10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое массовая культура

Что такое культура. Признаки народной, массовой и элитарной культуры

Культура – это совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, объясняют обычно в учебниках истории. Под такое широкое определение попадают и технологии, и образование, и искусство, и многое другое.

Культура в более узком смысле – это активная творческая деятельность людей, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Но единого определения культуры не существует – ученые насчитывают около 200 вариантов. Например, в обиходе словом культура иногда называют воспитание и образованность человека.

Материальная и духовная культура

Нередко культуру делят на материальную и духовную. Главный критерий этого разделения – потребности человека, которые она удовлетворяет.

Материальная культура – это средства труда, коммуникация, производственный опыт, умения и навыки и т.п. Все то, что помогает человеку удовлетворять свои материальные потребности.

Духовная культура – это наука, искусство, религия, мораль, политика, право. Все то, что удовлетворяет нематериальные потребности: в познании, в красоте, в творчестве.

Однако деление культуры на две сферы очень условно. Многие предметы удовлетворяют и материальные, и духовные потребности человека. Например, все мы стремимся, чтобы одежда и предметы обихода были и красивыми, и удобными.

Кроме того, произведениям искусства обычно нужен материальный носитель. Картина или статуя удовлетворяют потребность человека в красоте, но это еще и материальные объекты.

Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура

Культуру можно делить на типы по множеству признаков. Например, по национальному: на русскую, немецкую, китайскую, американскую. Можно говорить о сельской и городской культуре, о средневековой и античной культуре, о дворянской и крестьянской культуре… Однако основной способ деления – на три основные формы: элитарную, народную и массовую.

Народная культура не имеет четких авторов. Ее творцы не являются профессионалами и остаются анонимными. К народной культуре относятся мифы и сказки, фольклор, народные песни и танцы, промыслы.

Фольклорный коллектив «Иван да Марья» на фестивале в Шушенском Красноярского края. Фото: Reuters

Элитарная культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу. Элитарная культура отличается сложностью содержания. Ее создатели – профессиональные писатели, музыканты, художники. К элитарной культуре относятся классическая музыка и живопись, опера и балет, современное искусство и артхаус – «кино не для всех».

Кадр из фильма Андрея Тарковского «Сталкер» (1979). «Сталкер» – пример элитарного кино, не рассчитанного на широкую публику

Массовая культура рассчитана на максимально широкий круг потребителей, на коммерческий успех. Ее произведения, как и произведения элитарной культуры, создают профессионалы. При этом массовая культура отличается простотой форм и стандартизованностью – она должна быть понятной большинству, демократичной. К массовой культуре относят эстрадную музыку, популярное кино и сериалы, массовую литературу, компьютерные игры, рекламу.

Поп-певица Майли Сайрус на концерте. Фото: Reuters

Массовая культура: плюсы и минусы

Массовую культуру нередко критикуют. Например, говорят о том, что она снижает общий культурный уровень, потакая невзыскательной публике и апеллируя к низменным инстинктам. Массовая культура приучает пассивно потреблять готовое, а не создавать что-то новое, учит мыслить упрощенными шаблонами, «отупляет», сетуют ее критики. Она подменяет реальную жизнь красивой картинкой, раздувает искусственные потребности, полагают противники масскульта.

Читать еще:  Что посмотреть на Кубе

При этом у массовой культуры, безусловно, есть положительные черты. Она демократична, доступна каждому. Она просто и понятно говорит о сложных вещах: способна учить и воспитывать в людях лучше качества. Например, популярные комиксы и фильмы о супергероях учат детей смелости и дружбе, умению бороться за справедливость, считают их ценители.

Наконец, человеку далеко не всегда нужны сложные произведения искусства – массовая культура позволяет получить психологическую разгрузку, расслабиться и набраться сил для новых свершений.

Кадр из фантастического боевика «Человек паук-2» – образца массовой культуры. Фильм собрал в прокате 783 миллиона долларов

Как связаны массовая и элитарная культура

Массовая и элитарная культура не враждуют. В современном мире они тесно связаны и питают друг друга. А многие выдающиеся произведения рождаются на стыке элитарной и массовой культуры.

Например, Фредди Меркьюри и группа Queen в знаменитой композиции Bohemian Rhapsody объединили рок-музыку с хоровым искусством и оперой. Песня получила небывалый успех, став одним из лучших образцов и массовой, и элитарной музыки.

Произведения массовой культуры, выполненные на высоком уровне, могут войти в золотой фонд элитарной культуры. Например, песни поп-короля Элвиса Пресли сегодня считаются музыкальной классикой XX века.

С другой стороны, образцы элитарной культуры усваиваются в массовой культуре. Например, полотна Винсента Ван Гога в XIX веке были непонятны его современникам, а сегодня продаются миллионы репродукций и сувениров с его картинами.

Посетители на выставке «Ван Гог – Живые полотна» в Санкт-Петербурге. Фото: Reuters

Что такое субкультура и контркультура

Особыми разновидностями культуры являются субкультура и конткультура.

Субкультура – это часть общей культуры, свойственная определенной группе со своей системой ценностей. Например, можно говорить о подростковой субкультуре, о профессиональных и музыкальных субкультурах, о криминальной субкультуре. Внутри одной субкультуры можно выделять другие. Например, к молодежной субкультуре относятся представители разных неформальных объединений – «неформалы».

Лондонская девушка-панк перед концертом. 1977 год. Фото: Getty Images

Субкультура включает в себя определенные ценности и нормы, картину мира, стиль и образ жизни, в том числе внешние атрибуты. Порой представителей определенных субкультур общество рассматривает как маргиналов.

Контркультура – это протестная культура. Ее представители противопоставляют себя культуре, господствующей в обществе. Представителями контркультуры в разное время были битники, хиппи и панки. В СССР одно время существовала контркультура стиляг, которых советская власть считала своими «идеологическими врагами».

Кукрыниксы. «Поганки», 1959. Советская карикатура на стиляг

Массовая культура

Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыку, литературу, средства массовой информации, изобразительное искусство и т. п.

Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима). Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX века в текстах М. Хоркхаймера и Д. Макдональда, посвященных критике телевидения. Термин получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.

Читать еще:  Кто такой офицер запаса

Массовая культура является противоположностью традиционной культуры.

Содержание

Массовая культура в XVIII и XIX веках

Предпосылки формирования массовой культуры заложены в самом наличии структуры общества. Хосе Ортега-и-Гассет сформулировал известный подход к структуризации по признаку творческой потенции. Тогда возникает представление о «творческой элите», которая, естественно, составляет меньшую часть общества, и о «массе» — количественно основной части населения. Соответственно становится возможно говорить и о культуре элиты («элитарной культуре») и о культуре «массы» — «массовой культуре». В этот период происходит разделение культуры, детерминированное формированием новых значительных социальных слоев, получающих доступ к полноценному образованию, но не принадлежащих к элите. Получая возможность для осознанного эстетического восприятия явлений культуры, вновь возникающие социальные группы, постоянно коммуницирующие с массой, делают значимыми в общественном масштабе явления «элитарной» и одновременно проявляют интерес к «массовой» культуре, в некоторых случаях происходит их смешение (см. напр. Чарльз Диккенс).

XX век

В ХХ веке массовое общество и сопряженная с ним массовая культура стали предметом исследований виднейших ученых в разных научных областях: философов Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла Ясперса («Духовная ситуация времени»), Освальда Шпенглера («Закат Европы»); социологов Жана Бодрийара («Фантомы современности»), П. А. Сорокина («Человек. Цивилизация. Общество.») и других. Анализируя массовую культуру, каждый из них отмечает тенденцию к ее коммерциализации.

Карл Маркс, анализируя проблемы рыночной экономики, отмечал коммерциализацию литературного труда:

«Мильтон, написавший „Потерянный рай“ и получивший за него 5 ф. ст. , был непроизводительным работником. Напротив, писатель, работающий для своего книгопродавца на фабричный манер, является производительным работником. Мильтон создавал „Потерянный рай“ с той же необходимостью, с какой шелковичный червь производит шелк. Это было действительное проявление его натуры. Потом он продал свое произведение за 5 ф. ст. А лейпцигский литератор-пролетарий, фабрикующий по указке своего издателя книги… является производительным работником, так как его производство с самого начала подчинено капиталу, и совершается только для увеличения стоимости этого капитала» [1] .

Говоря об искусстве в целом, приблизительно аналогичную тенденцию отмечал П. А. Сорокин в середине XX века: «Как коммерческий товар для развлечений, искусство все чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды… Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты, принуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации» [2] . В начале XXI века современные исследователи констатируют те же культурные явления: «Современные тенденции имеют кумулятивный характер и уже привели к созданию критической массы изменений, затронувших самые основы содержания и деятельности культурных институтов. К наиболее значимым из них, на наш взгляд, относятся: коммерциализация культуры, демократизация, размывание границ — как в области знания, так и в области техники, — а также преимущественное внимание к процессу, а не к содержанию» [3] .

Читать еще:  Какие праздники отмечаются 9 сентября

Отношение науки к массовой культуре меняется. Если Карл Ясперс назвал массовое искусство «упадком сущности искусства» [4] , а Жан Бодрияр говорил, что все сферы современного искусства «входят в трансэстетическую сферу симуляции» [5] , то эти концепции были пересмотрены в 1960—1970 гг. в рамках постмодернизма, уничтожившего для многих исследователей противопоставление массовой и элитарной культур качественного оценочного смысла [6] Говоря об искусстве (подразумевая элитарное искусство) начала XX века, Ортега-и-Гассет говорит о его дегуманизации [7] . В таких условиях увеличение роли «сверх-гуманизированного» массового искусства — процесс закономерный.

Массовая культура – признаки, функции, виды и характеристики, примеры

Определение и возникновение масскультуры

  • массовизация труда, отдыха;
  • появление новой социальной категории — масса;
  • повышение статуса рабочего класса;
  • расширение демократических институтов;
  • развитие общей грамотности;
  • вхождение рабочих в гражданскую жизнь.

Временем появления поп-культуры считают 1870—1890-е годы. В это время в Великобритании и ряде других европейских стран был принят закон об обязательной общей грамотности населения. Его можно считать истоком повседневной культуры.

Масскультура не может существовать без средств массовой коммуникации. Идеи транслируются через три направления, каждое из которых имеет свою специфику:

  1. Газеты, радио, телевидение, блоги, социальные сети и другие СМИ. Воздействуют на общество регулярно, но изолированно (на отдельные группы).
  2. Реклама, кино и другие средства массового воздействия. Влияют на среднестатистического потребителя, действуют не регулярно.
  3. Телефон, интернет и другие технические средства коммуникации. Служат для передачи личной информации, воздействуют на отдельные единицы.

Для поп-культуры актуально основное условие рынка — «спрос рождает предложение». Людям дают то, что они хотят видеть, трогать, чувствовать. Общество и популярные идеи воздействуют друг на друга. Коммерция — главный элемент культуры. Зрители готовы платить деньги за то, чтобы их отвлекали от проблем чем-то незаурядным, вносили разнообразие в жизнь, развлекали.

Структура и характеристики

Масскультура понятна и доступна каждому человеку, но достигается это за счет разных форм подачи информации. Желтая пресса и телевизионные шоу объясняют простым языком насущные проблемы, фильмы и музыка развлекают, отвлекают от житейских вопросов, реклама и мода продвигает идеи потребления, мифы о чьей-то исключительности или счастливом будущем вселяют людям веру в себя. Стоит подробнее раскрыть основные черты масскультуры. Чтобы дойти до широкой аудитории, продукт должен соответствовать ряду критериев: тиражирование, визуализация, усредненность и простота, стереотипность сюжета, универсальность, эмоциональность подачи.

К признакам массовой культуры относится:

  • серийность выпуска продуктов (конвейерное производство);
  • примитивные стандарты жизни, отношений;
  • забавное, чувственное, сентиментальное содержание с нотками юмора;
  • реалистичное изображение и многократное повторение сцен насилия и секса;
  • культивирование физической силы и успеха.

Масскультура играет чувствами людей, воздействует на эмоции, поднимает темы дружбы и любви, счастья, наводит ужас, старается вызвать страх. Красочность подачи и систематичность влияния усиливает эффект.

Источники:

https://www.anews.com/p/105105042-chto-takoe-kultura-priznaki-narodnoj-massovoj-i-ehlitarnoj-kultury/
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/68207
https://nauka.club/kulturologiya/massovoija-kultura.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]