13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какая религия является основной в Японии

Население и религия в Японии

Несмотря на преобладание гор, японцы — не горцы и предпочитают тесниться на прибрежных равнинах и в долинах во внутренних районах островов. Скалистые горные хребты и густые леса оставляют пригодными для проживания менее 2/5 территории страны, так что большая часть 127-миллионного населения, а также заводов, фермерских хозяйств, жилых домов и коммунальных служб сосредоточена примерно на 20% всей суши. Плотность населения в Японии самая высокая в мире.

Основные индустриальные регионы — Канто и Кансай с центрами в Токио и Осаке соответственно. Расположенные между двумя этими центрами городки и деревни постепенно сливаются в единую агломерацию, расползающуюся по равнинным участкам с вкраплениями полей и ферм. Официально население Большого Токио составляет около 13 млн человек, однако в действительности город распространяется за пределы своих административных границ на север, юг и запад, образуя неоглядный урбанистический ландшафт, занимающий всю долину Канто. Фактически население этого мегаполиса оценивается в 30 млн человек. В регионе Канто вырабатывается до трети валового внутреннего продукта страны. На приезжих производит впечатление и то, насколько хорошо людям удается сосуществовать в столь стесненном пространстве, и практическое отсутствие уличной преступности, захлестнувшей крупные города во многих других странах мира. Хотя уровень преступности растет, Япония остается одной из самых безопасных для проживания и посещения стран планеты.

Многолюдные улицы Культ аниме в Японии Деловые японцы

Население

По своему этническому составу население Японии относительно однородно. Около 98% жителей страны — японцы. Вобрав в себя переселенцев из Монголии, Китая, Кореи и, вероятно, Малайзии, нация за несколько тысяч лет сформировалась как сплоченная общность. Япония никогда не переживала значительных потоков иммиграции и даже — до послевоенной американской оккупации 1945— 1952 гг. — иностранного вторжения.

Это, однако, не означает, что японское общество свободно от дискриминации. Многие из 700 тыс. японских корейцев проживают в стране на протяжении многих поколений, но японское законодательство не предусматривает возможности двойного гражданства. Проблемы, связанные с этнической принадлежностью, существуют, и во избежание дискриминации многие корейцы предпочитают пользоваться японскими именами. Этнически отличные айны, которых антропологи считают первыми обитателями островов, и сегодня группирующиеся почти исключительно на Хоккайдо, борются за свои гражданские права подобно коренным жителям Америки в США. Миллионное население Окинавы и примыкающих к ней южных островов вошло в состав Японии только в 70-е гг. XIX в. и также отличается своей собственной культурой.

Буракумины — изгои в Японии

Еще одна группа населения, этнически не отличающаяся от остальных японцев, но, безусловно, имеющая более низкий статус, — буракумины («сельские жители»; эвфемизм, используемый вместо прежнего кастового наименования, означавшего «много грязи» и официально упраздненного в конце XIX в.). Это потомки представителей касты изгоев, занимавшихся изначально табуизированными и по сей день презираемыми видами деятельности: забоем скота, выделкой кож, сбором мусора и омовением покойных. Поскольку люди пытаются смыть со своей биографии это клеймо, определить точную численность баракуминов непросто, но по последним данным они составляют около 2% населения страны — от 1 до 2 млн человек. Живут бара-кумины отдельными деревнями и по окраинам городов. Вы, скорее всего, увидите их убирающими мусор в парках и на территории храмов, чистящими обувь на железнодорожных станциях.

Религия

Опросы на предмет религиозной принадлежности японцев неизменно дают результат, превышающий 100%. Большинство заявляет о своей приверженности и синтоизму, и буддизму. Одно из основных свойств японской религиозности — склонность к синкретизму. Большинство японцев отдают предпочтение синтоистскому обряду инициации (аналог крещения), псевдохристианскому венчанию (обычно проводится в гостиничной «часовне» не имеющим сана иностранцем в церковном облачении) и буддистским похоронам.

Храм Инари в Киото

Синтоизм — собственная религия Японии, оказывающая влияние практически на все сферы японской культуры и общества. Дать лаконичное определение синтоизму не так просто, поскольку он не является систематизированным набором верований. Догматичные своды правил отсутствуют, нет даже своего Священного Писания. Да и сам термин был введен лишь после появления на островах буддизма; традиционно называется 552 г. и то .только затем, чтобы разграничить исконные и привнесенные верования. Синтоизм — анимистическая система, предполагающая поклонение духам, или ками. Ками присутствуют во всем живом и неживом — в растениях, животных, скалах, горах, солнце.

Читать еще:  Для чего нужен интеркулер

Буддизм пришел в Японию через Китай и Корею в VI в., но популярность обрел только в IX в. Со временем под влиянием синтоизма буддистские представления отчасти трансформировались, и ками стали восприниматься как временные воплощения буддистских божеств. Зачастую буддистские храмы и синтоистские святилища соседствуют друг с другом, маленький храм может стоять на освященной территории крупного святилища, и наоборот.

Религия в Японии

Страна восходящего солнца всегда манила своей загадочностью и закрытостью. На протяжении нескольких веков европейцы пытались наладить контакты с этой загадочной страной, и только в 18 веке им удалось добиться относительно стабильных торговых отношений. Сегодня проблем с посещением Японии нет, однако, туристы часто не понимают коренных жителей островов, ведь их поведение и менталитет кардинальным образом отличается от европейского. И чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к страницам истории, дабы понять, какая религия в Японии прижилась и какое влияние оказала на менталитет японцев.

Национальная религия Японии формировалась на протяжении долгого времени. Древний народ страны восходящего солнца верил в духов, магию и тотемы. Так сформировалось первое анимистическое представление о мире у древних японцев. Они одухотворили всю неживую природу.

Синтоизм в Японии

Религия Японии синтоизм гласит, что божество можно вызвать возле священного места двойным хлопком в ладоши. Кровавые жертвоприношения в Японии не практиковались, каждый обряд был направлен на развитие дружелюбных отношений с природой и окружающим миром.

Учение синтоизма основывается на:

  • Вере в одухотворенность природы. Японцы считают, что жизнь есть в каждом объекте и субъекте природы, будь то камень или растение.
  • У каждого предмета есть душа – ками.
  • Камни – покровители родов и семей. Вообще, камни у японцев олицетворяют не только род и семью, но и вечность (коренное население Японии верит, что после смерти душа человека заключается в камне для того, чтобы охранять свой род).
  • Главный духовный принцип жизни – единство с природой и людьми. Материальный мир считается единственным местом, где люди и природа могут взаимодействовать.
  • В синто нет разделения на добро и зло, как это можно наблюдать в других религиях. Например, противостояние тигра и его добычи – это естественный процесс для японцев, по этой причине они не клеймят тигра «злым» за его желание кушать.

Традиционные верования японцев берут свое начало с 4-3 тыс. до н.э., когда на территорию современной Японии пришли первые племена монголов. Примитивные верования, основанные на тотемизме, анимизме и магии находились в законсервированном виде до 7 века, пока их не укомплектовали в философское течение – синтоизм. Одновременно с формированием государственной религии синто в Японию пришло другое учение – буддизм.

Буддизм в Японии

Приблизительно в середине 6 века в Японию через Тибет и Китай попадает буддизм. Новая религия начала быстро распространяться по стране, однако, прочно закрепиться ей не удалось. В то время в стране начались войны за передел сфер влияния, и монолитная с религиозной точки зрения раскололась Япония, религия буддизм быстро начала отвоевывать сторонников традиционных верований.

Причины укрепления буддизма в Японии основывались на 4 основных истинах этого верования:

  • Вера в нирвану – идеальное состояние тела и души.
  • Вера в реинкарнацию.
  • Буддистам обещали лучшую жизнь после смерти.
  • Простота в богослужении (буддисты не были сторонниками пышного церемониала и сложных ритуалов).

В 7-8 веке в Японии начали появляться буддистские школы с разными учениями. Например, появилась школа Хоссо-сю (657), где веровавших обучали молитвам, которые должны привести их к спасению после смерти. В этой школе не практиковалась медитация и изучение священных текстов.

Вторая по популярности была школа Куся, основанная в 660 году. Ее ученики большую часть своей жизни уделяли изучению «Абиходхармакоши» – обще буддийского знания.

Читать еще:  Жива ли Ирина Понаровская

Сосуществование буддизма и синтоизма продолжалось до середины 19 века, когда в 1868 году древняя религия японцев – синто не стала государственной. С этого времени в стране начали расти националистические настроения. Появилась вера в особое предназначение японской нации, нетерпимость к низшим расам – корейцам и китайцам. Одним словом, Япония начала наращивать военную мощь для захвата земель Китая некогда в далеком прошлом принадлежавшим стране восходящего солнца.

Христианство в Японии

Первые миссионеры появились на японских островах в середине 16 века. С именем иезуита Франциска Ксаверия неразлучно связаны первые христианские проповеди в Японии.

На первых этапах миссионеры столкнулись с проблемами:

  • Тотальное непонимание представлений японцев (европейцы недоумевали с того, как японец мог часами стоять над камнем и рассматривать его).
  • Морской путь в Японию был длинным и опасным (повсюду в водах Индийского и Тихого океанов водились пираты).
  • Преследования со стороны правительства.

Тем не менее христианам удавалось проникать на японские острова, однако, местная власть не принимала их. Сёгунат Токугава в 1612 году запретил учение христиан и обязал правоохранительные органы вести репрессивную политику по отношению к миссионерам. Христиане вынуждены были уйти в глубокое подполье. Тех, кто не успел спрятаться – отправляли домой. Во всех остальных случаях беззащитных миссионеров публично казнили, издевались над ними и заключали в тюрьмы.

Так продолжалось до 1859 года. В этом году правительство страны приняло Ансэйские договора, согласно которым христиане получили право свободно приезжать в страну, но, читать проповеди запрещалось. Миссионеров, осмелившихся нарушить этот приказ, немедленно и жестоко казнили.

Несмотря на преследования, христианство в Японии оставило заметный след. Миссионерам удалось донести до сердец японцев идеи:

  • Милосердия.
  • Любви.
  • Свободы и равенства (в дальнейшем эта идея способствовала формированию парламентаризма в стране).
  • Любви к ближним (после окончания Второй мировой войны японцы отказались от своих претензий на земли Маньчжурии).

Религия в Японии видео

Современная Япония

В наши дни в Японии получили широкого распространения две религии: буддизм и синтоизм. Почти 97 % населения являются буддистами и синтоистами. Тем не менее основная религия в Японии – атеизм, поскольку большая часть населения лишь формально относится двум религиям – буддизму и синтоизму. Только 30% всего населения идентифицируют себя верующими.

Что касается христианства, то на его долю припадает только 2% всего населения Японии. Традиционная религия Японии на современном этапе почти не развивается, а, наоборот – находится в упадке. Традиционные верования почитаются в очень узких кругах. Всего староверов по Японии религиоведы насчитывают не больше 120 тыс. человек.

Во что верят японцы

Краткий справочник по японским верованиям: как общаться с божествами ками, что в синтоизме заменяет понятие «грех» и почему не надо выкидывать Будду в канаву

К основным японским религиям относятся синтоизм и буддизм. Ограниченное распространение получило и христианство, число последователей которого составляет менее 1,5 % населения Японии. В настоящее время также появляются так называемые новые религии, представляющие собой синтез разнообразных элементов различных религиозных систем, чаще всего на базе учения определенной буддийской школы. (Конфуцианство, оказавшее огромное влияние на формирование японской государственности и общества, к религиям не относится и воспринимается в качестве этической, но не религиозной системы. Конфуций, в отличие от Будды и Христа, не был обожествлен.)

Синто

Быть синтоистом для жителя традиционной Японии и быть японцем — вещи одного порядка. Справедливо и обратное утверждение: нельзя быть синтоистом, не будучи японцем. Слово синто записывается двумя иероглифами, где син значит «божества», а то — «путь». В отличие от буддизма или христианства, которые именуются по-японски «учением» Буккё дословно — «учение Будды», кирисутокё дословно — «учение Христа». , у синто нет основателя. К настоящему времени за синтоизмом прочно закрепилось звание исконной японской религии, в основе которой лежит почитание многочисленных божеств ками. Термин «синто» впервые встречается в хронике «Нихон сёки» (720 год), где в записи за 586 год сообщается: «Император верил в учение Будды и почитал путь богов». Однако представления о божествах-ками, обитающих в реках, горах, деревьях, камнях и даже отдельных вещах, появляются значительно раньше. Ко времени составления «Нихон сёки» уже можно говорить о наличии пантеона божеств и тесной связи между синто и государством. Так, чем древнее было божество, от которого вел начало тот или иной аристократический род, тем на более высокую ступень в иерархии он мог претендовать.

Читать еще:  Гост 30489 97 заменен на что

В синтоизме не существует понятия греха, однако считается, что совершение определенных действий может привести к ритуальному загрязнению, именуемому кэгарэ. Для очищения от скверны, охараэ, проводятся ритуалы и совершаются подношения божествам. Для синто нехарактерно разделение божеств на добрых и злых, благих и вредоносных — все они могут принести верующему пользу при отправлении правильных обрядов. Нарушение правил общения с ками способно разгневать божество и привести к татарэ — мести с его стороны. Но и на эти случаи предусмотрены ритуальные действа по его умиротворению. Почитание ками осуществляется синтоистскими священниками в святилищах, именуемых ясиро или дзиндзя. По всей стране действует более 80 тысяч святилищ. Синтоистские религиозные церемонии и связанные с ними празднества называются мацури. Мацури стали неотъемлемой частью повседневной жизни японцев и в значительной степени утратили сакральный смысл.

Продажа утвари для буддийского алтаря. Фотография Т. Энами. Иокогама, 1898–1905 годы © Okinawa Soba / flickr.com

Буддизм

Точная дата знакомства японцев с буддизмом также не поддается вычислению, однако сведения древних хроник позволяют предположить, что на официаль­ном уровне учение Будды получило поддержку в 538 году, когда правитель Пэкче, одного из древних корейских государств, прислал японскому правителю статую Будды для почитания. Между придворными разгорается спор о том, стоит ли почитать Будду. Государь велит сторонникам «бога соседних стран» попробовать почитать его. После отправления буддийских обрядов разразились болезни. Чиновники решили, что в этом виноват Будда, и выбросили статую в канаву. Однако после этого в императорской резиденции случился пожар. Тогда решили, что гневить «новое божество» не стоит, и начали ему поклоняться. Новое воспринимается через знакомое. Вера в Будду на раннем этапе мало отличалась от веры в ками. Высокая степень синкретичности религиозных воззрений и, как следствие, веротерпимость являются постоянными характеристиками японской культуры и социума. Нельзя говорить также о единственном «правильном» варианте буддийского вероучения, представленного в Японии множеством школ, которые отличаются между собой и в доктринальном, и в ритуальном аспектах.

Комусо — монахи дзенской школы Фуке. Начало XX века © Okinawa Soba / flickr.com

Японские религии — общие черты

Согласно данным последнего социологического опроса, на 2010 год 100 с лишним миллионов японцев причисляли себя к синтоистам, 85 миллионов — к буддистам, а 1,9 миллиона человек заявили о приверженности христианству. При этом общая численность населения Японии на тот момент составляла 128 миллионов человек. Ситуация, при которой число верующих превосходит население страны, немыслима для западных культур и совершенно естественна для Японии. Даже будучи христианином, японец не отказывает себе в удовольствии поучаствовать в синтоистских празднествах или попросить у Тэндзин — божества, покровительствующего образованию и ученым, —помощи при сдаче экзаменов.

Несмотря на существенные ритуальные и доктринальные различия, синтоизм и японский буддизм имеют несколько общих черт. К ним относятся: политеизм, отсутствие канонического текста, развитый культ предков, наличие местных культов, тесная связь ритуалов с аграрным циклом, отсутствие доминирующей школы, установка на извлечение «выгоды в этом мире» (гэндзэ рияку). Разумеется, различий между синто и буддизмом куда больше. Так, уже в Средневековье складывается некоторое разделение ритуальных обязанностей между буддийскими монахами и синтоистскими жрецами, сохраняющееся в общих чертах и по настоящее время. Рождение ребенка сопровождается отправлением синтоистских обрядов, тогда как похоронами занимаются буддийские монахи.

Источники:

https://wikiway.com/japan/naselenie-i-religiya-v-yaponii/
https://amazingjapan.info/religiya-v-yaponii/
https://arzamas.academy/materials/726

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]