Является ли грехом убийство насекомых
Насекомые
Религиозный уровень жизни есть высший уровень жизни. Если насекомые присутствуют в религиозном сознании, то они присутствуют и в поэтическом сознании, хотя сами не очень поэтичны. Стрекоза и Муравей нам известны с детства. Известна Муха-Цокотуха и спасший ее от паука Комарик. Наше мышление мифологично. Комарикам и стрекозам там всегда найдется место, и значение их будет аллегорично. Но в новейшее время насекомые стали входить в поэзию как таковую, причем – всерьез, а если даже и в шутку, то с улыбкой сумасшедшего с бритвой.
Всерьез героем не басни, но стихотворения насекомое стало с легкой руки Достоевского. Рука у него легкая, но раны вскрывает тяжелые и неудобь исцельные. Его капитан Лебядкин пишет стишки про таракана, под которым мы разумеем самого лирического героя – человека, в жизни окончательно потерявшегося и вряд ли найтись могущего.
Жил на свете таракан,
Таракан от детства,
И потом попал в стакан,
Полный мухоедства.
Серьезный труд требует серьезного толкования. Капитан сам и толкует свое творение. «То есть когда летом, – заторопился капитан, ужасно махая руками, с раздражительным нетерпением автора, которому мешают читать, – когда летом в стакан налезут мухи, то происходит мухоедство, – всякий дурак поймет, не перебивайте, не перебивайте, вы увидите, вы увидите». И он продолжил:
Место занял таракан,
Мухи возроптали.
«Полон очень наш стакан», –
К Юпитеру закричали.
Но пока у них шел крик,
Подошел Никифор,
Бла-го-роднейший старик…
Там дальше у него не было окончено. Ясно было только, что старик Никифор выплескивает «всю эту комедию», то есть таракана и мух вместе, в лохань. Такая печальная эсхатология венчает в узел завязанную драму тараканьего бытия. Смешно, не правда ли? Но и немножко страшно.
Почему страшно? Насекомые маленькие, вместе они, правда, неистребимы, но зато поодиночке беззащитны. Совсем как люди. Но если посмотреть на них в увеличительное стекло, то действительно станет страшно.
«Я видел однажды, как подрались муха и клоп. Это было так страшно, что я выбежал на улицу и убежал черт знает куда», – писал Хармс. Обэриуты вообще были близки к капитану Лебядкину. Они чувствовали, что человек мельчает и что личность управляется законами масс. Они чувствовали, что история будет безучастно топтать обезличенные массы людей. И что самим им придется сгинуть в этой беспощадной круговерти, где палачи похожи на немигающих насекомых с «коленками назад».
Один из обэриутов – Олейников – в образе таракана предвосхитил репрессии с пытками и расстрелами. Его жертва прямо перекочевала в литературу XX века из тетрадок капитана Лебядкина. Но это уже не ерничество, а подлинный кошмар.
Написано за три года до расстрела самого автора. Прошу внимания:
Таракан сидит в стакане.
Ножку рыжую сосет.
Он попался. Он в капкане
И теперь он казни ждет.
Ожидая казни, существо наблюдает за вивисекторами с ножами и топорами. Эти люди будут таракана мучить:
И стоит над ним лохматый
Вивисектор удалой,
Безобразный, волосатый,
Со щипцами и пилой.
Подлинная жертва, конечно, не насекомое. Это – лирический герой, который чаще всего есть сам автор, то есть человек. Точно так же человек – герой кафковского «Превращения», проснувшийся однажды в мерзком виде насекомого. Не правда ли, XX век щедро пропитан интуициями родства человека и насекомого и общей трагичности их судьбы, которая, в случае человека, есть еще и фарс. Кровавый, но фарс.
Таракан к стеклу прижался
И глядит, едва дыша…
Он бы смерти не боялся,
Если б знал, что есть душа.
Но наука доказала,
Что душа не существует,
Что печенка, кости, сало –
Вот что душу образует.
Есть всего лишь сочлененья,
А потом соединенья.
Против выводов науки
Невозможно устоять.
Таракан, сжимая руки,
Приготовился страдать.
О, прочтите, прошу вас, прочтите до конца эту короткую стихотворную, полупридурковатую, грубо срифмованную повесть о насекомом, в котором сердце чует что-то более родное и близкое, нежели просто домашнего паразита. Прочтите о том, как:
Его косточки сухие
Будет дождик поливать,
Его глазки голубые
Будет курица клевать.
В некотором смысле это – единственный род поэзии, которой достоин человек, убежденный в том, что кроме «печенки, костей и сала» ничего больше в человеке нет. Удивляться ли, что судьба такого человека (человечества) строится по модели: «По вере твоей да будет тебе»?
Теперь от «чисто литературы» перейдем чисто к жизни. В конце 40 – начале 50-х годов прошлого века увидели свет так называемые «Отчеты Кинси». Это был своеобразный прорыв в области изучения человеческой сексуальности. Отчеты носили специфические названия: «Половое поведение самца человека» и «Половое поведение самки человека». Публикации этих работ и их широчайшее распространение могут рассматриваться (да и рассматриваются) в качестве катализатора движения, со временем получившего название «сексуальной революции». Фрейд поведал миру о подавленных желаниях, о наличии в психике неких тайников, где хранятся, запертые ключом культурных табу, непреображенные сексуальные переживания. Кинси поступил иначе и совершил иное. Он взял голую человеческую сексуальность, пристально рассмотрел и описал ее в доступных ему пределах и… расчеловечил человека. Мы и начинали со стишков Лебядкина, то есть с Достоевского, и заканчивать вынуждены будем им. Митя Карамазов восторженно говорит Алеше: «Насекомым сладострастье. Ангел Богу предстоит». Дескать, пусть молятся те, кто к этому предназначен, а я – насекомое. Мой удел – сладострастье. Вот таким болезненно сладострастным насекомым и предстает человек в работах доктора Кинси. Теперь добавим, что научную шлифовку и ученую степень доктор Кинси получил, занимаясь изучением… насекомых.
Род занятий ложится сеткой и трафаретом на сознание человека. Кто работает в посудомойном цеху, для того весь мир только то и делает, что ест, пьет и что-то недоеденное оставляет в тарелке. Юристы и врачи, сказал классик, развращаются быстрее всех, поскольку имеют дело: одни – с болезнями плоти, другие – с болезнями социума. Ну и «кто в армии служил, тот в цирке не смеется». То, что нам кажется опытом объективным, есть лишь взгляд на улицу из зарешеченного окна – из окна нашей внутренней тюрьмы. И изучая насекомых, вполне естественно и на человека посмотреть под особым углом зрения. Под этим углом зрения вся наша жизнь будет лишь слюноточивой историей о том, как паучок «нашу муху в уголок поволок». Только если у Чуковского есть место и благородству комарика, и чаю с кренделями, и свадьбе, то у энтомолога будет только сухой язык цифр о том, какое же это гадкое насекомое – человек.
Человека нельзя изучать как насекомое. И как примата его изучать нельзя. Его надо изучать только как человека, иначе выводы рискуют иметь некоторые погрешности, незаметные глазу обывателя, но полностью извращающие конечные выводы эксперимента.
Ни химия, ни физика, ни биология не видят человека, не замечают его и, соответственно, не имеют дела с ним, хотя о нем и рассуждают. В результате «человеколюбивая» наука делает некую вивисекцию с «топорами и пилами», как над оным олейниковским тараканом. В XX веке такие вивисекции производились над целыми народами. И все с умным видом, да для всеобщего блага, да ради преодоления предрассудков…
Видно правильно написано:
Кому велено чирикать –
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать –
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!
Вот так полезешь в «чистую науку», а получится у тебя в качестве вывода либо тотальный разврат, либо массовое кровопролитие. Или то и другое разом. Потом подойдет Никифор – бла-го-роднейший старик, ну и…
Кстати, не зря стишок у Достоевского не дописан. История ведь еще не кончилась.
Грех ли убить мышь?
Грех ли убить мышь?
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Дорогая во Господе Мария!
Я бы Ваш вопрос поставил шире. Грех ли убивать животных? Ответ на него содержится в 9 главе 3 стихе Книги Бытие. “Всё движущееся, что живёт, да будет вам в пищу” говорит Господь Ною. А далее Господь уточняет: “Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу её от всякого зверя” (Быт 9:5).
Что же мы видим в этих словах Господа? Мы видим, что Господь разрешает убивать лишь тех животных, которые нужны нам в пищу; либо тех, которые сами убивают человека. По моему мнению, это очень справедливо. Раньше люди в “поте лица своего” добывали себе пропитание, охотясь лишь в двух случаях: либо, чтобы добыть себе еды; либо, чтобы убить напавшего на них зверя. Сегодня, когда людям нет необходимости охотиться ради пропитания, охота превратилась в развлечение; безумный, азартный и, следовательно, страстный отстрел животных, которые никак не угрожают жизни человека. Охотники украшают свои жилища чучелами убитых ими животных, которые не нужны им ради пропитания, совершенно не собирались нападать на них. Разве это не гордыня?
Что же касается мыши, если Вы убиваете мышь просто потому, что она Вам мешает, например, вы “боитесь мышей”, то это грех. Но если Вы убили мышь, которая портит Ваши продукты, например, бегает по столам и разносит инфекцию, это не грех. Понимаете, каждое убийство животного надо соотносить с заповедями Господа, которые Он оставил людям, говоря с праведниками и пророками. Помните: нет добродетели без рассуждения.
Храни Вас Господь!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
После родов причащалась без очистительной молитвы. Что делать?
Появление акселератов – следствие греховности?
Согрешил, что делать?
Что делать, если нарушил клятву Богу?
Комментарии
Бог назначил человека царем.. Это откуда такая информация?От людей? И приказ есть о назначении? Бог назначил человека человеком, дал ему разум и чувства не для того, чтобы он истреблял все вокруг. Есть принцип разумного гуманизма. Здесь все верно написано.
Бог назначил человека царём всех животных!И если они ему мешают-он может их прогнать или убить-так делают все животные а человеку можно тем более.Сейчас человек знает что такое пищевая пирамида и должен её изменять под свои потребности как царь.Тем более что 99% всех животных Земли исчезли до появления человека.
простите меня грешного… пушки, благословляем, а о мышах, рассуждаем.
Будда говорил, что любая жизнь ценна и священна. Убивая любое существо, мы пятнаем свою карму. Так что, надо стараться избегать убийств любых живых существ. Не всегда будет получаться (комаров я убиваю), но надо стараться.
Если вы грохнете от души , то это конечно же не грех, а вот если со злобой в сердце, то значит сами виноваты что так случилось
Ну написано же… Если таракан бегает по столу, бессовестно ходит грязными ногами по продуктам, разносит инфекции – их нужно изгонять из жилья, а если не ушли травить. А живущие во дворе пусть живут, вот только они на зиму лезут в комнату тоже((
Увидела материал в ленте и не смогла пройти мимо, т.к. для меня эта тема актуальна.
Дело в том, что я с уважением отношусь к животным вообще и очень люблю мышей в частности. Причём не холёных декоративных, а любых, сирых и убогих – как бы дико это ни звучало.
Конечно, так было не всегда. С детства мне, как и большинству, навязывалось отвращение к ним, ведь они якобы переносят инфекцию (об этом распишу подробнее). И я лишь молча наблюдала, как родители убивали – порой, весьма жестокими способами – невинных зверюшек. Сердце сжималось, но я ничего не делала, боясь осуждения.
Всё изменилось, когда я повзрослела и начала отстаивать свои права, вмешиваясь в заступаясь за каждую Божью тварь, приговорённую лишь за факт своего существования. И если сначала это были всякие жучки-паучки, которых я выносила на улицу, то после жизнь вновь столкнула меня с мышами, которых я не осмелилась убить просто потому, что “так надо”.
Было это в 2016-м году, и… Знаете, что?
Уже три года я живу с мышами. Самыми настоящими, серыми домовыми.
Поголовье грызунов достигает порядка пятидесяти штук на небольшую квартиру (в которой проживаю одна), и я благодарна Господу за эту радость!
Вопреки мифу о мышах “разносчиках инфекций” за эти три года я ни разу (!) не заболела чем-либо инфекционным, потому что мыши – не возбудители (это очень важно) инфекций, а обыкновенные животные, которые рождаются совершенно стерильными.
И чтобы мышь на своих лапках перенесла “заразу” – мы должны жить в охваченном пандемией мире, где прикосновение к чему-либо наносит непоправимый вред. Можете представить такое в 21-м веке? Я нет.
Переносить инфекции мыши смогли только в чумной Европе, перебегая из дома условного больного Франса к пока ещё здоровому Гансу и топчась по его продуктам.
В современном мире, повторюсь, таких инфекций нет – иначе бы мы вымерли уже после поездок в метро. Про наличные деньги вообще молчу.
Поэтому, прошу вас, относитесь с уважением к этим чудесным животным, ведь на их короткий век приходится множество страданий, которых они совсем не заслужили.
П.С.: в прошлом году мышка спасла мне жизнь. Без шуток – каким-то образом в квартиру попал невиданный доселе и, вероятно, в меру ядовитый паук из числа тех, что для нашего края – экзотика. И полз ко мне из бумажного пакета, что я увидела едва ли не в последний момент. Но тут внезапно – клянусь, чистая правда! – появилась одна из мышей и резким движением атаковала паука, нанеся ему два смертельных удара. Итог – скрюченный и с прокусанным брюшком арахнид и убежавшая по своим делам крошка-мышка.
Вот так вот.
Ответьте, пожалуйста, что греховно, а что нет.(28 вопросов)
Ivaida сказал(-а): 11.07.2012 08:01
Ответьте, пожалуйста, что греховно, а что нет.(28 вопросов)
1.Есть пищу ненатурального происхождения.
2.Думать о близости вообще и думать о близости с мужем/женою.
3.Смотреть фильмы, мультики, телепередачи, аналитические программы, концерты.
4. Думать, что Бог един, что у евреев, мусульман, буддистов, христиан и т.д. один Бог. Думать, что Бог один, просто разным народам явился под разным видом.
5.Читать книги не про христианство.
6.Видеть, как целуется мужчина и женщина в фильме или же на улице, в гостях, дома и т.д.
7.Выставлять себя в интернете другим человеком, врать о себе, даже и преследуя хорошие цели.
8.Думать о внешней красоте людей.
9.Играть в компьютерные игры ( не обязательно в стрелялки).
10.Отказаться от семейной жизни. ( Не уйти в монастырь, дать обет безбрачия, а просто отказаться)
11. Читать Веды, Коран, просто для интереса или изучения.
12. Не посещать церковь, а молиться только дома.
13. Смотреть фильмы, где речь идет о людях с другой верой; дружить, общаться не с христианами.
14. Предохраняться во время близости.
15. Принимать гомосексуальность своего ребенка.
16. Смотреть фильмы, в которых есть какой-то грех – убийство, блуд, гомосексуализм, наркотики и т.д. Не обязательно главной темой.
17.Играть в карты не на деньги, а просто для развлечения.
18.Пить алкоголь (вино, шампаское), курить кальян (именно кальян, сигареты в вопрос не относятся). В редких случаях конечно.
19. Носить шорты, майки, короткие платья, но так, чтобы это не выглядело развратно и срамно.
20. Целоваться до свадьбы.
21. В браке в сексе использовать разнообразие.
22. Разговаривать с детьми о сексе, объяснять откуда берутся дети.
23. Ходить к психологу или самому быть психологом.
24.В Новом Завете Иисус не особо одобрял разводы, кажется. Так это грех все-таки или нет?
25.Любить монаха, священника.
26.Пребывать в постоянном страхе перед Богом и наказанием Божьим.
27. На экскурсиях в других странах заходить в мечети, храмы другой веры?
28. Убивать насекомых. В том числе и комаров, мух, тараканов. Ну ведь они тоже живые существа.
igor_ua сказал(-а): 11.07.2012 11:59
Ivaida сказал(-а): 11.07.2012 12:37
igor_ua сказал(-а): 11.07.2012 13:36
Все равно вы сами будете решать. Но если вам интересно, то я отвечу:
1.Есть пищу ненатурального происхождения. – а такая бывает?
2.Думать о близости вообще и думать о близости с мужем/женою. – нечего там думать, действовать надо с мужем/женой
3.Смотреть фильмы, мультики, телепередачи, аналитические программы, концерты. – мультики и концерты можете не смотреть, лично мне неинтересно
4. Думать, что Бог един, что у евреев, мусульман, буддистов, христиан и т.д. один Бог. Думать, что Бог один, просто разным народам явился под разным видом. – видите ли, никто из списка не согласится с тем, что бы вы так думали. Поэтому решайте сами.
5.Читать книги не про христианство. – врага нужно знать в лицо
6.Видеть, как целуется мужчина и женщина в фильме или же на улице, в гостях, дома и т.д. – что-то в фильмах они чаще целуются. Это не самое страшное, что можно увидеть
7.Выставлять себя в интернете другим человеком, врать о себе, даже и преследуя хорошие цели. – грешно
8.Думать о внешней красоте людей. – если завидовать или с похотью, то точно грех
9.Играть в компьютерные игры ( не обязательно в стрелялки). – после 1 часа в день (2.5 в выходные) переходит в категорию грех.
10.Отказаться от семейной жизни. ( Не уйти в монастырь, дать обет безбрачия, а просто отказаться) – не грех
11. Читать Веды, Коран, просто для интереса или изучения. – а что, это так интересно для христианина?
12. Не посещать церковь, а молиться только дома. – не одобряется в Писании. Но вы можете молиться после церкви и дома.
13. Смотреть фильмы, где речь идет о людях с другой верой; дружить, общаться не с христианами. – дружить не грех. С грехом дружить – грех.
14. Предохраняться во время близости. – извините, а с кем? Если не с супругом, то и обсуждать нечего.
15. Принимать гомосексуальность своего ребенка. – Ваш выбор. Мать не отречется от ребенка, но не обязана соглашаться со всеми его поступками и наклонностями.
16. Смотреть фильмы, в которых есть какой-то грех – убийство, блуд, гомосексуализм, наркотики и т.д. Не обязательно главной темой. – Все мне можно, не все полезно. А иногда откровенно вредно.
17.Играть в карты не на деньги, а просто для развлечения. – сами решайте.
18.Пить алкоголь (вино, шампаское), курить кальян (именно кальян, сигареты в вопрос не относятся). В редких случаях конечно. – – Все мне можно, не все полезно.
19. Носить шорты, майки, короткие платья, но так, чтобы это не выглядело развратно и срамно. – вам лучше знать. Зависит где вы собираетесь их носить.
20. Целоваться до свадьбы. – много не целуйтесь, приестся.
21. В браке в сексе использовать разнообразие. – это тоже до свадьбы?
22. Разговаривать с детьми о сексе, объяснять откуда берутся дети. – не грех.
23. Ходить к психологу или самому быть психологом. – не грех.
24.В Новом Завете Иисус не особо одобрял разводы, кажется. Так это грех все-таки или нет? – Когда как
25.Любить монаха, священника. – Любить нужно всех.
26.Пребывать в постоянном страхе перед Богом и наказанием Божьим. – Бог не дал нам духа страха
27. На экскурсиях в других странах заходить в мечети, храмы другой веры? – Не грех. Хотя кто его знает, для чего вы туда заходите.
28. Убивать насекомых. В том числе и комаров, мух, тараканов. Ну ведь они тоже живые существа. – не грех. Пусть живут в своей квартире, а не в моей.
Источники:
https://pravoslavie.ru/55605.html
https://foma.ru/greh-li-ubit-mysh.html
https://www.evangelie.ru/forum/t110115.html