • Николай Олялин — Крапилин, вестовой
  • Бруно Фрейндлих — белый главнокомандующий (прототип — барон Пётр Николаевич Врангель)
  • Владимир Осенев — Тихий, белый контрразведчик
  • Александр Январёв — Голован, есаул (адъютант Хлудова)
  • Владимир Басов — Артур Артурович, «Тараканий царь»
  • Тамара Логинова — Марья Константиновна, «личико» в кассе
  • Олег Ефремов — белогвардейский полковник
  • Алёша Наумов — Петька Щеглов
  • Павел Шпрингфельд — Скунский, белый контрразведчик
  • Николай Сергеев — гробовщик

В эпизодах

  • Наталья Варлей — девочка с козой
  • Павел Винник — белый контрразведчик
  • Константин Воинов — генерал Кравченко
  • Михаил Глузский — белый штабс-капитан
  • Николай Горлов — Африкан
  • Микаэла Дроздовская — модистка
  • Валерий Золотухин — эстрадный певец
  • Альфред Зиновьев — Паисий
  • Наум Коржавин — шпрехшталмейстер стамбульского цирка
  • Николай Кутузов — игумен Кирилловского монастыря под Бериславом
  • Дмитрий Орловский — телеграфист
  • Юрий Потёмкин — мужик из похоронной команды
  • Владимир Протасенко — комбриг
  • Готлиб Ронинсон — грек-сладострастник
  • Георгий Светлани — профессор с контрабасом
  • Сергей Торкачевский — кадет
  • Станислав Хитров — Антуан Грищенко, слуга Корзухина
  • Николай Юдин — монах
  • Анатолий Яббаров — солдат с гробами

Съёмочная группа

  • Авторы сценария:
    • Александр Алов
    • Владимир Наумов
  • Режиссёры-постановщики:
    • Александр Алов
    • Владимир Наумов
  • Главный оператор: Леван Пааташвили
  • Главный художник: Алексей Пархоменко
  • Художники:
    • Наталья Пархоменко
    • К. Степанов
  • Композитор: Николай Каретников
  • Костюмы: Лидия Нови
  • Монтаж: Тамара Зуброва
  • Звук: Роланд Казарян
  • Литературный консультант: Елена Булгакова
  • Военные консультанты:
    • генерал армии Иван Павловский
    • генерал-лейтенант Николай Осликовский
    • генерал-майор Н. Молотков
  • Директор картины: Михаил Амираджиби

Интересные факты

  • Фамилия персонажа Алексея Баталова, Сергея Павловича Голубкова, является почти анаграммой фамилии «Булгаков»
  • Для съёмочной группы фильма был устроен закрытый просмотр запрещенного в СССР фильма «Доктор Живаго» (1965 год, реж. Дэвид Лин) [1]
  • Консультантом фильма была Елена Булгакова (третья жена и муза Михаила Булгакова), которую Наумов называл прекрасной мистической женщиной и говорил: «Я не понимаю, наши отношения сон или явь. » [1] . По его же словам Елена Сергеевна являлась звеном между съёмочной группой фильма и Михаилом Афанасьевичем
  • Елена Булгакова внесла в фильм сцену, когда гробовщик проводит пальцем по щеке одного из белых офицеров и говорит: «Надобно побриться! А то мёртвого будет не сподручно брить!»
  • Для съёмок снов Хлудова предполагалось солёное озеро Баскунчак около Волгограда. Оператор Леван Пааташвили вспоминает:

Это бесконечная гладь ослепительно белой соли, похожей на ледяной покров. Когда летнее солнце опускалось к горизонту, на белой поверхности от фигур и предметов появлялись длинные километровые тени, и это выглядело как сновидение. Натура подходила нам идеально, но, к сожалению, в этой «пустыне» не было воинских частей, необходимых для массовых сцен. Наконец, после долгих поисков я неожиданно нашел натуру с необычно интересной фактурой. Это были люберецкие карьеры, где добывают песок для стройки, — масштабные нагромождения странных конфигураций уходящих в глубину песчаных насыпей. Нам удалось на материале этой натуры создать гармонию цвета, света и формы, выделяя лишь отдельные драматургические моменты. Здесь мы отсняли все сны Хлудова и основные боевые сцены с Красной Армией. [1]

  • Зимние сцены в монастыре и в лесу (в начале и в конце фильма) снимались в Саввино-Сторожевском монастыре и его округе, рядом с Звенигородом под Москвой
  • Сцену, когда всадник на скаку поднимает с земли упавшее красное знамя сняли с одного дубля (съёмки проходили в Закарпатье, где только закончились съемки фильма «Ватерлоо» режиссёра Сергея Бондарчука, и лошади были настолько измотаны, что отказывались сниматься) [1]
  • Сцены форсирования Сиваша снимали под Севастополем[1]
  • Общие планы Константинополя без актеров снимали в Стамбуле «подпольно» из-за отсутствия разрешения религиозных организаций. Съёмка шла на ручную камеру, чтобы не считаться профессиональной. Из-за разряженного аккумулятора получилось снять не 24 кадра в секунду, а всего 10…12 [1]
  • Городские декорации «Константинополя» снимали в болгарском городе Пловдиве, частично — в декорациях на «Мосфильме» [1]
  • Сцену, где герой Михаила Ульянова в подштанниках идет по городским улицам снимали в Париже. При этом актёр в исподнем мало кого удивил [1]
  • По окончанию съемок в Париже необходимо было подписать окончательный акт о расходах съемочной группы у юриста, который поставил на документах свою подпись: «Честью своей подтверждаю, что все расходы произведены правильно». Пришлось объяснять, что в Союзе о «всемирно известной юридической компании» не знают, и для бухгалтера необходим только штамп. Француз-юрист оскорбился, но всё же удалось поставить необходимый штамп [2]
  • Режиссёр Владимир Наумов в документальном фильме (реж. Наталья Наумова) вспоминает как делалась сцена карточной игры с участием Евгения Евстигнеева и Михаил Ульянова:
Читать еще:  Как исправить ошибку сервисов Google Play

Евстигнеев — человек экспромта и быстро загорающийся и тут же быстро устающий от однообразия, а Ульянов, наоборот, с каждой новой репетицией всё сильнее и сильнее расцветает, так сказать, распробует и наслаждается. Получалось, каждый из них шёл в своем направлении, один угасал, второй разгорался». Чтобы решить проблему и согласовать игру актеров, Наумову и Алову пришлось отвлечь Евстигнеева красивой актрисой и чаем, а самим имитировать его (Евстигнеева), разогревая Ульянова. В нужный момент Евстигнеева выпустили и получилась замечательная сцена

  • Евгений Евстигнеев во время съемок использовал любую возможность чтобы вздремнуть. Если объявляли перерыв на четыре минуты, три из них он спал [2]
  • Председатель Госкино после просмотра фильма заявил, что Алов с Наумовым сотворили белогвардейский роман: «Да вы что, спятили! Белые у вас страдают! А Чарнота вообще положительный герой! Вызывает к себе любовь, когда должен ненависть!». Премьеру «Бега», назначенную в «России», отменили [2]
  • По легенде, от попадания на «полку» фильм спасла игра в домино. Владимир Наумов и Михаил Ульянов летели на самолете из Чехословакии в Москву, где были приглашены в первый салон для игр в домино с членами Политбюро, которым не хватало двух партнеров для игры. Играли на интерес: победители имели право просить что хотят. Творческая интеллигенция будучи совершенными профанами в этой игре, все же выиграли две из трёх партий, после чего «Бег» был разрешён [2]
  • Одной из самых сложных сцен оказались тараканьи бега, к организации которых безуспешно привлекались и «дрессировщики», и «кибернетики», пока не вспомнили о домашних тараканах, которые всегда убегают в темноту при включении света. Для съёмок на бильярдном столе организовали небольшие ящички с заслонками, оклеенные внутри черным бархатом. Конструкция работала исключительно точно [1]
  • Валерий Золотухин в фильме играет роль эстрадного певца, исполняющего песню «Это было у моря» на стихи Игоря Северянина в манере Александра Вертинского

По какому произведению снят фильм бег

  • Жанры : Мелодрамы
  • Год создания : 1970
  • Страна : СССР
  • Студия : Мосфильм
  • Продолжительность : 196 мин.

Актёры и команда 17

Фото 12

Видео 5

Советская двухсерийная военно-историческая драма, поставленная Александром Аловым и Владимиром Наумовым по мотивам произведений Михаила Булгакова, с Людмилой Савельевой, Алексеем Баталовым, Владиславом Дворжецким, Михаилом Ульяновым и Евгением Евстигнеевым в главных ролях.

Сюжет фильма Бег

В России полыхает пламя Гражданской войны. Белогвардейские части под натиском Красной армии отступают в Крым, откуда пароходами отправляются дальше — в Турцию и Европу. Вместе с военными отходят к черноморскому побережью и те, кому новая власть пришлась не по душе, и те, кто волей случая стал изгоем в родной стране.

В людской водоворот оказались вовлечены жена чиновника крымского правительства Серафима Корзухина (Людмила Савельева) и влюбленный в нее приват-доцент Санкт-Петербургского университета Сергей Голубков (Алексей Баталов), генералы Григорий Чарнота (Михаил Ульянов) и Роман Хлудов (Владислав Дворжецкий). Для каждого из них исход из России стал глубоко переживаемой личной трагедией.

История создания фильма Бег

В основу сценария фильма «Бег» были положены написанная в 1928 году одноименная пьеса Михаила Булгакова, а также фрагменты его романа «Белая гвардия» и либретто оперы «Черное море».

Булгаков написал «Бег» специально для постановки во МХАТе, однако пьеса, названная цензурой с подачи Сталина антисоветской, была запрещена и при жизни автора так и не была поставлена. Впервые спектакль «Бег» был показан лишь в 1957 году на сцене Сталинградского драматического театра.

Через двенадцать лет после премьеры пьесы за ее экранизацию взялись давние соавторы, режиссеры и сценаристы Александр Алов и Владимир Наумов.

В качестве консультанта к работе над «Бегом» была привлечена Елена Булгакова — третья жена Михаила Булгакова, которая, по словам Владимира Наумова, стала связующим звеном между съемочной группой картины и писателем. Елена Сергеевна активно участвовала в процессе создания фильма, многие ее замечания и предложения были воплощены на экране. Так, например, эпизод, когда гробовщик проводит рукой по щеке капитана-белогвардейца — одного из трех офицеров, собравшихся покончить жизнь самоубийством, и произносит: «Надобно побриться! А то мертвого будет несподручно брить!», был включен в ленту по ее предложению.

Читать еще:  Что такое одноранговая сеть

Для воплощения на экране булгаковского произведения Алов и Наумов не только тщательно продумали драматургию каждой сцены, ее графическое и пластическое решение, но и сумели собрать великолепный актерский ансамбль, в который вошли Алексей Баталов, Михаил Ульянов, Евгений Евстигнеев, Олег Ефремов, Михаил Глузский, Николай Олялин, Татьяна Ткач, Владимир Басов и другие замечательные советские актеры.

«Бег» стал кинодебютом никому тогда не известного актера из Омска Владислава Дворжецкого.

Съемки фильма проходили в самых разных местах, как в Советском Союзе, так и за рубежом. Константинопольские эпизоды были поставлены в болгарском Пловдиве и в мосфильмовских декорациях, а общие планы города снимали в Стамбуле — полуподпольно, на ручную камеру, так как не удалось достать разрешения на съемку. Кроме того, из-за разрядившегося аккумулятора камеры получилось снять не 24, а 10-12 кадра в секунду. Форсирование красными Сиваша снимали под Севастополем и в Закарпатье, сцены в монастыре и в лесу — в окрестностях подмосковного Звенигорода, в Саввино-Сторожевском монастыре, визит Чарноты и Голубкова в парижскую резиденцию Корзухина — во французской столице.

Много времени заняли поиски натуры для съемок снов Хлудова. Вначале для постановки этих эпизодов было выбрано озеро Баскунчак неподалеку от Волгограда, но из-за организационных проблем пришлось отказаться от этой идеи.

В 1971 году фильм«Бег» участвовал в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля и стал одним из претендентов на «Золотую пальмовую ветвь».

Интересные факты о фильме Бег

В небольшой роли шпрехшталмейстера стамбульского цирка снялся поэт Наум Коржавин.

Батальная сцена, в ходе которой один из красных конников на всём скаку поднимает с земли упавшее знамя, была снята с одного дубля. Лошади, участвовавшие в эпизоде, только что отработали на съемках фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука и были так утомлены, что снимались из последних сил. Положение спасло мастерство каскадера, с первого раза выполнившего сложный трюк.

Во время съемок во Франции Михаил Ульянов в роли генерала Чарноты расхаживал по парижским улицам в подштанниках. Для самого актера и остальных членов группы было удивительным, что на человека в кальсонах мало кто обратил внимание.

Самым сложным в съемках фильма стал эпизод с тараканьими бегами. Усатые «спортсмены» никак не хотели следовать по прямой от старта к финишу. Бессильными оказались специально нанятые дрессировщики, потратившие много сил и времени на тренировки тараканов. Идея создания искусственных насекомых тоже потерпела крах: в те времена создание мини-роботов влетело бы съемочной группе в копеечку. Выручили обычные — не механические и не прошедшие курса подготовки — кухонные тараканы. Вспомнив, что тараканы боятся света, декораторы в конце беговых дорожек установили ящички, обитые изнутри черным бархатом. Видя перед собой темные щели, бегуны, испуганные ярким светом софитов, устремлялись к ним, никуда не сворачивая с дистанции.

Съемочная группа фильма Бег

Режиссеры фильма «Бег»: Александр Алов, Владимир Наумов
Авторы сценария фильма «Бег»: Александр Алов, Владимир Наумов, Михаил Булгаков (пьеса)
В ролях: Людмила Савельева, Алексей Баталов, Владислав Дворжецкий, Михаил Ульянов, Евгений Евстигнеев, Татьяна Ткач, Владимир Заманский, Олег Ефремов, Михаил Глузский, Николай Олялин и другие
Оператор: Леван Пааташвили
Композитор: Николай Каретников

Дата премьеры фильма «Бег»: 14 января 1971 года

Лучшие экранизации произведений Михаила Булгакова. Часть 1. “Бег”

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) – один из самых моих любимых русских писателей. За свою не очень долгую жизнь (всего 48 лет) он создал множество ярких литературных произведений, ставших классикой русской литературы.

Советская власть играла с ним “в кошки – мышки”, то разрешая публикации и постановки его пьес и романов, то устраивая публичную травлю писателя, с обысками ОГПУ, изъятием черновиков и полным запретом на издание произведений. Многое из творчества писателя было опубликовано спустя долгие годы после смерти Булгакова.

Считается, что произведения Михаила Афанасьевича сложно экранизировать, и это, по-видимому, так, потому что по-настоящему хороших фильмов получилось немного и их можно пересчитать по пальцам одной руки.

Начнем с первой экранизации, снятой в 1970 году, через 30 лет после смерти писателя.

“Бег”, 1970 год, режиссеры – Александр Алов и Владимир Наумов.

Фильм снят по мотивам пьес Булгакова “Бег” и “Белая гвардия”. Консультант и соавтор фильма – Елена Сергеевна Булгакова, вдова писателя.

Читать еще:  Какие налоги платятся в федеральный бюджет

Гражданская война подходит к концу, последним оплотом белой гвардии остается Крым, куда от ужасов революции и войны бегут через всю страну люди в надежде найти там свое спасение. Но вот уже войска красноармейцев переходят вброд “гнилое море” – залив Сиваш и входят в Севастополь. Именно там встречаются главные герои фильма – белогвардейские офицеры и русские интеллигенты, продолжающие совместный исход из родной страны, ставшей вдруг чужой и враждебной для них.

Удивительно, как в 1970 году режиссерам удалось снять фильм, в котором центральное место занимают не героические батальные сцены, а судьбы людей, причем далеко не советских, каждая из которых по-своему изломана революцией.

Хлудов Роман Валерьянович, белогвардейский генерал, командующий армией.

Фигура генерала Хлудова в исполнении Владислава Дворжецкого – одна из самых неоднозначных и трагичных в фильме. Русский офицер, считающий своим долгом спасти Отечество от “красной заразы”. Вот только методы спасения порой чудовищны – армия под его руководством проходит, оставляя за собой шеренги “фонарей с мешками” (виселиц с повешенными гражданскими – за сочувствие и помощь большевикам). И никогда уже не оставят его эти “фонари”, и будут приходить к нему во снах в образе осмелившегося сказать правду и пострадавшего за это солдата Крапилина (Николай Олялин).

Признаться, я часто размышляла, как так получилось, что белая гвардия проиграла гражданскую войну, ведь у них были кадровые офицеры, подготовка, оружие, в конце концов. А вот потому и проиграла, из-за предательства высших чинов, разрозненности армий, и, в том числе, благодаря таким методам, как у Хлудова.

Чарнота Григорий Лукьянович, белогвардейский генерал-майор, командующий казачьим дивизионом.

Пожалуй, самый яркий и харизматичный персонаж в фильме – генерал Чарнота в блистательном исполнении Михаила Ульянова.

“Храбр, хитер, умен” – выдержки из его характеристики, составленной внутренней военной разведкой. Отчаянный казачий генерал, проигравший войну, вынужден бежать в Константинополь, где ему приходится влачить жалкое существование. Но все может потерять Чарнота, включая проданные последние штаны, но только не чувство собственного достоинства, позволяющее ему пройти, если нужно, в кальсонах по Парижу с гордо поднятой головой.

Выиграв в карточной игре двадцать тысяч долларов – огромную по тем временам сумму и купив, наконец-то, штаны, он идет первым делом на набережную к французским клошарам в сопровождении официанта с корзиной шампанского, чтобы разделить с ними свою победу – такой вот широкий жест русской души. И произносит там пронзительный монолог, достойный настоящего патриота: “При желании можно выклянчить все: деньги, славу, власть, но только не Родину, господа! Особенно такую, как моя. Россия не вмещается, не вмещается в шляпу, господа нищие!”

Голубков Сергей Павлович, приват-доцент Санкт-Петербургского университета.

Потомственный интеллигент до мозга костей, приват-доцент Голубков бежит от революции в Киев, а затем в Крым, где находит любовь всей своей жизни – Серафиму Корзухину (Людмила Савельева), муж которой (министр торговли Крыма Парамон Корзухин в гениальном исполнении Евгения Евстигнеева) подло отказался от нее в такое смутное и страшное время.

Не очень умеющий постоять за себя, но преисполненный благородством души, Голубков самоотверженно следует за любимой сначала в Константинополь, а затем в Париж, чтобы попросить взаймы денег у Корзухина и не дать умереть с голоду или пойти на панель своей ненаглядной Серафиме. По возвращении в Константинополь чувство тоски по Родине и неприкаянность на чужбине заставляют его принять решение вернуться в Россию.

В финальных кадрах фильма мы видим идеальную картину возвращения на Родину, которую представляют себе Голубков и Серафима. Как будто они, такие счастливые, скачут на конях по снежной русской равнине, и все невзгоды и страдания остались позади.

Но только нет уже на самом деле той России, о которой они мечтают, и ждет их совсем другая страна. И среди этой идиллии мне явно представились черные титры, которые обязательно появились бы на экране, если бы речь шла о реальных людях: “Осужден по статье 58.2 УК РСФСР на 10 лет без права переписки, расстрелян в 1937 году; осуждена по ст. 58.3 УК РСФСР, приговорена к 15 годам, умерла в Колымлаге в 1940 году; оба посмертно реабилитированы в 1956 году”.

Фильм “Бег” по мотивам произведений Булгакова заслуженно вошел в золотой фонд советского кинематографа. И в наши дни, когда многие всерьез задумываются о смене места жительства на более спокойное и безопасное, не перестает удивлять его вечная жизненность и актуальность.

Продолжение о других достойных экранизациях прозы М.А. Булгакова следует.

Источники:

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/89384
https://www.vokrug.tv/product/show/beg/
https://zen.yandex.ru/media/id/5d716365bf50d500aef64f9d/5da2434cd4f07a00adc9116f

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]