104 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выбрать прозу для конкурса чтецов

Какой отрывок можно прочитать на конкурсе чтецов “Живая классика”?

Какой отрывок из прозы выучить наизусть?

Какие произведения и каких авторов будут выигрышно смотреться на конкурсе “Живая классика”?

Для международного конкурса чтецов “Живая классика” нужно подготовить отрывок из прозаического произведения. Обязательным условием является то, что произведение это не должно изучаться в школьной программе по “Литературе”. Организаторы конкурса в “Положении о конкурсе” на сайте дают ссылку для скачивания со списком произведений, входящих в школьную программу , чтобы можно было проверить подойдет ли это произведение для конкурса или нет. Если произведение входит в школьную программу для 5 -11 классов то, это может послужить отказом для участия в конкурсе.

Предыдущее положение есть здесь, там можно ознакомиться с условиями предыдущего года и произведениями из школьной программы.

Список прозаических произведений (отрывков), которые можно выучить наизусть для конкурса “Живая классика”

  • Виктор Драгунский. Рассказы. Например, «Тайное становится явным», «Слава Ивана Козловского», «Куриный бульон», «Бы…» и другие.
  • Бунин И. А. Рассказы выбираете на свой вкус.
  • К. Г. Паустовский “Телеграмма”.
  • Виталий Закруткин “Матерь человеческая”.
  • Борис Васильев ” А зори здесь тихие”.
  • Л. А. Чарская «Записки маленькой гимназистки».
  • В. Закруткин «Подсолнух».
  • А. Г. Алексин “Очень страшная история”.
  • Л. Улицкая «Восковая уточка».
  • Н. Тэффи “Экзамен” и другие рассказы (только не те, что из программы).
  • М. Зощенко. Рассказы (только не те, что из программы). У Зощенко много интересных рассказов, например, о Лёле и Миньке.
  • Л. Пантелеев. Буква “ты”.
  • В. Каверин “Два капитана”.
  • Рассказы Н. Носова.
  • О. Генри. Рассказы.
  • М. Шолохов Рассказы.
  • А. Аверченко. Рассказы.
  • В.М. Воскобойников “Все будет в порядке”.
  • Ф. Искандер. Рассказы.
  • Булычев К. “Девочка с земли”, “Заповедник сказок”, а также и др.
  • П. Горелик “Семейная реликвия”.

Официальный сайт конкурса “Живая классика” находится здесь.

Что читать на конкурсе чтецов “Живая классика”

Книголюбы, посоветуйте прозу не из школьной программы для 8-11 класса.

Это ежегодный конкурс по чтению вслух прозы на русском языке, который проходит среди школьников во всех регионах Российской федерации, а также за рубежом. Ежегодно в проекте принимает участие более 2,5 миллионов школьников из 85 регионов России и из 80 стран мира, а за пять лет в «Живой классике» приняло участие более 10 млн. подростков. В рамках конкурса участники в возрасте от 10 до 17 лет читают вслух отрывки из своих любимых прозаических произведений не из школьной программы.
Проблема в том, что все меньше остается произведений, которые бы не читались еще. Организаторы даже подготовили список часто исполняемых произведений, за которые жюри не поставит много баллов.

Выберите социальную сеть

Комментарии (12)

посмотрите орнаментальную прозу Е.Замятина, рассказы А.Грина, М.Горького.
Платонов, наверное, будет сложноват для школьного конкурса?
Посоветовала бы Газданова и Сургучева – очень красивая проза, но это русское зарубежье, кроме того, у Сургучева небезупречная биография.
Как вам Лесков?

Читать еще:  Когда родителям стоит поучиться у своих детей

СПИСОК ЧАСТО ИСПОЛНЯЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
В рамках Конкурса юных чтецов «Живая классика» участникам предлагается прочитать на русском языке отрывок из выбранного ими прозаического произведения.

В данном списке представлены авторы и произведения, которые оцениваются жюри
в 7 баллов. Баллы могут быть добавлены в том случае, если прочтение классики, глубоко эмоционально затронуло слушателей, заставило по-новому взглянуть на известное произведение (плюс от 0 до 3 баллов)

Г. Х. Андерсен
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
А. Линдгрен «Пеппи длинный чулок»
О. Генри «Дары волхвов»

Русская литература:
Айтматов Ч. «Материнское поле», «Плаха»
Алексиевич С. «Цинковые мальчики»
Васильев Б. «А зори здесь тихие»
Ганаго Б. «Зеркало», «Письмо Богу», «Машенька»
Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Петербургские повести», «Записки сумасшедшего», «Мёртвые души», «Ревизор»
Гончаров И. «Обломов»
Горький М. «Старуха Изергиль»
Горин Г. «Ёжик»
Грин А. «Алые паруса»
Достоевский Ф. «Преступление и наказание»
Драгунский В. «Тайное становится явным», «Главные реки», «Слава Ивана Козловского», «Где это видано, где это слыхано», «Девочка на шаре», «Друг детства», «Заколдованная буква», «Куриный бульон», «Надо иметь чувство юмора», «Он живой и светится», «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах», «Чики-брык», «Заколдованная буква», «Друг детства», «Бы», «Если бы я был взрослым»
Дружинина М. «Гороскоп», «Мой приятель – супермен», «Звоните, вам споют», «Лекарство от контрольной»
Екимов Б. «Говори, мама, говори»
Железников В. «Чучело», «В старом танке»
Закруткин В. «Матерь Человеческая»
Зощенко М. «Аристократка», «Жених», «Калоша»
Карамзин Н. «Бедная Лиза»
Лермонтов М. «Герой нашего времени»
Тэффи Н. «Жизнь и воротник», «Экзамен», «Демоническая женщина», «Катенька», «Счастливая», «Раскаявшаяся судьба»
Носов Н. «Затейники», «Живая шляпа», «Федина задача»
Осеева В. «Динка», «Бабка»
Островский А. «Гроза», «Бесприданница»
Петросян Т. «Записка»
Пивоварова И. «Сочинение», «О чем думает моя голова», «Весенний дождь», «Селиверстов не парень, а золото»
Писахов С. «Как купчиха постничала», «Громка мода»
Пономаренко Е. «Леночка»
Постников В. «Жених из 3 Б»
Приставкин А. «Фотография»
Пушкин А. «Дубровский», «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Пиковая дама»
Русские народные сказки: «Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»
Толстой Л. «Война и мир»
Тургенев И. «Отцы и дети», «Ася», «Записки охотника»
Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья»
Чарская Л. «Записки маленькой гимназистки»
Чехов А. «Каштанка», «Смерть чиновника», «Размазня», «Толсты и тонкий», «Злой мальчик», «Чайка», «Лошадиная фамилия», «Дама с собачкой», «Человек в футляре»
Шолохов М. «Тихий Дон», «Судьба человека», «Нахаленок»
Яковлев Ю. «Гонение на рыжих», «Игра в красавицу», «Сердце земли», «Девочки c Васильевского острова»

Блог

Как готовиться к конкурсу чтецов?

Из опыта работы

Конкурсы чтецов уже давно стали доброй школьной традицией. Ребята с удовольствием принимают в них участие. Особенность таких конкурсов в том, что далеко не всегда побеждает самый прилежный ученик. Дело в том, что есть ряд хитростей, на которые нужно обратить внимание при подготовке как учителю, так и ученику. В данной статье я поделюсь своими знаниями и опытом работы в области подготовки ученика к конкурсу чтецов.
Все рекомендации являются именно рекомендациями, а не правилами. Разумеется, в первую очередь следует обратить внимание на критерии и требования конкретного конкурса (что читается: поэзия или проза, можно ли использовать музыкальное сопровождение или нет, сколько времени отводится на чтение и т.п.). Свой опыт представляю в виде следующих рекомендаций:

Читать еще:  Как уменьшить налог на прибыль при ОСНО

Выбор материала. Первое, с чем приходится сталкиваться, – это что читать? Текст типа описание читать очень трудно. Остановитесь на повествовании или рассуждении. Выбирайте сюжетное произведение, наполненное диалогами, риторическими обращениями, восклицаниями. Это позволит продемонстрировать элементы актерской игры, мимику, эмоции. Если рассматривается проза, можно обратить внимание на фрагменты с внутренним монологом героя. При выборе эпизода обращайте внимание на его место в произведении. Обычно наиболее драматичной частью является кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии художественного произведения). Старайтесь выбрать не очень известное произведение, отрывок (комментировать, думаю, не нужно). Особое внимание уделите объему произведения. Он должен быть не слишком большой и не слишком маленький. Желательно, чтобы чтение произведения занимало не меньше трех, но и не более пяти минут. Меньше трех – рискуете не запомниться, более пяти – утомить слушателей.

Анализ произведения. После того как произведение выбрано, уделите внимание анализу произведения. Чтец должен понимать, о чем произведение, должен понимать каждое слово, знать историко-культурный подтекст, время написания, кому посвящено и т.п. Каждая подобная мелочь может оказаться очень значимой. На этом этапе следует обратить внимание на соблюдении норм произношения слов. Иногда даже самое прекрасное чтение может испортить неверное произношение какого-либо одного слова.

Погружение в художественный образ. Анализ произведения должен помочь погрузиться в художественные образы, созданные писателем в произведении. Очень важно, чтобы читающий ощутил чувства, эмоции героев. На этом этапе продумываются жесты, мимика. Обращайте внимание на слова-помощники: глаголы (удивилась, прошептал, закричал, улыбнулась), слова, предающие признаки действия, – наречия (громко, тихо, быстро, торопливо, медленно, недовольно, стремглав) и все те слова, которые вам помогают подобрать правильный темп. Отработайте каждое мимическое движение. Продумайте, как выразить мимикой и жестами удивление, гнев, радость и прочие чувства. Следите за тем, чтобы чувства выходили естественными. Читающий должен целиком и полностью вжиться в художественный образ, не допускать проявления собственных эмоций.

Как заучивать стихотворение? На этом этапе важно сосредоточиться именно не на заучивании, а на отработке правильности речи, интонации. Перед чтецом должна стоять цель: научиться как можно выразительней читать текст. Переходить к заучиванию можно непосредственно после того, как отработана интонация, мимика, жестикуляция. Ведь о чень важно сразу правильно заучить произведение. Переучиться будет гораздо сложнее. Кроме этого, после кропотливой работы с текстом, отработки выразительности читающий часто осознает, что он уже почти выучил текст. Полное запоминание произойдет во время репетиций.

Читать еще:  Как понять что ребенку хватает грудного молока

Внешний вид и реквизиты. Образ чтеца должен соответствовать содержанию произведения, однако не стоит перегибать палку. Иногда более выигрышно смотрится классический “белый верх – черный низ”, чем профессиональный актерский костюм. Первый вариант, как минимум, позволит сосредоточиться на самом чтеце, а второй вариант рискует перетянуть на себя внимание. Часто возникает эффект “раздвоения”: костюм существует отдельно от чтеца. По опыту советую остановиться на чем-то среднем: классический внешний вид можно совместить с элементами-атрибутами, помогающими раскрыть художественный образ. В руках у чтеца может быть какой-то предмет, о котором говорится в тексте, на плечи может быть накинута шаль и т.п. Например, читая рассказ В.Осеевой “Бабка” на конкурсе чтецов, моя ученица держала в руках клубок черных ниток. Смотрелся он при первом взгляде странно, при внимательном – очень метафорично и многозначно, олицетворял собой связь поколений: внука и бабки. В определенный момент текста (Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу – клубок ниток) девочка уронила клубок на пол.

Видеоряд и звуковое сопровождение. Для музыкального и видеоряда правило одно: они должны дополнять общую картину, не перетягивать внимание на себя, не мешать восприятию текста, художественного образа. С видеорядом нужно быть наиболее осторожным. Лучше, если он будет представлять собой фоновые изображения-декорации. Звуковой ряд не обязательно должен быть музыкальным. Это может быть нарезка отдельных звуков (скрип двери, шум дождя, ветра, города). Несколько мелодий, подобранных под определенные фрагменты читаемого текста, также можно успешно соединить вместе.

Естественность. После многочисленных репетиций и выступлений читающий, сам того не замечая, рискует лишить речь, жесты, мимику естественности. Такое чтение выглядит отрепетированным, лживым, потому что под отрепетированной мимикой радости проглядывают собственные эмоции чтеца, например, усталость, отчужденность и другие. Это сразу бросается в глаза, поэтому при любом чтении важно быть полностью погруженным в художественный образ, не прятаться под маской автоматических движений, жестов, мимики, интонации. Все должно выглядеть естественным даже при очень частом прочтении произведения.

Вот, в общем-то, и все. Напоследок хочу пожелать удачи все чтецам и их руководителям. Помните о том, что вам должны поверить и если есть хоть малейшее сомнение в том, что тот или иной фрагмент текста прочитан не очень естественно, то есть смысл более детально отработать именно этот фрагмент. Все названные рекомендации вы можете скачать в виде памятки ниже. Успехов!

Источники:

https://www.bolshoyvopros.ru/questions/2184967-kakoj-otryvok-mozhno-prochitat-na-konkurse-chtecov-zhivaja-klassika.html
https://www.livelib.ru/group/178/post/38617-chto-chitat-na-konkurse-chtetsov-zhivaya-klassika
https://www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai/blog/kak_gotovitsja_k_konkursu_chtecov/2015-04-04-4

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]