Что такое конфуцианство
Что такое конфуцианство и в чём его суть?
В Древнем Китае конфуцианство играло важную роль и оказывало огромное влияние на культурную и политическую жизнь государства.
Именно оно позволило сформировать понятие, которое сегодня называют традиционной китайской культурой. До соприкосновения с западными державами конфуцианская идеология господствовала в Китае и представляла собой набор базовых ценностей, которые должны быть присущи каждому человеку. Что же такое конфуцианство? В чем заключается его сущность?
Что значит слово «конфуцианство»?
Термин «конфуцианство» имеет европейское происхождение и является производной от имени основателя учения – великого Конфуция. В китайской речи его эквивалента не существует. Сами жители Поднебесной называют это понятие «школа ученых книжников» либо просто «школа ученых».
Конфуций жил в VI–V столетиях до нашей эры и был известным философом. Уже в 20-летнем возрасте он прославился как профессиональный педагог Китая, а после смерти был возвеличен и внесен в религиозный китайский пантеон.
Конфуцианство зародилось еще при жизни философа, но наибольшее распространение получило примерно в III столетии до н. э., а во II–I веках до н. э. стало официальной идеологией имперского Китая. Многие столетия оно определяло характер и культуру китайского народа и было основой государственного управления.
После провозглашения КНР конфуцианство подверглось гонению и всячески порицалось, однако в конце 1970-х, после смерти Мао Цзэдуна, опять начало возрождаться и на сегодняшний день по-прежнему имеет существенное значение для жителей страны.
Что такое конфуцианство?
Под конфуцианством понимают этико-философское учение, признанное не только в Китае, но и в некоторых других странах (например, в Японии и Корее). Его считают особенным мировоззрением, принимающим наивысшие человеческие ценности – мораль, любовь, всеобщее благо.
В годы жизни Конфуция его окружающей реальностью были анархия, кровопролития, междоусобицы и социальные потрясения, поэтому неудивительно, что великий философ пытался противопоставить им новое общественное устройство, приветствующее гармонию и порядок.
Что такое конфуцианский канон?
Традиции и учения конфуцианства представлены в так называемом конфуцианском каноне – обширном наборе первоисточников, составленных самим Конфуцием и его последователями. Основными принято считать два собрания текстов – «Четверокнижие» и «Пятикнижие».
Первое было избрано в качестве введения в конфуцианство в XII веке и входило в список произведений, обязательных для изучения в китайских школах.
Второе содержит в себе бесценную информацию об истории китайского народа, а также всевозможные песни и гимны, специальные гадания и записи, регламентирующие отношения в обществе.
В чем суть конфуцианства?
В основе учения лежат 22 базовых понятия, согласно которым каждый человек должен знать свои обязанности и права, выполнять долг перед страной и проявлять уважение к предкам. Базовым принципом учения была гармония, единство. Конфуций полагал, что общество должно выступать единым механизмом, способным полноценно функционировать только в том случае, когда каждый его «винтик» располагается на своем месте.
Согласно учению, идеальным устройством государства является безграничная власть управителя, обладающего прекрасными моральными качествами и готового выслушивать мнение ученых.
В семье отцу отдавалась высшая власть. Все члены семейства должны были уважать его и повиноваться. Почтительность сына возносилась в разряд наивысшей добродетели, а всякое противостояние отцу, напротив, считалось величайшим грехом.
Является ли конфуцианское учение религией?
Многие люди называют конфуцианство религией, однако споры о его принадлежности к божественному началу ведутся по сей день. С одной стороны, в учении присутствуют религиозные элементы, такие как культ Высшего Существа (Неба) или культ духа предков. Но с другой стороны, в конфуцианстве никогда не существовало института церкви, который считается основным признаком религии.
Большинство китаеведов отрицают религиозное наполнение конфуцианства, хотя некоторые все же видят в нем высокую степень проникновения в сознание и значительное влияние на формирование поведенческого стереотипа, что позволяет отвести учению религиозную роль.
Конфуцианство
Описание
Конфуцианство — религиозно-философская система, сформировавшая в Китае в 6 веке до н.э., основоположником которой был Конфуций (Кун-цзы).
Влияние конфуцианства на китайскую цивилизацию трудно переоценить — более двух тысячелетий это философское, религиозное и этическое учение регламентировало все стороны жизни китайцев, начиная от семейных отношений и заканчивая государственно-административным устройством. В отличие от большинства других мировых религиозных доктрин для конфуцианства характерны не мистицизм и метафизические абстракции, а строгий рационализм, ставящий превыше всего государственную пользу и приоритет общих интересов над частными. Здесь нет духовенства, как например, в христианстве, его место заняли чиновники, выполняющие административные функции, в число которых входили и религиозные отправления.
Кун-цзы 551–479 до н.э. (в Европе известный под именем Конфуция) жил в кризисное время для Китая. Центральная власть сильно ослабла, воцарилась жестокая междоусобица, в ходе которой велась ожесточённая война всех против всех, участники которой не гнушались ничем, борясь за власть. Если добавить к этому возросшую продажность чиновников, страдания простого народа, то станет понятным смысл древнего китайского проклятия “чтоб тебе жить в эпоху перемен“.
Конфуций противопоставил современной ему негативной ситуации авторитет древности, которая представлялась как “золотой век“. В дальнейшем пиетет перед легендарной древностью, когда правители были мудры, чиновники бескорыстны и преданы, а народ жил в достатке, стал основой конфуцианства.
Цзюнь-цзы — образ совершенного человека, созданный Конфуцием в противовес нравам, царившим во время его жизни. Главными добродетелями цзюнь-цзы являлись гуманность и чувство долга. Гуманность (жэнь) состояла из целого комплекса качеств, включавших скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.п. Чувство долга (и) — необходимость поступать в соответствии с высшими принципами, а не гнаться за личной выгодой: “Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде“. Не менее важным понятием были верность и искренность (чжен), соблюдение церемоний и обрядов (ли). Именно обрядовая сторона стала одним из самых заметных проявлений конфуцианства, достаточно вспомнить поговорку “китайские церемонии“. Чем более высокое положение в общественной иерархии занимал человек, тем более он был опутан условностями различных ритуалов, зачастую доведённых до автоматизма.
Социальный порядок, который, по мнению Конфуция, соответствовал идеалу — можно охарактеризовать цитатой “Пусть отец будет отцом, сын — сыном, государь — государем, чиновник — чиновником“, т.е. каждый должен быть на своём месте и стремиться к тому, чтобы максимально правильно выполнять свои обязанности. Общество по Конфуцию должно состоять из верхов и низов. Верхи должны заниматься управлением, целью которого является благополучие народа. Большое значение имело понятие “сяо” — сыновняя почтительность, которая в более широком смысле трактовалась как подчинение младших старшим. Пример практического применения “сяо” — в средневековом Китае по закону сын не мог свидетельствовать против отца, а по этическим нормам конфуцианства добродетельный сын в случае совершения родителем преступления мог только увещевать его вернуться на путь истины. В конфуцианских трактатах есть множество положительных примеров “сяо“, например, бедняк, продавший своего сына, чтобы накормить умирающую от голода мать и т.д.
Результатом распространения конфуцианства стал расцвет культа семьи и клана. Приоритет интересов семьи над интересами индивида был незыблем. Все вопросы решались исходя из пользы для семьи, а все личное и эмоциональное удалялось на задний план и не принималось в расчёт. Как пример — подросшего сына женили исключительно по решению родителей, такое понятие как любовь при этом не рассматривалось.
Религиозная сторона конфуцианства связана с культом поклонения предкам. Каждая семья имела родовой храм предков с могильными и храмовыми землями, отчуждать которые было недопустимо.
Одной из основных причин, приведших к распространению конфуцианства в Китае, являлось то, что конфуцианцы не только сконцентрировали управление государством и обществом, но и уделяли огромное внимание воспитанию и образованию. Это привело к тому, что конфуцианство стало повсеместным, каждый китаец с юных лет жил в конфуцианской атмосфере, действовал только в соответствии с принятыми обрядами и ритуалами. Даже если китаец в последствии становился буддистом, даосом или христианином, в глубине своего естества, даже подчас не осознавая этого, он мыслил и вёл себя как конфуцианец.
Образование заключалось в обучении грамоте, знанию письменных канонов и классических конфуцианских сочинений. Благодаря повсеместному распространению конфуцианства в средневековом Китае грамотеи обладали большим авторитетом и социальным статусом. В стране процветал культ грамотности, слой грамотеев в Китае играл туже роль, которую в других цивилизациях играли дворянство, духовенство и бюрократия вместе взятые. Образованный человек должен был хорошо знать древние тексты, оперировать изречениями мудрецов и самостоятельно писать сочинения, согласующиеся с канонами конфуцианства. Дать сыну образование — мечта каждой китайской семьи, но реализовать её могли немногие. Сложность обучения чтению иероглифов, пониманию древних текстов требовала долгих лет упорного труда. Но и награда за труд была весьма заманчивой. Пройдя систему экзаменов, каждый грамотный человек мог войти в сословие шэньши, что давало ему ряд привилегий. Первая экзаменационная ступень называлась сю-цай, проходила она в течение двух-трёх суток. Экзаменуемый должен был за это время под бдительным контролем экзаменаторов написать небольшую поэму, сочинение о каком-либо событии древности, а также трактат на отвлечённую тему. Успешно сдавали экзамен только 2–3% соискателей. Следующие ступени цзюньжэнь и цзиньши предполагали ещё более строгий отбор. Сдавшие самый сложный экзамен, могли рассчитывать на высокие должности в бюрократической системе, почёт и богатство. Даже прошедшие первую и вторую ступень пользовались большим уважением окружающих и могли претендовать на второстепенные должности. Обладатели степеней и их соискатели автоматически попадали в особое сословие шэньши, которое занимало место господствующего класса в средневековом Китае. Важно отметить, что путь в шэньши основывался лишь на знаниях и упорном труде — богатство и социальное положение не играли в этом решающей роли. Это обеспечивало мобильность данной социальной группы, притягивало в неё самых упорных и талантливых в овладении конфуцианскими знаниями.
Двадцатый век положил конец безоговорочному авторитету конфуцианства в Китае. После революции конфуцианство отождествлялось с феодализмом и как таковое подвергалось уничтожающей критике. Важную роль в критике конфуцианства сыграли представители китайского анархизма.
Основные идеи конфуцианства кратко
Культура Китая многих привлекает своей загадочностью и оригинальностью. Огромная восточная держава, долгое время развивающаяся изолированно от других стран мира, манит своей непредсказуемостью и умением сохранять культурные ценности и поддерживать традиции.
Одним из главных достижений китайской духовной культуры можно по праву считать философско-религиозное учение – конфуцианство.
Основоположником и основателем данного учения является китайский ученый пятого века до н. э. Кун Фуцзы. Его имя дословно переводится с китайского языка как «мудрый учитель Кун», а в европейской транскрипции оно передается как Конфуций. Именно под этим именем и вошел в историю мудрец, положивший в основу своей философии этические и нравственные принципы поведения, которые не потеряли своей актуальности по сей день.
В основу учения легли отношения между людьми и государством, между людьми, принадлежащими к разным слоям общества и между всеми гражданами страны в целом.
Философию Конфуция нельзя считать в строгом смысле этого слова религией, хотя оно и было принято к действию еще при жизни мудреца и стало государственной религией. На самом деле его нужно рассматривать как побуждение к действиям, нормализующим отношения внутри государства, отношения между правящими силами и народом. Это особое мировоззрение, позволяющее гармонизировать свое видение природы и человека, и общества.
Жизнь великого мудреца Конфуция
6–5-й века до нашей эры были сложным временем для Китайской империи: это был период междоусобиц и жестокой борьбы за власть. Феодалы, в своем стремлении захватить земли и усилить свою власть и влияние, не обращали внимания на нужды и горести простых людей. Крестьяне нищали и разорялись. Будущий ученый Кун Фуцзы родился в знатной, но потерявшей все свое богатство семье, рано стал сиротой и не имел средств на жизнь. Он жил очень скромно, поэтому не понаслышке знал о трудностях жизни бедных людей, поэтому в своих ранних проповедях старался открыть глаза на несправедливость происходящего вокруг.
В юном возрасте ему повезло: судьба дала шанс попасть в государство Чжоу, где его приняли на работу в старое книгохранилище, там он и встретил ученого Лао-цзы, основателя учения даосизм. Конечно, никто в наше время не знает о сути их бесед, но они явно способствовали становлению ученого и философа. По возвращении в свой родной город Цюйфу Конфуций основал свою собственную школу. Интересен тот факт, что почти все его ученики стали видными политическими деятелями.
Что лежит в основе отношений между людьми?
Существует древняя притча о Конфуции и его учениках. Однажды самый любознательный ученик спросил мудрого учителя, есть ли такое понятие, опираясь на которое можно прожить всю жизнь, не вступая в конфликт с окружающими.
Мудрец не долго думал, он сразу ответил: «Да, такое понятие существует. Это снисходительность. Как бы высоко ты ни стоял, будь снисходительнее к окружающим. Как бы низко ты ни пал, тем более будь снисходителен к тем, кто сейчас смеется и позорит тебя. Пойми, что все люди в равной мере обладают как благородными, так и низкими качествами, и мы, чтобы не разочаровываться в окружающих, должны быть снисходительными к их слабостям».
Мудрость книги «Лунь Юй»
Книга, написанная Конфуцием, хранит все его высказывания и постулаты учения. Нельзя сказать, что он сам собирал и хранил свои поучения, нет, их по крохам собирали его ученики и уже после смерти ученого поместили в сборник. Но в этом сборнике можно найти ответы на все вопросы, касающиеся управления государством и правил поведения любого человека в обществе.
Именно жизненный путь самого мудреца стал основой и образцом для каждого последующего молодого поколения. Опираясь на его видение постепенного становления самостоятельного человека, не один благородный муж корректировал свою жизнь.
- 15 лет – стремление к учению и образованию;
- 30 лет – приобретение самостоятельности;
- 40 лет – получение твердых убеждений, становление мировоззрения,
- 50 лет – осознание себя человеком и понимание того, какие цели ставит перед тобой небо,
- 60 лет – приобретаешь умение читать в сердцах и умах людей, никто не сможет обмануть тебя;
- 70 лет – понимание гармонии Вселенной, следование за ритуалами, ниспосланными небом.
Учение великого Конфуция до сих пор является образцом для поведения граждан Китайской Республики.
Этические принципы конфуцианства
В основе учения лежат правила поведения каждого человека и гражданина великой державы. Конфуций понимал, что самая первая задача, стоящая перед реформатором, – это воспитание человека. То есть на первое место в становлении сильного государства выходит человеческий фактор.
Самым трудным же в этом было заставить людей действовать как должно, поскольку каждый человек ленив по своей натуре и, даже понимая, что живет и действует неправильно, не хочет заниматься перевоспитанием себя самого. Кроме того, трудно изменить уже устоявшиеся взгляды и взглянуть на мир по-другому.
В деле перевоспитания своих соотечественников великий философ опирался на культ предков. В Китае очень долго сохранялся культ предков, и в каждой семье можно было встретить алтарь, на котором курились благовония и в трудные минуты обращались к помощи предков, мудрых и все понимающих. Давно умершие являлись образцом для подражания, неким эталоном правильного поведения, поэтому Конфуций и обратился к исконной национальной религии в деле становления нового гражданина.
Кратко об основных принципах конфуцианского учения
Основополагающими принципами философии Конфуция являются: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека.
Что включает в себя понятие «человеколюбие» по Конфуцию? Это умение держаться достойно в любых обстоятельствах, умение управлять людьми, милосердие и уважение ко всем людям без исключения, уметь внушать доверие и быстро принимать решения в трудных ситуациях.
Сам Конфуций не считал себя полностью человеколюбивым и часто говорил ученикам, что в течение всей своей жизни нужно стремиться к совершенствованию своего внутреннего мира.
Второй принцип, гуманизм, включает в себя уважение и почтительное отношение к старшим, покровительство и помощь младшим. Главное для человека не образование и должность, не власть и знатность, а умение правильно выстроить отношения с окружающими людьми.
О благородстве лучше всего скажет сам великий учитель: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек о собственной выгоде». Философ считал, что не о еде и о деньгах должен думать человек, наделенный благородной душой, а о государстве и обществе.
Учитель часто говорил своим ученикам, что только животное подчиняется инстинктам, а человек – существо высшее и должен уметь контролировать свои желания и инстинкты. Само учение опирается на духовную сторону человеческого бытия, оставляя всю физиологию в стороне. Конфуций считал, что мозг и душа должны управлять благородным человеком, но никак не желудок.
Учение великого философа подталкивало каждого выбрать свой собственный путь и уже ни при каких условиях не сворачивать с него.
И сегодня учение великого Конфуция не утратило своего значения в Поднебесной империи. Это не просто символ Китая, это особый ритуал жизни, влияющий на мировоззрение и становление каждого гражданина КНР.
Ответ справочной службы русского языка
Китайские личные имена, состоящие из трех частей (типа Дэн Сяопин), пишутся в два слова. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 (и более поздние издания).
Дефисное написание рекомендовалось «Правилами русской орфографии и пунктуации» 1956 г., сейчас они в некоторых аспектах не соответствуют практике письма.
Источники:
https://www.mnogo-otvetov.ru/prochie/chto-takoe-konfucianstvo-i-v-chyom-ego-sut/
https://samopoznanie.ru/schools/konfucianstvo/
https://mychinaexpert.ru/osnovnye-idei-konfucianstva/