Что нужно чтобы стать искусствоведом
Искусствовед
Искусствовед – учёный, специализирующийся на истории и исследовании художественных произведений (в первую очередь – изобразительного искусства). Профессия подходит тем, кого интересует история, рисование, пение, музыка, мировая художественная культура, иностранные языки, русский язык и литература и религия (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Особенности профессии
К искусствоведению относятся литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусствоведение в узком его понимании.
В узком, самом распространенном, значении искусствоведение – это наука о пластических искусствах: архитектуре, живописи, скульптуре, графике, декоративно-прикладном искусстве.
Искусствоведение (не важно, широко его понимать или узко) включает в себя: теорию искусств, их историю и художественную критику. С одной стороны, искусствоведение – это научное и критическое зеркало искусства, которое способствует его развитию, формулирует художественные принципы.
С другой стороны, искусствоведение – это популяризатор искусства. Критические статьи, научно-популярные книги и фильмы, лекции, экскурсии – всё это влияет на предпочтения публики, формирует её вкус.
Искусствовед – это профессиональный ценитель искусства. Но постоянное «общение» с шедеврами, которые хранятся в музеях или частных коллекциях, иногда приводит к тому, что из ценителя он сам превращается в страстного коллекционера.
Искусствоведы, специализирующиеся на определённой эпохе, художнике или художественном направлении, могут выступать в качестве экспертов по оценке картин, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства. Они оценивают ценность произведения (определяют возможный возраст, эпоху, авторство), учитывая художественную манеру, исторический контекст создания произведения и т.п.
Иногда для оценки подлинности произведения этого недостаточно. В этом случае привлекают специалистов научных лабораторий, исследующих физические свойства, химический состав, технологию предметов искусства.
Рабочее место
Искусствоведы работают в музеях, художественных галереях, научно-исследовательских институтах, в антикварных салонах. Искусствовед может работать журналистом в прессе или Интернете, на радио или на телевидении.
Важные качества
Невозможно стать хоть сколько-нибудь стоящим искусствоведом, не имея интереса к произведениям искусства. Для успешной работы искусствоведу необходим широкий кругозор в области искусства, хорошая память, аналитические способности, умение выражать свои мысли.
Чем занимается искусствовед?
Профориентация,личный опыт,экспертное мнение
- Автор:
- Сабина Шмакова
- Эксперт портала
- Дата публикации:
- 18.12.2019
Чаще всего люди сталкиваются с абстрактными понятиями и определениями, когда речь заходит о гуманитарных профессиях. Из-за универсальных названий сложно разобраться, чем занимается тот или иной студент и кем он будет работать. Одной из подобных «сложных» профессий является искусствоведение. Ясно, что это что-то про искусство, но чему конкретно учатся студенты-искусствоведы?
С этим и другими вопросами нам помогла разобраться Анастасия Воротилина – студентка 4 курса программы «История искусств» ВШЭ.
Почему ты выбрала Вышку и именно эту программу?
Поступление на искусствоведение было достаточно спонтанным решением – я нашла эту программу всего за полгода до ЕГЭ, до этого рассматривала совсем другие варианты. В первую очередь мне понравился сам университет – я сходила на олимпиаду «Высшая проба», съездила на день открытых дверей и была очень впечатлена уровнем организации этих мероприятий, увлеченностью людей своим делом, и, самое главное, современностью и актуальностью предлагаемого образования.
Выбор пал на историю искусств, потому что я хотела получить специальность, каким-либо образом связанную с моим тогдашним увлечением фотографией.
Чем занимается искусствовед?
Какие варианты помимо искусствоведения и ВШЭ ты рассматривала?
Почти всю свою школьную жизнь я хотела поступать на лингвистику, активно учила язык, спрашивала у знакомых, учащихся на этой специальности, об особенностях образования, вузах, в которые стоит поступать. После экзаменов, кроме истории искусств в Вышке, подавала на специальности, связанные с языками в РГГУ, МГПУ и РАНХИГС, но серьезно я поступление в эти места не рассматривала, потому что была уверена, что хочу учиться только во ВШЭ.
Как проходила твоя подготовка к поступлению?
Я сдавала русский, историю и английский. Основой моей подготовки была самостоятельная работа с материалом, но я также ходила к репетиторам и на курсы. Это помогло мне в первую очередь понять структуру экзамена и привыкнуть к ней.
Пришлось ли столкнуться с какими-то трудностями?
С самой подготовкой трудностей особо не было – я любила учиться и делала это хорошо, но я ужасно уставала от постоянной учебы и поездок к репетиторам и на курсы. Психологически тоже было тяжело, конечно, – боишься, что не поступишь туда, куда хочешь, не знаешь, что ждет впереди. Но я бы сказала, что больше стресса испытываешь, уже учась на первом курсе.
Что значит «учиться на искусствоведа»? Какие предметы ты изучаешь, какие практики проходишь?
Что касается предметов, то каждый из них посвящен какому-либо периоду в истории искусства, за четыре года мы последовательно изучили их все, начиная с «Искусства Древнего мира» и заканчивая «Искусством второй половины XX-XXI вв.». В основном, мы изучаем западное искусство и искусство России, но есть несколько курсов по искусству Азии, Ислама, Ибероамерики. Мы также учим два языка – английский и французский или немецкий на выбор.
Мы регулярно посещаем ГМИИ им. Пушкина, Третьяковскую галерею, были на семинарах в мастерской Лазаря Гадаева, кураторской экскурсии в Музее Архитектуры, ходили в Дом Наркомфина. На практики мы ездили в Санкт-Петербург, проводили семинары в Эрмитаже, в Новгород и Псков ездили смотреть древнерусскую архитектуру, также были в Твери и Тверской области.
Вот так выглядит практика искусствоведа
Удалось ли за время обучения постажироваться или поработать в своей области?
К сожалению, нет, так как я достаточно рано поняла, что после окончания университета я не хочу заниматься деятельностью, связанной с искусством, по крайней мере, на данный момент. Но очень многие мои однокурсницы волонтёрят или работают на выставках, кто-то делает свои, кто-то читает лекции.
Какие у тебя остались впечатления от обучения на искусствоведа? Какие ожидания оправдались, что наоборот не понравилось?
Впечатления остались скорее положительные – Вышка давала нам столько классных возможностей поучиться не только в стенах нашего университета, но и увидеть то, как работают искусствоведы в естественной среде.
Однако не все так хорошо, как хотелось бы – некоторые курсы пересекались по хронологии или даже шли в совершенно сбивающей с толка последовательности, например, мы начали проходить Ренессанс раньше, чем готику, советское искусство раньше чем узнали про русское искусство конца XIX в.
Стала бы ты сейчас учиться на искусствоведа, уже имея представление об обучении и профессии в целом?
Скорее да. В течение учебы я получила очень много чрезвычайно полезных навыков – умение писать, делать хорошие презентации, правильно подавать материал. Учеба на искусствоведа очень сильно расширяет кругозор, причем не только в узкой области искусства – ты много узнаешь о религии, культуре, философии, литературе, кино, на самом деле много о чем. Еще она, конечно, прививает вкус и развивает критическое мышление.
Какие потенциальные возможности есть у искусствоведа после окончания университета?
Во-первых, это, конечно, работа в сфере искусства – в музеях и галереях в совершенно разных ролях.
Но этим весь спектр возможного трудоустройства не ограничивается, как раз из-за тех навыков, которые дает искусствоведческое образование.
Какие у тебя планы на будущее?
Во время учебы на истории искусств я поняла, чем я хочу заниматься и на третьем курсе получила второе образование по специальности «Преподаватель английского языка», поэтому собираюсь работать и развиваться в этой сфере. В ближайшем будущем рассматриваю поступление в магистратуру, но она точно не будет связана с моей бакалаврской специальностью.
Что бы ты посоветовала тем, кто хочет поступать на искусствоведение?
- Поступать только если очень любите искусство, иначе будет сложновато.
- Познакомиться с направлением поближе – посмотреть лекции (можно даже своих будущих преподавателей – их можно найти на странице образовательной программы), сходить на день открытых дверей в вуз, почитать информацию на сайте, при возможности поспрашивать об учебе студентов.
- Понять, что будете изучать только пространственные виды искусства, то есть музыки, кино и театра нет. Но можно брать общеуниверситетские курсы по выбору по некоторым из этих видов искусств.
- Если вы любите современное искусство, и хотите заниматься им, то готовьтесь к тому, что ваши курсовые по нему будут проходить со скрипом. В таком случае можно рассмотреть программу «Современное искусство».
- Быть готовым к тому, что придется много стоять (в музеях, на практике), а еще к полевым условиям на архитектурных практиках и хостелам.
- Будет легче, если, начиная учебу, вы уже будете иметь общее представление о развитии искусства и знать какие-то главные имена.
- Чаще ходить на выставки, тренировать насмотренность.
- И приготовьтесь к тому, что за время учебы появятся шутки, которые никто, кроме искусствоведов понимать не будет.
Если не хочешь ошибиться с выбором вуза, приходи в январе и феврале 2020 года на выставку «Навигатор Поступления», чтобы лучше разобраться в профессиях, вузах и поступлении.
ПРОФЕССИЯ ИСКУССТВОВЕД: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
Малика Уразгалиева
27 лет, искусствовед, национальный музей РК
Стаж работы — 3 года
ПУТЬ К ПРОФЕССИИ
Выбор профессии сложился спонтанно. Мой папа хотел, чтобы я стала финансистом, и были даже попытки поступить на эту специальность. Но однажды мама просто спросила, а не хочу ли я работать в сфере искусства. У меня не было никакого представления о том, кто такой искусствовед. На тот момент картины для меня были предметом эстетики, которые доставляют удовольствие, когда смотришь на них и не более. Подумав, я решила поступать на искусствоведение. Так я начала учиться в Казахской национальной академии искусств имени Жургенова и поняла, что учиться на искусствоведа не просто.
Я благодарна своим педагогам: Ольге Владимировне Батуриной, Юсуповой Ардак Кенесовне, Светлане Аркадьевне Яшкиевой. В академии я начала увлекаться операторским искусством и режиссурой. Был риск не закончить искусствоведение, но мне помогла Ольга Владимировна, она сказала, что быть искусствоведом — это призвание, а у меня есть определенные способности, видение, и она попросила их сохранить. Это помогло мне продержаться и, более того, перевестись в университет в Санкт-Петербурге.
Учиться в Санкт-Петербурге было сложно, но интересно. Часами у нас проходили лекции в Государственном русском музее, Эрмитаже, мы могли по два-три часа сидеть перед одной картиной и рассматривать ее. А когда у нас начался предмет «Экспертиза» была возможность дотрагиваться до холста, анализировать тактильно. В такой момент неимоверно захватывает дух, потому что до этого произведение было для тебя картинкой в журнале, а здесь ты стоишь перед легендарным произведением и понимаешь, что сейчас контактируешь с картиной напрямую. Это были такие произведения как «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, произведения импрессионистов Клода Моне, Ван Гога, Ренуара. В русском музее это были произведения Кандинского, Малевича и многих других.
Процесс обучения давался нелегко. Мы сдавали по пять-шесть экзаменов, по каждому предмету учили по 900 произведений искусства, нужно было знать точно название, автора, размеры, место хранения, и легенду, связанную с данным произведением искусства.
В общем, процесс обучения в Санкт-Петербурге и в Казахстане занял шесть лет. В Санкт-Петербурге у нас было интегрированное обучение, по окончанию я имею два диплома, как переводчик с английского языка в сфере культуры и искусства, и искусствовед. Я не работаю переводчиком, но мне помогло владение английским языком и некоторыми другими европейскими языками в получении новой информации для своих исследований.
По возвращению с Санкт-Петербурга были опасения по поводу того, насколько я буду востребована. Потому что там высокая конкуренция: для того, чтобы стать экскурсоводом в Эрмитаже, нужно пройти специализированные годовые курсы обучения и иметь красный диплом историка-искусствоведа. Они относятся к искусствоведу как к человеку науки.
Приехав в Астану, я попала в хороший коллектив музея, который находился при Назарбаев Центре. Это была интересная работа, я окунулась в экспозиционно-выставочную деятельность: мы организовывали выставки, выстраивали экспозицию, продумывали концепции выставок. Сейчас я решила развиваться и продолжать совершенствовать свои знания, работая в Национальном музее.
Мне предстоит многое сделать, чтобы назвать себя полноценным искусствоведом. В частности закончить кандидатское исследование и опубликовать большое количество статей, которые станут полезными. Как у искусствоведа у меня в глубине души таится мечта, чтобы в будущем мои статьи и монографии были интересны и стали цитируемы.
О СПЕЦИФИКЕ И СЛОЖНОСТЯХ
Я рада и не жалею, что выбрала эту специальность. Эта профессия для души. В Санкт-Петербурге я поняла, что искусствовед — это не куратор и не арт-критик, это, в первую очередь, знаток. Человек, который понимает искусство. А что значит понимать искусство? Это значит не только понимать, что изображено на картине, но понимать методологию, философию, историю искусства.
Картина — это часть нашей жизни. Каждый из нас имеет свою картину мира, которая формируется из наших впечатлений, воспоминаний, опыта. Эту самую картину мы можем проецировать на холст, мрамор и создавать тем самым свое произведение жизни.
Я посетила все музеи Санкт-Петербурга и Москвы, также была в музеях Парижа: Лувр, Орсе, в Риме, во Флоренции, в музеях изобразительного искусства в Вашингтоне, также в исторических музеях Альбукерке, и других музеях США. Но могу сказать, что посетила не так много музеев, как необходимо для искусствоведа.
Для искусствоведа важно быть насмотренным. Это значит не лениться, смотреть постоянно как можно больше репродукций, печати, каталогов, заходить на сайты музеев, интересоваться какие сейчас проходят выставки. В моем представлении искусствовед — это еще и визуал, то есть человек, который воспринимает мир визуально и чувствует свет, видит композицию.
Для понимания произведения важно знать, когда оно было создано и воспринимать его в контексте истории или определенного творческого этапа в жизни художника. В этом помогают путешествия, поездки.
Работа искусствоведа — это не та специальность, которая сразу дает возможность зарабатывать большие деньги. Для начала нужно любить то, что ты делаешь. Будучи искусствоведом, ты постоянно находишься в процессе саморазвития, становления собственной личности, расширения кругозора.
Работать в искусстве — это сплошные открытия, потому что постоянно сталкиваешься с интересными выставками, проектами, художниками. Когда я приехала в Астану, это был совершенно новый опыт. Для меня было открытием, насколько власть может влиять на развитие искусства. Есть даже ряд диссертационных исследований, где люди пишут о том, что такое эстетика власти, и как министерство и правительство способствуют формированию и развитию искусства и культуры в стране. Это то, что я пытаюсь понять в своей диссертации, поднимаю актуальные вопросы развития современного искусства Казахстана.
О ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВАХ ИСКУССТВОВЕДА
Для искусствоведа, во-первых, нужно усердие. Как-то на лекциях один из наших профессоров рассказывал, что вышел из сферы искусства на три года. Небольшой период, но когда он вернулся, ему казалось, что он пропустил целую эпоху. Потому что искусство развивается стремительно. Оно никого не ждет. Когда у человека наступает творческий процесс, он не имеет никаких рамок: ни временных, ни пространственных. Я говорю о художниках, исследователях, о всех, кто по кирпичику формирует развитие искусства.
Для человека, который хотел бы посвятить свою жизнь искусствоведению, изучению искусства, важно развивать в себе быстроту. Быстроту понимания, чуткость, стремление познать как можно больше, важно иметь профессиональное любопытство. Также важно быть в хорошем настроении, потому что у картин есть своя аура и эта энергетика пропитывает человека. Причем она лучше и легче впитывается, когда человек расположен к произведению. Отсюда идет и прямое понимание самого произведения.
Чувство ответственности важно для искусствоведа, когда ты интерпретируешь какие-то произведения, ты несешь ответственность перед зрителем.
Нет таких людей, которые не способны понять искусство. Я считаю, что искусство — это часть культуры. Каждый человек формирует культуру, а значит человек состоит из культуры и искусства. Мне встречались люди, которые не имели никакого отношения к сфере искусства, видели произведение впервые, и удивительным образом четко и точно формулировали главную идею создания этого произведения. Это волшебство.
Сегодня, к счастью, складывается тенденция, что увлекаться искусством — это не просто модно. Это уже необходимо человеку для наполнения своей души, внутреннего мира. На мой взгляд, именно художественные произведения помогают заполнять пробелы в процессе становления человека как личности.
Выражаем благодарность Национальному Музею РК за предоставленную возможность проведения съемок.
Источники:
https://www.profguide.io/professions/iskusstvoved.html
https://propostuplenie.ru/article/chem-zanimaetsya-iskusstvoved/
https://weproject.media/articles/detail/professiya-iskusstvoved-vzglyad-iznutri/