5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Почему царскую семью причислили к лику святых

Почему царскую семью причислили к лику святых

Канонизация царской семьи Романовых и, прежде всего, самого императора Николая II не всеми воспринимается однозначно. Довольно часто приходится слышать вопросы: а что этот царь сделал такого, за что его причислили к лику святых? Обратимся к фактам.

Расстрел в Екатеринбурге

В ночь с 16-го на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге были расстреляны император Николай Александрович, отрекшийся от престола 2 марта 1917 года, его жена императрица Александра Федоровна, а также их дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей.

Уже через три дня после казни 8 (21) июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве, Патриарх Тихон объявил: «Свершилось ужасное дело — расстрелян бывший государь Николай Александрович. Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе». Помимо этого, Патриарх благословил церковных архипастырей и пастырей совершать панихиды о Романовых.

Почитание

Как полагают русские церковные деятели, характерное для русского народа благоговейное уважение к миропомазаннику, трагические обстоятельства его смерти, а также жалость, которую вызвала гибель ни в чем не повинных детей, способствовали отношению к царской семье не как к жертвам политических репрессий, а как к христианским мученикам. Поэтому практически сразу же началось почитание Романовых, продолжавшееся в течение всего советского периода нашей истории. Особенно сильными были эти настроения и в эмигрантских кругах. Так, в эмигрантской прессе появлялись сообщения о чудесах, совершенных царственными мучениками, например, о мироточении икон с их изображениями.

В 1981 году Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви причислил Романовых к лику мучеников. 16 июля 1989 года на пустыре, где некогда стоял дом Ипатьева, состоялся молебен в память о Романовых. 18 августа 1990 года на этом месте был установлен деревянный крест, возле которого несколько раз в неделю читались молитвы и акафисты.

За и против

Между тем раздавалось немало голосов и против канонизации, особенно Николая II. В качестве аргументов приводились его неудачная государственная политика, в том числе трагедия на Ходынке, Кровавое Воскресенье, Ленский расстрел, а также контакты с Распутиным. В 1992 году определением Архиерейского Собора была инициирована Синодальная комиссия, которой было поручено исследовать

материалы, связанные с мученической кончиной царской семьи. В результате политическая деятельность Николая II была отделена Церковью от периода духовных и физических страданий, которые последний российский император перенес в конце жизни. В конце концов было дано следующее заключение: «В страданиях, перенесенных царской

семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в

жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке.

Читать еще:  Что делать при пожаре

Именно в осмыслении этого подвига царской семьи комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников российских в лике страстотерпцев императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».

14 августа 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Церкви царская семья была причислена к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников российских, явленных и неявленных.

Для церковных деятелей также имело большое значение, что Николай II вел порядочную и благочестивую жизнь: уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал средства на постройку храмов. Все члены царской семьи, по мнению РПЦ, жили в соответствии с традициями православия.

Можно по-разному относиться к политической деятельности Николая Романова, но в данном случае его личность рассматривается исключительно с позиций христианского мировоззрения. Своей мученической кончиной он искупил все свои грехи.

Почему Николай 2 причислен к лику святых, ведь он отрекся от престола добровольно, проявил малодушие?

К нам пришел еще один вопрос: «Догадываюсь, что это не по-православному, но у меня есть такое мнение: наш царь последний добровольно отрекся от престола, бросил свой народ, его убили. Почему он причислен к святым? За то, что он царь? Он проявил малодушие, он отрекся, он – отступник, а не святой. Мне очень не нравится так думать, ведь Церковь признала его святым, но не могу с собой совладать. Ищу аргументы против своей версии, но не нахожу. Хочу услышать Ваше мнение».

Конечно, он прославлен не потому, что он царь. Вовсе не потому, и это, наверное, самое последнее, о чем можно подумать. Потому что, как царь, он как раз оказался, никудышным. Как царь, как руководитель и правитель. Потому что при нём произошло две революции. Вторая свергла его. Он отрекся, потом произошла третья революция. Это ввергло страну в хаос, и в полный кошмар. И вот рухнула империя, закончилась династия. Если это произошло при его жизни, возникает сразу вопрос, а какой он как правитель? Что это за правитель такой, что это за царь, который всё это допустил? Как политик, как царь, он – не лучший образец, мягко говоря. Но его прославили за то, что он выпил свою чашу до дна. Да, он отрекся. Но этот его поступок, отречение, не рассматривается ни в каком ключе, ни в положительном, ни в отрицательном. То, что он сделал такой выбор и принял такое решение, не могло повлиять на его прославление. Это никак не могло говорить против его прославления. А говорит то, что произошло потом.

Потом он выпил свою чашу до дна, безропотно. Хотя, наверное, у него были у него варианты, были возможности сделать что угодно. Это же не значит, что если его арестовали, он стал, грубо говоря, безвольным и его потом расстреляли. Нет. Там были разные варианты действий, но он всячески старался предотвратить кровопролитие, фактически, он приносил себя в жертву потом. Он прославлен как страстотерпец.

Вот почему его прославили. Он так и числится: страстотерпец. Правда, некоторым нашим верующим православным не терпится сказать, что это святой царь, они именно подчеркивают слово царь. Почему-то им этого хочется. Да, это царственные страстотерпцы, как князья Борис и Глеб. Такие же страстотерпцы. Они знали, что всё плохо кончится, но, тем не менее, посчитали, что пусть лучше брат поступит с ними нехорошо, чем прольётся кровь. Николай II тоже пытался сдержать тот хаос, который надвигался на страну. Он пытался сдержать тем, что не поддавался на соблазн сбежать за границу, ещё что-нибудь сделать, но принял безропотно свою участь, прошёл до конца вместе со своей семьей. Поэтому он и прославлен в лике святых как страстотерпец. Он даже не мученик.

Разница между мучеником и страстотерпцем состоит в том, что мученик умирает за Христа, а страстотерпец – это тот, который принимает смерть, следуя заповедям Христа, но не за Христа.

За что канонизирован император Николай II?

История жизни царственных страстотерпцев и их канонизации знакома всем в нашей стране, и именно поэтому вокруг их прославления Церковью возникают вопросы, которые могли бы быть заданы и в отношении многих других святых, если бы истории их жизни были известны более широко.

Читать еще:  Как выйти из запоя самостоятельно

Мы постарались собрать наиболее распространенные вопросы и дать на них ответы. В этом нам помог протоиерей Георгий Митрофанов, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

За что канонизировали царскую семью?

Исторические факты не позволяют говорить о членах царской семьи как о христианских мучениках. Мученическая смерть предполагает для человека возможность спасти свою жизнь, пусть и через прямое отречение от Христа. У царской семьи такого выбора не было. Их убивали именно как государеву семью. Люди, которые это делали, были достаточно секуляризованы по своему мировоззрению и воспринимали их прежде всего как символ ненавистной им императорской России.

Поэтому семья Николая II прославлена в чине страстотерпчества, характерном именно для Русской Церкви. В этом чине традиционно канонизуют русских князей и государей, которые имея твердую веру в Бога, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания или смерть от рук политических противников.

В Синодальную Комиссию по канонизации святых были предоставлены пять докладов, посвященных изучению государственной и церковной деятельности последнего российского государя. Комиссия постановила, что сама по себе деятельность Императора Николая II не дают достаточных оснований как для его канонизации, так и для канонизации членов его семьи. Однако докладами, определившими окончательное — положительное — решение Комиссии, стали шестой и седьмой: «Последние дни Царской семьи» и «Отношение Церкви к страстотерпчеству».
«Большинство свидетелей говорит об узниках тобольского губернаторского и Ипатьевского екатеринбургского домов, — подчеркивалось в докладе «Последние дни царской семьи», — как о людях страдающих, но покорных воле Божией. Несмотря на все издевательства и оскорбления, перенесенные ими в заточении, они вели благочестивую жизнь, искренне стремились воплотить в ней заповеди Евангелия. За многими страданиями последних дней царской семьи мы видим всепобеждающий зло свет Христовой истины».

Именно последний период жизни членов царской семьи, проведенный в заточении, и обстоятельства их гибели содержат серьезные основания для прославления их в лике страстотерпцев. Они все более и более осознавали, что смерть неизбежна, но сумели сохранить в сердце духовный мир и в момент мученической кончины обрели способность простить своих палачей. Перед отречением государь говорил генералу Д. Н. Дубенскому: «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину».

Несколько месяцев спустя императрица Александра писала в заточении в Царском Селе: «Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] всё переживаем. Как хочется с любимым больным человеком все разделить, все пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной».

Означает ли канонизация государя то, что Церковь официально поддерживает монархическую идею и политическую линию последнего императора?

И в исторических записках о Николае II, и в его житии дается достаточно сдержанная, а порой и критическая оценка его государственной деятельности. Что касается отречения, то это было политически безусловно ошибочным актом. Тем не менее, вину государя в какой-то мере искупают мотивы, которые им руководили. Желание императора с помощью отречения не допустить гражданской междоусобицы оправданно с точки зрения нравственности, но не с позиции политики…

Если бы Николай II силой подавил революционное восстание, то он вошел бы в историю как выдающийся государственный деятель, но вряд ли при этом стал бы святым. Подавая документы на прославление, Синодальная комиссия по канонизации не обходила вниманием спорные эпизоды его правления, в которых проявлялись не лучшие стороны его личности. Но канонизован последний российский император не за свой характер, а за мученическую и смиренную кончину.

Кстати, в истории Русской Церкви не так много канонизированных государей. А из Романовых прославлен в лике святых только Николай II — за 300 лет правления династии это единственный случай. Так что никакой «традиции канонизации монархов» не существует.

Читать еще:  Откуда появились спиннеры

А как же Кровавое воскресенье, увлечения спиритизмом и Распутин?

В материалах Синодальной комиссии по канонизации семьи Николая II есть исторические записки, разбирающие отдельно все эти проблемы. Кровавое воскресенье 9 января 1905 года, проблема отношения государя и государыни к Распутину, проблема отречения императора — все это оценивается с точки зрения того, препятствует ли это канонизации или нет.

Если рассматривать события 9 января, то, во-первых, надо учитывать, что мы имеем дело с массовыми беспорядками, происходившими в городе. Они были непрофессионально подавлены, но это было действительно массовое противозаконное выступление. Во-вторых, никаких преступных приказов в тот день государь не отдавал — он находился в Царском Селе и был во многом дезинформирован министром внутренних дел и градоначальником Санкт-Петербурга. Николай II считал себя ответственным за то, что произошло, отсюда и трагическая запись в дневнике, которую он, узнав о произошедшем, оставил вечером того дня: «Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!»

Все это позволяет несколько иначе взглянуть на фигуру последнего царя. Впрочем, Церковь не спешит во всем оправдать Николая II. Канонизованный святой — не безгрешный. Драма страстотерпчества, «непротивления смерти» заключается как раз в том, что именно немощные люди, часто немало грешившие, находят в себе силы превозмочь слабую человеческую природу и умереть с именем Христа на устах.

Почему не были канонизированы слуги царской семьи, расстрелянные вместе с ней? И вообще, чем подвиг семьи Николая II отличается от подвига сотен тысяч, принявших такую же смерть, но не прославленных Церковью?

Слуги царской семьи погибли как люди, которые исполняли свой профессиональный долг перед государем. Они достойны канонизации, но проблема заключается в том, что у Русской Православной Церкви еще не выработан чин прославления мирян, которые принимают мученическую смерть, оставаясь верными своему служебному или нравственному долгу. Вопрос прославления людей, безвинно погибших в годы смут и политических репрессий, обязательно будет решен в будущем: XX век создал прецедент — миллионы мирян стали мучениками. И Церковь помнит о них.

Император отрекся от престола, перестал быть помазанником Божиим, почему же тогда Церковь говорит о том, что он стал искупителем грехов всего народа?

А вот здесь как раз уже не церковное понимание проблемы. Церковь никогда не называла императора Николая II искупителем грехов русского народа, ибо для христианина существует лишь один Искупитель — Сам Христос. Подобные же представления, равно как и идея о необходимости принесения всенародного покаяния за убийство царской семьи, не раз осуждались Церковью, поскольку это представляет собой весьма характерный пример дополнения христианского понимания святости какими-то новыми смыслами философско-политического происхождения.

Реабилитация

В июне 2009 года Генпрокуратурой РФ были реабилитированы члены семьи Романовых. В соответствии со ст. 1 и пп. «в», «е» ст. 3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Генеральной прокуратурой принято решение реабилитировать Романова Михаила Александровича, Романову Елизавету Федоровну, Романова Сергея Михайловича, Романова Иоанна Константиновича, Романова Константина Константиновича, Романова Игоря Константиновича, Романову Елену Петровну, Палея Владимира Павловича, Яковлеву Варвару, Янышеву Екатерину Петровну, Ремеза Федора Семеновича (Михайловича), Калина Ивана, Круковского, доктора Гельмерсона и Джонсона Николая Николаевича (Брайана).

«Анализ архивных материалов позволяет сделать вывод о том, что все вышеперечисленные лица подверглись репрессии в виде ареста, высылки и нахождения под надзором органов ЧК без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления по классовым и социальным признакам», — так сообщила агентству «Интерфакс» официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. Ранее в Генпрокуратуру с просьбой о реабилитации членов царской семьи обратилась глава дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна.

|Читайте также: Почему в лике святых прославлен последний российский монарх? Почитание Николая II как царя-искупителя — крайность или закономерность? Об этом говорим с секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых, ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Владимиром Воробьевым здесь.

Источники:

http://russian7.ru/post/pochemu-nikolay-ii-pochitaetsya-kak-svyatoy/
http://molitvy.guru/interesno/pochemu-tsar-nikolaj-2-prichislen-k-liku-svyatyh
http://foma.ru/za-chto-kanonizirovan-imperator-nikolaj-ii.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector