62 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какая была мечта у Мцыри

Мечта и реальность (Мцыри)

Мечта и реальность в «Мцыри» М. Ю. Лермонтова четко противопоставлены друг другу. Эти понятия вступают в определенный конфликт, который приводит к трагичному финалу.

  1. Мечта героя
  2. Прием антитезы
  3. Трагичный финал

Бонус

  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Мечта героя

Мцыри мечтает о том, чтобы сбежать из «тюрьмы», в которой он вынужден был расти и воспитываться долгое время, и найти путь в отчий дом. Он стремился к обретению свободы. Мечты о воле и о нахождении родины становятся для Мцыри главными. Герой пытается воплотить свои желания в реальную жизнь. Так, тема мечты тесно переплетается с темой свободы.

Прием антитезы

Для того чтобы изобразить конфликт мечты и реальности, М. Ю. Лермонтов использует прием антитезы. Жизнь Мцыри в монастыре описывается героем как существование в тюрьме, где он совершенно не был свободен. Мцыри думает о свободе, которую он может получить только в том случае, если выберется наружу. С самого начала произведения показано несоответствие мечты центрального персонажа и действительности.

Мир, о котором мечтал Мцыри, оказывается не таким, какой он есть на самом деле. И сам Мцыри уже не таков, какой был раньше, до заточения в монастырь. Когда главный герой на свободе встречает девушку, он не может заговорить с ней, потому что привык к несвободе.

Суровая действительность разрушает все надежды героя, все самые лучшие стремления покидают Мцыри. Прием антитезы ярко используется при описании жизни в «тюрьме» и жизни на воле. Когда Мцыри сбегает на поиски родного края, с особыми красками описывается природа, юношеская любовь, борьба с барсом. И именно в эти моменты главный герой поэмы по-настоящему счастлив. И это счастье сменяется безысходностью, когда Мцыри понимает, что вернулся обратно в тюрьму.

Трагичный финал

Жестокое столкновение мечты и реальности приводит к трагической развязке. Мцыри, который только физически обрел свободу, не получил желаемого результата. Внутренне он все еще несвободен, его идеальные картины в сознании не совпали с реальной действительностью. Поэтому герой умирает. Причем умирает далеко от своей Родины. Однако то, что он вступил в схватку с самой жизнью за обретение свободы, говорит о том, что Мцыри одержал победу. В те несколько дней, которые он провел на воле, герой чувствовал себя счастливым человеком.

Сочинение на тему: Мечты о свободе в поэме Мцыри, Лермонтов

Мечты о свободе

Романтизм как литературное течение основывается на том, что идеальное начало берет вверх над земным, реальным. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как раз была написана на пике развития этого течения. Мечтательный, целеустремленный и полный похвальных устремлений, главный герой произведения вырос в стенах глухого монастыря, который стал темницей для его души.

Мцыри был рожден в свободе, в горах Кавказа, в семье небогатого крестьянина. Когда он был еще маленьким, то попал в плен к одному русскому генералу, направляющемуся в Тифлис. Из-за того, что ребенок по дороге занемог, солдат был вынужден оставить его в одном из монастырей Мцхета на попечении у старого монаха. Тот выходил мальчика, приобщил его к монастырской среде и дал ему новый шанс на жизнь.

Читать еще:  Что делать если дует из под подоконника

С одной стороны, Мцыри должен быть благодарен за спасение. С другой стороны, его свободолюбивая душа так и не смогла понять, зачем его нужно было спасать, если он вынужден был жить в удушливых стенах кельи. Мечты о свободе не давали ему покоя. Однажды он все-таки вырвался на свежий воздух, то есть сбежал в сторону родного края и провел один на один с природой целых три дня, ставших для него лучшими за всю жизнь.

В образе главного героя автор воплотил все лучшие в его понимании человеческие черты. Мцыри храбр, настойчив, упрям и решителен. Он не боится встретить на своем пути врага или дикого зверя. Его не пугают природные катаклизмы и неизведанность лесов. Его страшит только одно — жизнь, проведенная в монастырском заточении.

В первый же день он встретил на своем пути прекрасную грузинку, которая очаровала его своим пением. Поэт подчеркивает, что это событие будит в душе романтика страстные и неизведанные ранее чувства. Воспоминания о родине не покидают его ни на минуту. Они пробуждают в нем жажду отцовской привязанности и материнской любви.

Бой Мцыри с барсом в очередной раз символизирует стремление героя к свободе. Он, не страшась, вступает в смертельную и неравную схватку с могучим зверем. Победа над барсом дает ему силу двигаться вперед, но раны оказываются настолько глубокими, что герой лишается чувств. К сожалению, ему так и не удалось дойти до родных земель. Он был снова возвращен в монастырь и оказался под опекой того же старого монаха.

Перед смертью юный Мцыри просит похоронить его в саду меж двух акаций. Так он хотел еще раз вдохнуть свежего воздуха и прикоснуться к заветной мечте о свободе.

Cочинение «Воплощение мечты Мцыри»

Поэма один из самых интересных и трудных жанров литературы. Уже само положение поэмы в системе родов литературы указывает на своеобразие этого жанра. С одной стороны, поэма может принадлежать к эпосу таковы Полтава А. С. Пушкина, Хорошо! В. В. Маяковского, с другой к лирике, куда можно отнести Руслана и Людмилу и Цыган А. С. Пушкина, Орину, мать солдатскую Н. А. Некрасова, Соловьиный сад А. А. Блока. Анна Онегина С. А. Есенина и Двенадцать А. А. Блока имеют признаки обоих родов литературы и называются лиро-эпическими. А Н. В. Гоголь вообще эпические Мертвые души назвал поэмой, имея на то полное основание, исходя из жанровой многозначности этого художественного произведения.

Есть еще одна любопытная подробность, подмеченная при знакомстве с творчеством многих русских поэтов: начиная, как правило, с лирической поэмы, многие авторы затем переходят к эпическим или лиро-эпическим. Именно таким путем шли А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов (эпический характер поэмы Кому на Руси жить хорошо неоспорим), А. А. Блок, С. А. Есенин, В. В. Маяковский (лиризм поэм Облако в штанах, Человек стал осознаваться лишь в наше время) и многие другие.

Жанр поэмы один из любимейших в творчестве Лермонтова. За свою короткую жизнь он создал более десяти поэм, законченных и незаконченных, большинство из которых не были опубликованы при жизни поэта, потому что именно этот жанр у Лермонтова стал его творческой лабораторией. Печатая почти все, что создавал в лирике и прозе, он продолжал экспериментировать в своем любимом жанре.

Читать еще:  Как отключить всплывающие окна в Яндекс Браузер

Мне кажется, что Лермонтову удалось создать произведения, ставшие классикой жанра романтической поэмы: Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, Мцыри, Демон.

Для романтической поэмы характерны такие черты, как острые конфликты, лежащие в основе сюжетов, ведущее положение героя, личности исключительной, на голову выше окружающих его людей, находящейся в полной гармонии с миром природы.

Образцом, своеобразным учебным пособием по русскому романтизму совершенно справедливо считается поэма М. Ю. Лермонтова Мцыри. Ее проблематика связана с центральными мотивами творчества великого поэта: мотивами свободы и воли, одиночества и изгнания, слияния героя с миром, тема Земли и Неба.

В основе сюжета Мцыри лежит традиционная романтическая ситуация бегство из неволи. Эта тема пронизывает все творчество поэта: и лирический герой большинства его стихов, и герои многих драматических произведений несут на себе печать беглеца. Таковы образы беглого монаха (Исповедь), пленника монастырской тюрьмы (Боярин Орша).

Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против оков, наложенных на него.

Нет Бога вне свободного выбора личности (это главная идея еще одной романтической поэмы Демона), не может быть святым путь, ступить на который человека заставили таково этическое убеждение автора, выстраданное не без внутренней борьбы с безбожием, юношеским отрицанием общепризнанного.

Мцыри апофеоз лермонтовского романтизма. Герой поэмы могучая личность, противостоящая окружающему миру.

Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и неистовой природы, родственной душе героя. Мцыри превыше всего ценит свободу, не принимает того образа жизни, который вполне удовлетворяет монахов монастыря:

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Романтический мотив единения человека с природой в поэме усилен вполне осознанно: душа Мцыри стремится к слиянию с той средой, в которой он был рожден и уже смутную память о которой он бережно хранил в своем сердце, рвущемся к родным могилам, к крутым и темным скалам, к плодородным долинам. Эта духовная связь с родиной главная черта, определяющая характер героя. Он хранит отчизну в душе, он готовится к встрече с ней, потому что на чужбине жизнь для него не имеет смысла. Ради мгновенного слияния с родиной Мцыри готов на величайшую жертву утрату бессмертия души:

Увы! за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Свобода для Мцыри высшее благо, главная ценность жизни, ее смысл. Время, проведенное в монастыре, он считает лишь подобием бытия, уделом нетворческих, скучных людей. Три дня воли стали истинной, единственно возможной для свободолюбивой, волевой личности жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я

На волеЖил и жизнь моя

Без этих трех блаженных днейБыла б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили герою узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, проведенные в отцовском доме:

Читать еще:  Что за певец Бурито

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул.

Мцыри за три дня прожил целую жизнь: был ребенком в родительском доме, воином и охотником, испытавшим себя в поединке с барсом, робким влюбленным, который с восторгом смотрел на деву гор. Он был во всем сыном своей земли и своего народа:

Меня вела иным путем…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних молодцов.

Удивительные превращения происходят с человеком, вкусившим свободы. В монастыре Мцыри и не подозревал о собственной отваге и выносливости, да и где бы он мог эти качества проявитьПо законам романтизма, герой проявляет свою одну, но пламенную страсть в исключительных обстоятельствах, какими стали для Мцыри и побег из монастыря во время гроз< > в час ночной, ужасный час, так напугавший мснахов, что они ниц лежали на земле, и встреча С барсом. Он все преодолел, все испытал и, помимо прочего, уже тогда решил умереть, если судьба вернет его в монастырь.

Предчувствие неудачЛ побега автор подчеркнул с помощью пейзажа. В сроем стремлении к родине, к дорогому для него миру природы Мцыри сталкивается с суровой реальностью. Природа незаметно меняет свой облик, превращаясь из друга во врага:

Все лес был, вечный лес кругом,

Страшней и гуще каждый чаС.

И миллионом черных глаз

Смотрела ночи пгемнота

Сквозь ветви каждого куста…

Предчувствие сбываемся: путь Мцыри на родину оказывается движением по кругу, что вполне вписывается в романтический канон: жизнь героя определяется судьбой, роком, фатумом. На роду было написано, чтобы Мцыри возвратился в монастырь. Заботами монаха он выздоравливает, что ставит его перед выбором: либо смириться, либо умереть. Смерть Мцыри Лермонтов показывает как акт его свободной воли. Это не вынужденный, а добровольный уход из мира келий душных и молитв в мир чистой природы:

Ты перенестъ меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста…

Трава меж ними так густа,

И свежий воздух так душист…

В офазе Мцыри поэт использовал все средства романтизма как художественного метода, чтобы довести до высшего накала трагедию несостоявшейся жизни героя.

Мцыри понимает истоки этой трагедии, сравнивая себя с цветком темничным, познавшим губительную сладость бытия, но не отказавшимся от этого искуса:

…Едва взошла заря,

Палящий луч ее обжег

В тюрьме воспитанный цветок.

В этих словах трагическая история жизни и несбывшейся мечты романтического героя, принявшего неизбежность своего поражения, но отвергшего компромисс.

Поэтому основная идея поэмы заключается в прославлении воли, мужества, вечного стремления к свободе и борьбе, к каким бы трагическим результатам они ни приводили человека.

Я думаю, что, создавая свою поэму, Лермонтов стремился противопоставить Мцыри позорно-равнодушному поколению смиренных рабов. Поэзия М. Ю. Лермонтова удивительно созвучна нашему времени: она мятежна и беспокойна, а потому всегда будет волновать сердца людей.

Мцыри пламенная поэма М. Ю. Лермонтова о грузинском мальчике, потерявшем свободу и родину. Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому, где он провел недолгое, но счастливое детство.

Источники:

http://obrazovaka.ru/sochinenie/mcyri/mechta-i-realnost-poemy.html
http://www.sdamna5.ru/mechty_o_svobode_mtsyri
http://mysoch.ru/sochineniya/lermontov/_story/mcyri/voploschenie_mechti_mciri/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×