Что такое вибрато в пении
Что такое вибрато?
Для начала, давайте разберёмся, что такое вибрато и как научиться это вибрато петь. Для чего вообще делать вибрато голосом.
Что такое вибрато? Вибрато – это периодические изменения высоты, силы или громкости, тембра звука, пения. У вокалистов вибрато вызывается колебанием воздушного давления, как и у духовых инструментов, у струнных вибрато получается при колебании струны пальцем. Итак, какую роль играет вибрато в пении? Вибрато в вокале – это своего рода украшение, инструмент, которым пользуются для придания голосу теплоты, создания индивидуальной тембральной окраски, голос как будто льётся, когда вокалист использует вибрато. Вибрато различается по частоте колебаний и по амплитуде звуковой волны. По частоте обычно вибрато бывает с частотой 6-7 колебаний в секунду, но если вибрация получается более частая, мы слышим тремоло, а если менее частая, то это звучит как качание звука. У вокалистов вибрато бывает природным, а бывает искусственным, его можно развить и усовершенствовать.
Как возникает вибрато? Вибрато бывает правильное и ложное. Ложное возникает при вибрировании гортани, а правильное – образовывается в резонаторах. Исполнитель может остановить вибрато по своему усмотрению, а также увеличить или уменьшить по амплитуде или высоте. Спокойное вибрато говорит нам о свободе голосового аппарата и о правильном певческом дыхании.
Если вокалист от природы не награждён умением делать вибрато, то это достигается путём упражнений, способствующих снятию напряжения в гортани. В вокальных школах, обычно, вибрато не учат. Опытные хорошие педагоги знают, что когда голос будет звучать ровно и на опоре, в резонаторы, тогда вибрато появится само собой.
Таким образом, чтобы научиться петь вибрато, нужно сначала научиться правильно петь вообще: научиться правильному дыханию, избавиться от зажимов в голосе, научиться правильному вокальному дыханию. Для развития этих навыков существуют упражнения. Вот лишь несколько из них.
- Упражнение на стаккато. Короткий вдох – короткая отрывистая нота в удобном регистре на стаккато. После неё смена дыхания.
- Упражнение на стаккато и легато. Перед легатной фразой вдох, затем на одном дыхании надо спеть фразу, акцентируя каждый звук, напрягая пресс и как бы раскачивая звук. При этом гортань и весь голосовой аппарат должны быть свободными.
- На звуке «а» перейдите выше на один тон, затем вернитесь обратно. Проделайте так несколько раз.
- Пойте гамму по полутонам вверх и вниз.
Регулярные занятия вокалом в скором времени принесут долгожданные результаты, главное помнить, что в пении главное – это свобода!
Что такое вибрато в пении
Можно было бы начать статью об эффекте ВИБРАТО с определения вибрато из «Вокального словаря» или Википедии, но нужно ли? Ведь самое интересное заключается в том, что ПРИРОДА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭФФЕКТА ВИБРАТО в голосе так и не ясна до сих пор. Да, как это ни покажется странным, специалисты так и не выработали пока единого мнения о том, почему возникает вибрато. Объяснение происхождения эффекта вибрато можно найти в «Резонансной теории искусства пения» профессора Морозова В.П. – виднейшего российского специалиста в области изучения вокального голоса. Как проявляется ВИБРАТО – каждый может услышать сам.
Так звучит вибрато в женском голосе
Всякий процесс обязательно имеет свои границы, свою «область определения», что ли. Для вибрато эти границы заключены в коридоре 6-7 Гц (колебаний в секунду). Если звук вибрирует с большей или меньшей чем 6-7 Герц частотой, то говорить о вибрато уже не приходится, такие вибрации считаются в вокале «неправильными» и называются качанием (если меньше 6 Гц), тремоляцией, «блеянием» (если чаще 7 Гц).
Вибрато – достаточно необычный эффект. Его необычность проявляется хотя бы в том, что вибрато «включается» или «запускается» только на длительных вокальных гласных звуках. По этой причине вибрато никогда не услышать в обычном разговорном голосе, ему просто НЕГДЕ там включиться!
Нередко встречаются голоса, которые обладают качественным эффектом вибрато от природы, но тем не менее этот эффект нельзя отнести к свойствам голоса вообще, все же у большинства людей при начале занятий вокалом вибрато не наблюдается, а «запускается» оно позже – при правильных и систематических занятиях. Вибрато очень тесно связано с пением «на опоре». Если вы «нашли опору», то есть оптимизировали работу своего вокального аппарата, вибрато не заставит себя ждать. Очевидно, что пение вполголоса, фальцетирование НЕ ВЫЗОВУТ ВИБРАТО при любых стараниях.
Почему? Я же говорю, природа возникновения вибрато очень сложна. Профессор Морозов выделяет несколько факторов, которые приводят к появлению в голосе вибрато:
«Действительной причиной вибрато певческого голоса следует считать деятельность всего комплекса звукообразующего аппарата и, в частности, периодические, происходящие с частотой вибрато движения гортани, языка, глотки, изменяющие объем резонаторных полостей. Иногда в процессе образования вибрато вовлекаются и содружественные движения дыхательной мускулатуры…
Движения эти нередко можно наблюдать у певцов простым глазом, а если во время пения приложить руку к гортани певца, на его грудную клетку или на брюшной пресс, то движения вибрато обнаруживаются совершенно отчетливо.
…экспериментально установлено, что частотные характеристики легких и грудной клетки человека, повторяю: именно как механической, а не акустической системы, имеют максимум, т.е. наличие резонанса на частотах 6-9 Гц, что и облегчает формирование модуляций вибрато именно в этих частотных пределах.
…в процессе речепроизношения (слогоделения, т.е. чередования гласных и согласных) артикуляционные органы человека колеблются со средней частотой 4—7 Гц, что также свидетельствует о механическом резонансе артикуляторной системы на этих частотах…
… Очевидно вибрато возникло, образно говоря, «по заказу слуха» и является отражением повышенной физической и эстетической чувствительности слуховой системы человека к амплитудно-частотной модуляции с частотой 4-8 Гц. Слух же эти свойства приобрел в свою очередь в результате адаптации к восприятию речевого сигнала. Известно, что длительность гласных в пении, достигающая подчас 3-7 и более секунд (а также длительность музыкальных звуков), значительно превосходит длительность речевых гласных, которая почти в точности укладывается в длительность периода вибрато (150-200 мс). Это обстоятельство, по-видимому, и потребовало дробления протяжных певческих и музыкальных звуков на сегменты, равные по длительности оптимальной длительности речевых сегментов (слогов). Иначе говоря, произошло своего рода уподобление амплитудно-частотных модуляционных (АЧМ) характеристик пения и музыки АЧМ – характеристикам речи. Таким образом, есть основание связать эволюционное происхождение вибрато в пении и музыке с амплитудно-частотно-модуляционными характеристиками речи и слуха. Такая гипотеза в общей форме согласуется с представлениями психологов о происхождении музыкальных ритмов в связи с ритмами рабочих движений и ритмами физиологических функций человека.»
Согласитесь, объяснение простым не назовешь.
Вообще вибрато характеризует именно ПРАВИЛЬНОСТЬ работы вокального аппарата, выражающуюся в его расслабленности при пении, отсутствии, как говорят, «зажимов». Вот вам пример:
Вибрато в голосе маленькой девочки – следствие «правильности» работы ее вокальных органов, ведь она и не задумывается о том, как петь правильно, а просто поет, как ей удобнее и больше нравится!
В том случае, если голос «прямой», безвибратный, вибрато можно выработать, если делать упражнения, снимающие излишнее напряжение с гортани, то есть устраняющие зажим. И важнейший навык вокалиста, который и запустит вибрато – вокальная координация. Сам по себе этот навык дается тоже нелегко, но он необходим. Этим мы просто освобождаем путь природе голоса, которая со временем берет свое, и вибрато запускается. Вызвать вибрато искусственно невозможно, мне, по крайней мере, это неизвестно.
Вибрато – эффект, который невозможно развить ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО. Под невозможностью я понимаю то, что лучше объяснить на примере. Предположим, юноша приходит в атлетический зал с целью накачать только БИЦЕПСЫ. Тренер ему объясняет, что так не делают, даже если ему и удастся только одни бицепсы развить до уровня Шварценеггера, то все остальное тело будет выглядеть при этом ужасно, просто потому, что несбалансированно. А юноша настаивает. Ну не знает он глубин… Пусть даже он и выполнит свою мечту, бицепсы станут, как шарики воздушные… Так вот, в атлетическом зале это, пусть чисто теоретически, возможно, поскольку существуют специальные упражнения (изолированные), а в вокале в применении к вибрато – нет! Изолированных упражнений не существует пока в принципе!
Ряд специалистов предлагают (но это используется, как правило, ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ) вызывать ПОДОБИЕ вибрато. Ну, например, легкими нажатиями на живот в момент фонации создавать толчки звука. Если нажатия будут по своей частоте 6-7 раз в секунду, то голос также будет вибрировать, точнее мы услышим вибрацию, поскольку воздух начнет выходить толчками, понимаете? Или предлагают еще в момент пения одной рукой делать «отмашки». В горизонтальной плоскости их делать удобнее, чем в вертикальной. Частота отмашек также должна соответствовать правильному вибрато – 6-7 Гц. Благодаря создаваемой вибрации (резко двигающаяся вперед-назад рука оказывает воздействие на вокальный тракт от легких до трахеи) воздух так же выходит толчками. Это все – не настоящее вибрато. Ведь настоящее вызывается, главным образом, ПЕРИОДИЧЕСКИМИ ДВИЖЕНИЯМИ ГОРТАНИ вверх-вниз!
Такие способы нужны, чтобы НАТОЛКНУТЬ сознание ученика на то, КАК ЕГО ГОЛОС БУДЕТ ЗВУЧАТЬ, КОГДА У НЕГО БУДЕТ ПОЛНОЦЕННОЕ ВИБРАТО! Сам эффект вибрато таким образом не выработать.
Наличие в голосе эффекта вибрато является неотъемлемым свойством голоса, поставленного по академической модели. В голосе классического певца вибрато НЕ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ! Его просто не пустят на сцену, потому что его никто не станет слушать! Прямой голос считается в классике вокала просто неразвитым. Конечно, такое сочетание – прямой голос и классический вокал, возможно лишь гипотетически, поскольку развитие голоса в академической традиции обязательно приведет к запуску вибрато, в противном случае певец просто не состоится, признают профнепригодным.
Л. Казарновская «Призрак в опере»
А как обстоит дело с эффектом вибрато в вокале нетрадиционном, у современных певцов популярных стилей – в роке, в попсе, эстраде? А по-разному обстоит. Разные есть голоса.
Сам репертуар, современная песня, точнее ее метроритм не дает вибрато возможности «включиться», поэтому эффект вибрато – очень редкий гость на современной сцене. Но это не значит, что оно отсутствует вовсе.
А. Варум «I wanna be loved by you»
Вибрато в голосе: как делать вибрато в вокале
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
Слово «Вибрато» происходит от итальянского слова Vibrato или латинского Vibratio – колебание музыкального звука. Подразумевается, что исполнение может быть как инструментальное, так и голосовое. Мы разберём этот вопрос с точки зрения вокала. Чтобы понять, что такое вибрато в голосе и как делать вибрато в вокале, нужно начать с самого начала.
Во-первых, колебания в голосе должны быть ровными, точными и исполнены чистыми нотами основного тона голоса. Поэтому овладеть этой техникой может далеко не каждый. Вибрато – это один из показателей профессиональной постановки голоса вокалиста.
Во-вторых, зачастую педагоги учат искусственной имитации вибрато, и это очень странный и даже абсурдный процесс. Это непрофессиональный подход к обучению. Если вы учитесь петь правильно, то вибрато обязательно возникнет естественным путем. Это физический результат правильной техники и правильного владения голосом. Для того чтобы вибрато родилось в исполнении, оно должно быть выработано в первую очередь с помощью правильного дыхания, затем расслабленности тела и голосового аппарата, а также правильной работы гортани.
Разница между вибрато, трелью, вибрацией и тремоло
Многие преподаватели вокала даже не понимают разницы (на слух и в теории) между трелью, вибрацией и тремоло. Вполне возможно, что вас обучат одной из трех техник, а не вибрато.
Трель – это «блеяние козы». Наверное, это самая распространенная ассоциация. Потому что звук трели достаточно резкий, отрывистый и быстрый. Так происходит из-за неумения правильно дышать и равномерно распределять воздух. В итоге он просто рассеивается.
Вибрация – это не вибрато, а отклонение от ровной скорости. Голос начинается с более медленного и глухого исполнения и, вдобавок, съезжает с основного тона. Так происходит из-за недостаточного развития музыкального слуха, сосредоточенности на тональности и, конечно же, плохого управления дыханием.
Тремоло по технической составляющей похоже на вибрацию в голосе. Только если вибрация медленная по темпу, то тремоло, наоборот, слишком быстрое. Технически тремоло появляется от избытка гортанного давления, которое приводит к напряжению у корня языка.
Маленький факт. Вы знали, что вибрато снимает напряжение с голосовых связок? По очень простой причине: за счет свободного пульсирования гортани.
Итак, теперь мы примерно понимаем, что такое вибрато в голосе, так что давайте ответим на вопрос, как делать вибрато в вокале, и перейдем к упражнениям.
Работа диафрагмы и правильное дыхание
Упритесь подушечками пальцев в солнечное сплетение и произнесите самый простой для вас слог или гласную букву, например, «А». Выпускайте звук спокойно, на умеренной громкости и равномерном потоке воздуха, пальчиками надавливайте на живот с частотой 3-4 раза в секунду.
Работа гортани
Это мышца, которая управляет давлением воздуха. Как нам известно, связки – это тоже мышцы. Как и при любой физической нагрузке на тело в спортзале, если заучить упражнение неправильно, то переучиться в дальнейшем будет очень сложно.
Положите пальчики на гортань (женщины) или кадык (мужчины). Возьмите слог из предыдущего упражнения и выполняйте движения вверх-вниз с частотой колебаний 3-4 раза в секунду. Внимание, давить на горло сильно не нужно!
Распевки
Несложные распевки на удобной для вас тесситуре помогут освоить вибрато.
Просто наиграйте себе полутона. Начните петь медленно, если у вас есть проблемы с музыкальным слухом, и постепенно набирайте темп. Если же с интонированием все в порядке, можете сразу начинать со средней скорости.
Это упражнение раскачает ваш голос и «ленивую» гортань.
Вибрато в голосе: как использовать в песне и делать вибрато в вокале
Всегда помните о том, что вибрато должно быть уместным. Применяйте эту технику только в подходящих местах песен, чтобы ваше исполнение не было похоже на испорченную грампластинку.
Вибрато – это стильная вокальная фишка, оно должно соответствовать характеру песни. Его можно использовать на протяжении всей фразы или слова, в начале строки, затем стоит перейти на ровный звук, или, наоборот, сначала спеть ровно и перейти на вибрато. Сочетайте с вибрато субтона, крещендо, диминуэндо – они отлично подчеркнут этот вокальный прием.
Пример Уитни Хьюстон
У Уитни Хьюстон есть своя особенность исполнения вибрато: ритмичная раскачка нижней челюсти.
Я часто встречаю пародии на это характерное движение Уитни. Конечно, не стоит повторять вслед за известной певицей: это выглядит смешно и неестественно.
Уитни Хьюстон навсегда останется легендой эстрадного исполнения. Раскачка нижней челюсти при вибрато – это ее неповторимый стиль, манера пения, которая смотрится органично при ее исполнении. Еще раз повторю: такой ход копировать не нужно, лучше прислушаться к себе и помочь своему голосу естественно и индивидуально исполнять те или иные вокальные приемы.
Мы научим вас, как как делать вибрато в вокале: если вы хотите изучить технику вибрато в голосе, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>
Источники:
https://singlikeme.ru/chto-takoe-vibrato/
https://vocalmechanika.ru/index.php?id=42&Itemid=34&option=com_content&view=article
https://easyvoice5.ru/articles/vibrato-v-golose-kak-delat-vibrato-v-vokale