Что должен знать ребёнок перед школой
Что должен знать и уметь ребёнок перед школой
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит, быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.
Г отовность ребёнка к школе – это не только обладание необходимыми знаниями по ряду предметов, но и способность принимать информацию в новой для себя обстановке, организовать своё общение с коллективом (психологическая готовность и способность к социализации). Что важнее? Всё важнее.
Когда можно начинать давать знания: потихоньку лет с трёх в игре или лет в пять, но уже с элементами уроков? Или перед самой школой на подготовительных курсах? Как, с кем и когда готовиться – решает сама каждая семья.
Марина Тетерина, психолог ДРЦ «Рио», г. Анапа: «Всё дошкольное детство в той или иной степени является подготовкой к школьной жизни. В игре ребёнок выстраивает свои отношения с окружающим миром. В одних ситуациях он лидирует, в других – подчиняется, в третьих – учится сотрудничать. Поэтому важнейшая предпосылка готовности к школе – уметь играть. В ином случае нагрузка начальной школы станет непомерной и может привести к нарушениям поведения (капризности, плаксивости, страху, агрессии и даже отказу идти в школу)».
Обучение дошкольников действительно возможно разве что в игре. Потому что у малышей физически не получается сидеть подолгу, рука плохо слушается, да и мотивации не хватает – родительское «надо» не понятно. К тому же должна сформироваться некоторая готовность принимать новое. Почему дети идут в школу именно в 6-7 лет? Это важный рубеж, он не случаен: начинает просыпаться осознание себя в жизни, появляется возможность впитывать знания.
Сейчас готовиться к школе, как считается, необходимо как можно раньше. Да и вообще учить детей принято чуть ли не с первых месяцев его жизни. И если раньше читать и писать учили в школе, то сейчас редко кто к пяти-шести годам не знаком с грамотой. Мамы озабочены ранним развитием, «развивашки» и курсы для детей открываются на каждом шагу. Общество заставляет нас вкладывать в детей всё больше и больше, потому что считается, что только развитый ребёнок может рассчитывать на успешность в будущем.
Анжелика Аванесова, мама четырёх детей: «Хорошо, когда мама может себе позволить себе сидеть дома и заниматься с ребёнком, но зачастую это не так. Более того, даже если мама сидит дома, то не все мамы горят желанием заниматься с ребёнком, проще всё свалить на домашние дела и сидеть, уткнувшись в ящик, пока чадо занимается самостоятельно (как правило, тоже уткнувшись в ящик). В этих случаях развивалки, курсы подготовки к школе – это выход, и хорошо, если мама им воспользуется».
Заниматься с ребёнком самостоятельно, маме или папе, совсем неплохо – это общение, эмоции, похвалы. Некоторым родителям удобнее учить детей самим. Но не всем и не всегда. Если заниматься с собственным ребёнком скучно, если мама «срывается» или ребёнок не воспринимает её как учителя, то стоит рассматривать вариант общения малыша с профессионалом – в группе или индивидуально.
Отметим, что самые интересные уроки для ребёнка до 7 лет – жизненные. И они необходимы больше всех остальных. Путешествия, походы, прогулки. Да и просто ходить в магазин или на рынок полезно. Только надо понимать, что купить, почему, почём, как. Принимать участие во взрослой жизни для ребёнка очень важно, это развивает интеллект, эмоции, навыки и вообще готовит к жизни. Это та база, которую необходимо дать каждому родителю своим детям.
И всё-таки современные реалии таковы, что готовиться к школе, её требованиям и особенностям организации, необходимо. Нужно научить ребёнка играть по правилам, которые ему предлагает общество. Без этого он будет, что называется, «выплывать» сам. Есть вполне чёткий перечень необходимых для первоклассника знаний, который поможет ему влиться в учебный процесс. Психологи и педагоги считают, что ребёнок 6-7 лет должен иметь следующие знания.
Общие знания о себе и окружающем мире:
– называть свои ФИО и ФИО членов семьи, уметь рассказать о себе и своих увлечениях;
– знать времена года, месяцы, дни недели, ориентироваться в сутках;
– находить лишнее среди предложенных предметов, обобщать и исключать;
– запоминать текст и пересказывать его;
– ухаживать за собой (одеваться, шнуровать обувь, мыть руки и пр.);
– различать много цветов и оттенков;
– знать части света, некоторые страны, название своей страны, её столицу, название края и города, свой домашний адрес;
– знать название частей тела.
Необходимые навыки в математике:
– знать числа до 20, уметь считать в прямом и обратном порядке;
– знать и уметь рисовать геометрические фигуры;
– знать правила сложения и вычитания.
Необходимые навыки в русском языке:
– уметь читать простые тексты, пересказывать его;
– знать, где гласные и согласные буквы;
– писать печатными буквами, правильно держа ручку.
Тренированная моторика рук:
– умение резать и вырезать по контуру;
– умение писать «графические диктанты».
– уметь рисовать: пользоваться красками, кисточками, фломастерами, карандашами;
– уметь штриховать внутри очерченного пространства;
– уметь лепить из пластилина;
– уметь клеить аппликации.
Психологическая и социальная готовность:
– знать, как нужно себя вести в обществе, не оскорблять и не задираться, вести себя прилично, не капризничать;
– уметь общаться со взрослыми уважительно, на дистанции;
– общаться со сверстниками: говорить, обсуждать, отстаивать мнение, не бить и не быть битым;
– уметь спокойно сидеть на занятиях около получаса;
– уметь сравнивать понятия, явления, делать выводы;
– пытаться доводить дело до конца, преодолевать трудности;
– удерживать внимание на действии;
– понимать, для чего нужна школа, осознавать себя в учебном процессе.
Психолог Марина Анатольевна Тетерина даёт рекомендации для родителей по подготовке детей к школе:
– Читайте ребёнку книги – это один из самых эффективных способов развития речи, мышления, воображения, внимания, памяти и т.д. Но это должно быть не просто чтение, а активное обсуждение прочитанного, обмен мнениями. Развивайте моторику, это поможет ребёнку овладеть навыками письма: играйте в пальчиковые игры, рисуйте, лепите, работайте с ножницами, делайте аппликации и фигурки в технике оригами. Учите детей самостоятельности: уметь одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде и т.д. Часто взрослые забывают о подобных «мелочах». Ребёнок может быть развитым, обладать определёнными знаниями и умениями, но это не значит, что он готов к школе. Обязательно нужно заботиться о здоровье детей: обучение в школе требует значительных усилий и напряжения всего организма. Поэтому так важна физическая подготовленность. И ещё: прежде, чем подавать документы, постарайтесь познакомиться не только с директором школы, но и с тем преподавателем, который будет обучать вашего ребёнка. Вообще, в этом возрасте важнее выбрать учительницу, а не школу. Даже в школах с не самой лучшей репутацией могут оказаться опытные преподаватели начальных классов, которых ценят и любят ученики».
Памятка для родителей. Что должен знать и уметь ребенок перед школой
Елена Алексеевна Карева
Памятка для родителей. Что должен знать и уметь ребенок перед школой
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК ПЕРЕД ШКОЛОЙ
Ребенок должен называть:
• ФИО (собственные и родителей, свой домашний адрес, город, страну;
• Самые распространенные растения, животные;
• Последовательность Частей суток, Дней недели, Времен года, Месяцев, их количество
• Профессии родителей; другие профессии, виды спорта (футбол, баскетбол.)
• Имена известных писателей, поэтов, композиторов;
• Знать и выполнять основные правила дорожного движения;
• Праздники (Новый год, День Российской армии, 8 марта, День Победы и др)
• Цвета и их оттенки; геометрические формы;
• Называть и различать величины (высокий- низкий; длинный–короткий и т. д)
Ребенок должен понимать разницу между:
• «право» и «лево»; улицей, городом и страной; фруктами, ягодами, овощами, деревьями и кустарниками;
• зверями, птицами, рыбами, насекомыми, дикими и домашними животными;
• буквами и звуками, гласными и согласными (глухими и звонкими).
Ребенок должен уметь:
• Считать до 20; от 10 до 1; называть порядковые числительные в пределах 10 (I, II, III, IV); называть место числа в числовом ряду, называть его соседей
• Пересчитывать предметы, отсчитывать заданное количество предметов; считать на слух, на ощупь
• Уметь раскладывать число на два меньших (5 это 3 и 2, а из двух меньших составлять большее (2 и 2= 4)
• Понимать и выполнять простые арифметические действия на «сложение» и «вычитание»;
• Решать простые арифметические задачки на сложение и вычитание (На дереве сидело 2 снегиря, прилетел еще 1. Сколько снегирей стало на дереве?; На тарелке лежало 4 яблока, Паша съел 2. Сколько осталось яблок);
• Выделять заданный звук в потоке речи (хлопни, когда услышишь звук Ж);
• Определять позицию звука в словах (где находится звук в слове: в начале, в середине, в конце);
• Владение навыками звукового (фонетического) разбора слов (последовательно выделять все звуки в слове, например ЖУК: первый звук Ж-согласный; второй звук У – гласный; третий звук К-соглас, твердый);
• Различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные.
• Делить слова на слоги (МА-МА, членить предложения на слова. Составлять предложения из 3 – 4 слов.
• Описывать предмет, учить стихотворение, выразительно пересказывать небольшие тексты;
• Составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке;
• Использовать обобщающие понятия (мебель, посуда, транспорт и т. д.);
• Правильно образовывать названия детенышей и птиц (у лисы – лисенок)
• Правильно употреблять предлоги (в, над, за, под, из-за, из-под, между, со)
• Употреблять в речи существительные в уменьшительно-ласкательной форме (столик, цветочек)
• Образовывать притяжательные прилагательные (лапа медведя, чья лапа – медвежья, относительные прилагательные (матрешка из дерева – деревянная)
• Изменять существительные по числам (стол – столы; дом – дома); по падежам (много столов)
• Согласовывать существительные с числительными (2 заяц, 2 зайца, 3 зайца, 4 зайца, 5 зайцев)
• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
• находить лишний предмет в группе; добавлять в группу недостающие предметы;
• рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
• группировать предметы по признаку и называть его (все треугольные, все большие, все синие);
• восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.
• Вырезать изображения по контуру, вырезать геометрические фигуры;
• правильно держать ручку и карандаш в руке; проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии; обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги; уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка; копировать рисунок с образца; уметь продолжить штриховку рисунка; уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
Что должен уметь ребенок в 3–4 года? Многих родителей интересует вопрос, что должен уметь ребенок в этом возрасте? Безусловно, дети очень разные и их способности тоже несколько.
Что должен знать ребенок к 3-м годам о санитарно-гигиенических навыках? (коротко-понятно) Бытовые и санитарно-гигиенические навыки, которыми должен владеть ребенок уже к 3 годам -самостоятельно мыть.
Что должен уметь ребенок-дошкольник, осваивая программу по изобразительному искусству Что должен уметь ребенок 3-4 лет, осваивая программу по изобразительному искусству Рисование. Изображает отдельные предметы, простые.
Что должен знать ребенок в возрасте 5–6 лет Речевое развитие: •Строить сложные предложения разных видов. Например собрать предложение из предложенных слов. •Образовывать.
Консультация педагога-психолога «Что должен знать и уметь дошкольник 3–4 лет к концу учебного года в соответствии с ФГОС» МБДОУ «Детский сад №9 «Алые паруса» г. Феодосии Республики Крым» КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА –ПСИХОЛОГА НОВИКОВОЙ ВИКТОРИИ АНДРЕЕВНЫ «ЧТО ДОЛЖЕН.
Памятка «Что должен знать воспитатель по организации двигательной активности детей дошкольного возраста» ПАМЯТКА «Что должен знать воспитатель по организации двигательной активности детей дошкольного возраста» 1. Хорошо знать программные задачи.
Памятка для любящих родителей «Что должен знать и уметь делать ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет» Математика Знать: И называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Геометрические тела: шар, куб, цилиндр; знать.
Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребенок средней группы к концу учебного года» КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ? Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения,.
Протокол родительского собрания «Что должен знать и уметь ребенок 2–3 лет» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “ДЕТСКИЙ САД № 2 “ПЧЁЛКА” ГОРОДА АСИНО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Протокол родительского.
Родительское собрание «Что должен знать ребенок 5–6 лет» (старшая группа) Воспитатель Довгаль И. А. Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный.
Что должен знать и уметь ребёнок к 1 классу с точки зрения учителя
1. Общие представления об окружающем мире. Знает названия нескольких планет. На какой планете, в какой стране, в каком городе он живёт. Столица его страны.
Времена года, их последовательность, отличительные признаки времён года.
Ребёнок знает названия месяцев по порядку , может назвать отдельно месяцы по временам года.
Дни недели, их порядок.
Определяет время суток. Знает понятия “вчера”, “сегодня”, завтра”
Может назвать по картинкам наиболее известных диких и домашних животных, птиц, насекомых, растений. Классифицирует предметы по группам. Например, картофель, морковь, огурцы, помидоры- овощи. Ботинки, сапоги, туфли, кроссовки- обувь. Выделяет лишний предмет из 4 по главному отличительному признаку. Например, корова, сова, кошка, волк- лишняя картинка-сова, т. к. это птица.
2. Конкретные представления об окружающем мире.
Знает свои имя, отчество, фамилию, дату рождения, адрес. Знает имя, отчество, фамилию членов своей семьи, профессию родителей.
Ориентируется в пространстве- знает левую-правую руку,
понимает понятия “верх-низ”, “вперед-назад”, “до”, “после”, “над”, “под”, “за”, “перед”, “влево-вправо”, “между”, Ориентируется на альбомном листе бумаги с помощью этих понятий.
3. Математические представления, знания и умения . Знает названия простейших геометрических фигур, может их отличить, найти в окружающем мире. Знает понятия “больше”, “меньше”, поровну”, “столько же.”
Умеет считать до 20 в прямом и обратном порядке. С помощью пальцев или предметов может решить самую простую задачку, вернее, ответить на ее вопрос, например: На ветке сидели 5 птичек. 2 улетели. (прилетели). Сколько осталось птичек? (стало).
4.Развитие речи . Может рассказать по картинке по наводящим вопросам или самостоятельно. Отвечает на вопросы подробно, как может. Знает несколько небольших стихотворений. Стихи учит легко.
5. Чтение .Знает несколько букв. Умеет их показать, написать печатно. Умеет написать своё имя. Видит строчки и клетки в тетради.
Раскрашивает более- менее аккуратно. Умеет изобразить самые простые предметы на бумаге. Умеет пользоваться ножницами.
6. Бытовые умения. Самостоятельно одевается и раздевается, в том числе умеет переодеваться на физкультуру. Самостоятельно шнурует обувь, застёгивает и расстёгивает пуговицы и замки. Делает это достаточно быстро. Умеет содержать свои вещи в порядке. Умеет пользоваться унитазом, моет руки после туалета, перед едой. Не опаздывает на уроки.
Умеет правильно держать ручку, карандаш, правильно и молча сидеть за столом в течение 10 минут, внимательно слушать, не перебивая собеседника. Умеет выполнять последовательные указания взрослого с первого раза. Например :” Собери портфель на завтра. Сначала положи в портфель математику, затем букварь. Теперь тетради. Посмотри, всё ли есть в пенале? Положи пенал. Что ещё тебе понадобится в школе? и т.д.
Это необходимо и достаточно для хорошего начала учебы. Если ваш ребёнок знает и умеет больше – честь ему и хвала, а в основном вам. Ему будет легче. Но вот интереснее ли? Это уже другой вопрос. И мало кто знает на него ответ, почему одним школа нравится, а другим-нет.
Понравилась статья? Ставьте “класс”, комментируйте, подписывайтесь на канал. С вами, как всегда, Татьяна Гордиенко, учитель начальных классов.
Источники:
https://lucky-child.com/blog/chto-dolzhen-znat-i-umet-rebyenok-pered-shkoloy/
https://www.maam.ru/detskijsad/pamjatka-dlja-roditelei-chto-dolzhen-znat-i-umet-rebenok-pered-shkoloi.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5d69c96b1d656a00ad00be79/5d9296d52f1e4400ae1748e7