Причины нарушения детско родительских отношений
Нарушение детско -родительских отношений
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
НАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, является одной из приоритетных задач в работе психолога образовательного учреждения. Работа по профилактике нарушений детско-родительских отношений представляет собой обширную сферу деятельности, в основе которой – отношения между родителями и детьми, особенности их восприятия друг друга.
Воспитание дошкольников протекает в обществе сверстников и поэтому имеет особенно большое значение для формирования у детей с самого раннего возраста инициативы и активности, коллективизма в его первых проявлениях, умения и желания сочетать свои личные интересы с интересами и стремлениями своих товарищей. Но в то же время в условиях жизни ребенка в детском коллективе нужно развивать его личность, сохраняя неповторимую индивидуальность. Семью же часто называют «школой чувств», так как в общении с родными у ребенка формируется способность к сопереживанию, с раннего возраста закладывается эмоциональный фундамент. Семья воспитывает не только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность, оказывают воздействие и особенности быта, уклад семьи, ее традиции, характер взаимоотношений ее членов, их нравственные качества, потребности и интересы. Для ребенка имеет большое значение то, как родители одеваются, как они разговаривают с другими людьми и о других людях, как родители радуются или печалятся, как они обращаются с друзьями и врагами, как смеются, читают газету и многое другое.
Детско-родительские отношения – система разнообразных чувств, эмоций, действий, поступков, которая проявляется во взаимодействии родителя и ребенка.
Семейное воспитание – в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми.
В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач работы с родителями является формирование навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в семье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен.
Исходя из этих определений, типы семейного воспитания понимаются, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности.
1. Типы отклонений в семейном воспитании.
В основе классификации типов семейного воспитания такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.
При определении направлений своей работы педагоги-психологи исходили из типологии и причин отклонений в семейном воспитании выделенных Э.Г. Эйдемиллером.
Причины отклонений в семейном воспитании по Э.Г. Эйдемиллеру:
Отклонения личности родителей – акцентуации личности, психопатии.
Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка – личностная проблема, чаще всего не осознаваемая потребность.
Во многом, этим обусловлен выбор техник и методов работы с родителями и детьми, целью которой является оптимизация детско-родительских отношений в дошкольный период детства.
В обычных семьях, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление. Нарушения в семейной системе происходят потому что:
1. Со взрослыми аналогично поступали в их детстве – и тогда необходимо помочь переосмыслить опыт.
2. Родители не знают альтернативных методов воздействия – тогда возможно обучение, поиск иных форм взаимодействия.
3. Родители не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.
Постоянные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания – все эти формы отражают отношение к ребенку как к объекту воспитания. Они унижают его достоинства. Семьи, склонные к проявлению такого вида отношения составляют группу риска. Это семьи, в которых можно констатировать невнимание мужа к жене, властность матери.
Основная задача при работе с родителями – держать в зоне своего внимания:
– детско-родительские отношения группы риска;
– установки и ценности родителей, их ожидания;
– нарушение супружеских взаимоотношений;
Таким образом подход к работе с родителями и детьми позволяет достичь устойчивых положительных результатов:
повышению психологической и педагогической грамотности родителей;
формированию родительской позиции;
решению проблем воспитания и обучения детей;
активному участию родителей в деятельность дошкольного.
Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, то или иное нравоучения.
Источники:
https://infourok.ru/narushenie-detsko-roditelskih-otnosheniy-3615010.html