Как правильно написать и оформить доклад
Как правильно оформить доклад по ГОСТу: правила и практические советы
Если вы читаете эту статью, то это значит, что вам нужно подготовить доклад в письменном виде: грамотно и в соответствии с требованиями ГОСТа. Рассказываю, как всех удивить не только устным, но и письменным докладом.
Что такое доклад?
Стандартный доклад в школе, институте или университете — краткое информативное сообщение по конкретному вопросу. Обычно в нем приводят различные точки зрения на предмет исследования и высказывают собственную позицию в рамках тематической проблематики.
В процессе подготовки научного доклада студент или школьник проделывает серьезную научно-исследовательскую работу, учится анализировать, самостоятельно находить ответы на сложные вопросы, доступно преподносить информацию.
С устным вариантом все просто: вы можете записывать информацию даже на китайском или идише. Главное, чтобы вам было понятно. С письменным вариантом сложнее. Есть определенные правила, которых следует придерживаться при оформлении, и они не всегда совпадают с требованиями ГОСТа и теми, что предъявляются к реферату.
Какими документами руководствоваться при оформлении?
Если вам выпала участь (или честь) выполнять доклад письменно, не стоит паниковать. Отправляйтесь на кафедру и узнавайте, какие существуют требования конкретно на вашей кафедре и у вашего научного руководителя.
После этого найдите ГОСТ 7.32-2001 и ГОСТ 7.9-95.
Отдельного ГОСТа с требованиями по оформлению доклада нет. В этом случае используются те же документы, что и при написании рефератов, курсовых и дипломных.
План работы
Составление плана — лучшее, что вы можете сделать при подготовке. Благодаря ему работа гарантированно получится качественной и грамотной.
Вот 5 основных этапов:
- выбор темы. Если вы выбираете тему самостоятельно, остановитесь на той, которая вам интересна;
- поиск информации по теме. Это должно быть не менее 10 различных источников, которые нужно тщательно изучить и проанализировать;
- составьте план, ориентируясь на будущих слушателей;
- подведите итоги и сформулируйте основные выводы;
- продумайте ответы на возможные вопросы.
Структура
- вступление. Часть приветствия;
- введение. Здесь формулируется актуальность, новизна, обоснование темы, цели и задачи;
- основная часть. В ней содержится материал по теме, анализ результатов, перечислены методы исследования;
- заключение. В этом разделе докладчик подводит итоги по каждой главе и работе в целом, прописывает рекомендации и перспективы изучения темы.
Приведенные выше элементы непосредственно относятся к тексту. Остальные являются неотъемлемой частью доклада как вида самостоятельной работы:
- титульный лист. Содержит подробную информацию об учебном заведении, учащемся и преподавателе. Как правильно оформлять титульный лист я писал в предыдущей статье;
- содержание. Обычно это 2-я страница. В содержании последовательно перечисляются главы и параграфы основного текста;
- список использованных источников. Их должно быть минимум 5. Отдельным источником считаются различные статьи в одном и том же сборнике (журнале, книге и т. д.);
- приложения. На усмотрение автора. К приложениям относятся графики, таблицы, схемы, иллюстрации и т. п.
Каждый элемент доклада начинается на новой странице. Это относится и к главам, и к параграфам.
Иногда преподаватели требуют оставить только основную часть, а все остальное, включая библиографию, выбросить. Помните, что даже если вы не составляете список литературы, то в тексте у вас должно быть указано, откуда взята информация.
Оформление доклада по ГОСТу 2019
Технические требования
При оформлении придерживайтесь следующих параметров:
- объем не более 20 страниц (при формате листа А4). Приложения не учитываются;
- шрифт Times New Roman, 14 кегль, книжная ориентация;
- отступы: справа — 1,5 см, слева — 3 см, сверху и снизу — 2 см, красная строка — 1 см. Выравнивание по ширине;
- междустрочный интервал — 1,5 см;
- затекстовые ссылки оформляйте с помощью квадратных скобок. Вначале идет номер источника по порядку из списка литературы, а после запятой — страница;
- после заголовков точка не нужна. Заголовки выделяются жирным (подзаголовки жирным и курсивом) и отделяются отступом сверху и снизу;
- нумерация проставляется начиная со 2 страницы справа внизу. Титульный не нумеруется;
- не оформляйте текст различными цветами и шрифтами.
Требования по содержанию
В письменном варианте можно использовать только научный стиль изложения — в этом его принципиальное отличие от других видов работ, а также от устного варианта.
- длинных и сложных предложений;
- редких слов на иностранном языке;
- специальной лексики, ограниченной узким кругом профессионалов;
- вводных слов и конструкций;
- личных местоимений.
6 полезных советов по подготовке и оформлению
- Проверьте наличие лишних пробелов. Сделать это можно с помощью опции Найти-Заменить (сочетание клавиш Ctrl+F).
- Не нумеруйте ссылки на источники в черновиках. Источники могут добавляться и удаляться. Лучше обозначайте в скобках автора или название источника.
- Объясняйте сложные термины и понятия. Основная ваша задача — сделать так, чтобы слушатели все поняли.
- Не делайте устный и письменный варианты текста идентичными. Устный текст может быть проще, с элементами разговорной речи. Но важно не перестараться.
- Создавайте автоматически собираемое оглавление;
- Убедитесь, что в тексте нет грамматических и стилистических ошибок. Для этого можно использовать различные онлайн-сервисы вроде Главреда и Text.ru.
Чтобы посмотреть, как все правила работают на практике, скачайте примеры оформления доклада для студентов вузов и учащихся школы.
Если у вас не получается выполнить работу самостоятельно, доверьте это дело опытным экспертам Studently.
Блог Студланса о студлансе!
Курсовые / рефераты / решение задач
Доступные цены! Сроки от 1 дня!
Оформляем доклад
С устным докладом все просто. Вы подготавливаете небольшой конспект или план, затем выступаете перед аудиторией. Показывать записи кому бы то ни было необязательно. Письменный доклад – совершенно иное дело. По оформлению доклад похож на реферат. Во многих вузах требования к оформлению обеих работ идентичны.
Обратите внимание: в отличие от реферата, который оформляют по ГОСТу, четких правил оформления доклада не существует. Это не значит, что вы вправе писать от руки, забить на титульный лист, библиографию и введение. Это лишь значит, что в каждом учебном заведении – среднем или высшем – существуют свои регламенты и правила. Более того, каждый преподаватель волен выставлять свои требования к объему, структуре, виду работы.
Структура доклада
Точную и наиболее полную структуру мы уже привели в прошлой статье – «Как правильно написать доклад». Позволим себе повториться:
- Титульный лист;
- Оглавление;
- Введение;
- Основная часть;
- Заключение;
- Библиография.
Каждая часть доклада начинается с новой страницы. В том числе, параграфы и главы (если они есть) основной части.
Структура может быть и иной. Например, если преподаватель требует исключительно основную часть, можете оставить только титульный лист. Библиографию не всегда нужно оформлять, но в любом случае вы должны зафиксировать источники, из которых брал информацию.
Стоит ли писать от руки?
10-15 лет назад преподаватели лояльно относились к рукописным работам. При желании можно было оформить вручную даже курсовую. Времена изменились. Найти компьютер совсем несложно, а распечатать – недорого. Поэтому, даже если преподаватель не требует именно печатную работу, не заставляйте его страдать, разбирая ваш почерк. Даже если вы приехали из глухой провинции, куда не добрались технологии, и не умеете работать в Word (интересно, такое бывает?), обратитесь в специальную компанию, где распечатывают студенческие работы, попросите друга или соседа, закажите, наконец, доклад у студлансера.
Как правильно оформить доклад в печатной форме?
Итак, открываем Word, выбираем шрифт Times New Roman и начинаем. Для обычного текста размер шрифта может составлять 12-14, между строками ставим интервал в 1,5-2.
Размер полей зависит от конкретных требований. Обычно ширина левого поля составляет 30 мм, остальных – 20 мм. Если четких правил оформления доклада не прописано, используйте размеры полей по умолчанию.
Для заголовков используется 14-16 размер. Оформить их автоматически можно, используя стандартные инструменты Word (выставив «Заголовок 1», «Заголовок 2» и т.д.). Точки в конце заголовков не ставятся!
Нумерация страниц и сноски оформляются также с помощью стандартных инструментов программы. Нумеруются все страницы. Титульный лист считается первой страницей.
Оформление оглавления доклада
Если оглавление предусмотрено, наверху, по центру страницы набираем «Содержание» (или «Оглавление»), затем перечисляем части работы (введение, названия глав или параграфов основной части, заключение, библиографию). Указываем номер страницы для каждой части. Нумерацию начинаем с цифры 3 (на первой – титульный лист, на второй – само оглавление).
Нужно ли заполнять пространство между названием части и номером страницы точками, уточните у преподавателя. Если нет четких требований, можете использовать точки.
Оформление библиографии
Как оформить доклад без библиографии, знает даже школьник. Со списком литературы все гораздо сложнее. Здесь существуют четкие требования:
- Авторская книга (в т.ч. написанная группой авторов) оформляется так:
Пучинский В.К. Гражданский процесс зарубежных стран. – М.: «Зерцало», 2008. – 304 с.
То есть сначала идут имена авторов, затем название, город и издательство, год выпуска, число страниц.
- Книга под чьей-либо редакцией (энциклопедии, словари и т.д.) оформляется так:
Авторские и смежные с ними права. Постатейный комментарий глав 70 и 71 ГК РФ. / ред. Крашенинников П.В. – М.: «Экспо», 2010. – 480 с.
Таким образом, сначала ставим название, затем имя редактора, город, издательство, год и число страниц.
- Публикация в журнале/газете оформляется следующим образом:
Комкова Е.Г. Дипломатическая культура во взаимоотношениях США — Канада / Е.Г. Комкова // Мировая экономика и международные отношения. — 2014. — № 7. — С. 98-106.
Таким образом, сначала указываем автора и название статьи, затем название журнала (через двойной слэш), год выпуска, номер издания, страницы.
- Интернет-публикацию также можно использовать. Оформляют ее так:
То есть сначала указываем название, затем название ресурса и точный адрес.
Что дальше?
Дальше остается только оформить титульный лист, о чем мы поговорим в следующий раз, и распечатать доклад. В идеале листы должны быть в файлах и папке. Можно соединить листы скрепкой или другими способами.
Как писать и оформлять реферат, доклад и прочие самостоятельные работы учащихся
1. Космос: энциклопедия. / ред. Мельников М.Д. – М.: «Махаон», 2004. – 180 с.
Авторская книга (автор (или несколько авторов), название, город издания, издательство, год издания, общее кол-во страниц):
1. Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. – М.: «Наука», 1980. – 312 с.
1. Рогозин Д. Космический туризм: желающих не убывает. //Вселенная, пространство, время. – №5(83). – 2011. – С. 22-25.
Ссылка на электронный ресурс (название статьи, название сайта, url-адрес сайта):
Какие документы и материалы нужно оформить?
И, наконец, как проводится эта самая защита работы.
Выступление должно занимать 5-7 минут. Не больше! Некоторые комиссии очень строго придерживаются регламента и прямо останавливают детей когда время вышло.
Защита обычно сопровождается компьютерной презентацией, выполненной в формате Power Point (ppt) – ее надо принести с собой на флэшке. Презентацию выводят на большой экран, чтобы все присутствующие могли ее видеть. Хорошим тоном будет, если ребенок во время своего доклада будет обращаться к презентации – показывать на ней какие-то данные, фото, а не просто читать свой текст отдельно, а презентация будет идти за спиной только фоном.
Например, вот так сделана наша презентация к докладу на конкурс “Я – первооткрыватель” от МАН (1 класс).
Хорошее впечатление производит, если ребенок будет говорит текст по памяти, а не читает с листа или с презентации. Потому что читающего ребенка слушать очень скучно. Кроме того, часто дети это делают настолько тихо и неразборчиво, что для остальных высидеть такой доклад – настоящее мучение! Поэтому свое выступление надо просто вызубрить.
Кроме того, всегда положительно оценивается, если ребенок не только рассказывает, но и принес какие-то наглядные пособия: модель, результаты опытов, хотя бы схему или плакат. Только нужно, чтобы в изготовлении его участвовал сам ребенок, хотя помощь взрослых допускается.
После выступления будут заданы дополнительные вопросы, ответы на которые тоже оцениваются комиссией.
Более того, обычно оценивается еще и активность на слушаниях – т.е. надо и задавать вопросы другим докладчикам.
Критерии оценки выступления такие (переписываю с листочка 2014 года):
5. Полнота ответов на дополнительные вопросы.
6. Активность (то есть надо самому задавать вопросы докладчикам).
Вот так – с одной стороны все просто, с другой – это надо знать, чтобы вашей интересной и полезной работе не сняли лишние баллы из-за ерунды: неправильно оформленного титульного листа или отсутствия пунктов плана.
14 комментариев:
Татьяна, читала Ваш пост с позиции человека, писавшего студенческие работы (на заказ), да и сейчас немного балуюсь этим – слава Богу, база огромная (за 10 лет такой работы). Так вот, читаю и улыбаюсь: уже в школе детей учат писать научные труды (именно так и можно назвать такие формы работы). И это здорово! Может в институте сами писать будут, а не заказывать.
Одно мое замечание (так, из вредности): в заключении, как и во всей работе в целом лучше использовать местоимение “мы” вместо “я” (имеется в виду “я и мой научный руководитель”): например, “нами было выявлено, отмечено, раскрыто и т.д.”. Спасибо Вам!
Спасибо, что прочитали – мне очень полезно знать мнение человека, который имеет такой большой опыт. Замечание учтем. Просто в наших школьных работах роль научного руководителя сводится только к тому, чтобы сказать, когда доклады принимаются, за остальным родители следят. Так что “мы” писать все-равно правильно 🙂
Сомневаюсь, что научные работы в школе, помогут молодым людям писать самим в будущем. Скорее напрочь отобьют желание что-либо писать самостоятельно. Не может школьник писать научные труды. До этого нужно дорасти на уровне сознания и много читать и изучать труды других великих.
Та же ситуация с чтением книг. ДЕТЕЙ в школе “по программе” заставляют читать русскую классику, например “Война и мир”. И что? Многие ли читают? А тем, кто прочитал действительно было интересно? Очень сомневаюсь. В итоге еще в школе прививают ненависть к книгам. До великих произведений великих русских авторов тоже нужно дорасти на уровне сознания. Чтоб не просто бежать глазами через строчку, а читать и переживать, читать и анализировать.
Я – та, что читала в школе школьную программу и вообще всю классику, включая диалоги Платона:) И читаю до сих пор – у меня ничего не “отбили”. А выход какой? Вообще не читать? Вы же знаете, что бывают такие люди, которым даже в 40 рано читать что-то сложнее Гуси-лебеди. Подстраивать всех под их уровень?
Насчет участия в проектах тоже не согласна. Да, школьник писать научные труды не может. И не пишет. Эти все проекты – только игра в науку. Но если ребенку не показать как это делается, то он не сможет делать научные исследования и студентом. Поэтому мы делаем с дочкой проекты и будем делать: сначала с моей помощью и руководством, потом я все меньше вмешиваюсь и больше свободы ей, а потом, надеюсь, ей будет самой интересно и по силам. Я знаю очень талантливых деток, которые реально интересуются серьезной наукой и уже понимают в своей теме больше среднестатистического взрослого. Так пусть у них будет шанс! По результатам конкурсов и проектов талантливых ребят берут в Малую Академию Наук, там с ними продолжают заниматься, развивают их дальше. А кому оно неинтересно и не надо, пусть себе продолжают сутками сидеть во ВКонтактике и смотреть прикольные видео – их никто насильно не заставляет где-либо участвовать.
Очень полезная информация. Спасибо)
Согласна с предыдущим коментарием. В научных работах ни в коем случае нельзя использовать “я”. Это считается грубейшей ошибкой. И еще по поводу графиков, таблиц и т.д., насколько мне известно, их разрешено использовать в тексте. Там есть свои правила оформления. Например: слово “Таблица” пишется курсивом, а название таблицы жирным. Можно, конечно, и в приложения, но в тексте намного нагляднее. Это последние объявленные нам общие требования. Говорю как человек который в данный момент пишет диплом и на протяжении последних пяти лет написал огромное количество научных работ. Ну думаю, в школе детям можно не так строго соблюдать все нововведения)))))))
Про “я” у нас нигде ничего не говорили, наверное, просто местная традиция отличатся от общепринятой практики. Я и у себя в дипломе писала “я, я, я”. Вот что называется “век живи, век учись”)))
А как раз насчет картинок и таблиц в тексте отдельно подчеркивалось, что лучше их избегать и вынести в приложение. Хотя, конечно, гораздо удобнее, чтобы они были прямо в тексте.
В любом случае, каждый раз при написании работы надо обязательно стараться узнать требования конкретно этого конкурса. Другое дело, если никаких особых требований нет – тогда мои рекомендации прекрасно подойдут, проверенно уже не единожды 😉
Источники:
https://studently.ru/blog/samostojatelnye-raboty/oformlenie-doklada-po-gostu/
https://studlance.ru/blog/oformlyaem-doklad
https://www.tavika.ru/2014/03/doklad.html