165 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что общего между массовой культурой и искусством

Что такое культура. Признаки народной, массовой и элитарной культуры

Культура – это совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, объясняют обычно в учебниках истории. Под такое широкое определение попадают и технологии, и образование, и искусство, и многое другое.

Культура в более узком смысле – это активная творческая деятельность людей, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Но единого определения культуры не существует – ученые насчитывают около 200 вариантов. Например, в обиходе словом культура иногда называют воспитание и образованность человека.

Материальная и духовная культура

Нередко культуру делят на материальную и духовную. Главный критерий этого разделения – потребности человека, которые она удовлетворяет.

Материальная культура – это средства труда, коммуникация, производственный опыт, умения и навыки и т.п. Все то, что помогает человеку удовлетворять свои материальные потребности.

Духовная культура – это наука, искусство, религия, мораль, политика, право. Все то, что удовлетворяет нематериальные потребности: в познании, в красоте, в творчестве.

Однако деление культуры на две сферы очень условно. Многие предметы удовлетворяют и материальные, и духовные потребности человека. Например, все мы стремимся, чтобы одежда и предметы обихода были и красивыми, и удобными.

Кроме того, произведениям искусства обычно нужен материальный носитель. Картина или статуя удовлетворяют потребность человека в красоте, но это еще и материальные объекты.

Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура

Культуру можно делить на типы по множеству признаков. Например, по национальному: на русскую, немецкую, китайскую, американскую. Можно говорить о сельской и городской культуре, о средневековой и античной культуре, о дворянской и крестьянской культуре… Однако основной способ деления – на три основные формы: элитарную, народную и массовую.

Народная культура не имеет четких авторов. Ее творцы не являются профессионалами и остаются анонимными. К народной культуре относятся мифы и сказки, фольклор, народные песни и танцы, промыслы.

Фольклорный коллектив «Иван да Марья» на фестивале в Шушенском Красноярского края. Фото: Reuters

Элитарная культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу. Элитарная культура отличается сложностью содержания. Ее создатели – профессиональные писатели, музыканты, художники. К элитарной культуре относятся классическая музыка и живопись, опера и балет, современное искусство и артхаус – «кино не для всех».

Кадр из фильма Андрея Тарковского «Сталкер» (1979). «Сталкер» – пример элитарного кино, не рассчитанного на широкую публику

Массовая культура рассчитана на максимально широкий круг потребителей, на коммерческий успех. Ее произведения, как и произведения элитарной культуры, создают профессионалы. При этом массовая культура отличается простотой форм и стандартизованностью – она должна быть понятной большинству, демократичной. К массовой культуре относят эстрадную музыку, популярное кино и сериалы, массовую литературу, компьютерные игры, рекламу.

Поп-певица Майли Сайрус на концерте. Фото: Reuters

Массовая культура: плюсы и минусы

Массовую культуру нередко критикуют. Например, говорят о том, что она снижает общий культурный уровень, потакая невзыскательной публике и апеллируя к низменным инстинктам. Массовая культура приучает пассивно потреблять готовое, а не создавать что-то новое, учит мыслить упрощенными шаблонами, «отупляет», сетуют ее критики. Она подменяет реальную жизнь красивой картинкой, раздувает искусственные потребности, полагают противники масскульта.

При этом у массовой культуры, безусловно, есть положительные черты. Она демократична, доступна каждому. Она просто и понятно говорит о сложных вещах: способна учить и воспитывать в людях лучше качества. Например, популярные комиксы и фильмы о супергероях учат детей смелости и дружбе, умению бороться за справедливость, считают их ценители.

Читать еще:  Как правильно проанализировать актив перед сделкой

Наконец, человеку далеко не всегда нужны сложные произведения искусства – массовая культура позволяет получить психологическую разгрузку, расслабиться и набраться сил для новых свершений.

Кадр из фантастического боевика «Человек паук-2» – образца массовой культуры. Фильм собрал в прокате 783 миллиона долларов

Как связаны массовая и элитарная культура

Массовая и элитарная культура не враждуют. В современном мире они тесно связаны и питают друг друга. А многие выдающиеся произведения рождаются на стыке элитарной и массовой культуры.

Например, Фредди Меркьюри и группа Queen в знаменитой композиции Bohemian Rhapsody объединили рок-музыку с хоровым искусством и оперой. Песня получила небывалый успех, став одним из лучших образцов и массовой, и элитарной музыки.

Произведения массовой культуры, выполненные на высоком уровне, могут войти в золотой фонд элитарной культуры. Например, песни поп-короля Элвиса Пресли сегодня считаются музыкальной классикой XX века.

С другой стороны, образцы элитарной культуры усваиваются в массовой культуре. Например, полотна Винсента Ван Гога в XIX веке были непонятны его современникам, а сегодня продаются миллионы репродукций и сувениров с его картинами.

Посетители на выставке «Ван Гог – Живые полотна» в Санкт-Петербурге. Фото: Reuters

Что такое субкультура и контркультура

Особыми разновидностями культуры являются субкультура и конткультура.

Субкультура – это часть общей культуры, свойственная определенной группе со своей системой ценностей. Например, можно говорить о подростковой субкультуре, о профессиональных и музыкальных субкультурах, о криминальной субкультуре. Внутри одной субкультуры можно выделять другие. Например, к молодежной субкультуре относятся представители разных неформальных объединений – «неформалы».

Лондонская девушка-панк перед концертом. 1977 год. Фото: Getty Images

Субкультура включает в себя определенные ценности и нормы, картину мира, стиль и образ жизни, в том числе внешние атрибуты. Порой представителей определенных субкультур общество рассматривает как маргиналов.

Контркультура – это протестная культура. Ее представители противопоставляют себя культуре, господствующей в обществе. Представителями контркультуры в разное время были битники, хиппи и панки. В СССР одно время существовала контркультура стиляг, которых советская власть считала своими «идеологическими врагами».

Кукрыниксы. «Поганки», 1959. Советская карикатура на стиляг

что общего между элитарной модернистской и массовой художественной культурой xx века .

Так, например, творческие искания различных представителей культуры модерна (символистов и импрессионистов, экспрессионистов и футуристов, сюрреалистов и дадаистов и т. п.) — и художников, и теоретиков направлений, и философов, и публицистов — были направлены на создание уникальных образцов и целых систем элитарной культуры. Многие формальные изыски носили экспериментальный характер; теоретики манифеста и декларации обосновывали право художника и мыслителя на творческую непонятость, отделенность от массы, ее вкусов и потребностей, на самоценное бытие “культуры для культуры”. Однако по мере того, как в расширяющееся поле деятельности модернистов попадали предметы повседневности, житейские ситуации, формы обыденного мышления, структуры общепринятого поведения, текущие исторические события и т. п. (пусть и со знаком “минус”, как “минус-прием”), модернизм начинал — невольно, а затем и сознательно — апеллировать к массе и массовому сознанию. Эпатаж и ерничество, гротеск и обличение обывателя, буффонада и фарс — это такие же законные жанры, стилевые приемы и выразительные средства массовой культуры, как и обыгрывание штампов и стереотипов массового сознания, плакат и агитка, балаган и частушка, декламация и риторика. Стилизация или пародирование банальности почти неотличимы от стилизуемого и пародируемого (за исключением ироничной авторской дистанции и общего смыслового контекста, остающихся практически неуловимыми для массового восприятия); зато узнаваемость и привычность пошлости делает ее критику — высокоинтеллектуальную, тонкую, эстетизированную — мало понятной и эффективной для основной массы реципиентов (которые не способны отличить насмешку над низкопробным вкусом от потакания ему).

Читать еще:  Где можно отдохнуть в Хорватии

В результате одно и то же произведение культуры обретает двойную жизнь с различным смысловым наполнением и противоположным идейным пафосом: одной стороной оно оказывается обращено к элитарной культуре, другой — к массовой культуре. Таковы многие произведения Чехова и Горького, Малера и Стравинского, Модильяни и Пикассо, Л. Андреева и Верхарна, Маяковского и Элюара, Мейерхольда и Шостаковича, Есенина и Хармса, Брехта и Феллини, Бродского и Войновича. Особенно противоречива контаминация элитарной культуры и массовой культуры в культуре постмодерна; например, в таком раннем феномене постмодернизма, как поп-арт, происходит элитаризация массовой культуры и одновременно — омассовление элитарности, что дало основание классику совр. постмодерна У. Эко охарактеризовать поп-арт как “низкобровую высокобровость”, или, наоборот, как “высокобровую низкобровость” (по-англ.: Lowbrow Highbrow, or Highbrow Lowbrow).

Тесты по Искусству для 8 класса

Итоговая контрольная работа. Искусство. 8 класс

1. Что такое искусство?

А) часть духовной культуры человечества

Б) исторический стиль

В) народное творчество

2. К какому виду искусства относится музыка?

А) к пластическому Б) к временному

В) к пространственному

3. Что такое художественный образ?

А) художественное отношение художника

Б) обобщенное представление о действительности

В) фантазия художника

4. Что такое стиль в искусстве?

А) художественное отношение художника

Б) обобщенное представление о действительности

В) почерк, приемы, особенности

5. Что такое язык в искусстве?

А) способы передачи художественного образа

Б) словесное выражение образа

В) несущественное явление для искусства

6. Существовало ли искусство в Древней Греции в разрыве с наукой?

7. Какие задачи у искусства и науки?

А) разные Б) общие

8. Сколько Муз было у Бога Зевса?

9. В какую эпоху все виды художественного творчества объединились в искусство?

А) Классицизм Б) Барокко В) Возрождение

10. Кем был Леонардо да Винчи? Многогранная личность – …

А) художник, скульптор, архитектор, ученый, инженер, писатель, анатом

Б) художник, архитектор, инженер, музыкант, врач, анатом, юрист, ученый

11. Какой рисунок Леонардо да Винчи символизирует внутреннюю симметрию, божественную пропорцию человеческого тела?

А) Джоконда Б) Витрувианский человек В) Мона Лиза

12. Как А.С.Пушкин называл искусство?

А) «волшебный самородок»

Б) «магический кристалл»

В) «фантастический камень»

13. Кому принадлежат слова из стихотворения «… Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно, чтоб душу созвучья нахлынули дружно… »

А) Н.Рыленков Б) А.С.Пушкин В) М.Ю.Лермонтов

14. В чем заслуга русских художников XIX века А.Саврасова, И.Левитана, И.Шишкина?

А) были художниками-импрессионистами

В) открыли красоту русской природы

15. Что такое импрессионизм в искусстве?

А) передача мимолетных впечатлений

Б) раскрытие морского пейзажа

В) фантастика в живописи

16. Кто является автором фортепианного цикла «Времена года»?

А) П.И.Чайковский Б) В.А.Моцарт В) А.Вивальди

17. Какова главная задача художника-портретиста?

А) точное копирование внешних черт человека

Б) живописное пересоздание образа человека

18. В каком из видов портрета основной целью является демонстрация общественного положения героя?

А) камерный Б) групповой В) парадный

19. Кто является автором картины «Портрет А. Струйской»?

«…Её глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач.

Её глаза – как два обмана, покрытых мглою неудач…» (Н. Заболоцкий)

А) В.Л. Боровиковский Б) Ф.С. Рокотов В) К.П. Брюллов

20 . Кто является создателем галереи изобразительных искусств в Москве?

А) Ф.Рокотов Б) П.Третьяков В) М.Врубель

21.Возможно ли в музыке сходство с конкретным лицом?

22. Можно ли применить выражение «в интонации спрятан человек»?

Читать еще:  Как выбрать акустическую гитару начинающему

23.Какого совершенства добивается искусство в человеке?

А) спортивного Б) эмоционального В) умственного

24. Какова миссия художников разных эпох (живописцев, музыкантов, поэтов, архитекторов)?

А) «Посылать» потомкам свои сообщения

Б) Прославлять свое творчество

В) Развитие профессионализма

25. Какие знаменитые музеи изобразительного искусства находятся в Санкт-Петербурге?

А) Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Третьяковская галерея

Б) Национальная картинная галерея

В) Русский музей, Эрмитаж

26. Какой фестиваль является театральным?

А) «Новая опера» Б) «Золотая маска» В) «Щелкунчик»

27. Как называл А.С.Пушкин переводчиков прозы и поэзии?

А) «Первые ласточки искусства»

Б) «Почтовые лошади просвещения»

В) «Добрые вестники литературы»

28. Что является кодом в произведениях искусства для общения с людьми?

А) музыка Б) картины В) язык искусства

29. Чем является символ в искусстве?

А) внешним признаком Б) знаком

В) художественным образом

30. Что стремятся передать художники в натюрмортах «ванитас»?

А) бренность земной суеты

Б) радость повседневной жизни

31. Сколько источников имеет искусство?

А) символическое действие

Б) действие жреца, служителя церкви

В) устные предания

33. Каков главный смысл иконы Андрея Рублева «Троица»?

А) Похвала учителю Сергию Радонежскому

Б) Объединение Руси ради свободы

34. Какие символы-образы являются центральными в любой культуре?

А) семья, солнце, дорога

Б) дорога, луна, солнце

В) солнце, дерево, дорога

35. К какому направлению искусства относится творчество В.В.Кандинского?

А) реализм Б) классицизм

36. Какие три свойства красок, которые, по мнению В.В.Кандинского, играют важную роль?

А) цвет, тон, интенсивность

Б) тон, цвет, палитра

В) палитра, цвет, настроение

37. На чем основана человеческая культура?

А) истина, добро, красота

Б) история, культура, нравственность

В) взаимоуважение, эстетика, сострадание

38. Каковы законы у красоты?

А) гармония, форма, мелодия, фактура

Б) гармония, симметрия, мера, пропорция

В) гармония, ритм, стиль, полифония

39. К чему стремится искусство в разные эпохи?

А) создать образ прекрасного человека

Б) передать реальность мира

В) воспитать человечество

40. Какова роль творчества в жизни человека?

А) является смыслом жизни

Б) помогает духовному росту

В) делает жизнь богатой

41. В чем заключается сила искусства?

А) в визуальности Б) в эмоциональности В) в глубине

42. В чем польза красоты?

А) раскрывает ценность природы и жизненных явлений

Б) раскрывает идеалы

В) раскрывает исторические ценности

43. Что общего между массовой культурой и искусством?

А) воздействуют на взгляды и вкусы
Б) воздействуют на психику и здоровье
В) воздействуют на воспитание и нравственность

  • Тронина Вера Леонидовна
  • Написать
  • 95896
  • 03.09.2015

Номер материала: ДA-027586

  • 03.09.2015
  • 505
  • 03.09.2015
  • 1301
  • 03.09.2015
  • 1014
  • 03.09.2015
  • 1343
  • 03.09.2015
  • 940
  • 03.09.2015
  • 488
  • 03.09.2015
  • 4822

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источники:

https://www.anews.com/p/105105042-chto-takoe-kultura-priznaki-narodnoj-massovoj-i-ehlitarnoj-kultury/
https://otvet.mail.ru/question/206588720
https://infourok.ru/testi-po-iskusstvu-dlya-klassa-398621.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]