Как объяснить ребёнку что надо делать уроки
Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно
Как дела со вниманием?
Плохо концентрируется, легко отвлекается
Детей с такими проблемами все больше, синдром дефицита внимания и гиперактивности сегодня встречается чуть ли не у каждого пятого! Чтобы помочь ребенку сконцентрироваться на задании, можно попробовать метод «орла и черепахи».
Представьте орла, который летит над городом: он видит общую схему улиц и основные точки, но детали от него ускользают. А черепаха, которая ползет внизу, видит больше подробностей, но полной картины у нее нет. Так вот, чтобы помочь ребенку удержать фокус на задаче, надо дать ему и точку зрения орла, и точку зрения черепахи. Поэтому чередуем общее описание и частные детали.
Например, задали по окружающему миру прочитать про круговорот воды в природе – сперва изучаем теорию по учебнику. А потом переключаемся на конкретные примеры: вспоминаем, как быстро высохли лужи после недавнего дождя и проговариваем, куда они делись по пунктам.
Сосредоточен на задании
Обычно такие дети и сами справляются с домашкой – тут от родителей требуется разве что проверить ошибки. Но, увы, и у этих ребят есть свои проблемы. Часто они настолько погружаются в задания, что к вечеру чувствуют себя абсолютно измотанными! И перерывы не всегда помогают. Ребенок может пить чай, но при этом мыслями оставаться в своем задании.
Можно давать таким детям небольшие упражнения на мелкую моторику. Или предложить порисовать второй рукой – правшам левой, левшам правой. Это позволит перезагрузиться и вернуться к заданиям со свежей головой.
Для обоих типов
Стоит попробовать делать уроки с таймером «по методу помидора» (раньше таймеры в США часто делались именно в виде помидора. – Авт.). Согласно автору этого метода, период наибольшей эффективности для работы над какой-либо задачей составляет 25 минут. Так что заводим таймер: 25 минут на уроки, затем 5 минут на перерыв.
После четырех таких «помидоров» младшеклассникам пора заканчивать с учебой на сегодня. А подросткам стоит как минимум взять большую паузу и полчасика отдохнуть.
Долго ли делает уроки?
Копуша
Если ребенок подолгу сидит над тетрадками, надо сравнить «показания» с другими родителями в чате. Может быть, проблема в учителе, который задает слишком много на дом? Тогда стоит обсудить это с педагогом.
Другие дети справляются с домашкой быстрее? Тогда, возможно, ваше чадо не умеет распределять нагрузку по дням недели. Попробуйте научить ребенка приемам тайм-менеджмента, чтобы дозировать уроки по дням недели. И обязательно оставьте хотя бы один выходной!
Если же учителя не задают ничего сверх нормы, а ребенок все равно засиживается за учебниками каждый день, возможно, он просто медлительный. Такая вот индивидуальная особенность. Тогда пытаться торопить ребенка бесполезно! Это лишь создаст стрессовую ситуацию и в детской голове будет сплошная каша. А делать с копушей уроки вместе в его темпе – стресс уже для родителей.
Единственный вариант – отправлять ребенка садиться за уроки пораньше. И периодически посматривать, чтобы он совсем не улетал мыслями в облака.
Почаще обращайте внимание ребенка на то, как течет время. Например, попросите засечь 7 минут, пока варятся спагетти. «У тебя есть 15 минут на сборы» и т. п. Пусть привыкает, что минуты складываются в часы, а часы – в сутки. И они не резиновые.
Торопыга
У детей, которые расправляются со всеми “домашками” за 10 – 15 минут, часто бывают ошибки из-за спешки. Не прочитал до конца задание, не перепроверил задачу – сделал ошибку в простейшем примере.
Часто такие дети – настоящая головная боль! Все-то за ними надо перепроверять, иначе не вылезти из троек. Чтобы привить таким торопыжкам немного усидчивости и приучить ребенка делать уроки самостоятельно, можно. пустить все на самотек и позволить ребенку совершить ошибки. Да, на какое-то время оценки просядут, зато он совершенно точно поймет, что это его зона ответственности и никто за него проверять уроки не будет.
Надо ли вообще делать с детьми домашку?
Светлана АЛЕКСАНДРОВА, детский психолог:
– Учитель может дать на дом совместное задание, включающее помощь взрослых – рассказать об истории семьи, например. Но обычные уроки даются именно ребенку. И делать их он должен сам, а не мама-папа-бабушка!
Домашнее задание может показаться родителям сложным. Но родители ведь не сидели на уроках и не слышали объяснения учителя! Поэтому не всегда понимают логику домашнего задания и воспринимают его как странное и бестолковое.
Кроме того, домашнее задание и должно быть в меру сложным. Именно так и происходит развитие – ребенок сталкивается с задачами, которые не умеет решать, и ищет способы справиться с ними. Не всегда правильные. Ошибки – это нормально. Ненормально, когда родители пытаются лишить ребенка этой возможности и не дают ему совершить свои ошибки (забыть про уроки или неправильно решить пример).
По большому счету, речь идет о повышенной родительской тревожности. Взрослые беспокоятся, что если они не сделают с ребенком уроки, он скатится на тройки, не сдаст экзамены, не поступит в вуз, не сделает карьеры и будет несчастен всю свою оставшуюся жизнь. Но ребенок – не марионетка и не персонаж в компьютерной игре, которым можно, играя, прожить успешную и обеспеченную жизнь. Все, что должны сделать родители, – это помочь ему стать самостоятельным, научиться самому нести ответственность за свои действия..
Что же находится в сфере родительских возможностей? Мама с папой могут напомнить, что пора сделать домашнюю работу. Но если ребенок не сделает ее, он получит двойку, и это будет его ответственность. Взрослые могут подсказать пути решения сложной задачки, если ребенок сам не справился и просит помощи. Можно проверить решенные примеры и написанное сочинение, отметить ошибки. Но лучше, если это будет делать специально обученный профессионал – учитель.
Как заставить ребёнка делать уроки
Никак. Вы сами-то очень любите действовать через силу? Нет? А почему ребёнку это должно нравится?
Мамы и папы спешат домой с работы, чтобы сесть за уроки. Я не буду говорить про систему нашего современного школьного образования. Считаю она в глубоком кризисе, но мы имеем, что имеем и придётся подстраиваться.
Многим родителям знакома ситуация, когда уроки с ребёнком нужно делать из-под палки. Каждый вечер скандалы, ругань и крики. Злость и обиды, вместо отдыха и расслабления. Задачки, палочки, крючочки, параграфы, стихи вместо ужина и кино. Каждый вечер каторга для всей семьи.
Подобное времяпрепровождение совсем не налаживает отношений с ребёнком. Маленький человек начинает видеть в родителях мучителей, надзирателей, которым от него нужны только уроки. Родители видят в детях только безответственных, ленивых бездельников. Дети замыкаются, родители сильнее злятся. Порочный круг.
Здесь я хочу немного отойти от темы и поговорить об особенностях развития ребёнка. Дело в том, что неспроста в школу идут между 6ю и 8ю годами. Именно к этому возрасту психика ребёнка готова учиться. На самом деле дети обладают огромной учебной потребностью. Они хотят знать все и обо всем. Они готовы как губка впитывать новые знания. Обучение – это их ведущая деятельность. Вот только, очень часто, образовательная система и родители убивают все желание на корню. Тут нужно понимать, что эта потребность не появляется в один день, а формируется на протяжении времени. И если в самом начале не помочь ребёнку раскрыть потребность учиться, то интерес к учёбе не появится.
Другая особенность детей в том, что они живут одним моментом. Их жизнь она здесь и сейчас. В лучшем случае они могут сконцентрироваться на нескольких днях наперед. То есть излюбленное “учись, чтобы поступить в университет и получить хорошую работу” – это вообще не мотиватор для ребёнка. Даже взрослым тяжело делать что-то сейчас ради выгоды через 10-20-30 лет, а уж ребёнку-то подавно.
Так что же делать с уроками? Как заставить ребёнка учиться?
Сразу разберёмся, волшебного способа, чтобы раз и ребёнок обожает школу и уроки – нет. Воспитание какого либо качества – это кропотливая работа, ежедневная, на протяжение долгого времени. При этом, то что работало год назад, может не работать спустя ещё год. Ребёнок растёт, меняется, значит и подход к нему нужно корректировать.
Ещё один важный момент. Задумайтесь, а не перегружен ли ребёнок. Помимо школы у него ещё гитара, хор, бокс, английский, плавание и все это каждый день по 2-3 раза в неделю? Вы сами-то в таком графике долго сможете?
Чтобы не перегружать ребёнка нужно оставить одну, максимум две секции. И так, чтобы дни их посещений не пересекались.
Только не пирожным или бургером, так недолго и ожирение заработать. А ещё установку работа-еда, еда-работа.
Вместо фастфуда проведите с ребёнком время: сходите в парк, на детскую площадку. Соберите с ним конструктор. А главное, расскажите и покажите ему, как вы его любите и какой он молодец.
Количество в качество
Если ваш ребёнок плохо пишет букву “ч” не ругайте его. Он ещё 11 лет будет каждый день писать эту букву – научится. Не нужно вести его на развитие почерка, достаточно дома уделять письму 30 минут. Не ставьте перед ребёнком невыполнимых целей, школьная программа не просто так рассчитана на 11 лет. Цель – в октябре писать каллиграфическим почерком невыполнима, а вот к 10 классу возможно.
Если у ребёнка плохо с памятью, или вам кажется, что у него с ней плохо, помогите ему. Научите мнемоническим техникам, пусть он учит не за столом, а в кресле, не зубрит за раз, а повторяет с перерывами. И не надо его опять вести в развивашку, сейчас все можно узнать в интернете. А ещё, лучше всего запоминается информация усвоенная перед сном. Так что если вы ему в 9 вечера, говорите, что он бестолочь, то он запомнит это, а не стихотворение Пушкина.
Зачем нужны оценки
В первую очередь, определите, зачем эти оценки вам. Чтобы понять где у ребёнка слабые и сильные стороны, или чтобы перед соседями хвалиться? В первом случае помогите ребёнку разобраться там, где он сам не может. Если не ведаете материалом сами, попросите знакомых. Особенно хорошо, если это человек увлеченный предметом. Только не спрашивайте биолога про физику, а филолога про математику. Нет таких знакомых? Отличный шанс вместе с ребёнком разобраться в теме. Благо сейчас ресурсов для этого масса. Если же у вас ситуация из второй категории и оценки нужны ради престижа, то это вам за квалифицированной помощью.
10 советов психолога, которые помогут заинтересовать ребенка учебой
Школьник, который сам, без напоминания, делает домашние задания, с интересом посещает уроки и приносит только отличные оценки в дневнике – мечта любого родителя. Иногда взрослые готовы на радикальные меры, лишь бы заинтересовать ребенка учебой. Нанимают всевозможных репетиторов, поощряют, наказывают, угрожают и ругают, шантажируют. Психолог Благотворительного фонда «Путь домой» А. Пономаренко рассказывает, почему эти методы не работают и как последовательно и спокойно мотивировать чадо учиться.
10 шагов к успешной учебе ребенка
Мы живем в непростое время. Современный мир быстро видоизменяется: совершенствуются технологии, происходят открытия. Приходится безостановочно усваивать новую информацию, получать новые умения и навыки не только детям, но и взрослым. Поэтому так важно еще в школьные годы развить интерес к обучению.
Совершенно неправильно заставлять ребенка делать уроки из-под палки. Да, возможно это на время подействует и стих будет выучен, а в тетрадке что-то написано… в угоду родителям. Страх наказания, скандала заставит сделать, что нужно – но каким путем! В лучшем случае школьник зазубрит информацию, а в худшем – спишет домашнее задание у соседа по парте. Вскоре уроки начнут ассоциироваться с чем-то неприятным, будут вызывать отторжение, раздражение и злость. Чтобы лучше понять чувства ребенка, нужно представить, как человека принуждают съехать с высокой горы на лыжах. Он не умеет это делать, не хочет и особо не понимает, зачем. А если и съедет под давлением, кататься все равно не научится.
Для усвоения материала важна осознанность и заинтересованность. Нужно, чтобы ребенок захотел узнавать что-то новое, стремился к совершенствованию себя. А для этого родителям следует создать благоприятные условия. В 10 советах психолога А. Пономаренко вы найдете ответы на вопросы о том, как мягко направить чадо к учебе и показать мир знаний с другой, приятной стороны.
Всегда отвечайте на вопрос «почему?»
Любознательность – очень хорошее качество, которое само по себе мотивирует учиться. Нужно поощрять ее всеми возможными способами:
- Всегда отвечайте ребенку на его вопросы, даже если вы заняты или они вам кажутся глупыми.
- Рассказывайте что-то интригующее и новое, прибавляя «знаешь, почему?». Например: «Крокодилы часто глотают камни, знаешь, почему?» (чтобы стать тяжелее и глубже нырять за добычей).
Если вы не знаете, как ответить школьнику, поищите вместе с ним информацию в книгах или интернете. Покажите на собственном примере, что незнание – это не стыдно. Если приложить немного усилий, ответ всегда найдется.
Поддерживайте увлечения
Ребенок любит слушать музыку? Отведите его в кружок пения или игры на гитаре. Возможно, он интересуется боевыми искусствами, восхищается героями или любит разные вкусные блюда. Дайте ему возможность углубить свои знания, добиться успеха в том, что ему по душе. Не уставайте предлагать посещение тематических выставок, публичных лекций, театра, музеев. Что-то его обязательно заинтересует и увлечет.
Узнайте о кумирах
У каждого человека есть тот, кем он восхищается и ставит себе в пример. Дети не исключение. Чтобы заинтересовать ребенка учиться, полезно обратить его внимание на то, какой жизненный и профессиональный путь прошел его кумир. Подарите ему биографическую книгу.
Не нужно навязывать ребенку своих героев, указывать, на кого равняться хорошо, а на кого плохо. Все, что в ваших силах, – постараться донести, что есть добро и зло, и как отличить одно от другого.
Создайте благоприятное окружение
По закону социальной психологии человеческой натуре свойственно подражать окружающим, с которыми он тесно общается. Находясь в коллективе интеллектуалов, он постепенно будет стремиться стать не хуже. Чтобы создать благоприятное окружение, ребенку можно предложить стать участником клуба по увлечениям, общественной организации, спортивной секции.
А может быть, проблема в самой школе?
Если ребенок плохо учится, особенно когда он скатился внезапно, следует разведать атмосферу в школе. Что нужно проверить:
- не относится ли учитель к детям по-хамски;
- хорошо ли он владеет предметом;
- нет ли травли со стороны одноклассников.
Сам школьник может тщательно скрывать подобного рода проблему. Лучше задать интересующие вопросы классному руководителю и поговорить с родителями других учеников.
Травля в школе наносит серьезный удар по психике ребенка. Если она имеет место, нужно как можно скорее вырвать его из травмирующей обстановки – перевести в другое учебное заведение или класс.
Спокойно отнеситесь к плохим оценкам
Бурная реакция на «двойки» вызывает страх и, что очень вредно, неверие в свои силы. Если неудачи случаются часто, а за ними неизбежно следует скандал, ребенок перестает даже пытаться выучить материал. Гораздо проще найти обходные легкие пути. Например, спрятать дневник, списать, обмануть. Когда находишься под давлением, сделаешь все, лишь бы побыстрее от него избавиться.
Правильно контролировать учебу ребенка, но не давить на него. Помогать разобраться, почему он получил плохую оценку. Что ему помешало? Где он сделал ошибку? При этом важно найти баланс между помощью и взваливанием проблемы на себя. Нельзя делать уроки вместо ребенка.
Уменьшите нагрузку
Если школьник занят учебой и при этом посещает всевозможные кружки и секции, а дома его ждут обязанности по уборке, то его психика просто не выдержит. Непосильные нагрузки чреваты срывами и даже болезнями. Нужно найти золотую середину между трудом и отдыхом. У ребенка должно быть как минимум 2 часа свободного времени ежедневно.
Не судите о способностях ребенка по отметкам в дневнике
Хорошая учеба в школе часто не показатель большого ума и таланта. Пример тому – известные гении, которые учились на двойки:
- А. Эйнштейн отставал по всем предметам, кроме латыни и математики.
- И. Ньютон не один год учился весьма посредственно. Все изменилось, когда его избил одноклассник. Маленький Исаак захотел доказать, что он тоже силен, пусть не физически, но интеллектуально.
К. Линней, К. Циолковский, Т. Эдисон, Андре-Мари Ампер – можно бесконечно продолжать список величайших умов, которым не давалась школьная программа. Ребенка нужно поддерживать, любить и верить в него, несмотря ни на что. Серьезная ошибка – наказывать за плохие оценки эмоциональной холодностью, унижать и оскорблять («тупица», «бездарность», и т. д.).
Будьте включены в происходящее
Чтобы помочь ребенку полюбить школу, нужно постоянное психологическое включение в происходящее. Не набегами, когда написали замечание в дневнике, или после родительского собрания, а ежедневно. Важно интересоваться делами школьника, радоваться успехам и помогать справляться с трудностями. Он должен чувствовать, что его всегда поддержат. Своей заинтересованностью родители демонстрируют важность и ценность учебы.
Правильно мотивируя ребенка учиться, родители закладывают крепкий фундамент для становления успешного человека. В этом деле важна не победа (хорошая оценка), а процесс. Развивайте любознательность, помогайте ребенку, но не делайте домашнее за него. Не ругайте, если результат вышел плохой. Обсуждайте проблемы спокойно – и постепенно на смену страху и отторжению придет вера в свои силы, заинтересованность в учебе и успех!
Источники:
https://kp.ru/putevoditel/sovety-dlya-roditelej/kak-priuchit-rebenka-delat-uroki/
https://b17.ru/article/264254/
https://razvivashka.online/vospitanie/zainteresovat-rebenka-ucheboy