Как иначе называется биографическое кино
Биографический фильм
биографи́ческий фильм, произведение киноискусства, посвящённое жизни и деятельности исторического лица обществ, деятеля, полководца, представителя науки и культуры. Биографические фильм получили особое распространение с развитием звукового кино. Становление Биографических фильмов в СССР в середине 30-х гг. связано с утверждением социалистического реализма, с повышением познавательной и воспитательной роли кино. Советский биографический фильм 3040-х гг. характеризуются стремлением к исторической достоверности, подробному изображению сущности жизненного подвига героя, тщательной обрисовке социальных условий; они чаще всего охватывают большой период жизни героя, отсюда протяжённость во времени и фрагментарность композиции, наличие цепи драматических конфликтов, соединённых развитием характера главного персонажа. Фильмы «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. И. Ромма и «Человек с ружьём» С. И. Юткевича доказали возможность создания средствами киноискусства правдивого образа вождя социалистической революции. В фильме «Щорс» А. П. Довженко, «Яков Свердлов» Юткевича, «Валерий Чкалов» М. К. Калатозова также проявились характерные особенности советского биографического фильма В фильме «Пётр I» (режиссер В. М. Петров), «Александр Невский» (режиссер С. М. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» и «Суворов» оба режиссеров В. И. Пудовкина и М. И. Доллера, «Богдан Хмельницкий» (режиссер И. А. Савченко) были воссозданы образы деятелей русской истории. В годы Великой Отечеств, войны были созданы фильмы, прославляющие подвиги выдающихся полководцев М. И. Кутузова, П. С. Нахимова, Г. И. Котовского, А. Я. Пархоменко, Г. Саакадзе, Давид-Века, Сухэ-Батора и др. Всемирный успех имела историческая трагедия «Иван Грозный» Эйзенштейна.
Среди биографических фильмов послевоенного периода: «Мичурин» (сценарист и режиссер Довженко), «Академик Иван Павлов» и «Мусоргский» (режиссер Г. Л. Рошаль), «Алишер Навои» (режиссер К. Я. Ярматов), «Тарас Шевченко» (режиссер Савченко).
Особое значение имели биографические фильмы для развития кинематографии союзных республик; обращаясь к жизни и деятельности виднейших представителей национальной культуры (Д. Гурамишвили, А. Церетели, А. Комитаса, Абая, Джамбула, Я. Райниса и многих других), молодое киноискусство обогащалось опытом многонациональной литературы и искусства. В области документального кино появились биографические фильмы о деятелях государства, культуры, науки, созданные на основе хроникальных и иконографических материалов.
В начале 50-х гг. развитие советского биографического фильма замедлилось, появились однообразные дидактические произведения, индивидуальные черты великих людей нивелировались, утрачивалось историческое своеобразие характеров. Таковы фильмы о В. Г. Белинском, о великих учёных Н. Е. Жуковском, А. С. Попове, М. В. Ломоносове, о композиторах Н. А. Римском-Корсакове, З. П. Палиашвили, о писателе И. Я. Франко и др. Некоторые мастера делали попытки расширить художественные средства биографического фильма: Юткевич поставил фильм о Н. М. Пржевальском в форме кинопутешествия по следам экспедиции учёного; Г. В. Александров снял фильм о М. И. Глинке в форме концерта, воспроизводящего оперные и балетные сцены; С. А. Кеворков и Э. А. Карамян в фильме о Камо использовали средства приключенческого жанра.
На рубеже 4050-х гг. были созданы биографические фильмы: в ЧССР о национальном герое чешского народа Яне Гусе, о писателе А. Ирасеке, о художнике М. Алеше, изобретателе Божеке, композиторе Б. Сметане, враче Я. Янском; в ПНР о Ф. Шопене, С. Монюшко, государственном и военном деятеле К. Сверчевском; в ВНР о Ш. Петёфи, Ф. Эркеле; в ГДР о Парацельсе, Э. Тельмане и многие другие. Совместно с советскими мастерами были созданы биографические фильмы о Скандербеге в Албании и о Г. Димитрове в Болгарии.
Если в киноискусстве СССР и других социалистических стран биографический фильм ставит перед собой задачу воплотить существо жизненного подвига выдающегося деятеля прошлого, его связь с эпохой, народом, прогрессом человечества, то иные принципы характеризуют многие биографические фильмы капиталистических стран. В фашистской Германии в 3040-х гг. выпускались фильмы, восхвалявшие фашистов, или фильмы, извращавшие исторические события в целях фашистской пропаганды. Часто в биографических фильмах главное внимание уделяется бытовым (иногда недостоверным) подробностям жизни великих людей, а подлинные исторические события отодвинуты на задний план. В фильмах, поставленных в США, в погоне за сенсационными сюжетами историческим лицам приписывались выдуманные и подчас скандальные похождения. Биографические фильмы рассказывали о всевозможных авантюристах, начиная с Казаковы и Калиостро и кончая шпионом Лоуренсом и бандитом Джесси Джеймсом. Наряду с этим в США были поставлены и серьёзные, достоверные биографические фильмы, среди которых: «Повесть о Луи Пастере», «Жизнь Эмиля Золя», «Хуарес», «Магическая ампула доктора Эрлиха» все режиссера У. Дитерле, «Юный мистер Линкольн» (режиссер Дж. Форд), «Вильсон» (режиссер Г. Кинг), «Эдисон, человек» (режиссер К. Браун) и др. Социальные концепции этих фильмов были ограничены, но по направленности они гуманистичны и прогрессивны.
Развитие киноискусства 6080-х гг. дало много выразительных возможностей для живописания биографий выдающихся людей: внутренний монолог, свободное движение во времени, сочетание игровых и документальных сцен и др. Однако количество биографических фильмов повсеместно уменьшилось, их общественный резонанс ослабел. Буржуазные кинематографии выпускают развлекательные комедии и мелодрамы из жизни певцов, танцовщиц и др. Несомненно художественное значение телефильмов о великих людях «Сократ», «Блез Паскаль» (режиссер Р. Росселлини), «Жизнь Леонардо да Винчи» (режиссер Р. Кастеллани) все Италия, фильмов «Человек на все времена» (режиссер Ф. Циннеман) о Т. Море, «Кромвель» (режиссер К. Хьюз), «Ганди» (режиссер Р. Аттенборо) все Великобритания.
В СССР новые черты образа В. И. Ленина воплотили фильмы «Ленин в Польше», «Ленин в Париже» (режиссер Юткевич), «Шестое июля» (режиссер Ю. Ю. Карасик). Содержательны биографические фильмы о Н. Э. Баумане («Николай Бауман», режиссер С. И. Туманов), К. Э. Циолковском («Взлёт», режиссер С. Я. Кулиш), И. В. Курчатове («Выбор цели», режиссер И. В. Таланкин), А Н. Туполеве («Поэма о крыльях», режиссер Д. Я. Храбровицкий), Петре I («Юность Петра», «В начале славных дел», режиссер С. А. Герасимов), телефильм. «Карл Маркс. Молодые годы» (режиссер Л. Я. Кулиджанов), документальный фильм о Л. И. Брежневе «Повесть о коммунисте» (режиссер И. В. Бессарабов, А. С. Кочетков), документальные очерки о М. М. Литвинове, М. Ф. Андреевой, А. М. Коллонтай, научно-популярные фильмы о деятелях науки, культуры, искусства. См. также Исторический фильм.
Литература:
Юренев Р., Советская биография, фильм, [М.], 1949;
его же, Биография, фильмы, в книге: Очерки истории советского кино, т. 3, М., 1961, с. 276354.
Кино: Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. . 1987 .
Лучшие биографические фильмы – ТОП 40
Лучшие биографические фильмы – ТОП 40
Лучшие биографические фильмы позволяют зрителям погрузиться в увлекательные истории жизни выдающихся личностей и прочувствовать на себе их долгий путь к успеху. В таких картинах используются биографии реальных людей, внесших большой клад в развитие человечества. Предлагаем посмотреть наиболее популярные киноленты этого жанра, имеющие положительные оценки критиков.
1. Авиатор
В 20 лет он решает вложить крупную сумму средств в производство киноленты «Ангелы ада». В центре сюжета оказываются пилоты-истребители, принимающие участие в Первой мировой войне. Это первый фильм предпринимателя, за которым последовали такие культовые картины, как «Лицо со шрамом», «Вне закона» и другие.
2. Социальная сеть
В ходе развития событий у Марка появилась идея по созданию площадки для свободного общения между студентами университета. Этому проекту было суждено получить мировую популярность и сделать героев миллиардерами.
3. Большая игра
В ходе развития сюжета выясняется, что героиня смогла построить самый крупный и прибыльный подпольный игорный бизнес в Голливуде. Ее заведение посещало множество влиятельных миллионеров, звезд и шейхов. Но ее успех привлекает ФБР и мафию…
4. Невидимая сторона
Однажды Ли замечает, как ее сын общается с афроамериканцем из своей школы. При ужасной погоде на улице на нем была тонкая майка. Героиня приглашает товарища сына к себе домой и предлагает пожить у них.
Так они решили приютить Майкла и дать ему крышу над головой. Получив настоящую семью, парень смог поверить в себя и начать получать удовольствие от жизни, что привело его к занятиям по футболу.
5. Основатель
В ходе развития сюжета герой открывает собственное производство бумажных стаканчиков и миксеров для бистро. Однажды ему пришел заказ на шесть миксеров для коктейлей. Их заказали два брата МакДональдса, владеющие небольшим ресторанчиком недалеко в Калифорнии.
Приехав на место, Рэймонд оценил систему обслуживания клиентов в заведении братьев. Он загорелся этой идеей и захотел создать собственную сеть таких заведений по всей стране. Тогда герой решает сделать парням выгодное предложение…
Байопик: что это такое и в чем его специфика
Сегодня в нашем лексиконе появилось много англицизмов, один из них – модное словечко «байопик». Что это такое? Лексема происходит от слияния двух слов – biography (биография) и picture (картина). Значит, biopic – «биографическая картина, кино». Киноленты о жизни и судьбе знаменитой личности – это, стало быть, и есть фильмы-байопики.
Особенности жанра
Биографический фильм обычно строится не только на реальных событиях, случившихся в судьбе той или иной знаменитости, его задача – реконструировать жизненный путь личности. Некоторые авторы говорят про байопик, что это попытка рассказать о событиях и временах, оказавших решающее влияние на судьбу человека.
На байопиках охотно специализируется любая «фабрика грез». Голливуд сделает такую картину в духе захватывающей сказки для взрослых, российские кинокомпании постараются представить наиболее точный «отчет» о жизненном пути именитого человека. В Болливуде пойдут в ход мелодраматические и выразительные краски для воссоздания эпической личности, а японский кинематограф даст предельно насыщенную, жесткую и самобытную картинку.
Пионер среди байопиков
Первая биографическая кинолента вышла на экраны в 1899 году. Десятиминутный байопик «Жанна д’Арк» Жоржа Мельеса в характерной для немых фильмов технике пантомимы повествовал о видениях, подвигах и мученической смерти средневековой героини. С тех пор в кино непрестанно снимаются кинобиографии. Лучшие байопики становятся мировым достоянием и популярным источником, представляющим широкой публике истории жизни замечательных людей. Сосредоточим в нашем обзоре внимание на ярких образцах XXI века, снятых в жанре байопик. Что это за фильмы и как были встречены публикой?
Достоевский
За работу над «иконой» русской романистики взялся известный и талантливый режиссер Владимир Хотиненко. За основу он взял сценарий Эдуарда Володарского, который более чем на половину переписал. Восьмисерийный фильм 2011 года «Достоевский» эмоционально и образно представил судьбу Федора Михайловича через призму самых неоднозначных обстоятельств его жизни. Картину хорошо приняли зрители, но ею остались недовольны литературоведы, утверждавшие, что, на самом деле, все было не так. Что ж, может быть, им виднее. Байопик «Достоевский», тем не менее, получил премию «Золотой орел» за лучший мини-сериал.
Модильяни
Биографическую драму о судьбе итальянского экспрессиониста Амадео Модильяни снял в 2004 году американец Майкл Дэвис. В картине зритель встречается и с другой знаменитостью начала прошлого века – Пабло Пикассо. Обстоятельства жизни Модильяни показаны в точке острого соперничества двух титанов экспрессионизма. Фильм вызвал большой интерес у публики, не последнюю роль в этом сыграла превосходная музыка, созданная Гаем Фарли.
В 2002 году на экраны вышла лента, рассказывающая о жизни и творчестве Вирджинии Вулф. Роль английской писательницы досталась великолепной Николь Кидман, удостоившейся за нее «Оскара». Биография писательницы в фильме Стивена Долдри изящно соседствует с историями двух женщин, живущих в разных временах – скучающей домохозяйки Лоры (она живет в 1951 году) и редакторши Клариссы (2001 год), спасающей от СПИДа бывшую пассию, которой является сын той самой домохозяйки. Судьбы трех женщин оказываются причудливо переплетенными и в чем-то поразительно сходными. Байопик имел бешеный успех, его высоко оценили поклонники интеллектуального кино. Фильм претендовал на премию «Оскар» по десяти номинациям.
В заключение
Эти три картины можно назвать показательными, если речь идет о кино в жанре байопик. Что это значит? Для каждого из этих фильмов важно не столько строгое соответствие биографической канве в жизнеописании личности, сколько эстетически осмысленное переживание главных событий, так или иначе повлиявших на жизнь и творчество великого человека.
Источники:
https://cinema.academic.ru/2450/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC
https://way2day.com/article/luchshie-biograficheskie-filmy.html
https://fb.ru/article/142097/bayopik-chto-eto-takoe-i-v-chem-ego-spetsifika