36 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как часто нужно менять беговые кроссовки

Как часто следует менять беговые кроссовки

  • Train For Gain
  • 03 Февраля 2017
  • 0 комментариев

Единой рекомендации касательно определения срока годности для беговой обуви нет. Все зависит от множества факторов: конструкции кроссовок, ваших антропометрических данных, способа постановки стопы при беге и даже климата, в котором вы тренируетесь.

Средний пробег беговых кроссовок находится в пределах 500 – 800 километров, хотя эти цифры весьма расплывчаты. Например, “марафонки” и минималистические кроссовки менее долговечны и “заканчиваются” через 300-600 км.

Итак, как же понять, что пора списывать свои старые кроссовки и идти за новыми? В первую очередь, оцените визуальные признаки износа и прислушайтесь к сигналам собственного тела.

Начнем с осмотра подошвы, точнее ее резиновой части, которая непосредственно контактирует с поверхностью. По прошествии определенного времени протектор начинает стираться, подобно автомобильным покрышкам, и вы начинаете терять сцепление с поверхностью. Но это лишь часть проблемы.

Сложнее заметить то, что происходит между подошвой и стелькой – там, где находится амортизирующая часть кроссовка. Каждый раз, когда стопа контактирует с поверхностью, происходит сжатие этого слоя, который, в свою очередь, поглощает удар и дает импульс для следующего шага. Этот процесс повторяется тысячи раз во время ваших тренировок.

Как вы можете себе представить, после тренировки подошве требуется некоторое время, чтобы распрямиться и вернуться в исходное состояние. Но после нескольких сотен километров она начинает терять свои амортизационные качества. Визуально это может оставаться незаметным, однако, если вы прислушаетесь к своим ощущениям, то поймете, что кроссовок не так живо откликается и пружинит, как раньше. Появляется чувство дискомфорта, а иногда и болевых ощущений в ногах, которое со временем нарастает. Это есть сигнал к замене, который необходимо услышать.

Если вас одолевают сомнения, достаточно просто зайти в магазин и примерить точно такую же модель, как и ваша. Ощущаете разницу? Часто она будет весьма заметной. Если вы почувствовали себя выше, значит подошва просела и уже прошла точку невозврата. К тому же, вы почувствуете пружинящий эффект, который давно утратил ваш изношенный аналог.

Итак, помните, что не до конца стертая подошва не является явным признаком того, что кроссовки не нуждаются в замене. Если вы основную часть тренировок проводите на беговой дорожке или прорезиненном покрытии стадиона, то протектор может и вовсе оставаться как новый. А вот амортизационный слой меньше от этого страдать не будет. Отмечайте в вашем журнале тренировок, какой пробег сделали в своих кроссовках и постепенно вводите в жизнь новые пары, в то время как количество тренировок в старых понемногу снижайте. Так, у вас со временем накопится достаточно обуви, и в долгосрочной перспективе вы не будете так часто менять ее.

Как понять, что пришло время менять беговые кроссовки

Как часто вы меняете спортивную обувь? Или, что ещё более важно, как вы узнаёте, что пришло время её менять? Мы расскажем, на что надо обратить внимание, чтобы уберечь свои суставы от излишней нагрузки, а себя — от травм и других неприятностей.

Вы меняете кроссовки только потому, что они потрепались и выглядят непрезентабельно? Безусловно, внешний вид значим, но он не является единственным критерием пригодности обуви. Есть ещё такие факторы, как амортизация, сцепление с поверхностью, микроклимат внутреннего пространства. И все эти вещи глазу не заметны, но они играют важную роль.

От чего зависит степень износа кроссовок

Если вы поищите информацию в Сети по этому вопросу, то на многих сайтах найдёте указание на число километров — от 500 до 1 000. Это то преодолённое вами расстояние, после которого рекомендуется менять спортивную обувь.

Мне стало интересно, откуда взялись эти цифры и можно ли им доверять? Я попытался провести своё журналистское расследование с помощью Google и выяснить это. И к своему удивлению, после двух часов поисков не нашёл каких-либо научных или хотя бы логических доводов в их пользу. Цифры просто приводятся авторами без каких-либо объяснений.

Такое ощущение, что эти цифры — чья-то попытка дать людям какой-то усреднённый ориентир. А может быть, и просто маркетинговая уловка, которую породили торговые сети, чтобы стимулировать продажи.

Читать еще:  Как получить права в ГАИ

В любом случае, пересмотрев много материала, я пришёл к выводу, что расстояние в 500–1000 километров это не тот фактор и не та величина, на которую можно опираться. На это есть, по крайней мере, три причины.

  1. Вес спортсмена. Чем большей массой обладает спортсмен, тем быстрее его обувь приходит в негодность. То есть если вес человека 75 кг, то срок жизни его кроссовок будет больше, чем у таких же кроссовок, принадлежащих человеку весом в 110 кг.
  2. Поверхность. От поверхности, на которой проводятся тренировки, зависит то, насколько быстро изнашивается подошва. На асфальте будет один износ, на грунте — совершенно другой, а на «резинке» стадиона — третий.
  3. Частота пользования. В этом пункте всё логично. Обувь, которая используется раз в неделю, прослужит дольше, чем обувь, которую надевают каждый день.

Как видите, очень много факторов влияет на износ обуви, и не получается всё свести только лишь к расстоянию. Поэтому 500–1000 километров, после которых нужно менять обувь, это скорее миф, чем правда.

Как определить, что нужно менять обувь

Как мы можем определить, когда менять кроссовки? Причём сделать это, как говорится, на глаз, не используя какое-то сложное оборудование, не подвергая их лабораторным испытаниям.

Амортизирующие свойства

Самая важная часть в беговой обуви — это подошва. От состояния подошвы зависит то, какую нагрузку испытывают ноги, суставы, колени, стопы и насколько комфортно себя чувствует спортсмен во время тренировки.

На сегодняшний день практически вся обувь для бега имеет подошву, изготовленную из пеноматериала, который носит название EVA (этиленвинилацетат). Он популярен тем, что имеет отличные амортизирующие свойства и очень лёгок. Достигается это за счёт того, что внутри пены содержится множество пузырьков воздуха, которые сжимаются при каждом контакте ноги с землёй и обеспечивают амортизацию. Со временем пузырьки лопаются и эффект компенсации силы удара о поверхность снижается.

Один из самых простых способов проверить амортизирующие свойства своих кроссовок — это надавить большими пальцами на среднюю часть подошвы, причём сделать это на боковой поверхности, а не на той, что соприкасается с землёй. Если подошва хорошо продавливается и видны небольшие складочки, то обувь в полном порядке.

Но если поверхность жёсткая, неподатливая, это явный признак того, что она будет плохо компенсировать удар. А это дополнительные нагрузки на конечности.

Внешний вид

Не беспокойтесь о том, что ваши кроссовки запачканы. Это не играет никакой роли, лишь свидетельствует о том, что вы ими пользуетесь. Единственное, что вас должно беспокоить, так это их общий износ.

Вот по каким визуальным признакам вы можете отличить обувь, требующую замены:

  1. Пятка зафиксирована неплотно и свободно «ездит» внутри.
  2. Одна подошва стала асимметрична по отношению к другой.
  3. Один или сразу два кроссовка больше не стоят прямо на плоской поверхности.
  4. Пальцы ног выдаются вперёд, сильно натягивая ткань.

Всё это признаки того, что пришло время сменить обувь хотя бы сугубо из эстетических побуждений.

Комфорт

Древние греки бегали голыми и босиком. Это было неудобно, поэтому придумали обувь. Так вот, обувь нужна для того, чтобы ногам было максимально комфортно. Если это условие не соблюдается, то какой смысл в этой обуви?

Наше тело способно подсказать нам, когда стоит сменить обувь. Если вы замечаете боль, зуд в ступнях, ногах, коленях, бёдрах или где-то ещё, то это явный признак того, что что-то идёт не так. И возможно, причина в вашей обуви.

Например, у меня был случай, когда беговые кроссовки неожиданно порвались и я вынужден был несколько раз надевать на пробежку старые кеды, пока не купил новую пару. И всякий раз замечал, что после тренировки у меня ноет поясница. С новыми кроссовками эта неприятная боль исчезла.

Сюда же можно отнести такой пункт, как сцепление с землёй. Если подошва стёрлась, обувь скользит, это тоже вызывает определённый дискомфорт и мешает продуктивно тренироваться. Такую обувь следует сменить.

Но часто бывает так, что привыкаешь к кроссовкам и не замечаешь никаких побочных явлений от их износа. Как же научить себя чувствовать разницу?

Читать еще:  Имя алиса в православии

Несколько дней после покупки новых кроссовок пользуйтесь ими попеременно со старыми. Так ваше тело почувствует разницу и запомнит ощущения.

И ещё один важный момент. Если ваши беговые кроссовки износились, это вовсе не значит, что они должны отправиться в мусорное ведро. Это всего лишь значит, что они больше не подходят для бега, но вы можете использовать их для прогулок, если, конечно, эстетически они для этого ещё годятся.

А какие признаки износа кроссовок известны вам?

Фактический ресурс беговых кроссовок

Как вы знаете, большинство производителей беговой обуви крайне рекомендуют менять кроссовки в среднем каждые 700-1000 км. То есть, при набеге 100 км в неделю, через два месяца вы выкидываете свои тренировочные тапки и идете в магазин покупать новые.

Каждый из бегунов, хотя бы раз, но думал — не слишком ли часто? Это ведь не пачка спагетти: хорошие кроссовки стоят хороших денег, будь то трейл или асфальт, не важно.

В связи с этим находятся любители бега, наматывающие по несколько тысяч километров в одной паре обуви. Правы ли они? В некоторых случаях да. Есть несколько причин забить на рекомендации продавцов кроссовок.

1. Компании-производители должны продавать. И не просто продавать, а увеличивать оборот любыми допустимыми путями. Это элементарный закон маркетинга. Однако желательно не путать причину и следствие. Применение сверхлегких, но не слишком дорогих и не слишком износостойких материалов продиктовано спросом потребителей, что идет на руку торговым маркам.

2. Занижение реального срока службы беговой обуви — это своего рода перестраховка компаний в виде защиты от ответственности — «ну мы ведь предупреждали…»

3. Техничным бегунам и представителям разнообразных «босоногих» школ бега не особо интересен тот факт, что амортизационные свойства всевозможных смягчающих удары вставок и, особенно, самой подошвы, со временем снижаются.

4. Многие марафонцы не нуждаются в дополнительной поддержке (которая так же подлежит износу), если пронация не выходит за рамки аномальной, а приземление происходит на передний отдел стопы.

Все это справедливо для половины бегунов и триатлетов, но что делать со второй половиной спортсменов, которая бегает, жестко приземляясь на пятку, единственной защитой которой является как раз-таки амортизация кроссовка?

Кто-то поспешит дать совет переучиваться и менять технику бега, но такие необдуманные рекомендации могут нанести больше вреда, чем пользы. И не исключено, что атлет при изучении «правильной» техники начнет травмироваться. Несмотря на то, что до этого не знал никаких проблем и вполне себе получал удовольствие от бега.

Более логичный вариант — это, конечно, следить за износом кроссовок. Сегодня главным материалом для изготовления подошвы служит этиленвинилацетат, или, проще говоря, пена EVA (ЭВА). Именно она играет решающее значение для амортизации обуви, а не гели, воздух и прочие коммерческие фишки Найков, Асиксов и Бруксов.

Потеря амортизации подошвы

Подошва ЭВА имеет легкую и гибкую структуру, которая под воздействием постоянных компрессионных нагрузок имеет свойство несколько уплотняться, что ведет к частичной потере изначальных амортизирующих свойств.

Но этиленвинилацетат на данный момент не имеет конкурентов из-за своего веса, стойкости к агрессивным веществам и высокой температуре, гигиеничности и стоимости.

Практически на всех кроссовках уплотнение материала подошвы можно определить визуально по появлению горизонтальных морщинок и складок. Но факт в том, что EVA не уплотняется до бесконечности. Максимальные потери амортизационных свойств составляют примерно 40%. Средний километраж набега при этом находится в районе 800 км. Далее уплотнение подошвы практически прекращается.

У топовых бегунов потери в амортизации подошвы еще меньше — около 20%. И рост потерь прекращался после

1000 км, оставаясь на том же уровне.

Фактически получается, что производители рекомендуют нам менять кроссовки именно при достижении подошвой EVA порога, когда снижение амортизации более не происходит. Выходит, что бегуны продолжающие тренироваться в «изношенных» кроссовках и не имеющие связанных с этим проблем, ничего не теряют.

На самом деле, даже если бы амортизационные свойства обуви продолжали бы плавно и постепенно уменьшаться до нуля, то этот процесс сложно было бы заметить из-за способности тела совершенно незаметно подстраиваться под внешние условия, включающие жесткость или неровность беговой поверхности.

Читать еще:  Для чего нужен интеркулер

Сама по себе жесткая поверхность оказывает лишь незначительное влияние на стрессовые ударные нагрузки и практически не является провокатором травм. Поскольку изначально опорно-двигательный аппарат способен все успешно компенсировать.

Однако именно привыкание к излишне мягкой обуви создает для ног слишком тепличные условия, притупляющие и ослабляющие способность тела работать эффективно и безопасно на любой поверхности.

Гиперпронаторы

Некоторые исследования, объявляющие поддержку стопы бесполезным излишеством, на данный момент не являются убедительными на сто процентов. Для бегунов, приземляющихся на передний отдел стопы, это разумно. Но когда идет речь о приземлении на пятку или на плоскую стопу, то отсутствие поддержки вызывает дискомфорт у гиперпронаторов. Поэтому пока что не будем от нее отказываться.

В таких моделях беговых кроссовок существует поддержка стопы от излишнего кручения голеностопа и завала его вовнутрь. Выполняется она, как правило, из того же EVA и выглядит, как клиновидная вставка в области арки стопы.

По мере уплотнения и просадки материала, как подошвы, так и дополнительной поддержки, голеностоп может увеличивать амплитуду движений и влиять на механику бега. Это и провоцирует иногда боли в пояснице, коленях и в других ответственных областях.

Но в этом случае нередко можно выкрутиться не сменой кроссовок на новые, а всего лишь покупкой анатомических стелек с более выраженной поддержкой арки.

Бренды

Производители активно продвигают свои ноу-хау в виде разнообразных смягчающих вставок в подошву. Но модели обуви, одинаковые по назначению, на практике не имеют огромных различий в амортизационных свойствах. Поскольку основной материал подошвы у всех один и тот же — этиленвинилацетат. А конечные ударные нагрузки регулирует все-таки тело бегуна.

Смотреть скорее надо не на то, есть ли капля геля где-то под пяткой, а на личные ощущения и комфорт ноги. А так же на то, чтобы кроссовки не меняли кардинально вашу биомеханику. Ну и еще на несколько важных параметров.

Чередование кроссовок

Все правильно, у грамотного бегуна не одна пара кроссовок, и, пока одни из них на ногах — другие в этот момент отдыхают и проветриваются. Это хорошо с точки зрения гигиены и возможности бегать в любых условиях, от асфальта до скайраннинга. Однако совершенно не помогает снизить деформацию и уплотнение пены EVA. При пробеге 700-1000 км она точно так же достигнет минимальных значений амортизационных свойств.

Минимализм

Приверженцы минималистичной беговой обуви, не испытывающие нужды в амортизации, в определенном смысле экономят на экипировке, поскольку могут бегать в кроссовках, пока те основательно не развалятся или подошва не протрется насквозь. Если такая обувь добротно сшита, то она поистине неубиваема и в частой замене не нуждается.

Статистика

Согласно опросу среди широкого круга бегающих моих знакомых, примерно половина атлетов перестают использовать беговые кроссовки для своих тренировок лишь тогда, когда они изнашиваются настолько, что перестают просто держать форму. Кстати, у многих это часто случается даже раньше заявленного производителем срока замены.

Около 20 % марафонцев и триатлетов полагаются на свое тело, которое подсказывает через боли в спине или в суставах о необходимости идти в магазин за обновкой.

В оставшиеся 30 % спортсменов как раз-таки вошли те, кто следует указаниям производителей и не колеблясь меняет обувь.

Что делать

Безусловно, менять беговые кроссовки надо. Наиболее актуальным это становится при наличии особенностей опорно-двигательного аппарата, когда износ физически сказывается на здоровье тела.

Так же следует помнить, что износ — это не только потеря амортизации или дырки в сетке или в заднике, на которые давно уже никто не обращает внимания, а в том числе и неравномерное стачивание поверхности подошвы, что может сказаться на постановке ноги и изменять работу суставов.

Но в то же время нельзя забывать, что главное назначение любой обуви — это просто защищать ступни от агрессивной поверхности. Поэтому ко многим заявлениям, напрямую касающихся коммерческих выгод, нужно относиться скептически и стараться разобраться в деталях. Хотя, если бюджет позволяет, то можно и помодничать.

Источники:

https://traingain.org/article/1877-kak-chasto-sleduet-menyat-begovye-krossovki
https://lifehacker.ru/kogda-menyat-krossovki/
https://runiron.com/sneakers-resource/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]