0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Есть ли в России готические храмы

Единство в троичности: готический собор и православный храм

Строительство всегда демонстрирует представление времени о модели мира. А каков был «мир» готического собора? Это был средневековый мир, мир рыцарской культуры, мир прекрасной дамы и розенкрейцеров. Чтобы приблизиться к пониманию архитектурного пути готической конструкции, его воплощения в православном храме, необходимо прочесть лексику эпохи средневековья, которая была отнюдь не тёмной, как многие полагают.

Готическая архитектура анонимна, она не имеет авторства. Иногда попадаются псевдонимы, такие как Аббат Сугерий, перестроивший церковь Сен-Дени в XII веке, но в сущности его нововведения были не такими уж и новыми. На самом деле готика безымянна. Мы видим соборы, мы заходим внутрь и диву даёмся, как там внутри всё устроено. И задаёмся вопросом: кто мог это сотворить?

В XI веке существовал цех мастеров-каменщиков, куда входили совершенно гениальные художники-архитекторы, которые предпочли остаться в тени. Стать Мастером можно было только при одном условии – сдать экзамен на звание Мастера. Для того, чтобы его сдать, требовался необыкновенно высокий уровень подготовки и, безусловно, талант. Мастер сдавал экзамен на шедевр. А шедевр – это то, что никто ни до тебя, ни после тебя создать не может.

Все соборы имеют один и тот же план – вытянутый прямоугольник. Внутри собор имеет трёхчастное деление. Это наглядно продемонстрировано в соборе Парижской Богоматери и Реймском Соборе. Нижняя часть называется «корабль», средняя – «трансепт», а верхняя – алтарная часть. Сущность готической конструкции заключается «в соединении стрельчатого свода с системой подпорок. Эта система ведёт к тому, что всё сводчатое покрытие покоится только лишь на столбах, стены не поддерживают тяжесть, так как боковое давление свода «корабля» переносится на контрфорсы».

Собор Парижской Богоматери

Трансепт, иногда его ещё называют «розой», – это метафизическое место встречи Бога и человека. Самая главная точка этой встречи называется «пуповина трансепта». Именно над этой точкой возводился купол. Раньше в этой части размещались исповедальни. Именно здесь человек очищался от грехов, и все его промахи выходили через эту точку пуповины.

Центральная часть собора имеет вид креста. Эта часть проецируется на «корабль», а «роза» проецируется на центр креста. Здесь образуется соединение Креста и Розы. Средокрестие – связка души и тела, мужского и женского начала. А мужское и женское в гармонии противоположностей открывают портал к духу. Мф 19:5-6: «И будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть и будет им царствие божие».

Идея любого готического собора – это идея Розенкрейцерства или рыцарского символа. Внутри собора выражалась определённая мысль – изображение розы – путь женского начала; роза, пересечённая с крестом, – символ мужского и женского соискания. Каменщики, которые строили готические соборы, определённо знали смысловой контекст данной символики. Вероятно, они входили в систему семантики розенкрейцерства.

Все готические соборы несут в себе глубочайший смысл. Каждый собор имел подле себя университет (но не в классическом современном понимании). Именно так была построена Сорбонна. Этот университет являлся источником знаний, и не простых, а тайных. У цеха каменщиков существовала целая архитектурная наука. Самым занятным местом в готическом соборе являются нервюрные своды. По сути, это небольшие колонны. Но остаётся вопрос: как будут стоять эти колонны, если все подпоры вынесены наружу? Вот тут требовался сложнейший расчёт.

Если смотреть на внешний фасад готического собора, создаётся впечатление, что он не достроен. Такой эффект производят колокольные башни, потому что они действительно не достроены. И это не случайность. Символ башни – познание. А познание всегда бесконечно. Поэтому и башня не может быть достроена, она намеренно не достраивается.

Какой замысел готики содержит православный храм? У храма есть подкупольное пространство, свой трансепт – иконостас, а также свой «корабль» и алтарь. И здесь мы наблюдаем эволюцию пространства готического трансепта в плоскость православного иконостаса. Трансепт преображается в вертикаль. Пространство иконостаса – это пространство трансового ноля. Это пространство ничейное, здесь мы не просто стоим перед иконостасом, а иконостас находится внутри нас. Здесь мы встречаем Бога.

Читать еще:  Какие приметы на 9 января

Трёхчастность православного храма и готического собора объединены идеей Святой Троицы, – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. «Корабль» отдан телу, трансепт – душе, а алтарь – духу. Тело и душа связаны друг с другом, а дух – нет. Поэтому трансепт в готическом соборе и иконостас в православном храме являют открытому сознанию человека откровение, т.е. мистическую встречу с Богом. Для культуры, где исповедовалось христианство, данное единство было главным. Единство – как творческий потенциал Святого Духа. Данное высшее представление о своей христианской эпохе архитекторы выразили посредством великих соборов и храмов.

В однотипных готических соборах мы видим вытянутую базилику с трёхчастным делением и с вытянутыми апсидами. Абсолютно идентично выглядят классические православные храмы с однокупольным четырёхстолпным перекрытием. Этот уникальный тип храмовой архитектуры в России мы можем наблюдать во Владимире и Новгороде.

Успенский Владимирский Собор кажется многокупольным, но в действительности он однокупольный, т.к. остальные купола не функциональны. Купол опирается на четыре столпа и имеет три алтарных апсиды. Перекрытие между куполом и карнизами потолка – есть отсутствие перегородок. Это идея иллюзорной хрупкости. Такой же принцип символического концептуализма мы встречаем в готическом соборе.

План Успенского собора во Владимире

Успенский собор во Владимире

Единственным, не только в идейном, но и в экстерьерном аспекте, православным храмом в России, конгениальном готическому собору, является церковь Владимирской Иконы Божией Матери в селе Быково, на территории усадьбы М.М. Измайлова. Во внутреннем и внешнем убранстве соблюдены воззрения готических элементов: нервюрные своды, насыщенность снаружи и лаконичность внутри, ритмика средокрестия, вытянутая апсида и т.п. Архитектором храма считается В.И. Баженов, поскольку именно он был первым зачинателем русской псевдоготики, но доказательств данному факту нет.

Рассматриваемые нами храмы и готические соборы построены примерно в одно и то же время. И в одно и то же время в совершенно разных культурах возникает один объединяющий архитектурно-идейный элемент – единосущность. Архитектура, прежде всего, носит в себе мысль конструктивную, построенную на глубинном познании, к которому мы стремимся приблизиться. Наука магической архитектуры открывает нам пути прочитывания собора, как книги, страницы которой много веков хранят посыл Мастеров средневековья. Замысел триединства, интегрирования знания и соединения их вместе – это возврат к попытке осмыслить архитектуру в её первоначальном становлении через познание.

Готика Просвещения

В Екатерининскую эпоху в Россию пришел готический архитектурный стиль. В нем сочетались элементы европейской готики и русского барокко. Портал «Культура.РФ» знакомит с архитектурными сооружениями в этом стиле.

Адмиралтейство и Эрмитажная кухня в Царском Селе

Первым русским архитектором, перенесшим особенности готического стиля на русскую почву, стал Василий Неелов. В 1771 году он вернулся из путешествия по Англии, куда отправился по приказу Екатерины II для изучения местной архитектуры. В 1772 году зодчий приступил к строительству небольших павильонов для Царскосельского парка — Адмиралтейства и Эрмитажной кухни. Кухня, где готовили ужин для приемов в павильоне Эрмитаж, была построена в стиле рыцарского замка и напоминала средневековое укрепление. Ее украшали зубцы и башенки — правда, соседствовали они с вазами и цветочными гирляндами в стиле рококо. Адмиралтейство состояло из трех зданий: центрального двухэтажного корпуса для хранения лодок и двух башенок по сторонам — птичников. И Эрмитажная кухня, и адмиралтейство были выполнены из красного кирпича с белыми декоративными деталями.

Чесменский дворец в Петербурге

После успеха царскосельских павильонов готические здания начали возводить и другие архитекторы. Юрий Фельтен создал дворец Ла Гренуйер (с франц. «обиталище зеленых лягушек»), который впоследствии был переименован в Чесменский. По бокам треугольного здания находились две башенки — как в средневековом замке, впечатление усиливал вырытый по периметру дворца ров. Считается, что источником вдохновения Фельтена мог послужить шотландский замок Инверари Роджера Морриса, Робера Мили и Джеймса Адама.

Юрий Фельтен построил и так называемую Чесменскую церковь — готический храм Рождества Святого Иоанна Предтечи. Здание, образующее четырехлистник, было богато декорировано и завершалось готическими башенками-пинаклями.

Баболовский дворец в Царском Селе

Изначально этот дворец в Баболовском парке Царского Села был построен Ильей Нееловым (сыном архитектора Василия Неелова) для Екатерины II. В 1785 году императрица пожаловала дворец своему фавориту Григорию Потемкину. Это было асимметричное одноэтажное здание с готическими зубчатыми окнами и башней с шатровой крышей. Помещение включало в себя восемь комнат. В одной из них, круглом зале, была устроена купальня — позже, уже при Александре I, который поручил Василию Стасову реконструировать дворец, там установили так называемую «царь-ванную» работы Самсона Суханова. Это была чаша, сделанная из цельного куска гранита, — ее диаметр составлял 5,33 метра, а глубина — 1,52 метра. К сожалению, это здание сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны и превратилось в руины.

Читать еще:  Кто придумал Яндекс

Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Быкове

Одна из самых необычных российских церквей была построена по заказу владельца усадьбы Быково Михаила Измайлова. По мнению исследователей, архитектором сооружения был Василий Баженов, который возвел на месте старой деревянной церкви новый готический храм. Здание было построено из белого камня, его венчали готические башенки, а фасады украшали скульптуры. Самой же Владимирской иконе Божией Матери был посвящен только верхний, летний храм. Нижний был освящен в честь Рождества Христова.

Ансамбль на Ходынском поле в Москве

Архитектурный ансамбль, возведенный в честь заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора, прекратившего Русско-турецкую войну, стал первым опытом Василия Баженова в готике. Все здания были построены из дерева и покрашены в цвет камня, поэтому до наших дней они сохранились лишь в рисунках архитектора Матвея Казакова. На них изображены окруженные колоннами павильоны, ростральные колонны со статуями Нептунов и обелиск. Каждый из павильонов был посвящен определенному городу, связанному с Русско-турецкой войной. В павильоне «Азов» проходили службы, в «Азов-Каланчи» — праздничные застолья, в «Таганроге» — ярмарка колониальных товаров, в «Керчи» и «Еникале» — балы и маскарады.

Петровский путевой дворец в Москве

Этот дворец Матвей Казаков построил по заказу Екатерины II после воздвижения ансамбля на Ходынском поле. Эклектичное здание объединило черты древнерусской и барочной архитектуры, но доминирующим был готический стиль. Стрельчатые окна, пинакли (копьевидные башенки) над входом во дворец отсылали к стилистике средневековых замков, но по структуре здание было типичной усадьбой в стиле классицизм — главным домом с флигелями и парадным двором.

Усадьба Царицыно в Москве

Изначально архитектурный ансамбль в Царицыно Екатерина II заказала Василию Баженову, и он спроектировал грандиозный парк и дворцовый комплекс в готическом стиле. Планировалось также строительство отдельного дворца для великого князя Павла Петровича и многочисленных построек для именитых гостей. Однако здание, сохранившееся до наших дней, было работой не Баженова, а его главного конкурента — Матвея Казакова. Баженовские старания (архитектор даже продал свой дом, чтобы вложиться в это строительство) императрица не оценила. Она говорила некогда любимому зодчему, что недовольна недостаточно высокими потолками и узкими дверями. Но в действительности, как считают исследователи, ей не понравилось то, что Павлу предназначался отдельный дворец. К этому времени отношения императрицы с сыном были холодны, поэтому ей не хотелось подчеркивать его наследное положение отдельным дворцом. А вот придуманный Казаковым вариант одного здания, состоявшего из двух частей, пришелся императрице по душе. Готический же стиль построек был сохранен — здания украсили стрельчатые арки и остроконечные пинакли.

Архитектурно-духовное наследие русского Православия

Необычные церкви России
Как русское православие одухотворило западную готику

Крушение Западной Римской империи в конце V века положило начало эпохе Средневековья, наиболее ярким архитектурным выражением которой стала готика. Придя на смену романскому, готический стиль был призван подавлять человека своим мрачным величием, подчеркивать его ничтожность. ©

Любое творчество тех времен напрямую связано с религией, поэтому пусть и потрясающая, но гнетущая архитектура Западной Европы не нашла своего продолжения на православных землях. Единичные храмы и соборы в готическом стиле построены в России гораздо позже, и они — не отражение западного образа жизни, а скорее, результат эксцентричности их заказчиков. Но даже тут православная культура смогла поменять полюс восприятия. Православные храмы кажутся более изящными, светлыми, они не давят, не принижают человека, а призывают его к чему-то возвышенному и духовному. Собственно, и сам стиль получил иное название — «русская готика».

Первые письменные упоминания о церкви в селе Иевлево относятся к 1624 году. Ныне действующий храм был заложен на средства владельцев села Дурасовых в 1812 году и строился в течение трех лет. Предположительно, автором проекта был ученик Василия Баженова Иван Еготов.

Купол храма венчает не типичный для русской архитектуры граненый трибун со шпилем и пинаклями, а фасад здания разделен вытянутыми колоннами и опоясан горельефным фризом с библейскими сюжетами.

Церковь построена в 1789 году на территории усадьбы Михаила Измайлова. Доподлинно не известно, кто автор проекта, но, основываясь на стилистических особенностях, архитектором считают Василия Баженова.

Внешний вид и убранство храма сочетают в себе как готические, так и барочные черты, что придает ему очаровательное своеобразие. Стоящая рядом колокольня, выдержанная в том же стиле, появилась гораздо позднее, в 1830 году.

В 1930-е церковь была закрыта. Возвращена верующим в 1989 году.

Недействующий православный храм, известный также, как Капелла, является частью архитектурного ансамбля парка «Александрия».

Читать еще:  Чем перформанс отличается от инсталляции

По своей архитектуре церковь наиболее близка к готическому стилю. Заложенная как домовая церковь по распоряжению императора Николая I в 1831 году, она была торжественно освящена в 1834-м.

Автором проекта стал немецкий зодчий Карл Фридрих Шинкель, строительством занимался архитектор Адам Менелас, а после его смерти — Иосиф Шарлеман.

Ныне действующий православный храм построен в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 году.

Закладка храма произошла в 1777 году по проекту архитектора Юрия Фельтена. Особенностью проекта является расцветка церкви, как правило, не характерная для готики.

Место для возведения храма по легенде выбирала императрица Екатерина II: якобы именно тут она получила известие о победе в Чесменском сражении. Торжественное освящение храма состоялось в 1780 году. Вскоре после освящения он был передан капитулу ордена Святого Георгия Победоносца.

Храм был закрыт в 1919 году, вновь передан Санкт-Петербургской епархии в бессрочное пользование в 1994 году.

Действующий мужской монастырь Русской православной церкви, первым настоятелем которого считается ученик Сергия Радонежского Григорий Голутвинский. Сейчас комплекс монастыря — это смешение нескольких архитектурных стилей. Необычным элементом являются башни монастырской стены. История их создания уникальна.

В 1775 году императрица Екатерина II посетила Коломну и побывала в монастыре. Восхитившись радушием местных жителей, она осталась недовольна архитектурой старого города. После возвращения в столицу Екатерина отправила в Коломну придворного архитектора Матвея Казакова, который построил в городе несколько административных зданий, а для монастыря — шесть башен и ограду. Вот так в конце XVIII века у православного монастыря появились не свойственные ему архитектурные элементы.

Монастырь был закрыт в 1929 году. Передан в ведение Московской епархии в 1994 году.

Один из самых поздних храмов, созданных в стиле русской готики с элементами барокко, и один из примеров долгостроя.

Строительство церкви на средства промышленников братьев Баташевых началось в 1802 году на месте сгоревшей деревянной церкви. К стадии купола подошли только в 1825 году, в связи со смертью заказчика работы приостановились и возобновились в 1847 году, а главный престол был освящен лишь в 1868 году.

Автор проекта неизвестен, местные краеведы считают, что архитектором мог быть Василий Баженов или же касимовский архитектор Иван Гагин. Помимо необычной архитектуры, храм имеет еще одну особенность — материал. Здание сооружено не из кирпича, наиболее часто использовавшегося в то время, а из белого камня, как древнерусские храмы.

В 1932 году он был закрыт. Сегодня в храме вновь проходятся богослужения.

Собор поставлен на месте Никольских ворот Можайского кремля и частично включил в себя их стены. Строительство собора началось в 1779-м и закончилось в 1812 году. Сооружение представляет собой редкое сочетание русской готики, вписанной в образ классической русской шатровой церкви. Архитектором храма стал ученик Матвея Казакова Алексей Бакарев.

В 1933 году собор был закрыт. С 1994 года в нем возобновились богослужения.
.

Церковь святой Екатерины в Вознесенском монастыре Московского Кремля (на верхнем фото). Возведение началось в 1808 году при участии и по проекту Карла Росси. Строительство было закончено в 1817 году архитектором Алексеем Бакаревым.

Сложный силуэт церкви с обилием башенок и изящный декор стен придавали зданию своеобразную легкость. При этом размеры храма были сопоставимы с Вознесенским собором.

Храм был разрушен в 1929 году.
Православные достопримечательности России
Места духовной силы российского государства и русского народа

Несмотря на все сиюминутные трудности, Россия остается великим государством. Пусть это величие подвергается сомнению с принятой «западной цивилизацией» меркантильной точки зрения, но если исходить из традиционного, духовного воззрения, конкурентов у русского народа очень не много. И этой духовностью во многом мы обязаны православию, у которого есть свои опоры в этом мире: четвертый удел Богородицы, самый большой монастырь в Европе, мощи чудотворцев… «Русская планета» собрала семь православных достопримечательностей России, которые должен увидеть каждый. ©

Свято-Троицкая Сергиева лавра: здесь Дмитрий Донской получил благословление на Куликовскую битву.

Кирилло-Белозерская обитель — самый большой монастырь в Европе.

Дивеево. Святыня Дивеевской обители — мощи преподобного Серафима Саровского, монастырь называют четвертым уделом Пресвятой Богородицы и полагают, что обитель находится под ее особым покровительством.

Соловецкий монастырь, расположенный на островах в Белом море.

Свято-Николаевский монастырь Русской православной церкви в городе Верхотурье Свердловской области.

Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь является одним из старейших мужских православных монастырей России. Обитель дала известных всему миру святых старцев.

Валаам. Есть версия, что Андрей Первозванный посетил остров Валаам и поставил крест на месте будущего монастыря.

Источники:

http://www.berlogos.ru/article/edinstvo-v-troichnosti-goticheskij-sobor-i-pravoslavnyj-hram/
http://www.culture.ru/materials/204508/gotika-prosvesheniya
http://yarodom.livejournal.com/1657389.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector