Какая система летоисчисления была в Древнем Риме
Система летоисчисления в древнем Египте и Риме – кратко
В далёком прошлом у каждого народа существовала своя система исчисления времени. Часто отчёт времени начинался от какого-нибудь значимого исторического события.
Учёные того времени регулярно наблюдали за небесными светилами и природными явлениями. Так анализ фаз Луны помог определить начальный промежуток времени для его дальнейшего счёта — земные сутки. Сложив их в полный цикл, получили месяц (средняя продолжительность — 30 суток). Повторение начального цикла происходило через 12 месяцев. Так исчислялся год.
У многих народностей лунные календари были в обиходе целыми столетиями, несмотря на то, что в них имелись некоторые погрешности.
Древний Египет
В отличие от других народов, в Египте был в ходу солнечный календарь, где год равнялся 365 дням. И ещё исчисление времени начиналось с момента прихода к власти очередного фараона. Новый правитель — новый период летоисчисления.
Начало нового года определялось по двум факторам: подъёмом воды в Ниле и появлением на небосводе звезды Сириус (для древних египтян Сотис). Эти два события всегда происходили в один и тоже день — 19 июня (по нашему календарю).
Интересен тот факт, что подобное имело повторение на протяжении многих десятков сотен лет, пока не была запущена Ассуанская плотина в 20 веке.
Дальше год делился на три основных сезона:
Сезон включал в себя четыре месяца, а месяц, в свою очередь, три декады. По десять дней каждая.
Но если так, то в году получается не 365 дней, а 360. Куда делись пять дней? А вот для последних пяти дней года не был определён свой месяц. Они классифицировались как эпагоменальные (дополнительные) дни. И ещё к конкретному году прибавлялось имя правящего на тот момент фараона: «Год Эхнатона такой-то».
Древний Рим
За точку отсчёта в римском летоисчислении был принят день 21 апреля 753 года до нашей эры. Этот день считается днём основания Рима. Помимо этого, как и в древнем Египте, каждый император основывал свой календарь с момента восхождения на трон.
С приходом к власти Юлия Цезаря в римском летоисчислении был произведён ряд значительных изменений. Старый календарь в годовом цикле имел всего 304 дня и делился на 10 месяцев. Император Цезарь добавил к нему два месяца. Это современные январь и февраль.
Следующие поправки были произведены в период правления императора Августа (4 год н.э.). Тогда старые названия двух летних месяцев были заменены именами самых прославленных правителей Рима — Июль и Август. Тогда же был введён дополнительный день високосного года — 29 февраля.
Так был окончательно сформирован юлианский календарь. 365 дней с четвертью. Вот только он не совпадал на 11 минут с периодом годового вращения Земли. Но, тем не менее, данная система летоисчисления было в употреблении вплоть до 1582 года, а это более чем 13 столетий.
Какая система летоисчисления существовала в Древнем Риме? О календаре и времени
Какая система летоисчисления существовала в Древнем Риме? Большинство надолго задумается, ведь при изучении истории преподаватели используют современный календарь. Но ведь он далеко не сразу стал таким, каким мы его знаем.
Летоисчисление в Древнем Риме
Без часов и календаря жить было бы трудно. Невозможно строить планы на длительный срок, сложно объяснить, когда произошло то или иное событие. Поэтому желание как-то упорядочить летоисчисление вполне естественно. Древний Рим был развитой циливизацией. Именно поэтому крайне интересно, как был организован отсчет времени в ту эпоху. Так какая система летоисчисления существовала в Древнем Риме? Какие она претерпела изменения за время своего использования? Все это крайне интересно.
В древности люди не занимались организацией календаря. Они отмечали смену времени суток, сезонов. Была замечена цикличность происходящего, и впоследствии для удобства стало логичным использовать некие точки отсчета, какие-то значительные события. Соотнося с ними предмет разговора, можно было ориентироваться во времени и строить планы. Проблема в том, что у каждого народа существовала своя система летоисчисления. В Древнем Риме за точку отсчета был взят предполагаемый год основания одноименного города. Естественно, точная дата вызывала многочисленные споры, которые продолжаются даже сейчас, но более или менее общепринятым считается 753 год до нашей эры. К его вычислению приложили руку астрономы, которые смогли установить дату солнечного затмения, которое, как предполагается, состоялось в день рождения основателей города – Ромула и Рема.
Но это еще не все, поскольку эта система стала использоваться только с 16 года до н. э. Задолго до этого летоисчисление в Древнем Риме велось по спискам консулов, то есть на вопрос о том, когда он родился, местный житель ответил бы, например, что “в год когда консулами были Люций Корнелий Цек и Клавдий Цильний Метелл”. Это было довольно удобно, потому что срок пребывния в должности как раз равнялся нужному отрезку времени. Вот какая система летоисчисления существовала в Древнем Риме. Но она позволяла ориентироваться только по годам, а как же месяцы, недели, дни и т. д.?
Календарь и отсчет времени
В самой древней системе римлян было всего 10 месяцев, начало года приходилось на март. Но примерно в VII-VI веке до н. э. был заимствован календарь, который был разделен уже на 12 частей.
Сутки делились на знакомые нам часы, однако их продолжительность не была постоянной величиной. Как день, так и ночь, делились на 12 частей вне зависимости от их длительности. Для отсчета использовались солнечные часы, а позже заимствованные в Греции водяные.
Реформы и дальнейшее использование
Существовавший календарь не был достаточно точным, и знаменитый Юлий Цезарь провел реформы, которые вводили понятие високосного года, а также вели отсчет с января, а не с марта, как раньше. Именно с этого дня вступали в должность консулы и начинался новый хозяйственный цикл. Нам этот календарь известен как юлианский, долгое время он использовался в том числе и в России.
Но на этом влияние римлян на способы отсчета времени не закончилось. Даже в средние века, уже после того как в качестве ориентира использовали Рождество Христово, историки зачастую указывали года от основания “вечного города”. Вот какая система летоисчисления существовала в Древнем Риме и какое она имела влияние даже спустя много лет.
Наследие в современном мире
Римская империя давно распалась, люди только читают о ней в учебниках по истории. Но удивительно, насколько значительны те знания, которые от нее остались и используются и по сей день.
Названия месяцев на латыни сейчас звучат знакомо для любого европейца, поскольку они сохранились практически неизменными. Каждый день недели в Риме был посвящен какому-нибудь богу: Меркурию, Сатурну, Венере и другим. Претерпев незначительные изменения, их названия также остались в европейских языках.
Кстати, и само слово “календарь” пришло именно от римлян. Kalendarium был обзором года, а еще так называли специальные долговые книжки. Проценты по займам необходимо было выплачивать в начале каждого месяца, так что в итоге так стали называть всю систему.
Пусть система пережила еще одну коренную реформу, и сейчас общепринятым является григорианский календарь, но и наследие великой эпохи римлян не
забыто.
Альтернативы в современности
Многие календари, как и римский, давно ушли в историю, их заменила более или менее общая универсальная система. А какая система существовала и продолжает использоваться, и есть ли такая вообще? Разумеется, хоть она и не является общепринятой. Например, это еврейский календарь, согласно которому 2014 году соответствует 5774-5775 гг. За точку отсчета взято так называемое новолуние мироздания, то есть момент сотворения мира. Также по-другому организован отсчет времени.
Недооценивать популярность альтернативных систем не следует: например, еврейский календарь является официальным в Израиле наряду с обычным григорианским.
РИМСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Календарь древних римлян.
История не сохранила нам точных сведений о времени зарождения римского календаря. Однако известно, что во времена Ромула (середина VIII в. до н. э.), римляне пользовались лунным календарем, который расходился с действительным астрономическим циклом на Земле. Год начинался с марта и состоял только из 10 месяцев (содержал 304 дня). Первоначально месяцы не имели названий и обозначались порядковыми номерами.
В VII в. до н. э., т.е. во времена второго легендарного древнеримского царя – Нумы Помпилия, была произведена реформа римского календаря и к календарному году было добавлено еще два месяца. Месяцы римского календаря носили следующие названия:
Названия месяцев являлись прилагательными-определениями при слове mensis — месяц, напр., mensis Martius, mensis December.
Юлианский календарь.
Хаотичность римского календаря создавала такие большие неудобства, что неотложная реформа его превратилась в острую социальную проблему. Такая реформа была проведена свыше двух тысяч лет назад, в 46 г. до н. э. Инициатором ее был римский государственный деятель и полководец Юлий Цезарь. Создание нового календаря он поручил группе александрийских астрономов во главе с Созигеном.
Сущность реформы состояла в том, что в основу календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года устанавливалась в 365,25 дней, что в точности соответствовало известной в то время длине тропического года. Но чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число, а также на одно и то же время суток, приняли решение в течение трех лет считать в каждом году 365 дней, а в четвертом 366. Этот последний год был назван високосным.
Созиген разделил год на 12 месяцев, за которыми сохранил их древние названия. Год стал начинаться с 1 января. Это совпало с началом римского хозяйственного года и со вступлением в должность новых консулов. Тогда же была установлена продолжительность месяцев, существующая и в настоящее время.
После смерти Юлия Цезаря пятый месяц Quintilis в его честь назвали Iulius (июль), а в 8 г. н.э. Sextilis был назван в честь императора Августа- Augustus.
Счет по новому календарю, получившему название юлианского, начался с 1 января 45 г. до н. э. В 1582 году папа Григорий XIII внёс исправления в юлианский календарь, согласно которму год начинался на 13 дней раньше. Он был принят во всём мире. В России «новый стиль» был введён в 1918 году. Русская православная церковь до сих пор пользуется юлианским календарём.
Счет дней в месяцах. Римский календарь не знал порядкового счета дней в месяце. Счет велся по числу дней до трех определенных моментов внутри каждого месяца: календ, нон и ид. Обозначение римлянами чисел месяца основывалось на выделении в нём трёх главных дней, связанных первоначально со сменой фаз луны.
День новолуния (1-й день месяца) назывался календы (Kalendae , сокр. Kal.). Первоначально о его наступлении возвещал верховный жрец (от лат. calare – созывать; зд.: для возвещения о новолунии). Вся система исчисления в течение года называлась Kalendarium (отсюда календарь), так же называлась и долговая книга, т. к. проценты платили во время календ.
День полнолуния (13-й или 15-й день месяца) назывался иды (Idus, сокр. Id.). По этимологии римского учёного Варрона – от этрусского iduare – делить, т.е. месяц делился пополам.
День первой четверти луны (5-й или 7-й день месяца) назывался ноны (Nonae, сокр. Non.). От порядкового числительного nonus — девятый, т.к. это был 9-й день до следующего рубежа в месяце.
В марте, мае, июле, октябре иды приходились на 15-е, ноны на 7-е число, а в остальные месяцы — иды на 13-е, а ноны на 5-е число.
Даты обозначались путём отсчёта от этих трёх главных дней месяца, включая как этот день, так и день обозначаемой даты: ante diem tertium Kalendas Septembres – за три дня до сентябрьских календ (т.е. 30 августа), ante diem quartum Idus Martias – за четыре дня до мартовских ид (т.е. 12 марта).
Високосный год. Выражение «високосный год» связано с происхождением юлианского календаря и своеобразным счетом дней, применявшимся древними римлянами. При реформе календаря 24 февраля повторялось дважды, т. е. после шестого дня перед мартовскими календами, и назывался ante diem bis sextum Kelendas Martium – в повторный шестой день перед мартовскими календами.
Год с добавочным днём назывался bi(s)sextilis – с повторным шестым днём. По-латыни шестое число называется «секстус», а «еще раз шестое» — «биссекстус». Поэтому год, содержащий в феврале лишний день, назывался «биссекстилис». Русские же, услышав это слово от византийских греков, произносивших «б» как «в» превратили его в «високос».
Дни недели. Семидневная неделя в Риме появилась в I в. н.э. под влиянием Древнего Востока. Христиане ввели регулярный праздник после каждых 6 рабочих дней. В 321 году император Константин Великий закрепил такую форму недели законодательно.
Римляне назвали дни недели по семи известным тогда светилам, носившим имена богов. Латинские названия, видоизменившись, отчасти сохраняются до сих пор в названиях дней недели во многих европейских языках.
Источники:
https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/18160-sistema-letoischislenija-v-drevnem-egipte-i-rime-kratko.html
https://fb.ru/article/138933/kakaya-sistema-letoischisleniya-suschestvovala-v-drevnem-rime-o-kalendare-i-vremeni
https://studopedia.ru/9_163637_rimskiy-kalendar.html