Кто из водителей должен уступить дорогу трамваю
2-ая логическая задача из ПДД: преимущество трамвая
В ПДД в 13-м разделе “Проезд перекрёстков” имеется аж три пункта о преимуществе трамвая (можете их не читать, ниже я подам суть на блюдечке):
13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
Одним предложением эти правила можно выразить, например, так:
Трамвай на перекрёстке уступает только если он на второстепенной, а мы на главной или он на дополнительной зелёной секции светофора, со включённым одновременно красным или жёлтым, а мы на основной.
Существует способ объяснить эти три правила ещё проще, но для этого придётся танцевать от начала раздела, так что ограничимся этой формулировкой.
А теперь внимание, вопрос.
Что за причина вынудила разработчиков ПДД наделить трамвай таким преимуществом?
Вполне возможно, что вашим ответом будет что-то типа: раз он рельсовый, значит медленный и неповоротливый и разработчики просто подняли скорость его передвижения до приемлемых величин.
Если вы более подкованы в этом вопросе, то склонитесь к мнению, что дело в увеличенном тормозном пути трамвая. Возможно разработчики держали это в голове, но всё таки камень преткновения был посерьёзней.
Проблема в том, что трамвайные пути образуют на общей дороге свою отдельную область путей следования, которая, так сказать, держится особняком. Она может располагаться то в середине дороги, то слева, то справа, да где угодно.
Давайте попробуем последовать за разработчиками.
— Товарищи, мы выяснили, что движущееся прямо на перекрёстке ТС всегда проезжает первым, а поворачивающее налево всегда уступает согласно правилу правой руки. Но, так как на рисунке трамвайные пути находятся посередине, трамвай Г, движущийся прямо, вдруг оказывается слева от автомобиля В, поворачивающего налево. Таким образом при повороте В вдруг становится помехой справа для трамвая Г.
— Постойте, коллега, получается парадокс: трамвай, хотя движется прямо, должен уступить автомобилю, который, поворачивает налево и пересекает его траекторию.
Всегда ли такая чехарда получается? — Нет, в зависимости от расположения трамвайных линий и взаимного расположения ТС “помеха справа” при пересечении траекторий сбоит: то она работает, то нет. — К хуям это всё! Давайте для таких случаев просто установим преимущество трамвая!
Так разработчики разрубили гордиев узел из сбоев “помехи справа” и слабой тормозной системой трамвая одним ударом. Кхм. хотя нет, — тремя. Это я разрубил одним ).
Источники:
https://pikabu.ru/story/2aya_logicheskaya_zadacha_iz_pdd_preimushchestvo_tramvaya_6116850