189 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чья подпись на картине

Шифры, знаки и автопортреты: Как художники прошлого подписывали свои картины

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Почему раньше было не принято подписывать произведение

Закончив работу, поставить свою подпись в правом нижнем углу картины – обычай, вошедший в практику художников в период раннего Возрождения. Увы, авторство более ранних произведений часто установить не удается – в первую очередь по причине отсутствия подписей на них. Художники Средневековья объединялись тогда в мастерские, и никакого индивидуализма в творчестве проявлять не имели права, это воспринималось как тщеславие. К тому же, большая часть произведений была посвящена религиозным сюжетам, и наносить на картины с изображением святых собственное имя было сродни кощунству.

С приходом новой эпохи в искусстве, когда границы возможностей художника расширились, и предметом его интересов стали не только библейские истории, когда стало развиваться и индивидуальное творчество, начались и попытки сделать свое творение уникальным, оставить на нем некий знак, который укажет на мастера. Это было обычной практикой еще для творцов античных времен, на расписных красно- и чернофигурных древнегреческих амфорах можно было найти имя и гончара, и художника.
Подпись выполняла функцию рекламы, направляя к мастерам новых заказчиков. В новые времена первые попытки оставить на картине нечто вроде своей подписи было характерно уже для художников XIII века. Некоторые свои работы подписывал один из основоположников Ренессанса Джотто ди Бондоне.

Скрытые символы и скрытые автопортреты

Часто художники изображали на холсте некий предмет, напрямую связанный с личностью художника. Например, Доссо Досси оставил намек на свою фамилию, поместив в углу картины кость в букве D – не случайно, ведь «оссо» по-итальянски и означает этот предмет.

Бартоломео Пассеротти, основатель жанра натюрморта в итальянском искусстве, частенько оставлял на картине фигурку воробья. Именно эта птичка называется по-итальянски «пассеротто». Феличе Бозелли добавлял в композицию на холсте кота, носящего имя Феликс, близкое по звучанию к имени художника.

Порой мастера оставляли и более выразительные свидетельства своей причастности к произведению, изображая на картине не просто некий предмет, а собственный автопортрет. Часто фигура художника на таких полотнах – на втором плане, в числе второстепенных персонажей, в том числе в компании донаторов – то есть заказчиков картины на библейский сюжет, которых мастер включал в композицию. Иногда имя художника значилось на каком-либо из изображенных предметов, например, упавшем листке бумаги.

Подписи оставляли, чтобы выделить себя среди художников мастерской, стать узнаваемым, а значит, и популярным у заказчиков, готовых оплатить произведение станковой живописи. Нидерландский художник Ян ван Эйк на своей, пожалуй, самой знаменитой и загадочной картине «Портрет четы Арнольфини» оставил своеобразный элемент: «Ян ван Эйк был здесь», что некоторые искусствоведы расценивают не как подпись, а как свидетельство, подтверждение совершающегося при художнике брачного обряда.

Подпись на картине – продолжение творческого замысла художника

Само собой, оставленная на картине подпись играла на руку талантливым художникам и приводила к ним все новых клиентов. Правда, уже в период Возрождения на именах гениев стали наживаться художники с менее блистательной репутацией. Альбрехт Дюрер, который подписывал свои работы четко и на видном месте, в один прекрасный день обратился в венецианский суд, чтобы остановить изображение его подписи на картинах малоизвестных мастеров. Фактически, это была судебная защита авторских прав – еще в начале XVI века! Известно, что мастерская Брейгеля занималась подделкой «под Босха», с указанием подписи последнего.

Читать еще:  Можно ли курить в 16

Другие часто предпочитали инициалы или даже просто свое имя, без фамилии. Так делал когда-то Ван Гог, чья фамилия оказалась труднопроизносимой для французской публики, симпатии которой пытался завоевать тогда Ван Гог.

Со временем подписи художников стали почти обязательным элементом произведения, но тут в мир искусства пришел модерн.
Здесь не было единого правила, каждый художник принимал решение самостоятельно, насколько органичным ему виделось размещение на холсте своей подписи. На своих самых важных, концептуальных работах Казимир Малевич подписей не ставил, считая, что это отвлекло бы от правильного восприятия картины в целом. Другие были отмечены его знаком – в разные периоды творчества он выглядел по-разному, часто это был небольшой черный квадрат.

«Спрятанную» подпись искусствоведы ищут и находят и тогда, когда мастер попытался ее завуалировать. Так произошло, например, с картиной Тома Уильяма Робертса, при разглядывании холста под определенным углом падения света.

А вот художнику Константину Савицкому не довелось сохранить свою подпись на картине, ставшей знакомой едва ли не каждому в России. Считается, что именно он подсказал Ивану Шишкину идею произведения, он же изобразил на пейзаже фигуры медвежат и медведицы. Но купивший картину Павел Третьяков счел вторую подпись на произведении излишней – поскольку манера живописи указывала именно на Шишкина.

Впрочем, некоторые художники – такие, как Стэнли Спенсер или Кристофер Вуд, свои картины не подписывали никогда.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Как определить автора картины (художника) с неразборчивой подписью?

Перед любителями живописи часто стоит вопрос атрибуции. К сожалению, не на всех картинах есть паспорт картины где указана фамилия автора. Определить авторство в этом случае, поможет подпись. Если автор картин известный художник, проблемы в этом случае, обычно не возникает. Подписи мэтров известны всем, кто хоть немного понимает в живописи.

Пример: Разборчивая подпись художника.

Но что делать, если подпись неразборчивая?

Проблема атрибуции очень остро стоит перед любителями прекрасного. Бывает так, что из подписи можно понять всего две или три буквы. Раньше для установления авторства приходится перелопачивать тома энциклопедий, просматривать десятки сайтов, пытаясь найти образец подписи нужного автора. Теперь ситуация упростилась. Установить авторство теперь стало значительно проще.
Вверху нашего сайта есть строка поиск художника. Введите в нее, то сочетание букв, которое вам удалось разобрать. Поиск выдаст всех тех художников, в фамилии которых есть данное сочетание букв.

Пример: Неразборчивая подпись художника. (Последняя подпись принадлижит пожалуй одному из самых дорогих художников)

Как называется подпись художника на картине?

Часто бывает так, что, рассматривая живописные работы старых мастеров, не можем с точностью определить, кто является автором той или иной картины. Скромное «Н. Х.» (неизвестный художник) в нижнем правом углу, как правило, вызывает немалую досаду. Чуть более приятно увидеть надпись, начинающуюся со слов «мастер…», но и она не отличается особой информативностью, ведь, как правило, после нее следует название какого-нибудь малоизвестного городка или прихода.

Читать еще:  Что такое деструктология

Все начинается с Ренессанса

Художники Средних веков почти не уделяли времени тому, чтобы оставить на картине некий знак, указывающий на их авторство. Этому способствовал ряд причин: работа с конкретным заказчиком, второстепенное положение художника по сравнению с богом, являющегося творцом всего сущего, и, как следствие, отсутствие творческого честолюбия и стремления достичь славы.

Иное дело – античные художники и скульпторы, которые смело подписывали свои работы иногда не одной, а сразу двумя подписями – гончара и художника, что служило своего рода прообразом современной рекламы.

Возможно, по этой причине именно итальянские художники первыми стали утрачивать напускную скромность, и уже к концу XV века почти все они – мастера эпохи Ренессанса – оставляли на своих работах не только подписи, но также указывали время создания и давали необходимые пояснения к полотнам. Одним из ярких образцов подписи художников на картинах этого периода является подпись Альбрехта Дюрера, чьи даже самые ранние работы всегда сопровождались развернутым комментарием.

Я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, написал себя вечными красками в возрасте 28 лет.

Такую подпись оставил мастер на своем «Автопортрете в образе Христа», написанном в 1550 г.

К вопросу о термине

Прежде чем рассмотреть другие примеры подписей художников на картинах, разберемся с понятиями. Как все-такие правильно называют эти подписи?

В словаре терминов, представленном на сайте Российской Академии Художеств, указывается такое понятие, как сигнатура. Это любое обозначение художником своего авторства, которое может быть представлено в виде подписи, монограммы или любого иного знака, выбранного на усмотрение художника. Понятно, что переоценить значение сигнатуры сложно, ведь именно она является свидетельством принадлежности работы конкретному художнику, позволяя потомкам и искусствоведам наблюдать, изучать и исследовать живопись в привязке ее к автору и периоду.

Естественно, что подписи великих художников на картинах, как и датировка, в несколько раз увеличивали ценность этих картин, а стало быть и их стоимость. Этим пользовались некоторые особенно самоуверенные художники. Например, скандально известный Пабло Пикассо. О его чрезмерной страсти к деньгам ходит множество легенд. Вот одна из них.

Уже достигнув вершины своей славы и завоевав широкую известность по всему миру, Пабло продолжал очень щепетильно относиться к деньгам. Он старался использовать каждую возможность сохранить при себе свои кровные и лихо обводил вокруг пальца владельцев многочисленных ресторанов, где любил отдыхать в компании своих друзей. Нередко, когда официанты приносили художнику счет, тот делал хитрое лицо и отвечал таким образом: “Как насчет того, что я просто оставлю на этом бланке маленький рисунок?”

Однако вернемся к фальсификации. Часто подписи подделывались, что вводило зрителей в заблуждение. Но бывали случаи, когда фальшивые сигнатуры несли благо. Так, например, одна из картин нидерландского художника Йосефа Израэльса, представленная в коллекции Christie’s, была подписана именем другого нидерландского художника – Бернардуса Йоханнеса Бломмерса. Фальсификация была совершена в годы Второй мировой войны, вероятно с тем, чтобы скрыть еврейское происхождение ее автора и уберечь ее от уничтожения.

В начале 2000-х личность создателя была точно установлена, а настоящая подпись художника на картину возвращена. История искусства знает немало и других похожих примеров, однако в целом фальсификация сигнатур вызывала справедливое возмущение их создателей, которые вынуждены были отстаивать в судах свое авторство.

Читать еще:  Что можно узнать с помощью таблицы Менделеева

Посмотрим теперь на некоторые подписи художников на картинах 19 века.

Пьер Огюст Ренуар

Для многих импрессионистов, в том числе и Ренуара, было характерно, что на протяжении всей их карьеры в качестве художника подписи на картинах практически не изменялись.

Ренуар ставил на картинах лишь аккуратный росчерк своей фамилии и добавлял год написания картины. В очень редких случаях он использовал лишь первую букву – R. Интересно, что автограф Ренуара достаточно сильно отличался от сигнатуры, оставляемой художником на картинах.

Густав Климт

Подпись этого австрийского художника не вызывает никаких сомнений, при том что смотрится она очень оригинально и лаконично. Климт разделил свои имя и фамилию на две строчки, поставив одно над другим. Само написание столь необычно, что теперь даже существует особый шрифт под названием Klimt.

Винсент ван Гог

Живопись столь любимого многими современными почитателями искусства художника была ориентирована в годы его жизни на французское общество. Однако во время приезда голландца в Париж он отметил, что для многих французов произношение его фамилии – van Gogh – представляется очень сложным. Из-за этого подпись художника на картине была сокращена лишь до имени, чтобы не создавать французских друзьям дополнительные фонетические сложности.

Эдвард Мунк

Норвежский живописец также предпочитал подписывать все свои живописные работы, а также фотографии и письма. Его подпись варьировалась от простой монограммы EM до написания полного имени. Самая известная и распространенная сигнатура – частично сокращенная форма имени – E.Munch или Edv. Munch.

Мунк был почитателем творчества Ван Гога, а потому идею для написания одной из своих картин, «Звездная ночь», он позаимствовал у кумира. Желая скрыть это обстоятельство, во второй версии «своей» картины он предпочел оставить еле заметную подпись, в то время как на первой версии она отсутствует совершенно.

Иван Айвазовский

Мало кто знает, что настоящее имя художника – Ованес Айвазян. Его отец, переехав в Феодосию, в течение некоторого времени писал свою фамилию как «Гайвазовский», якобы на польский манер. И вплоть до 1840-х гг. подпись художника на картине часто была обозначена просто как «Гай», то есть сокращение от фамилии отца. Позже он все же решает окончательно сменить фамилию, более поздние свои картины подписывает привычным нам «Айвазовский».

Примечательно и то, что в начале карьеры Айвазовский в сигнатуре использует кириллицу, но затем, когда его популярность по всему миру постепенно распространилась, стал прибегать к латинице.

К счастью, благодаря развитию Интернета сегодня существует множество ресурсов, где в свободном доступе хранятся фото подписей художников на картинах, а, значит, любой, кто интересуется этой темой, может с легкостью найти их и изучить. Это очень просто.

Теперь, когда знаем, как называются подписи художников на картине, можем сами решить, у кого из них самые красивые и оригинальные сигнатуры.

Источники:

https://kulturologia.ru/blogs/230619/43479/
https://socrealizm.com.ua/poisk-hudozhnika
https://fb.ru/article/410576/kak-nazyivaetsya-podpis-hudojnika-na-kartine

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]