Какие мониторы используются в киберспорте
Монитор для киберспорта, монитор для игр — как выбрать лучший, и в чем разница
Все мы любим игры. Да и как иначе, если сама жизнь все больше напоминает сложный блокбастер с запутанным сюжетом и продуманной ролевой системой? Однако игры у всех разные, и системные требования под них тоже различаются.
Если с теми же видеокартами все довольно просто, так как работает принцип «больше денег = больше производительности», с мониторами совсем другая история. Выбрать правильную модель сложно, ведь технологий создания изображения на экране монитора несколько, у всех есть свои нюансы, дополнительные параметры, достоинства и недостатки. Поэтому киберспортсмену нужен один монитор, обычному геймеру или консольщику — другой. И это вопрос не цены, а правильного выбора.
Поэтому давайте разберемся, из чего состоит современный монитор, и кому какая модель подойдет.
Диагональ, соотношение сторон, рабочее разрешение
Это самый просто критерий выбора, так как в отрасли существует золотой стандарт, под который оптимизируются все игры. Широкоформатный форм-фактор 16:9, диагональ 23 дюйма и разрешение Full HD (1920 x 1080 пикселей) — то, что нужно геймеру для счастья.
Однако, если посмотреть чуть глубже, настоящий комфорт в ПК-играх требует чуть большей диагонали: легче рассматривать мелкие объекты и элементы интерфейса. Сильно увлекаться не стоит, и 27-дюймовые модели уже великоваты, приходится крутить головой. А вот что-нибудь посередине, дюймов на 24-25, будет в самый раз.
За высоким разрешением гнаться смысла нет, так как это увеличивает нагрузку на видеокарту, отчего у вас либо просядут FPS и вас убьют, либо придется понижать настройки графики, и графика станет не лучше, а хуже.
Также можно рассмотреть покупку монитора для игровой консоли — достаточно распространенный сценарий для тех, у кого в квартиру не помещается телевизор или просто не хочется переплачивать за «ящик», когда можно обойтись одним монитором сразу для ПК и приставки. Тут нужно стремиться взять диагональ экрана побольше, так как вы не будете сидеть прямо перед монитором, а устроитесь на удобном диванчике в метре или даже двух от экрана. Так что в таком варианте нужно смотреть на модели с диагональю от 40 дюймов и больше.
Скорость отклика измеряется в миллисекундах. Это показатель того, как быстро монитор может сменить сменить кадр. То есть, показывает, сколько ваш монитор может отобразить кадров в секунду максимум. По сути, если экран не может похвастаться этим параметром, плакали заоблачные FPS, сгенерированные дорогущей видеокартой.
Поэтому критически важно, чтобы в игровых мониторах скорость отклика была не больше 5мс. А настоящим киберспортсменам, которые денег на «железо» не жалеют, нужно брать модели с 1 мс отклика.
Частота вертикальной развертки
Чем выше этот показатель, тем более плавным будет движение объектов на мониторе и тем быстрее будет обновляться картинка. При киберспортивных значениях вертикальной развертки вы будете получать на свой монитор картинку в настоящем реальном времени, опережая оппонентов. Поэтому киберспорстмены, играющие в онлайн-игры, должны брать модели с 240 Гц или немногим меньше. Это просто законы выживания в киберспортивных джунглях!
Остальным геймерам можно не париться, и брать мониторы с частотой от 60Гц до 120 Гц. В одиночных играх разница будет непринципиальной, а экономия порадует.
Типы матриц: достоинства и недостатки
Существует три типа матриц мониторов, отличающихся разной технологией построения изображения. И несмотря на схожий принцип, они сильно различаются как по цене, так и по уровню яркости, скорости обновления и насыщенности картинки. Чтобы понять, какой монитор какому геймеру нужен, придется разобраться с достоинствами и недостатками каждой технологии.
Матрицы TN+Film приятно выделяются низкой ценой и высокой скоростью обновления картинки (в дорогих моделях таких мониторов). У таких мониторов скорость отклика минимальна, частота развертки максимальная, нет шлейфов и размытий в динамичных сценах. Поэтому для киберспортсмена это идеальные мониторы, так как позволяют контролировать игровую обстановку на 101%, моментально реагируя на малейшее изменение в игре. Когда в сетевой игре сталкивается владелец обычного «офисного» монитора и скоростного TN+Film, со стороны кажется, что игрок с профессиональным монитором принадлежит к более совершенному биологическому виду. Он чуть-чуть быстрее поворачивается, быстрее наводится и стреляет. И, при прочих равных, побеждает.
Есть у TN+Film и недостатки: картинка в игре будет относительно блеклой и углы обзора у монитора невыдающиеся, за ним нужно сидеть строго по центру. Но тут уж, как говорится, или шашечки или ехать. Победа всегда имеет свою цену.
Матрицы IPS обеспечивают очень красивую картинку с высокой яркостью и великолепными углами обзора, отчего заслуженно считаются лучшим решением для дизайнеров. Но для игр подходят слабо из-за относительно низкой скорости отклика. Да, в новых поколениях IPS уже нет размашистых шлейфов за быстро движущимися объектами, но скорость обновления картинки отстает. А цена, напротив, наиболее высокая в сравнении с конкурирующими технологиями.
Матрицы MVA/VA это что-то среднее между двумя предыдущими технологиями. Яркие и контрастные, с хорошими углами обзора и недорогие. Но при этом время отклика довольно большое, и для киберспорта они подходят слабо. А вот купить огромный монитор с VA-панелью для своей консоли и залипать потом с джойстиком на диване — самое то!
Технологии адаптивной синхронизации (G-Sync, FreeSync)
У производителей видеокарт Nvidia и Radeon есть похожие между собой технологии NVidia G-Sync и AMD FreeSync. Эти технологии обеспечивают высокую плавность картинки, особенно на низких FPS, и устраняют неприятные рывки изображения. Функции эти однозначно полезные, поэтому при выборе монитора обращайте внимание на марку своей видеокарты и какую технологию она поддерживает.
Что взять киберспортсмену — AOC AGON AG251FZ
Если собрать все, что киберспортсмену хорошо, получится монитор AOC AGON AG251FZ. Диагональ 24,5 дюймов, скоростная TN-матрица с временем отклика 1 мс, частота вертикальной развертки — максимальные 240 Гц.
Поддерживается технология AMD FreeSync. Подставка регулируется по высоте, что дает дополнительный комфорт. В общем, идеальный монитор для чемпиона по CS:GO, Dota 2 или PUBG.
Что взять консольному геймеру — Philips 436M6VBPAB
Консольщику замечательно подойдет здоровяк Philips 436M6VBPAB с 42,5-дюймовым экраном и 4К-разрешением. В игровых консолях количество FPS и качество графики сбалансировано, поэтому с таким высоким разрешением консоль справится намного лучше ПК. Также в активе Philips 436M6VBPAB яркая красивая VA матрица с приличным временем отклика 4 мс и поддержкой HDR-изображения.
Самое важное при выборе монитора: гид по матрицам
Кирилл «gr1nder» Русаков
На рынке мониторов представлены тысячи моделей, которые отличаются по характеристикам и цене. Ключевое значение имеет используемый в них тип матрицы. Мы поможем вам разобраться в их преимуществах и недостатках, а вы подберете себе монитор.
Какие параметры важны геймерам
У мониторов есть несколько ключевых параметров — цветопередача, время отклика, частота обновления и угол обзора. Каждый выбирает сам, что для него важнее, но для среднестатистического геймера последовательность важности параметров следующая:
- Частота обновления и время отклика. Эти два параметра хоть и являются принципиально разными, но на выходе выполняют одну и ту же задачу — меняют картинку на мониторе как можно чаще. Они важны для быстрых шутеров вроде Counter-Strike и Quake, в других дисциплинах их значение немного ниже. Кроме того, привыкая к более быстрым мониторам, тяжело потом перестраиваться на медленные в любых задачах.
- Цветопередача. Все хотят красивую картинку, особенно если графика игры способствует её воспроизведению. Поэтому более яркие и насыщенные цвета всегда будут приятнее глазу. Но заядлые геймеры никогда не поставят их во главу, пренебрегая частотой обновления и временем отклика.
- Углы обзора. При статичном положении монитора и головы этот параметр практически никак не проявляется. Он намного важнее, если перед монитором сидят несколько человек, ведь только один будет наблюдать его под прямым углом. Но если проблем в этом плане нет, то можно подобрать такое положение экрана, что ограниченные углы обзора никак не будут влиять на картинку.
Сопоставляя эти параметры, мы можем вывести идеальный монитор — тот, у которого все они на высоте. И крайне желательно, чтобы он не стоил баснословных денег. Но, к сожалению, пока что таких нет.
Как работает жидкокристаллический монитор
Жидкокристаллический дисплей называется так, потому что в нём используются вещества в жидкокристаллической форме. Они обладают свойствами как твёрдых тел, так и жидких. Такое вещество условно можно представить как жидкость, по всему объёму которой находятся твёрдые прозрачные частицы в виде продолговатых пузырьков — жидкокристаллических молекул. При воздействии на них электромагнитного поля они будут менять положение.
Монитор состоит из пикселей, каждый из которых, в свою очередь, состоит из трёх субпикселей. Субпиксель с двух сторон ограничен поляризационными решётками. В одной пластины расположены вертикально, в другой — горизонтально. Когда свет от источника на задней части монитора проходит через первый фильтр, остаётся только вертикальная составляющая — световой поток становится похож на пластину. Если свет пойдёт дальше, никак не меняясь, эта пластина упрётся в горизонтальный забор второго фильтра, и субпиксель не будет светиться.
Физические свойства молекул жидких кристаллов позволяют менять угол поляризации света, который проходит через них. То есть «световая пластина» будет закручиваться. Угол перед последним фильтром можно контролировать, меняя ориентацию молекул. Чем он ближе к 90 градусам, тем больше света выйдет наружу. На выходе каждого субпикселя стоит фильтр синего, красного или зелёного цвета. Меняя уровень их свечения, мы получаем различные оттенки пикселей.
В производстве большинства мониторов используют три типа матриц — TN, IPS и VA. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки. Если после прочтения вы ничего не поняли, то на конкретных примерах с иллюстрациями всё станет яснее.
Twisted Nematic (TN)
В основе технологии TN лежат ячейки с кристаллами, выстроенными по спирали от одного поляризационного фильтра к другому. Крайние ЖК-молекулы в спокойном состоянии расположены перпендикулярно пластинам фильтра. При прохождении через субпиксель световой поток меняет ориентацию на 90 градусов. Выходит, что без напряжения на субпикселях, но при включённом мониторе (то есть с подсветкой на задней панели) экран будет белым. Когда на электрод субпикселя подаётся напряжение, спиральная структура жидких кристаллов нарушается, и света проходит меньше.
Но даже при максимальном напряжении практически невозможно точно расположить молекулы, и угол всё равно будет отличаться от 90 градусов. Из-за этого у TN-матриц очень плохой чёрный цвет — он больше напоминает тёмно-серый. Кроме того, страдают цветопередача и углы обзора. Но у этой технологии есть один большой плюс — она самая самая дешёвая в производстве. И за небольшие деньги мы можем получить игровой монитор с максимальными ключевыми параметрами — частотой обновления матрицы и временем отклика.
In-Plane Switching (IPS)
В матрицах IPS ЖК-молекулы упорядочены во всех плоскостях, то есть расположены параллельно друг другу, заднему поляризационному фильтру и электродам. Словом, свет проходит через первый фильтр, но жидкокристаллические молекулы не меняют его угол поляризации. Когда напряжения нет, свет через ячейку не проходит и она остаётся чёрного цвета. Если приложить напряжение, молекулы поворачиваются, и субпиксель пропускает свет. Чем больше угол поворота, тем больше света проходит.
У технологии IPS есть два существенных преимущества — углы обзора и цветопередача. Недостатком IPS долгое время было малое быстродействие — кристаллы слишком медленно меняли ориентацию, из-за чего страдало время отклика и частота обновления. Производителям только недавно удалось решить эту проблему, и в этом году на рынке появились мониторы с IPS, частотой 144 Гц и откликом 1 мс. Но самый главный минус — цена. Такие панели дороги в производстве, и мониторы с ними обходятся минимум в 2-3 раза дороже.
Vertically Aligned (VA)
В матрицах VA кристаллы располагаются параллельно друг к другу, под углом 90 градусов ко второму фильтру. В выключенном состоянии угол поляризации не меняется, а значит, останавливается вторым фильтром, что даёт нам чёрный цвет. Когда кристаллы поворачиваются под напряжением, световой поток меняет угол поляризации и проходит через первый фильтр.
На поверхностях, между которыми располагаются жидкие кристаллы, есть выступы в виде треугольников, на гранях которых расположены электроды. Когда включается напряжение, кристаллы по разным сторонам выступов отклоняются на противоположные углы. Таким образом мы получаем хорошие углы обзора — они намного лучше, чем у TN, но уступают IPS. То же касается и цветопередачи. Показатели частоты обновления и времени отклика буквально год-два назад были значительно хуже, чем у TN, но со временем производители эти недостатки устранили. В итоге VA получается чем-то средним между TN и IPS — как по характеристикам, так и по цене.
Так что же лучше?
Всё зависит от бюджета. Если мы рассматриваем наиболее дешёвый вариант, то тут выбор очевиден — TN. Мониторы с частотой обновления 144 Гц и временем отклика 1 мс можно купить менее чем за $200 (
13 тыс. руб. по курсу на 4 декабря), и выбор будет очень большой. Если вы хотите матрицу ещё быстрее, на рынке уже хватает предложений с частотой до 240 Гц. Да, придётся пожертвовать цветопередачей и углами обзора, но зато кошелёк после покупки не опустеет.
VA — промежуточное решение. При средней цене мы получаем хорошую цветопередачу и неплохие углы обзора. При этом многие производители также готовы предложить варианты с частотой 144 Гц и временем отклика 1 мс. Если ещё год-полтора назад такие экземпляры стоили намного дороже аналогичных на матрицах TN, то сейчас эта разница составляет около $100, а то и меньше.
IPS — самая лучшая, но в то же время самая дорогая матрица. Но на текущий момент на рынке очень мало мониторов с ней, способных выдавать большую частоту и малое время отклика. При этом стоить они будут от $600 и больше. Зато за эти деньги мы имеем всё в одном и никаких явных недостатков. Кроме того, можно быть уверенным, что со временем цена на них упадёт. Буквально два-три года назад за такую цену продавали игровые мониторы с матрицей TN, теперь же они продаются в три раза дешевле.
На чём играют в Fortnite: выбор киберспортсменов
Сайт Prosettings.net, собирающий данные о том, каким оборудованием и какими настройками пользуются игроки в те или иные популярные сетевые многопользовательские игры, поделился подобной информацией о предпочтениях профессиональных геймеров, посвятивших себя Fortnite. На основе анализа предпочтений 227 игроков, представляющих различные киберспортивные команды, сайтом был составлен итоговый «железный чарт», в который вошли популярные видеокарты, мониторы, клавиатуры, мыши и гарнитуры.
Наиболее часто встречающимся графическим ускорителем у профессиональных игроков в Fortnite стал GeForce GTX 1080 Ti — флагманская видеокарта поколения Pascal. Любопытно, что подавляющее большинство игроков предпочитает графику NVIDIA: ей пользуется 97 % опрошенных киберспортсменов. Также симптоматично, что новые видеокарты семейства Turing пока не нашли широкого применения в системах профессиональных игроков в Fortnite. Самая популярная видеокарта из числа новинок — GeForce RTX 2080 Ti, но её установили в свои системы лишь 8 % киберспортсменов, в то время как суммарная доля GeForce GTX 1080 Ti и GeForce GTX 1080 — 57 %.
Качественный игровой монитор с высокой частотой обновления — один из важнейших компонентов в системе киберспортсмена. Неудивительно, что около 30 % игроков пользуются мониторами с частотой 240 Гц, а ещё 60 % — мониторами с частотой обновления 144 Гц. Самым же популярным выбором в этой категории оказался 24-дюймовый ASUS VG248QE. Правда, здесь стоит заметить, что профессиональные игроки не пользуются в Fortnite высокими разрешениями. Почти половина (47 %) играет в Full HD (1920 × 1080), 14 % включает режим 1440 × 1080, а ещё 14 % — играет в разрешении 1600 × 1080. Разрешение Quad HD (2560 × 1440) упомянули лишь трое из более чем двух сотен киберспортсменов.
Среди клавиатур и мышей доминирует оборудование марки Logitech. Однако стоит отметить, что предпочтения профессионалов здесь очень разнообразны. И самую популярную механическую клавиатуру Logitech G Pro выбрало лишь 14 % из числа опрошенных. Самая же распространённая мышь — это беспроводной манипулятор Logitech G Pro, которым пользуется 18 % киберспортсменов.
Также упоминания заслуживает успех Kingston HyperX в качестве производителя игровых гарнитур. Оборудованием этой марки пользуется в общей сложности 25 % киберспортсменов, играющих в Fortnite, а самый распространённый вариант, HyperX Cloud II, есть у 17 % игроков.
Учтён в статистике и такой любопытный аспект, как коврики для мыши. Этот аксессуар имеет для профессиональных игроков действительно огромное значение. И большинство сделало выбор в пользу SteelSeries QcK+ — сравнительно недорогого, но качественного тканевого коврика на прорезиненном основании с большой площадью поверхности.
Источники:
https://www.eyesports.ru/2019/03/monitor-dlya-kibersporta-monitor-dlya-igr-kak-vybrat-luchshij-i-v-chem-raznitsa/
https://www.cybersport.ru/other/articles/samoe-vazhnoe-pri-vybore-monitora-gid-po-matricam
https://3dnews.ru/980518