Какую тему можно выбрать для кроссворда
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Учебный кроссворд: как и где составить
Наиболее эффективным и удобным в использовании для формирования терминологической грамотности обучающихся является кроссворд. Какие кроссворды бывают и как можно организовать с ними работу на занятии. Три сервиса по созданию учебных кроссвордов для тех, кто обучает дистанционно.
Кроссворд – это игровая методика, сущность которой заключается в разгадывании слов по приведенным определениям.
Каждый учебный предмет выдвигает свою классификацию кроссвордов, и это вытекает из своеобразия данной учебной дисциплины. Поэтому проще за основу взять главную обучающую цель занятия.
Кроссворд помогает:
Виды кроссвордов
При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.
Правила составления кроссворда
- Не допускается наличие “плашек” (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
- Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
- Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
- Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
- Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
- Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).
- Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.
Преимущества кроссворда как метода обучения
- Позволяет детализировать конкретные разделы и сложные темы учебной дисциплины.
- В кроссворде, отгадываемые единицы (термины), должны быть однозначными, лаконичными и конкретными. За счет этого и обеспечивается быстрое запоминание термина и его значения.
- Активизируется внимание, память, логическое мышление, речь.
Формы работы с кроссвордом:
- Организация самостоятельной внеурочной деятельности обучающихся.
Это способствует развитию умения самостоятельно и быстро ориентироваться в учебном материале. правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда и необходимость его применения именно к этой теме, создавать кроссворд в печатном и электронном виде, а так же способствует развитию творческих способностей личности.
2. Организация работы на занятии.
На этапе повторения материала: пятиминутные проверочные работы.
На этапе проверки знаний: работа с терминами и понятиями учебной дисциплины по конкретной теме.
На этапе изучения нового материала: предвосхищение будущего результата.
Этапы составления учебных кроссвордов
- Выбираем вид крссворда: лучше использовать ассиметричные, нестандартные, со свободным расположением слов.
- Составляем список терминов (в зависимости от типа занятия и его целей). Старайтесь включить в кроссворд как общенауные термины, так и специальные.
- Составляем вопросы к выбраным терминам.
- Нумеруем поле и вопросы.
- Печатаем кроссворд (при необходимости).
Критерии оценивания результата
Несомненно, критерии зависят от многих факторов и должны определяться преподавателем индивидуально, можно лишь выделить отдельные базовые пункты:
- доля отгаданных слов;
- доля ключевых терминов;
- точность и однозначность формулировок вопросов.
Составление кроссвордов в Microsoft Office
Создание кроссвордов с применением Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint.
Достоинства: доступность использования (предустановленное ПО); не нужно время для освоения программ.
Недостатки: не предназначены для составления кроссвордов, поэтому потребуется много времени и усилий, чтобы получить достойный вариант; нет возможности “поделиться” кроссвордом виртуально; невозможность автоматической проверки; часто приходиться дорабатывать кроссворд в ручную, на бумаге.
Специальные он-лайн сервисы для создания кроссвордов
Можно составить кроссворд по выбранным словам, а потом распечатать его. Так же можно дать ссылку на разгадывание этого кроссворда, что порадует тех, кто занимается с обучающимися в дистанционном режиме.
На сервисе представлены все виды кроссвордов по различным учебным тематикам. Так же имеется конструктор кроссвордов, в котором можно сделать не только классический кроссворд, но и филворд, японский кроссворд, сканводр. На сайте быстрая публикация в общий доступ с указанием тематики и категории.
Введите слова, задайте размер и получите заполненный кроссворд, которй можно скачать в формате Word. Для использования кроссворда на уроке вам нужно будет только ввести вопросы в шаблон кроссворда, который скачивается в Word, распечатать нужное количество экземпляров, а также распечатать себе один экземпляр, чтобы можно было легко проверять.
Hot potatoes – Программа для создания кроссвордов. Данное приложение интегрируется, а то и по умолчанию стоит в СДО Мудл.Имеется инструкция по работе на русском языке – Инструкция по созданию кроссворда в Hot Potatoes.
Пример генерации кроссворда
Пример кроссворда с использованием общенаучных и специальных терминов по специальности “Пожарная безопасность”.
Генерация кроссворда по словам
Полезные ресурсы по теме:
Мастерская для учителей биологии — здесь вы найдете готовые кроссворды для всех классов по основным темам и сможете создать свой кроссворд в режиме он-лайн.
Цветные и черно-белые кроссворды — этот сайт полностью посвящен японским кроссвордам. Любой из них можно распечатать или решать в режиме он-лайн. А для зарегистрированных пользователей доступна возможность сохранения кроссвордов.
Играемся — сервис для детей, где вы найдете не только классические кроссворды, но и сложные сканворды, которые помогают в развитии ассоциативного мышления ребенка.
Учимся играя — представлены кроссворды, викторины, ребусы, головоломки по всем школьным предметам.
Сочетание кроссворда с другими методами арт-педагогики (коллаж, глоги, интеллект-карта, инфографика, эссе, инсценировки) позволяет расширить возможности метода и задействовать разные типы восприятия информации (зрительная, слуховая и т.д.).
Поиск слов, ответов на сканворд или кроссворд
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ:
Введите известные буквы в поле ввода “маска”, заменяя неизвестные буквы знаком дефис “-” ( либо знаками *?._ ), если количество букв не известно используйте знак “+”, вставляя вместо пропущенных букв, при необходимости добавьте краткое и ёмкое описание.
Если возможности использования “маски”, вас не устраивают, то есть возможность использования классического способа – указываете сколько букв в слове (поле справа вместо маски) и заполняете известные.
Стоит заметить, что составители кроссвордов довольно хитроумно придумывают задания, и в нашей базе может не оказаться похожих описаний, в этом случае рекомендуем сделать упор на поиск слова по маске. А чтобы в следующий раз такого не повторилось и чтобы внести свой посильный вклад в работу сервиса – вы можете добавить найденный ответ к нам в базу. Мы за это очень благодарны нашим пользователям.
Наш помощник стал умнее и теперь понимает если количество букв искомого слова вы укажете прямо в описании, например так: “столица 6 букв“, в этом случае помощник задаст 6 букв в качестве маски и будет искать столицы по этой маске. Если же количество букв не определено, то помощник поймет: “столица россии без букв“, в этом случае, количество заданных букв будет сброшено. В надежде сделать поомощник удобнее, мы добавили в него способность исправлять опечатки, но к сожалению не всегда он с этим справляется верно.
ПРИМЕР:
Предположим при разгадывании кроссворда или сканворда, вам встретилось задание:
Небольшой город в северной Америке, 7 букв.
При этом известно, что первая буква “Б”, тогда имеет смысл вводить задание в помощнике следующим образом – в поле для ввода маски (шаблона) вводите “Б——“, т.е. мы задали первую букву “Б” и шесть пропусков, указывая что слово из 7 букв, а в поле описание вводим, “город Америки” и все – сервис выдаст решение, что это город “Бербанк” либо “Брандон”, из которых вы выберете наиболее подходящий.
НАЙТИ ОТВЕТЫ НА ЛЮБЫЕ ВИДЫ *ВОРДОВ:
Почему разгадывать кроссворды очень полезно: расскажут ученые Лондона.
Заметим, что разгадывание и поиск слов для сканвордов и чайнвордов производится аналогичным способом. При необходимости, т.е. во время разгадывания сложного кроссворда, описание лучше вводить используя ключевые слова, описывающие именно суть предмета или явления.
По недавно проведенным сравнениям, наш помощник в разгадывании кроссвордов занял первую позицию по удобству и качеству поиска.
Кому и зачем нужны кроссворды
Решение кроссвордов развивает эрудицию, память и трудолюбие это неоспоримый факт. На протяжении десятилетий одним из лучших способов скоротать время или просто отдохнуть после трудного дня был кроссворд. Однако сейчас эти головоломки не так популярны, как раньше, особенно среди молодёжи. Даже в поезде, где решение кроссвордов это традиция, всё реже можно заметить людей, задумчиво вглядывающихся в клеточки. Единственным местом, где подростки ещё могут столкнуться с кроссвордами это на уроках в школе. В учебных заведениях преподаватели часто обычным тестам предпочитают головоломки, несмотря на то, что составлять их труднее. Но как бы ни старались старшие привлечь подростков к традиционному виду досуга, результат пока что незначителен.
Александра ЛАВРУШИНА, первокурсница УрФУ, окончила школу № 9 в Берёзовском:
На уроках истории, обществознания, литературы учителя постоянно давали задания, связанные с кроссвордами. Я не считаю такие упражнения полезными, потому что вопросы в кроссвордах часто попадаются трудные, и без помощи не обойтись. Ребятам не хочется думать, сразу начинают заниматься поиском информации в Сети. К тому же я не думаю, что парочка отгаданных слов поможет усвоить тему.
Кроссворды хороши для развития эрудиции, и я не против поразгадывать их вне школьной программы. Например, когда еду в автобусе. Но случается это крайне редко. Если в детстве интерес к подобным упражнениям был высок, то сейчас он угас. Вот бабушка у меня обожает попотеть над клеточками.
Среди моих друзей есть те, кто разгадывают кроссворды, если делать совсем нечего, либо берут кроссворды в дорогу. Хотя чаще от скуки они спасаются с помощью mp3-плеера.
Молодёжь не сильно увлекается кроссвордами, так как у них не хватает эрудиции чтобы ответить на многие вопросы. Вместо чтения книг ребята предпочитают посиделки в социальных сетях и прогулки. К тому же подростки неусидчивы, а чтобы разгадать кроссворд, нужно терпение.
Юлия ПОТАПОВА, учитель русского языка школы № 1 Камышловского городского округа:
Я уже 13 лет работаю со школьниками. Все эти годы использовала для обучения детей кроссворды. Они действительно очень полезны для учеников, таким образом ребята намного лучше усваивают материал.
Большую роль играет азарт, который возникает в процессе разгадывания кроссворда. Когда есть возможность угадать слово, ответив на несколько других вопросов, остановиться уже трудно. Ещё я даю детям возможность работать в группах, и они начинают соревноваться между собой. В игре им легче запомнить нужные слова.
Ученикам обычно приходится угадывать различные термины по темам, которые мы изучаем. Они учат определения, а потом на уроках заполняют клеточки. Таким образом начинает действовать зрительная память и ученики запоминают слова на более длительный срок.
Помимо обычных кроссвордов, я даю своим ученикам чайнворды, где каждое последующее слово начинается с буквы предыдущего. Однако он ничуть не труднее обычного.
Также, школьникам приходится не только заполнять клеточки, иногда им нужно их рисовать самим. Ученик выбирает термин, потом приводит для него определение, причём так, чтобы остальные поняли. Ну и, наконец, рисует сам кроссворд. Это намного труднее. Такие задания оцениваются выше. Так что ученики с радостью берутся за составление собственных головоломок.
Михаил СЕМЁНОВ, составитель кроссвордов:
Профессиональным кроссворд можно назвать только в том случае, если он составлен очень плотно, и каждое слово пересекается не менее двух или трёх раз. Если попросить обычного человека составить профессиональный кроссворд, то, скорее всего, он не сможет справиться с заданием даже за день.
Публике нравится, когда вопросов не только много, но они ещё и лёгкие. Однако составление головоломки стоит огромных сил. У того, кто не занимается профессионально кроссвордами, нет такого оперативного мышления. Он не может мгновенно подбирать необходимые варианты слов, а их нужно как можно больше.
Конечно, есть и те, кто любит посидеть, подумать над заданием. Но развитие сети Интернет сильно упростило жизнь увлекающихся головоломками. Раньше, чтобы узнать какое-либо слово, приходилось идти в библиотеку за словарём и там искать ответ. Сейчас достаточно ввести в поисковую систему определение слова, и вы тут же получите результат.
В этом заключается проблема. Несмотря на то, что в прошлом иногда было действительно трудно найти ответ, кроссворды пользовались большей популярностью, чем сейчас. И если те, кто уже много лет увлекается головоломками, вряд ли перестанут их разгадывать, то другие попросту потеряли интерес к кроссвордам.
Помимо этого, спад популярности может быть связан и с тем, что в периодической печати кроссворды стали появляться реже. Интересующийся решением головоломок школьник или студент купит себе специализированное издание. Тот же, кто никогда не занимался кроссвордами, если ему не показать, не увлечь, вряд ли займётся.
Я вижу два способа выхода из сложившейся ситуации, связанных между собой. В первую очередь нужно поднимать уровень образованности подростков. Если ребёнок возьмёт в руки кроссворд и не сможет угадать ни единого слова, он положит на место этот клочок бумаги и займётся своими делами. В том случае, если же у человека получится разгадать несколько слов, то появится азарт и интерес. Он не захочет останавливаться на достигнутом. А второй как можно чаще проводит чемпионаты и конкурсы по разгадыванию кроссвордов. Помимо того, что будет расти популярность этого вида досуга, то и ребята, соревнуясь между собой, невольно сами увлекутся решением головоломок.
Мнение читателей
Юлия ПОЗДНЯКОВА, школа № 167: Частенько приходится решать кроссворды на уроках географии. Но обычно учителя дают такие задания, когда нас просто нечем занять.
Ирина БОРОВКОВА, школа № 9, посёлок Буланаш: Нам и в 1-м1 классе на уроке технологии задали создать кроссворд из 20 слов, за два урока. Это было сложно, к тому же и тема была трудной «Структура современного производства». Но получилось всё-таки неплохо и оригинально. Естественно, этот материал я запомнила столько труда и усилий было вложено в эту работу, от неё зависела моя итоговая оценка в аттестат.
Елизавета ЧЕЧУЛИНА, 16 лет, Новоуральск:
Обычно задают кроссворды по истории и обществознанию. Я считаю, что их полезно решать, и они помогают лучше усвоить материал. Когда ты сам составляешь головоломку, ты придумываешь различные вопросы к терминам, таким образом они лучше запоминаются.
В тему
2013 год можно по праву считать годом столетия кроссворда. Хотя исследователям встречались находки, похожие на кроссворд, датированные ещё 14 вв. н.э., при этом первый кроссворд, соответствующий современным представлениям о нём, был создан Артуром Уинном и опубликован в воскресном номере газеты «New York World» в 1913 году.
Но прототипы современных головоломок появились ещё в ХIХ веке. Самый первый дошедший до нас кроссворд был опубликован в 1875 году в сентябрьском номере журнала «Святой Николас» в Нью-Йорке.
В России первый кроссворд был напечатан в Ленинграде второго декабря 1925 года в литературном журнале «Резец».
Единственной установкой для кроссвордов было развитие эрудиции. Успешное и полное решение кроссворда требовало немалых знаний, зачастую совершенно неактуальных. Однако в постсоветское время газеты, ориентированные не на идеологию, а на читательский спрос, быстро сменили установку. В центральных газетах появились кроссворды, решение которых стало скорее развлечением, чем серьёзной головоломкой.
Интересно
Самый большой кроссворд в мире был создан Арой Ованесяном из Еревана. Его достижение официально зарегистрировано в Книге рекордов Гиннесса. Головоломка имеет 2,3 метра в ширину, 2,45 метра в высоту, с размером клеток 5×5 мм. Количество слов в кроссворде 25 970 . К кроссворду прилагается словарик из 150 страниц с убористым текстом в три колонки, содержащим предельно короткие определения к словам.
Источники:
https://www.eduneo.ru/uchebnyj-krossvord-kak-i-gde-sostavit/
https://poncy.ru/crossword/
https://www.oblgazeta.ru/newage/7055/