Как развивалась живопись
История возникновения и развития живописи
Живопись древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей палеолита до новейших течений живописи XX в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития.
В античную эпоху возникло стремление к воспроизведению реального мира таким, каким его видит человек. Это вызвало зарождение принципов светотени, элементов перспективы, появление объемно-пространственных живописных изображений. Раскрылись новые тематические возможности отображения действительности живописными средствами. Живопись служила для украшения храмов, жилищ, гробниц и других сооружений, находилась в художественном единстве с архитектурой и скульптурой.
Средневековая живопись была преимущественно религиозного содержания. Она отличалась экспрессией звучных, в основном локальных цветов, выразительностью контуров. Фон фресок и картин, как правило, был условным, отвлечённым или золотым, воплощающим в своём таинственном мерцании божественную идею. Значительную роль играла символика цвета.
В эпоху Возрождения ощущение гармонии мироздания, антропоцентризм (человек в центре вселенной) отразились в живописных композициях на религиозные и мифологические темы, в портретах, бытовых и исторических сценах. Возросла роль живописи, выработавшей научно обоснованную систему линейной и воздушной перспективы, светотени.
Процесс развития европейской живописи в XVII-XVIII вв. усложняется, складываются национальные школы, каждая со своими традициями и особенностями. Живопись провозглашала новые социально-гражданские идеалы, углублялись психологическая проблематика, ощущение конфликтного взаимоотношения личности и окружающего мира. Обращение к многообразию реальной жизни, особенно к повседневному окружению человека, привело к чёткому формированию системы жанров: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр и т.д. Формировались различные живописные системы: динамичная живопись барокко с характерной для нее незамкнутой, спиралевидной композицией; живопись рококо с игрой изысканных нюансов цвета, светлых тонов; живопись классицизма с четким, строгим и ясным рисунком.
В XIX в. живопись играла активную роль в общественной жизни. Живопись романтизма отличалась активным интересом к драматическим событиям истории и современности, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита.
Переворотом в живописи, на долгие годы повлиявшим на её развитие, было появление импрессионизма, стремившегося передать изменчивую красоту мира, выявившего возможности оптического смешения чистых цветов, и эффекты передачи фактуры. Художники вышли писать свои картины на пленэр.
В конце XIX-XX вв. развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым. Различные реалистические и модернистские течения завоёвывают себе право на существование.
Появляется абстрактная живопись (авангардизм, абстракционизм, андеграунд), которая ознаменовала отказ от изобразительности и активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений.
В XX в. продолжается поиск новых красок и технических средств создания живописных произведений, что, несомненно, приведёт к появлению новых стилей в живописи, но масляная живопись по-прежнему остаётся одной из самых любимых техник художников.
Живопись: ее виды и история возникновения
Что есть живопись? Это вид изобразительного искусства, представляющий собой способ запечатления окружающего мира красками на поверхности. Основное выразительное средство живописи – цвет, воздействующий на общее восприятие зрителем картины, позволяющий обращать внимание на важные детали, усиливающий эмоциональную составляющую произведения. Оттенки и тона, необходимые художнику для точной передачи колера, объема, пространства достигаются путем смешивания красок на палитре.
Виды живописи
Основных вида – два: станковая и монументальная.
Станковая . Название получила от слова «станок», под которым подразумевается мольберт. Истинные художники, привыкшие писать всегда и везде, практически никогда не расстаются с этим трех- или четырехногим «другом». Установив холст на мольберт, мастер имеет возможность не только писать интересный ему сюжет без искажений (как это бывает, если рисовать, сидя за столом), но и время от времени отходить подальше от работы, чтобы оценить результат на расстоянии. Такой прием позволяет увидеть картину в целом и быстро поправить огрехи.
Монументальная . Неразрывно связана с архитектурой. Другое ее название – «мураль», означающее «настенную живопись». Монументальной росписью украшаются потолки, стены зданий. Как правило, сюжет такого «полотна» подчеркивает предназначение сооружения, образует единую с ним концепцию, как художественную, так и тематическую. Чаще всего задействуется техника фрески – росписи по сырой штукатурке.
Существует еще и декоративная живопись, главное призвание которой – украшать. Отличается чистыми, сочными цветами, тщательно проработанными формами, логическим построением композиции. К особенностям направления относятся: нарушение перспективы, изменение пропорций, отсутствие объема, наличие контура и орнаментальных узоров. Декоративная живопись может быть и станковой, и монументальной.
Основные стили:
- ренессанс (Возрождение) . Появился в Италии, в 14 веке. Ориентирован на изображение светской стороны жизни. Художники воспевают культ человеческого тела, проявляют интерес к деталям. Стал основой для стиля рококо – утонченной «версии» барокко;
- маньеризм . Пришел из Италии 16 века. Для него характерны: чрезмерный эротизм, изломанность линий, некоторая деформированность, удлиненность фигур, композиционная перегруженность, едкая цветовая палитра, напряженность поз и прочее;
- барокко . Возник в 16 веке, в Италии. Дошел до Испании, Франции, Германии. Главные черты – роскошь, пышность, динамизм. Большое внимание уделено украшениям и другим элементам, подчеркивающим состоятельность, принадлежность к богатому сословию;
- классицизм . Зародился в 17 веке, в странах Западной Европы. Спустя сто лет охватил восточную часть. Картины, написанные в стиле классицизм, отличаются натуралистичным, догматическим воспроизведением. Прародитель академизма, приветствующего каноны изобразительного искусства;
- импрессионизм . Пришел из Франции в конце 19 века. Его суть – запечатлеть мгновение с помощью быстрых мазков. Полотна, выполненные в этом стиле, нужно рассматривать с небольшого расстояния, чтобы яркие пятна краски сложились в общую картину.
История возникновения и развития
Свое начало история живописи берет с той поры, когда человек впервые изобразил что-то на поверхности с помощью краски. Случилось это, согласно научным данным, 40-12 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита. Об этом свидетельствуют сохранившиеся наскальные росписи в пещерах на территориях Южной Франции, Северной Испании и других стран.
Рисунки были выполнены с помощью земляных красок, цвет которых варьировался, в зависимости от примесей в почве. Например, природный желтый пигмент охра «водился» там, где велико содержание железа. Окислившийся же металл придавал земле характерный ржавый оттенок. Коричневую, бурую, зеленоватую краску, известную как умбра, находили в почвах, богатых окислами марганца. Не гнушались древесным углем и сажей.
На стены пещер красящий пигмент наносился кусочками меха, расщепленными палочками, пальцами. Изображения животных, а позднее – охотничьих сцен получались выразительными и правдивыми, несмотря на отсутствие композиционного начала. Первые запечатленные фигуры людей появились в 8-4 вв. до нашей эры. Цветовая гамма стала обширнее благодаря появлению пигментов, добытых методом перетирания в порошок пестрых минералов (лазурит, киноварь). Тогда же, в эпоху неолита появились казеин, альбумин, гуммисмолы и другие связующие. Смешение их с разноцветной каменной мукой давало краски различной консистенции.
В античный период «наскальная» живопись была уже на более высоком уровне. Связанная, как правило, с заупокойным культом, она носила повествовательный характер. Появилась композиционная завязка: соотношение, расположение человеческих фигур указывало на имевшую место иерархию от господина до раба; бытовые, батальные сцены рассказывали о перипетиях жизни людей той эпохи.
От античности до наших дней
Искусство передачи светотени принадлежит древним грекам, далеко продвинувшимся в направлении реалистичной живописи. Однако популярность наполненных объемом и чувственностью монументальных произведений быстро угасла, уступив место вазописи. Зато новый прием полюбился римлянам, питавшим страсть к украшательству интерьеров. В высокохудожественных росписях стен прослеживается использование воздушной и линейной перспектив.
В средние века живопись обрела религиозный характер. Художники более не стремились отображать на холстах реальность. Стала важна передача духовности. Даже если произведение не являлось иконой , все равно оно было лишено объема и перспективы. Персонажи располагались на одной линии и выглядели плоскими, примитивными.
Все изменилось с приходом эпохи Ренессанса. Художники, следя за настроениями в обществе, старались угадать модные тенденции в живописи и следовать им. Пейзаж и портрет стали независимыми жанрами. Появились новые техники. Все выглядело чинно и благородно вплоть до 17-18 вв., когда католическая церковь утратила былую значимость и власть. Мастера живописи, не опасаясь более инквизиции, начали писать максимально правдивые картины, отображающие истинный облик людей той эпохи, их обыденную жизнь.
В этот же период формируются новые стили: рококо, барокко, маньеризм, классицизм. Появился и романтизм , вскоре сменившийся более эффектным и неоднозначным импрессионизмом. Кардинальные перемены история живописи претерпевает в начале 20 века. Возникает абстракционизм – направление, призванное донести до зрителя эмоции художника, состояние его души в момент создания полотна.
Больше нет необходимости писать согласно канонам. Художники стремятся к самовыражению . Их фантазия дает толчок к зарождению новых стилей и их направлений, ответвлений. Несмотря на это, даже в нынешнем 21 веке любовь к классической живописи остается в силе.
Спасибо за внимание! Ставьте нравится, если нравится! Подписывайтесь на канал!
История развития живописи
В этой статье описаны периоды формирования и её развития от зарождения до нашего времени.
Первая живопись появилась почти с появлением человека. Первобытные люди, научившись ходит, использовать элементарные приспособления для работы, облагораживать своё жилище, стали изображать всё происходящие вокруг них в наскальных рисунках. Впервые рисунки были зафиксированы датой 30 000 – 10 000 лет до н.э. они были найдены разными археологами во Франции и Испании. Первые изображения представляли собой окружающий мир, битвы, животных. Художники использовали для написания рисунков что-то напоминающее современные краски, это были смеси природных компонентов, а кисточки изготавливались из шерсти животных.
С приходом античного периода, который заменил период древности, изменилась живопись и подверглась усовершенствованию. В то время живопись не сильно отличали от скульптуры и архитектуры, их считали единым эстетическим искусством. Произведения этих искусств украшали дома, храмы, и погрибальницы. Много основных приёмов были сформированы именно в античный период.
Далее последовал период средневековья. Это было тяжёлое время и почти вся живопись имела уклон на религию. Работами того времени не перестают поражаться и сегодня, они очень выразительны, богаты игрой цвета и сложными очертаниями. В живописи средневековья часто встречаются различные символы. Много художников, позднего периода, которые писали религиозные мотивы, много чего позаимствовали из периода средневековья.
Позже ренессанс сменил эпоху средневековья. Этот период ещё называли эпохой возрождения. При ренессансе живопись существенно разнообразилась новыми техниками письма. Такие жанры живописи как пейзаж и портрет отделяются и превращаются в отдельные направления. При помощи новых приёмов письма, художники начинают изображать в своих работах внутренний мир человека.
Ещё большую значимость живопись приобретает в 17-18 вв. Это связано с упадком католической церкви. Церковь теряет свою власть и её давление ослабевает. В связи с этим художники переключаются из написания религиозных мотивов на написание бытовой жизни, природы. В этот период начинают формироваться такие направления живописи как классицизм, маньеризм, барокко. Во многих развитых странах возникают школы живописи.
В 19 в. Живопись становится не отемлемой частью развитого общества. Различные виды живописи подвергаются изменениям в зависимости от настроений народных масс. Свою значимость набирает романтизм. В нём художники пытаются изобразить стремление ко всему идеальному и совершенному. Спустя некоторое время романтизм начинает уступать более реальному и беспристрастному импрессионизму.
В первой половине 20 в. Вместе с техническим прогрессом и живопись претерпела изменений. Одно направление живописи стало более техничным, формы стали более жёсткими, присутствовало некоторое утрирование. Также было абстрактное направление, оно отличалось авангардизмом, андеграудом и абстракционизмом.
Во второй половине 20 в. живопись стала сильно изменяться, эти изменения происходят и сейчас. Это связано с появлением цифровых технологий, которые позволяют создавать уникальные рисунки. Но много современных художников, не отходят от истоков и пишут свои картины маслом и акварелью, использую при этом кисть и холст. Так как и в наше время такой стиль остаётся актуальным.
Источники:
https://studopedia.ru/11_228554_istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-zhivopisi.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5cbdb3d48bcaaa00b3d724d2/5da8e24fbc2514be0653148d
https://www.juvusart.com/ru/library/38-istoriya-razvitiya-zhivopisi