Какой 13 подвиг Геракла
Современный 13 подвиг Геракла: читать в сокращении
Как известно, греческий богатырь Геракл совершил двенадцать подвигов. Он сражался и побеждал гигантского льва, морскую многоголовую гидру, пса Цербера и других мифических животных. Он был физически сильным. Но, выполняя чье-то задание, испытывал и себя на смелость, ловкость, находчивость и мужество в каждой конкретной обстановке.
В жизни иначе. Писатель Фазиль Искандер подсмотрел одну такую ситуацию и описал ее в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла».
Мы узнаем от бывшего ученика этой школы, уже повзрослевшего и прошедшего школу жизни человека, историю с учителем математики. Он тогда размышлял, что учителя математики бывают разные: неряшливые и гениальные.
Обложка книги 13 подвиг Геракла
Но вот в эту грузинскую мужскую школу во время Великой Отечественной войны присылают нового учителя математики. Интеллигентного, похожего на дворянина с открыток времен царизма. Грека по национальности и с оригинальным русско-греческим именем-отчеством – Харлампий Диогенович. С высоты прожитых лет бывший ученик отнес его к категории гениального педагога.
Вернемся во времена школьной жизни. Ученики быстро поняли, что новый учитель прекрасно разбирается в математике с ее формулами, теоремами, доказательствами. Еще он знаток истории и школьной психологии. Учитель находил возможность рассказать школьникам об истории его земли, о древних мифах. Расширяя кругозор своих подопечных, Харлампий Диогенович рассказывал о двенадцати подвигах мифического героя Геракла, а также о выдающихся личностях древности – Диогене и Пифагоре.
Школьники если и не полюбили учителя, так сразу же стали уважать. Он не вел уроки менторским тоном, тактично указывал на ошибки отвечающих у доски или при анализе контрольных работ, домашних заданий. На занятиях в классе стояла тишина, все сосредоточенно выполняли классное задание. Такая тишина иногда пугала директора школы: не случилось ли чего в пятом «Б»; не сбежали ли играть в футбол? Харлампий Диогенович никогда не запугивал школьников вызовом родителей на профилактическую беседу по поводу их сына, даже если иногда и не мешало бы. И вскоре все поняли, что у их учителя есть очень грозное воспитательное оружие: юмор, смех или безобидная шутка.
Тонкая насмешка, не переходящая в злорадство, не окрик приводили в чувство ленивого ученика. Смехом Харлампий Диогенович ненавязчиво показывал ученику, что его поступок нелепый, недостойный молодого человека. Смеялся не только он, но и весь класс. Напомним: шла война, и дети это понимали. Смех для них был некоей разрядкой от негативных эмоций, вызванных сводками Совинформбюро о положении на фронте. Рассказ 13 подвиг Геракла читать поучительно.
Школьник, который предпочел выполнению очередного домашнего задания по математике футбольный матч, тешил себя надеждой списать задачку у отличника. Паренек все-таки пытался решить ее дома, но сам себя убедил в том, что не сможет точно сказать: правильный это будет ответ или нет?
Хотя прекрасно знал, что на последней странице учебника напечатаны ответы на задания. Сверься со своим решением — и можешь спокойно идти в школу и не получать тактичный упрек в нерадивости от учителя математики. Так нет же, он рассудил, что ответы ведь могут быть неправильными, зачем же голову ломать?
В классе наш герой сверяется по решению задачки с отличником и с ужасом узнает, что тот, как и всегда, решил. Ленивца словно током пронзило, и он спросил: «А если ответ неправильный?» Отличник успокоил: решение сходится с ответом в задачнике.
Еще больше тот расстроился, когда узнал, что и его сосед по парте, которого он дразнил «Гитлером» за его имя – Адольф, тоже выполнил здание. Школьник расстроился, и его замешательство заметил вошедший в класс Харлампий Диогенович. Это окончательно добило нерадивого ученика: значит, точно вызовет к доске.
В голове роились мысли: что делать? Ученик боялся не плохой оценки за невыполненное домашнее задание, а мгновенного юмора со стороны Харлампия Диогеновича. И соответствующей реакции одноклассников.
Иллюстрация к книге 13 подвиг Геракла
Помощь подоспела, откуда ученик не ждал. В класс пришли медики делать прививки от инфекционной болезни. Но медицинские работники перепутали пятый «Б» с параллельным классом. И наш герой сопровождал их в пятый «А», который располагался во дворе школы. А к ним зайдут через урок.
Но это нашего героя не устраивало, ведь учитель сразу вызовет к доске. И во имя спасения решил обмануть врача, придумав, что на следующем уроке они идут в музей. Доктор и медсестра вернулись в пятый «Б». Мальчишки не с радостью подставляли спины — это была болезненная инъекция. Адольф даже потерял сознание. Главный же герой после чувствовал себя прекрасно, радовался, что задумка его удалась, и скоро прозвучит долгожданный звонок.
Но учителя не проведешь! Не называя фамилий, он сказал, что кое-кто решил совершить 13-й подвиг Геракла. Добавив, что Геракл вел себя как храбрец. А здесь совершен подвиг из трусости. И вызвал «героя» к доске. Естественно, тот получил плохую отметку. Но урок пошел впрок!
Краткое содержание рассказа «13 подвиг Геракла» Ф. Искандера
Рассказ «13 подвиг Геракла» Искандера был написан и опубликован в 1964 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Тринадцатый подвиг Геракла», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Главными героями книги являются пятиклассники грузинской школы, которым предстоит делать выбор между дружбой и предательством, честью и бесчестьем, достоинством и трусостью.
Основные персонажи рассказа
- Рассказчик – главный герой, ученик 5-«Б» класса.
- Харлампий Диогенович – учитель математики, аккуратный, требовательный, строгий педагог.
- Сахаров – прилежный ученик, отличник.
- Адольф Комаров (Алик) – сосед по парте главного героя, тихий, неприметный мальчик.
- Шурик Авдеенко – один из самых слабых учеников в классе.
«Тринадцатый подвиг Геракла» очень краткое содержание
Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» краткое содержание для читательского дневника:
Новый учитель математики не ругал и не наказывал проштрафившихся учеников, он их просто высмеивал.
Однажды главный герои не выучил домашнего задания и очень боялся насмешек со стороны учителя и одноклассников. Поэтому когда в школу пришли врачи делать прививки от тифа, он убедил их начать не с 5 “А” класса, а с 5 “Б”, в котором сам учился. Врачи согласились, и в течение целого урока проводилась вакцинация.
После ухода докторов время до конца урока еще оставалось, и учитель вызвал «героя» к доске, где все и убедились в том, что мальчик не готов к уроку. Тогда учитель и рассказал о подвигах Геракла, которые он совершал из благородных побуждений. А наш ученик совершил свой «подвиг» из лени и трусости.
Этот урок оставил глубокий след в душе мальчика, он понял, что смехом учитель воспитывал их лучше, чем любыми нотациями и поучениями. Автор запомнил этот урок на всю жизнь и написал свой рассказ, чтобы на своем примере научить других.
Короткий пересказ «13 подвига Геракла» Искандера
«13 подвиг Геракла» Искандер краткое содержание:
Чтобы избежать двойки по математике, пятиклассник устраивает всему классу вакцинацию от тифа. Учитель называет его поступок «тринадцатым подвигом Геракла» и высмеивает перед одноклассниками.
В новом учебном году в школе появляется новый учитель математики, грек Харлампий Диогенович. Ему сразу удаётся установить на уроках «образцовую тишину». Харлампий Диогенович никогда не повышает голос, не заставляет заниматься, не грозит наказаниями. Он только шутит над провинившимся учеником так, что класс взрывается хохотом.
Однажды ученик 5-«Б» класса, главный герой рассказа, не сделав домашнего задания, ожидает со страхом, что станет объектом насмешек. Неожиданно в начале урока в класс входят доктор с медсестрой, которые проводят вакцинацию от тифа среди учеников школы.
Сначала уколы должны были сделать 5-«А» классу, а в 5-«Б» они зашли по ошибке. Наш герой решает воспользоваться случаем и вызывается проводить их, мотивируя тем, что 5-«А» класс находится далеко, и они его могут не найти. По дороге ему удаётся убедить врача, что лучше начать делать уколы с их класса.
Одному из учеников класса становится плохо, и наш герой решает вызвать «скорую помощь», но медсестра приводит мальчика в чувство. После ухода медсестры и доктора остаётся немного времени до конца урока, и Харлампий Диогенович вызывает нашего героя к доске, но тот не справляется с задачей.
Харлампий Диогенович рассказывает классу о двенадцати подвигах Геракла и сообщает, что сейчас был совершён тринадцатый. Но Геракл совершал свои подвиги из храбрости, а этот был совершён из трусости.
Спустя годы наш герой понимает, что человек не должен бояться показаться смешным, ведь, наверное, и Древний Рим погиб из-за того, что его правители не держали шутов и были спесивы. Харлампий Диогенович смехом закалял их детские души.
Сюжет рассказа «13 подвиг Геракла» с цитатами
Краткое содержание «13 подвиг Геракла» Искандер с цитатами из произведения:
С началом нового учебного года в школе появился новый учитель математики – Харлампий Диогенович, «по происхождению грек». Он выгодно отличался от своих коллег опрятным внешним видом и сильным, волевым характером.
С первого урока ему удалось установить в «классе образцовую тишину». Строгая дисциплина достигалась учителем не наказаниями или угрозами – ему удавалось так тонко и остроумно подшучивать над нарушителем спокойствия, что тот становился настоящим посмешищем. В такой роли частенько выступал Шурик Авдеенко – откровенно слабый ученик, и большой любитель списывать.
Главное оружие математика – «это делать человека смешным». Ученик, который не хотел учиться, был в его глазах не просто смешон, но обидно смешон. Дети это понимали, и всегда старались тщательно готовиться по его предмету.
Главный герой – рассказчик – также не избежал участи оказаться в роли смешного человека. Ему никак не давалась «какая-то запутанная и глупая» задача про артиллерийский снаряд. Уже перед уроком герой узнал, что задачу успешно решил не только отличник Сахаров, но даже его тихий и неприметный сосед по парте – Адольф Комаров или Алик, как он любил себя называть.
Мальчик с трудом сдерживает волнение – он совершенно не подготовлен к уроку. Надежда на спасение появляется в виде доктора и медсестры, которые должны были привить класс от тифа. Они ищут 5-«А», и герой просит разрешения провести медиков к кабинету параллельного класса, располагавшегося «в одном из флигелей при школьном дворе».
По дороге он убеждает доктора начать вакцинацию с их класса, чтобы тем самым сорвать урок математики. Ему это удается, и в 5-«Б» начинают делать прививки от тифа. От страха Алик заметно бледнеет, и сразу после укола падает в обморок.
Герой собирается бежать за «скорой», но медсестра быстро приводит Алика в чувство. До конца урока остается совсем немного времени, и Харлампий Диогенович, перебирая в руках желтые четки, принимается рассуждать о двенадцати подвигах Геракла и некоем молодом человеке, решившем совершить тринадцатый подвиг мифического героя, но не из храбрости, а из трусости.
Герой чувствует, «что в воздухе запахло какой-то опасностью» – его вызывают к доске решить заданную на дом задачу, и он позорится перед всем классом.
Повзрослев, герой понял, что учитель математики своими насмешками закалял «лукавые детские души», и приучал своих учеников относиться к себе с изрядной долей юмора.
Заключение
Своим произведением Фазиль Искандер хотел донести до детей и подростков простую мысль – нужно работать над своими слабостями, бороться с ними, чтобы в дальнейшем не вошли в привычку.
Видео краткое содержание «Тринадцатый подвиг Геракла»
С самого начала произведения видна некая схожесть с рассказами Древней Грецией. Сам заголовок произведения говорит читателю о том, что рассказ будет связан с мифами. Всем известно о двенадцати подвигах Геракла, поэтому интересно прочитать, какой же был новый подвиг Геракла. В итоге оказывается, что это вовсе не является подвигом.
За главную идею произведения можно взять то, что на самом деле смех дает возможность посмотреть на человека с разных сторон, увидеть скрытые черты, помогает признать ошибки, чтобы в дальнейшем не совершать их.
Краткое содержание «13 подвиг Геракла»
О произведении
Рассказ «13 подвиг Геракла» Искандера был написан и опубликован в 1964 году. Главными героями книги являются пятиклассники грузинской школы, которым предстоит делать выбор между дружбой и предательством, честью и бесчестьем, достоинством и трусостью.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «13 подвиг Геракла», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Проверить свои знания можно на нашем сайте при помощи специального теста.
Главные герои
Рассказчик – главный герой, ученик 5-«Б» класса.
Харлампий Диогенович – учитель математики, аккуратный, требовательный, строгий педагог.
Другие персонажи
Сахаров – прилежный ученик, отличник.
Адольф Комаров (Алик) – сосед по парте главного героя, тихий, неприметный мальчик.
Шурик Авдеенко – один из самых слабых учеников в классе.
Краткое содержание
С началом нового учебного года в школе появился новый учитель математики – Харлампий Диогенович, « по происхождению грек ». Он выгодно отличался от своих коллег опрятным внешним видом и сильным, волевым характером.
С первого урока ему удалось установить в « классе образцовую тишину ». Строгая дисциплина достигалась учителем не наказаниями или угрозами – ему удавалось так тонко и остроумно подшучивать над нарушителем спокойствия, что тот становился настоящим посмешищем. В такой роли частенько выступал Шурик Авдеенко – откровенно слабый ученик, и большой любитель списывать.
Главное оружие математика – « это делать человека смешным ». Ученик, который не хотел учиться, был в его глазах не просто смешон, но обидно смешон. Дети это понимали, и всегда старались тщательно готовиться по его предмету.
Главный герой – рассказчик – также не избежал участи оказаться в роли смешного человека. Ему никак не давалась « какая-то запутанная и глупая » задача про артиллерийский снаряд. Уже перед уроком герой узнал, что задачу успешно решил не только отличник Сахаров, но даже его тихий и неприметный сосед по парте – Адольф Комаров или Алик, как он любил себя называть.
Мальчик с трудом сдерживает волнение – он совершенно не подготовлен к уроку. Надежда на спасение появляется в виде доктора и медсестры, которые должны были привить класс от тифа. Они ищут 5-«А», и герой просит разрешения провести медиков к кабинету параллельного класса, располагавшегося « в одном из флигелей при школьном дворе ».
По дороге он убеждает доктора начать вакцинацию с их класса, чтобы тем самым сорвать урок математики. Ему это удается, и в 5-«Б» начинают делать прививки от тифа. От страха Алик заметно бледнеет, и сразу после укола падает в обморок.
Герой собирается бежать за «скорой», но медсестра быстро приводит Алика в чувство. До конца урока остается совсем немного времени, и Харлампий Диогенович, перебирая в руках желтые четки, принимается рассуждать о двенадцати подвигах Геракла и некоем молодом человеке, решившем совершить тринадцатый подвиг мифического героя, но не из храбрости, а из трусости.
Герой чувствует, « что в воздухе запахло какой-то опасностью » – его вызывают к доске решить заданную на дом задачу, и он позорится перед всем классом.
Повзрослев, герой понял, что учитель математики своими насмешками закалял « лукавые детские души », и приучал своих учеников относиться к себе с изрядной долей юмора.
Заключение
Своим произведением Фазиль Искандер хотел донести до детей и подростков простую мысль – нужно работать над своими слабостями, бороться с ними, чтобы в дальнейшем не вошли в привычку.
Краткий пересказ «13 подвиг Геракла» будет особенно полезен для читательского дневника. После его ознакомления рекомендуем прочесть рассказ полностью.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Источники:
https://nosecret.com.ua/stati-kategorii/myths-and-legends/sovremennyj-13-podvig-gerakla-chitat-v-sokrashhenii.html
https://litfest.ru/shortwork/13-podvig-gerakla.html
https://obrazovaka.ru/books/iskander/13-podvig-gerakla