1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли оправдать жестокость аргументы

СПАДИЛО.РУ

В дополнение к итоговому сочинению по данной теме приводим аргументы из литературы!

«Тихий Дон» М.А. Шолохова

Главный герой романа «Тихий Дон» – Григорий Мелехов рос обычным юношей. Он был добрым и честным мальчишкой. Сострадание Грише было не чуждо. Автором живо, ярко описана сцена, это подтверждающая. Парень косил траву и не заметил в зарослях цыпленка, обезглавив его. Он бережно, с невыносимым чувством жалости и вины, держит в руках погибшее маленькое существо. Боль, мука героя передается даже читателю.

Любовь молодого человека настигла внезапно, неведомое, сильное, запретное чувство. Сердце навсегда было отдано красивой, сильной, молодой, но замужней казачке Аксинье. Но властный отец, чтобы избежать стыда и позора, срочно находит сыну невесту. Насильно женит на юной, невинной девушке – Наталье Коршуновой. Ей давно нравился красивый, статный, веселый Григорий. Она знает, что не мила ему, но на брак решается.

Мелехов младший не смог полюбить жену, злился на нее. Тирания отца, его властный поступок пробудили жестокость в сыне. Молодой мужчина оставляет жену, понимая какой позор на нее ляжет, какие муки придется вынести. Но его собственные страдания, неустроенность жизни, боль притупляют сочувствие, сострадание к другим.

Еще большую черствость, жестокость в душе героя взращивает война. Григорий, как истинный казак, самоотверженно бросается в бой с неприятелем, защищая родную землю, страну и собственную семью. На груди уже блестят награды. Но это не приносит удовлетворения и радости. Мужчина понимает, что правительство безразлично к судьбам народа великого Дона. Приходит осознание бессмысленности войны личной и государственной. Слишком поздно и тяжело дается понимание, что жестокость не приносит счастья. М.А. Шолохов доказывает читателю на примере главного героя, что только доброта дарит гармонию и покой в душе.

«Шинель» Н. В. Гоголя

Н.В. Гоголь в своей известной повести «Шинель» знакомит нас с мелким чиновником. Участь его несчастна. Герой живет в мире жестокости, где мнение о человеке, отношение к нему определяется его материальным, служебным статусом и внешним видом. Встречают здесь исключительно «по одежке». Над добрым, безобидным, спокойным Акакием Акакиевичем смеются сослуживцы, даже самые молодые, вновь прибывшие в департамент. Неудивительно, ведь он покорно, бессловесно переписывает бумаги. А одет он жутко бедно. Его старенькая шинель давно прохудилась, заплаты ставить негде, что лишает ее гордого звания. Все называют ее капот. Тогда, как шинель для чиновника – гордость, а не только форма одежды.

Башмачкину путем жесткой экономии удается скопить на новую шинель. На него сразу начинают смотреть по-другому, даже зовут в гости в богатый район Петербурга. Но в мире, где царит жестокость, нет места справедливости. У Акакия Акакиевича отнимают шинель. И никто не хочет ему помочь. Нигде он не находит защиты, понимания, справедливости.

Добрый и милый старенький чиновник умирает. Но появляется жестокий призрак, который карает жителей Петербурга за равнодушие, похищая у всех шинели. Таким образом, Н.В. Гоголь показал как легко можно погубить добро, трансформировать его в жестокость.

«Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

Главный герой повести Н.В. Гоголя – Тарас Бульба не был жестоким человеком. Но он был властным в семье и доблестным воякой на поле сражений. Честь казака превыше всего. А беспощадность к врагу для настоящего казака не жестокость, а необходимость. Поэтому его расстраивает доброта сыновей. Он берет их в бой, чтобы перевоспитать.

Андрей же сильно отличается от отца. Он помогает девушке, в которую влюблен, спасает ее от голода. А после и вовсе бежит из военного лагеря, прихватив мешок хлеба для голодающих поляков. Суровый отец считает этот поступок предательством. За что расправляется с сыном.

Читать еще:  Что посмотреть на Кубе

То, что совершил Андрей относится к его внутренней доброте. Женщины, дети и старики не воюют, это мирное население. Но им приходить страдать, умирать во время битвы. Андрей понимает несправедливость происходящего. Любовь, чувство справедливости, сострадание оказываются сильнее воинского долга и страха перед отцом. Тарас не может этого понять. Он выбирает путь жестокости по отношению к сыну.

«Не стреляйте белых лебедей» Б. Васильева

В повести Бориса Васильева «Не стреляйте белых лебедей» мы встречаемся с Егором Полушкиным. В деревне все, даже собственная жена называют его Бедоносцем. А все потому, что не мог он ни одно дело без души делать, а значит качественно, но долго выходило. А когда лесником стал, не смог стерпеть бессмысленную и ужасную жестокость над лебедями. Егор проявляет себя как настоящий боец за охрану природы. Отправился один ночью на озеро бороться с браконьерами. И погиб.

Доброта редко бывает выгодна, часто приносит неприятности, беды своим носителям. Но даже погибая, они понимают, что все было не зря. Что благодаря им жестокости в мире стало меньше.

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» появляется самый противоречивый герой отечественной литературы. Родион Раскольников не был плохим человеком, отрицательным персонажем, каких мы привыкли встречать в книгах. Это обычный студент, бедный юноша, которому хочется посочувствовать. Но молодой человек рассуждает имеет ли право на жестокость, решая, что все же имеет. Его преступление нельзя ничем оправдать. Помимо вредной процентщицы, он убивает ее невинную беременную сестру, ставшую невольной свидетельницей расправы. В романе показан долгий путь осознания, раскаяния и очищения жестокого убийцы.

Аргументы по направлению «Доброта и жестокость»


А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С.Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости.

Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу.

На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал странного героя, который жесток к людям, потому что ему скучно, и он желает развлечься. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил этот «герой времени» с Бэлой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Ведь Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры.

Читать еще:  Почему закрывают популярные сериалы

Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем.

Основной идеей во многих произведениях Н.В.Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» рассказывается история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто отберёт, ограбит, унизит и оскорбит другого.

Н.С.Лесков в своём творчестве обращался к теме праведничества. Он стремился найти и показать образ человека, который неизменно оставался бы добрым. Главный герой рассказа «Дурачок» и является таким праведником, источником божественной доброты. Его можно сравнить со спасителем всех несчастных. Петьку он спасает от наказания розгами, подставив собственную спину; сам напросился в рекруты идти, жалея матерей, у которых сыновей могли забрать; отпустил на волю Хабибулу, приговорённого к смерти ханом-Джангаром, наверняка зная, что с него шкуру живьём снимут. Всё это объясняет Панька так: «Я терпеть не могу, чтобы других мучили,… вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, — пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная». Непостижимую глубину человеческой доброты показал в этом произведении Лесков, и мы по-настоящему проникаемся духом «праведничества», с высоты которого оцениваем все события, происходящие в нашей жизни.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Ф.М.Достоевский стремился показать, что необходимо сохранять доброту в своём сердце даже в таком мире, в котором царит жестокость. Именно это является основой сюжета в романе «Преступление и наказание». Раскольников, главный герой произведения, живёт в страшном мире всеобщего ожесточения. Реальность вызывает яростный протест, символически изображённый в первом сне Раскольникова: в огромную телегу, впряжена измождённая кляча, которая, несмотря на жестокое избиение кнутом, не может сдвинуть воз с места. В слезах просыпается Раскольников после такого сна. Он понимает, что невозможно так жить, и в его голове возникает ужасная теория, согласно которой он может получить избавление от всех страданий, возвысившись над другими, только для этого ему требуется научиться убивать. Парадоксально, но факт: человек, страдающий от жестокости, сам становится жестоким. Убийство старухи-процентщицы, которую Раскольников наметил себе в жертву и-за её никчемности и вредности, влечёт за собой другое убийство, уже ничем не оправданное. Это двойное преступление неподъёмным бременем ложится на совесть Раскольникова и заставляет мучиться и страдать. Главным испытанием становится одиночество, которое приводит его к Соне Мармеладовой. И тут он видит совершенно иное отношение к жизни. Соня – это воплощённая доброта, «неиссякаемый колодец», по определению Раскольникова: «Выкопали и пользуются». Источником такой всеобъемлющей доброты является глубокая вера в вечную жизнь, в которую сначала не верил Раскольников. Совместное чтение о воскрешении Лазаря – это переломный момент в судьбе главного героя. После этого он решил смириться, покаяться и принять наказание за всё то зло, которое он совершил. Таким образом, можно сказать, что жестокость – это неверие в своё бессмертие, а доброта – это уверенность в вечной жизни, которая возможна только в Боге, призывающем: «Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле».

Читать еще:  Чем перформанс отличается от инсталляции

Сочинение: Можно ли оправдать жестокость?

(438 слов) Жестокость в большинстве случаев вызывает негативную реакцию, но нередко возникают ситуации, которые люди оценивают неоднозначно. Некоторые из нас даже склонны оправдывать применение насилия, если оно мотивировано хоть какой-либо целесообразностью. Но я считаю, что агрессия в любой форме вредит обществу и развращает отдельно взятую личность, поэтому оправдывать ее нельзя. Чтобы доказать свое утверждение, приведу литературные примеры.

В произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» описывается Пугачевский бунт против власти Екатерины Второй. Казак повел народ за собой, а за восстанием тянулся кровавый след. Бунтовщики казнили всех, кто был против их справедливого возмездия за годы угнетения и бесправия. Их кровожадность мы видим в сцене захвата Белгородской крепости, когда они убивают старика-коменданта и его жену только за то, что они оказались честными людьми, верными присяге. Конечно, восставших можно оправдать, ведь их требования и претензии справедливы: царская власть заботилась только об элите, а простому крестьянину она была самым настоящим врагом, отбирающим все, но не дающим ничего взамен. Но чего добился народ своей агрессией? Только новых репрессий и ограничений, нового горя. Многие люди погибли, остальных участников движения казнили. Очевидно, что волна насилия, даже мотивированного жаждой справедливости, принесла только вред обществу и государству, поэтому и оправдывать ее нельзя.

Другой пример показывает, что жестокость способствует деградации личности, поэтому ее нельзя позволить себе даже один раз. В романе А. С. Пушкина «Дубровский» Кирилла Петрович Троекуров агрессивно реагирует на просьбу своего друга о том, чтобы ему выдали для наказания псаря, который выразился оскорбительно в отношении гостя. Хозяин решает проучить друга за его дерзость и затевает судебную тяжбу о том, что имение товарища должно принадлежать ему по праву. Продажные чиновники удовлетворяют несправедливое требование богача, и у бедняка отнимают дом. Несчастный Дубровский умирает от горя и невозможности защитить свои права. Троекуров раскаялся в жестоком поступке, но поздно: единственный честный его приятель ушел из жизни по его вине. Конечно, можно оправдать героя, ибо он не знал, что эта тяжба приведет к таким чудовищным последствиям. Но именно такое попустительское отношение к трагедии привело к тому, что Кирилла Петрович вновь проявил жестокость, но на этот раз к собственной дочери, выдав ее замуж за старика против воли. Из-за самооправдания мужчина так и не усвоил жизненный урок и продолжил тиранить близких людей, поэтому агрессию и насилие всегда необходимо осуждать, чтобы человек прекратил вести себя так, а не продолжал в том же духе.

Таким образом, нельзя оправдывать жестокость, потому что такой снисходительный подход к порокам вредит обществу, развращая его, и разрушает личность, которая уже не может по-другому реагировать на конфликтные ситуации и становится заложницей своей агрессии. Злость и насилие нельзя считать нормой человеческой жизни, ведь именно такое убеждение мотивирует людей выбирать легкий, а не правильный путь достижения цели, всегда применяя грубую силу, а не ум и понимание.

Источники:

http://spadilo.ru/argumenty-dobrota-i-zhestokost/
http://4ege.ru/sochinenie/56995-argumenty-po-napravleniyu-dobrota-i-zhestokost.html
http://litrekon.ru/sochineniya/itogovye/mozhno-li-opravdat-zhestokost/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector