Как называли в детстве Данилу мастера
Как называли в детстве Данилу мастера
Сказы Павла Бажова таят в себе национальный колорит, описания простых русских людей и сочетают действительность с фантастическим началом. В сочинении «Каменный цветок» главным героем стал мастер-ремесленник по имени Данила. О приключениях мужчины автор и ведет речь в произведении.
История создания персонажа
У персонажа Данилы-мастера существовал прототип. Им оказался Данила Зверев, виртуозно работавший с камнем. Конечно, мужчина не работал с малахитом, считающимся самоцветом, да и Хозяйка Медной горы не сводила с ним знакомства. Но этот человек познакомил писателя с таинственным миром натуральных камней.
Описывая героя-ремесленника, Бажов сочетает в его образе сразу несколько характеристик. Мастером считается человек, обладающий большим багажом знаний и умений. Работавшие на уральских заводах специалисты переняли мастерство у зарубежных коллег.
Будучи тружениками, они вызывали глубокое уважение. Без перерыва работавший Данила демонстрировал качество, типичное для работников этой области. Перфекционист, он старался создать запоминающееся творение. Связь с язычеством на Руси – еще один нюанс, на который обращает внимание автор сказки. Чтобы узнать великую тайну, Данила отправляется к мифической Хозяйке Медной горы, а не к божественному провидению.
Писатель Павел Бажов
Книга сочинений Павла Бажова объединяет истории простых работяг Урала, учившихся чувствовать «душу» камня и очищать ее от оков грубого материала, создавая уникальные вещи. Автор упоминает о тяжести такого труда, о том, как нелегко проходит жизнь простых железодобытчиков и тех, кто ваяет из бездушного камня неповторимые произведения искусства.
Любопытно, что наравне с вымышленными персонажами и героями, чьи образы сочинены по подобию знакомых писателю мастеров, в сюжете присутствуют и личности, чьи имена были известны читателям. Отдельная роль отведена Иванко Крылатко, под именем которого описан Иван Вушуев, знаменитый камнерез.
Образ в сказках
Сказка «Каменный цветок», изданная в 1938 году, создавалась с оглядкой на уральский фольклор. Сказы местных жителей дополнили сочинения Бажова традиционным колоритом. Наряду с фантастическими деталями автор делает акцент и на драматической подоплеке сюжета. Мечта и реальность, искусство и быт сталкиваются в произведении.
Биография главного героя описана подробно и становится основой сюжетной линии. Данилу с детства звали «недокормышем». Худенький мальчик отличался от сверстников мечтательностью и задумчивостью. Он был наблюдателен. Взрослые, поняв, что тяжелая работа ему не по плечу, отправили Данилушку смотреть за коровами. Это задание оказалось сложным, потому что мальчик часто засматривался на окружающие его предметы, увлекался насекомыми, растениями и всем, что попадалось на глаза.
Данила-мастер и Катя
Привычка приглядываться к деталям оказалась полезной, когда Данилу отдали на обучение к мастеру Прокопьичу. Подросток обладал удивительным чувством прекрасного, пригодившимся в профессии. Он знал, как лучше работать с камнем и видел недостатки изделия и преимущества материала. Когда Данила вырос, его вкус, стиль работы и талант стали притчей во языцех. Терпение и отдача, с которыми ваял мастер, очень ценились окружающими и стали причиной появления его незаурядных изделий.
Несмотря на похвалы, Данила стремился к большему. Он мечтал показать людям истинную мощь камня. Юноша вспомнил сказки, которые слышал от ведуньи. Они гласили о каменном цветке, раскрывающем суть прекрасного и приносящем несчастье. Чтобы раздобыть невиданное чудо, Данила отправился на поклон к Хозяйке Медной горы. Он пошла навстречу мастеру и предъявила чудесный цветок. Сознание Данилы затуманилось, он потерял голову. Мастер бросил невесту Катю и сгинул без вести. Ходили слухи, что он пошел в услужение к Хозяйке Медной горы.
Данила-мастер и Хозяйка Медной горы
Последующая жизнь Данилы описана автором в произведениях «Горный мастер» и «Хрупкая веточка». Эти сказки были изданы в сборнике под названием «Малахитовая шкатулка». Главной задачей Бажова стала идея показать муки поисков истины и гармонии в творческом деле, жажду постижения прекрасного.
10. Данила Зверев прообраз Данилы Мастера из сказов Бажова
Прототип главного на Урале литературного героя
Если для центральной России главные герои сказок – богатыри, то на Урале, несомненно, мастеровые и горщики. Самый известный образ уральского мастерового-горщика – Данила Мастер из сказов П. П. Бажова. Прообразом же Данилы стал наш земляк Данила Зверев, самый именитый уральский горщик (специалист по добыче самоцветов и цветных камней) из деревни Колташи и села Черемисского.
Октябрь. Вид на Господский дом, где сегодня размещается минералогический музей. Фото с правого берега пруда
Как и Данила Мастер, будущий горщик рано лишился родителей, в детстве пас коров, отличался мечтательностью, не раз бывал порот за недосмотр за стадом. С детства Данила, как и бажовский герой, был слаб здоровьем, худеньким и маленьким, оттого Зверева соседи прозвали Легоньким, а героя «Каменного цветка» — Недокормышем. Но тот и другой брали свое характером. Учителем Данилы Зверева по каменному делу стал Самоила Прокопьевич из Южаково, прообраз Прокопьича из бажовского «Каменного цветка».
П. Бажов и Д. Зверев во время одной из встреч
Как и Данила Мастер Данила Зверев сотворил многие шедевры из камня, выполнял ответственные задания из Петербурга. Именно он подбирал самоцветы и цветные камни и участвовал в изготовлении методом мозаики знаменитой карты Франции, которая в 1900 году была представлена на выставке в Париже, получила Гран-при и была подарена Россией Французской республике в качестве союзнического жеста.
Любовь к камню привил Данила и своим сыновьям. Уже в советские годы они подбирали самоцветы для изготовления звезд Московского Кремля, для карты индустриализации СССР, самой дорогой карты в мире, говорят, что консультировал Данила Кондратьевич специалистов при подборе камня для Мавзолея Ленина. Сегодня одна из улиц Екатеринбурга носит имя знаменитого горщика.
В Колташах до наших дней сохранились предания и легенды, связанные с Данилой Зверевым. Рассказывают, как однажды, после получения оплаты за большой заказ, Данила привез в родную деревню два воза пряников и угощал ими всех односельчан. Еще сказывают, что где-то в Колташах припрятана шкатулка с дорогими камнями, отобранными Зверевым на черный день.
Здесь же, сразу за деревней, в реку Реж впадает речушка Положиха, где именно Данила Зверев намыл десятки самых дорогих в мире самоцветов, редко встречающихся на Урале: алмазов, рубинов, сапфиров. Может быть, здесь на Положихе и посчастливилось встретить Даниле Звереву Медной горы Хозяйку, которая раскрыла перед горщиком свои несметные богатства?
Данила Зверев – герой очерка «Самоцветы» уральского классика Д. Н. Мамина-Сибиряка, главный герой бажовского сказа, «Далевое глядельце». В сказе названа его малая родина, деревня Колташи, описаны жизненные перипетии знаменитого горщика в детстве и юности, забавная история, как его женили.
Кадр из фильма «Каменный цветок» (1946 год)
Цикл из трех сказов о жизни Данилы Мастера («Каменный цветок», «Горный мастер» и «Хрустальная веточка»), прообразом которого стал Данила Зверев, впервые вышел в 1939 году в сборнике «Малахитовая шкатулка». Основная сюжетная линия – выбор героя между карьерой, профессиональным ростом и своей любимой. Не в раз, но все же из первого и второго Данила выбирает любовь. В 1946 году о жизни Данилы выходит художественный фильм А. Птушко «Каменный цветок», который становится одним из победителей 1-го Каннского кинофестиваля! Роль Данилы в фильме сыграл замечательный актер Владимир Дружников. Его облик и стал отправным в создании образа классического уральского мастерового (как герои известной картины В. Васнецова в создании образа богатырей).
Балет «Каменный цветок»
Новый фильм привел балетмейстера Л. Лавровского к мысли о создании балета на сюжет истории Данилы Мастера. Этой идеей Лавровский делится с композитором С. Прокофьевым, с которым до того в тандеме они создали великолепную балетную постановку «Ромео и Джульетта». В 1948 году Прокофьев с увлечением принимается за новую работу. К 1950 году постановка в основном была завершена. Но что-то не устраивало Прокофьева, что-то не давало поставить ему финальную точку в работе, а тут еще злые критики. Как и Данила Мастер с его каменным цветком, Сергей Сергеевич не раз готов был все бросить, сжечь и забыть. Но не мог. Все же в начале марта 1953 года приступили к репетиции. Днем 5 марта Лавровский зашел к Прокофьеву, который склонившись над партитурой, сосредоточенно вносил правки. В это время Прокофьев не видел и не слышал Лавровского, весь уйдя в работу. Через несколько часов композитора не стало. Он буквально сгорел в работе над бажовскими образами, произошло это в день смерти И. В. Сталина. А премьера «Сказа о Каменном цветке» (в дальнейшем «Каменный цветок») состоялась в апреле 1954 года на сцене Большого театра.
Фонтан «Каменный цветок» на ВДНХ в Москве
В этом же 1954 году закончилась глобальная реконструкция ВДНХ, одного из главных символов столицы Советского Союза. Центральными композиционными элементами новой Выставки достижений народного хозяйства становятся три фонтана. Фонтан «Дружба народов» символизировал единство многонациональной страны. Фонтан «Золотой колос» — достижения советского народа в сельском хозяйстве. А вот фонтан «Каменный цветок», созданный по мотивам бажовских сказов — творческое изобилие, мастерство советских людей. Фантастический цветок, вырастающий из уральских самоцветов, стал гимном человеку труда. Творение Данилы Мастера, чьим прообразом явился наш земляк Данила Зверев, становится олицетворением трудового подвига не только уральцев, но и советского человека вообще. «Каменный цветок» — первый в мире светомузыкальным фонтаном, для него композитор Д. Шостакович специально написал «праздничную увертюру». Название фонтана стало образцовым, в разных городах страны «вырастают» свои «Каменные цветки», к примеру, в Екатеринбурге в 1960 году на площади Труда. Данила Зверев становится олицетворением лучших представителей трудового народа, а его каменный цветок – безграничных возможностей советского человека, его тяги к творчеству и красоте.
Свой фонтан «Каменный цветок» в советские годы появился и в Реже (площадь перед ДК РМЗ, ныне ЦКиИ)
Как называли в детстве Данилу мастера
История про то, как Данила-мастер попал к Хозяйке Медной Горы, но смог освободиться благодаря любви к невесте, знакома многим. Про это сняты и мультфильмы, и фильм. Правда фильм “Каменный цветок” на самом деле микс сюжетов самого “Каменного цветка” и “Хозяйки медной горы”. “Хозяйка Медной Горы” про другого героя – Степана, на него Малахитница и впрямь посягала, набивалась замуж, отпустила, но все же совратила (судя по его дочке чернявой Танюшке, явному подкидышу) и извела тоской до смерти.
О. Коровин. Каменный цветок.
Невесте же Данилы-мастера Малахитница подарков не дарила, наоборот гнала со Змеиной горки “уходи поскорее!”. Да и сам Данила, став одним из мастеров Горы, камни свои творил явно с мыслями о невесте. Чего только стоят романтичные узоры на малахите, что он ей подкидывал. Сначала две пташки: одна на дереве, другая сидящая в траве, а после уже птицы летящие навстречу друг другу. А когда Данила, явно имея власть над Горой, открыл её своей невесте так, что та увидела его самого, то Малахитница уже не стерпела. Явилась сама прогонять упрямую девчонку, а непокорному мастеру пригрозила отобрать знания, ради которых он потратил два года жизни. Но выбор оказался неожиданным. Не знаю другой истории, где мастер добровольно отказывается от высшего знания, потому что понял: невесту любит больше и человечью суть забывать не хочет.
В. Назарук. Каменный цветок.
Что интересно, Хозяйка всё же оставила ему полученное в Горе мастерство (в наказание?), но при том забрала из памяти осознание красоты каменного цветка. Данила порой печалился о том, но, как Степана, тоска его в могилу не свела. Он явно понимал от чего и ради чего отказался. Лучшее тому подтверждение, что Катей у них было восемь сыновей и дочка. Однако на этом история не закончилась.
В. Назарук. Горный мастер.
В “Каменном цветке” Хозяйка говорила: “Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу”. Даниле не далась без подсказки задумка, как вдохнуть жизнь в камень, но сын его смог постичь замысел, к которому стремился отец. Данила хотел показать красоту камня, а сын его воплотил красоту жизни в камне. Не ради чего-то великого, а чтобы спасти семью от непосильного оброка. Не из любви к искусству, а из любви к людям. Об этом говорится в сказе “Хрупкая веточка”. Сыну Данилы-мастера Мите Хозяйка подсказала нужный материал. А еще спасла от гнева барина, сама уже не посягала и явно помогла сбежать с любимой девушкой. Разумно. Зачем два раза на одни и те же грабли наступать? Пусть живет где-нибудь подальше от Горы Митя, кстати, явно на отца был похож характером.
Ох уж эти богини, всегда им не давали покоя талантливые смертные Примечательно, что трилогия о Даниле-мастере идет после сказа про “Малахитовую шкатулку”, в которой Хозяйка “двоится стала”. Кто знает, возможно, что Хозяйкиной дочке Танюшке тоже хорошие мастера нравились?
Источники:
https://24smi.org/person/6554-danila-master.html
https://rezh1773.com/dostoprimechatelnosti-rezha/desyat-simvolov-rezha-a-rychkov/10-danila-zverev-proobraz-danily-mastera-iz-skazov-bazhova/
https://kxena.diary.ru/p216740070.htm?oam